Лекции по "Литературоведение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 15:07, курс лекций

Краткое описание

1.Основные задачи истории литературы.
Литература – процесс собственных исторических закономерностей.
Задачи истории литературы:
Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения;
Поиски внутренней логики развития литературы.

Файлы: 1 файл

литературоведение.docx

— 226.52 Кб (Скачать)

 

 

Героический эпос как литературный жанр.

 

Героический Э. как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический Э. бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников Э. имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический Э. часто называют народным Э. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы Э. имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую специфику, а безусловно относимые к народному Э. баллады, исторические предания и песни, народный роман и т. п. могут считаться героическим Э. лишь с существенными оговорками.

Героический Э. дошёл до нас как в виде обширных эпопей, книжных ("Илиада", "Одиссея", "Махабхарата", "Рамаяна", "Беовульф") или устных ("Джангар", "Алпамыш", "Манас", так и в виде коротких "эпических песен" (русские былины, южнославянские юнацкие песни, стихотворения Эдды Старшей), отчасти сгруппированных в циклы, реже — прозаических сказаний [саги, Нартский (нартовский) эпос].

Народный героический Э. возник (на основе традиций мифологического Э. и богатырской сказки, позднее — исторических преданий и отчасти панегириков) в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в античном и феодальном обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений и представлений, при которых типичное для героического Э. изображение общественных отношений как кровных, родовых могло не представлять ещё сознательного художественного приёма.

В архаических формах Э. (карельские и финские руны, богатырские поэмы тюрко-монгольских народов Сибири, Нартский эпос, древнейшие части вавилонского "Гильгамеша", Эдды Старшей, "Сасунци Давид","Амираниани") героика выступает ещё в сказочно-мифологической оболочке (богатыри владеют не только воинской, но и "шаманской" силой, эпические враги выступают в облике фантастических чудовищ); главные темы: борьба с "чудовищами", героическое сватовство к "суженой", родовая месть.

В классических формах Э. богатыри-вожди и воины представляют историческую народность, а их противники часто тождественны историческими "захватчикам", иноземным и иноверным угнетателям (например, турки и татары в слав. Э.). "Эпическое время" здесь уже — не мифическая эпоха первотворения, а славное историческое прошлое на заре национальной истории. Древнейшие государственные политические образования (например, Микены — "Илиада", Киевское государство князя Владимира — былины, государство четырёх ойротов — "Джангар") выступают как обращенная в прошлое национальная и социальная утопия. В классических формах Э. воспеваются исторические (или псевдоисторические) лица и события, хотя само изображение исторических реалий подчинено традиционным сюжетным схемам; иногда используются ритуально-мифологические модели. Эпический фон обычно составляет борьба двух эпических племён или народностей. В центре часто стоит военное событие — историческое (Троянская война в "Илиаде", битва на Курукшетре в "Махабхарате", на Косовом Поле — в сербских юнацких песнях), реже — мифическое (борьба за Сампо в "Калевале"). Власть обычно сосредоточена в руках эпического князя (Владимир — в былинах, Карл Великий — в "Песне о Роланде"), но носителями активного действия являются богатыри, чьи героические характеры, как правило, отмечены не только смелостью, но и независимостью, строптивостью, даже неистовостью (Ахилл — в "Илиаде", Илья Муромец — в былинах). Строптивость приводит их порой к конфликту с властью (в архаической эпике — к богоборчеству), но непосредственно общественный характер героического деяния и общность патриотических целей большей частью обеспечивают гармоническое разрешение конфликта. В Э. рисуются преимущественно действия (поступки) героев, а не их душевные переживания, но собственный сюжетный рассказ дополняется многочисленными статическими описаниями и церемониальными диалогами. Устойчивому и относительно однородному миру Э. соответствует постоянный эпический фон и часто размеренный стих; цельность эпического повествования сохраняется при сосредоточении внимания на отдельных эпизодах.


 

 

 

 

 СКАЗКА КАК ЖАНР.

один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. С. называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От др. видов художественной эпики С. отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает С. связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Во многих С. нашли отражение первобытные общественные отношения и представления, тотемизм, анимизм и др

 

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ  СКАЗКИ. — На ранних стадиях культуры С., сага и миф встречаются нерасчлененными и носят первоначально, вероятно, производственную функцию: охотник жестом и словом приманивал вспугнутого зверя. Позднее вводится пантомима со словом и пением. Следы этих элементов сохранила С. поздних стадий развития в виде драматического исполнения, напевных элементов текста и широких пластов диалога, к-рого в С. тем больше, чем она примитивнее.

На более поздней стадии скотоводческой экономики, дородовой и раннеродовой социальной организации и анимистического мировоззрения С. получает часто функцию магического обряда для воздействия уже не на зверя, а на души и духов. С. обязаны или привлекать и развлекать, особенно у охотников, лесных и всяких других духов (у турок, бурят, сойатов, урянхайцев, орочон, алтайцев, шорцев, сагайцев, жителей о. Фиджи, Самоа, австралийцев), или они употребляются как заклинания (в Новой Гвинее, у алтайцев, чукчей), или С. прямо входит в религиозные обряды (у малайцев, гиляков, иранских таджиков). Напр. знаменитый мотив магического бегства разыгрывается чукчами в их похоронном обряде. Даже русская С. входила в свадебный обряд. Благодаря этому культовому значению С. у многих народов существует регламентация сказывания сказок: их нельзя говорить днем или летом, а только ночью после захода солнца и зимой (белуджи, бечуаны, готентоты, уитото, эскимосы).

2. ВИДЫ СКАЗКИ. — Несмотря на конструктивное единообразие, современная С. различает в себе несколько типов: 1) С. о животных — древнейший вид; он восходит частью к примитивным Natursagen, частью к позднейшему влиянию литературных поэм средневековья (вроде романа о Ренаре) или к рассказам северных народов о медведе, волке, вороне и особенно о хитрой лисе или ее эквивалентах — шакале, гиене. 2) С. волшебная, генетически восходящая к разным источникам: к разложившемуся мифу, к магическим рассказам, к обрядам, книжным источникам и т. д. 3) С. новеллистическая с сюжетами бытовыми, но необычными:. Среди них имеются разновидности С. анекдотической (о пошехонцах, хитрых женах, попах и т. п.) и эротической. Генетически новеллистическая С. чаще корнями уходит уже в феодальное общество с четкими классовыми расслоениями. 4) С. легендарная,


17. Роман как литературный  жанр.

Роман — литературный жанр, как правило прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.

Роман представляет собой биографию или частичку биографии. Роман – эпос частной жизни, моделирует реальность, но не утверждает, что события – действительно происходящие события.

 

Роман нужно рассматривать исторически.

 

Самой старой формой из всех до нас дошедших – роман-авантюра. В них есть некий сюжетный стержень. Состоит в основном из преодоления внешних препятствий, лишен примет времени, психологизма нет, нет изменений в героях. Сюжет этот во многом близок к сказочному сюжету. Но есть подробные описания экзотических стран. Отличие от эпоса – герой, частное лицо. Такие романы были развлекательными.

 

В античности возникает и другой тип романа – пародийный роман (пародия на авантюрный роман). Пример: Апулей «Золотой осёл». Путешествие по Греции. Опасности мелкого масштаба. Путешествует в образе осла, роман очень откровенный, глазами осла автор может показать низкий быт, который авантюрный роман никогда не интересовал. Открывается перспектива для сатиры.

 

В Средние века возникает рыцарский роман (куртуазный роман). Создавались в 12-13 веках. Сосредоточен вокруг всего благородного. Это как будто возвращение к сказке. Впитывает мифологичность. (О поиске святого Грааля). Рыцари, которые действуют в этих романах, напоминают сказочных героев. Сказочные мотивы здесь трансформируются. Огромное влияние оказывает куртуазная лирика (о служении прекрасной даме). «Тристан и Изольда» - моменты перехода от сказки к роману.

 

«Дон Кихот» - самый важный этап в развитии романа. Первоначально – пародия на рыцарский роман. Ознаменовал собой переход от рыцарского романа к собственно роману. В романе широко описывается жестокая жизненная проза. Это и есть то новое, что вносит Сервантес. У Сервантеса рождается новая тема – одинокого чудака в жестоком мире. Эта низкая действительность становится главной в плутовском романе.

 

Плутовской роман

Героями плутовских романов становились жулики, авантюристы, прохиндеи. Обычно симпатии читателей были на их стороне. Их жертвами становились добропорядочные обыватели, чиновники, криминальные элементы, а также такие же плуты, как и они.

 

Плутовской роман перерастает в социально-бытовой. Такой роман возникает в 17-18 веках. Постепенно перерастает в психологический. М.М. Бахтин: «Роман – несоответствие героя его судьбе». «Человек больше своей судьбы или меньше совей человечности». Жанр романа становится универсальным. Сама распространенная форма романа – роман биографический.

 

 

Возможные варианты повествования в романе:

  1. с рождения героя до его смерти («Парфюмер» П. Зюскинда, «Доктор Живаго» Пастернак), Обломов;
  2. с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния жизни («Жизнь Дэвида Копперфильда», Чарльз Диккенс или «Бремя страстей человеческих», Уильям Сомерсет Моэм);
  3. с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до развязки («Преступление и наказание», Фёдор Достоевский). Отцы и дети

 

Формы романа:

культурно-исторический роман (Тургенев, Гончаров)

типичный герой своей эпохи. Такой роман строится как идейный диалог. Роман фактически превращается в исследование.

 

идейный (идеологический роман)  Достоевский. Автор не принимает идей героев, он дает героям высказаться до конца и показывает последствия. «Полифонический роман» (Бахтин)

 

натуралистический роман

 

натуралистический роман — это исследование природы, людей и среды. Его авторов больше не привлекает замысловатая интрига, ловко придуманный и разработанный по определенным правилам сюжет.

 

протетический роман

способен вбирать в себя всё

 

Роман умрет только вместе с литературой. Это универсальный жанр.

18. Новелла как  литературный жанр.

 

Новелла рождается из распада новеллистической сказки и анекдотической сказки.

 

Новеллистическая сказка – приземленный вариант волшебной сказки. В нов. сказке чудес нет, но по сюжету они очень похожи. Нов.сказка решает проблему испытания другим способом (напр., царевна загадывает загадки). Антигерой в бытовой и новеллистической сказке приобретает черты реального человека. Ведьма – это старуха и т.д. Нов.ск. мотивирует происхождение бытовыми обстоятельствами, она не помнит об обряде инициации. В этой сказке герой гораздо более активен. Он должен решать всё своим умом, а главное – хитростью (в отличие от эпоса). Иногда мудрость сближается с плутовством (герой-трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач)).

 

Принцип парадокса, неожиданного поворота остается обязательной чертой форм, которая появляется у нов. сказки. В сказке уже появляются сюжеты, новеллистические по сути. Волшебные силы заменяются категорией ума и судьбы.

 

Анекдот существует очень давно. Анекдот отличается парадоксальностью, краткостью, неким поворотом в финале. Анекдотические сказки близки к анекдотам и по тематике, и по поэтике. Это сказки о дураках. Герои нарушают законы логики. Иногда это может чем-то мотивироваться (глухотой, слепотой и т.д.). Дураки не понимают назначения вещей, идентифицируют людей по одежде, все понимают буквально, нарушают временной порядок. В результате – страшный ущерб, но акцент на природе героя. Герой оказывается сам виноват во всем. В этих сказках есть категория удач и неудач – намёк на категорию судьбы. Вводятся сюжеты из мифологии и плуты. В анекдотической сказке можно выделить ряд тематических групп: анекдоты о глупцах, хитрецах (плутах), злых и неверных или строптивых женах, о попах.

 

Новеллистич. и анекдот. сказка = >  новелла.

 

В разные эпохи – даже самые отдаленные – замечалась тенденция к объединению новелл в новеллистические циклы. Обычно эти циклы являлись не простым, немотивированным сборником рассказов, но излагались по принципу некоторого единства: в повествование вводились связывающие мотивы.

Для всех сборников восточных сказок характерен принцип обрамления (обстоятельства, при которых рассказываются сказки). 1000 и одна ночь - памятник литературы, собрание рассказов, объединённое историей о царе Шахрияре и его жене по имени Шахразада (Шахерезада, Шехерезада). (Вспомним также «Декамерон»).

Столкнувшись с неверностью первой жены, Шахрияр каждый день берет новую жену и казнит её на рассвете следующего дня. Однако этот страшный порядок нарушается, когда он женится на Шахразаде — мудрой дочери своего визиря. Каждую ночь она рассказывает увлекательную историю и прерывает рассказ «на самом интересном месте» — и царь не в силах отказаться услышать окончание истории.

Истории довольно разнородны по содержанию и стилю и восходят к арабскому, иранскому, индийскому фольклору. Самые архаичные среди них – индоиранские. Арабские сказки привнесли в развитие новеллы любовную тематику.

В Европе очень долго новеллы как таковой нет. В античности находим только одну новеллу из «Сатирикона», в котором описаны любовные похождения компании юнцов из числа «золотой молодежи» Рима, рассказывается об их беспутстве, моральном уродстве, развращенности и авантюризме. Новелла там – "О целомудренной эфесской матроне" (неутешная вдова, печалящаяся в могильном склепе над телом мужа, вступает в связь с воином, который неподалеку охраняет трупы казненных; когда один из этих трупов оказывается украденным, вдова отдает тело мужа, чтобы возместить утрату).

Средневековье знает только одну форму, близкую к новелле – экземпла (от лат «пример») – часть церковной проповеди, некоторая иллюстрация к ней. Сопровождалась моральной сентенцией в конце. Сюжеты брались из житий. Экземплы издавались сборниками. В России есть нечто близкое к ним – патерик (книга, содержащая жития т. наз. "святых отцов" (монахов какого-н. монастыря). Киево-Печерский п.). Иногда можно встретить чисто новеллистические мотивы.

Фаблио – некая альтернатива церковным житиям. Это короткие стихотворные повести, которые представляют жонглеры – бродячие комедианты. Часто это сатира на священников (грубоватый юмор). Неожиданный поворот в финале.  Были распространены во Франции и в Германии (шванты).

У Боккаччо можно найти все виды новелл:

Информация о работе Лекции по "Литературоведение"