Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 15:07, курс лекций
1.Основные задачи истории литературы.
Литература – процесс собственных исторических закономерностей.
Задачи истории литературы:
Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения;
Поиски внутренней логики развития литературы.
Возможность и необходимость учета всех факторов в творческой истории зависит от конкретных особенностей изучаемого произведения. Здесь есть ряд трудностей, связанных с терминологической нечеткостью понятий «влияние», «сходство».
По разным причинам творческая история не всегда устанавливается методом прямой документации (как в случае с комедией «Горе от ума»). Бывает, что замысел художника вынашивается в голове и выливается на бумагу сразу в окончательном варианте (напр., «Незнакомка» Блока). Но большинство крупных произведений имеет богатую историю текста, переработок, вариантов, печатания (Тургенев – «формулярные списки»: условные биографии своих героев, развернутые планы романов).
Для понимания авторского замысла произведения могут иметь значение факты его внешней истории: история перепечаток, вмешательства цензуры, редакторов, отзывы автора и профессионалов-литераторов, связь с биографией писателя и др.
В XVIII в. авторы сами рассказывали об истории своих произведений. Например, «Объяснения на сочинения Державина…», написанные Г.Р. Державиным.
(«Введение в
Дополнения по внешней истории произведения из лекций.
Раньше произведения сначала издавали по частям в разных журналах. Публикация в том или ином журнале помогает понять намерения автора (в каждом журнале своя редакция со своей позицией).
После опубликования ок. 80% книг забываются в 1ые годы после своего выхода. До 90% книг забывается в 1ые 5 лет.
Большое значение имеет реакция современников сразу после публикации. «Современники очень хорошо чувствуют неписаные правила, характерные для данной эпохи», чувствуют новаторство, но часто реагируют негативно (напр., «Руслан и Людмила» Пушкина – поэма раньше должна была быть героической, на тему важную для государства, рассказы Чехова – считали, что они антихудожественные). У каждого произведения есть репутация. Проследить формирование этой репутации – задача истории литературы. Важно понять, почему какого-то писателя не приняли, а кого-то – переоценили. Часто писателей не принимали из-за того, что они опережали время, писали так, как будут писать после них. Иногда – обратная картина: забвение некогда популярного писателя. Напр., в 30-40е гг. XIX в. был очень популярен Булгарин. Как правило, такие авторы принадлежат к массовой литературе (считается, что в России массовая литра появилась в XVII в., когда был очень популярен жанр романа).
3. Задачи теории литературы.
Теория литературы – академическая дисциплина. Связана с историей. История литературы предлагает интерпретацию текста. Интерпретировать произведение можно, опираясь на теорию литературы.
2 пути исследований:
Там, где невозможно все проверить на конкретном материале, наука приближается к философии.
Теория близка к научному идеалу объективности (исключает оценочные суждения). Стремится к открытию объективных законов.
Задачи теории литературы разнообразны.
Автор (есть у каждого произведения)
МИР Текст (конкретное авт. пр-ние, фольклорный текст, целый жанр с одинак. внутр. строением)
(вещи, предметы;
социум, психология человека)
Читатель (обычный человек, целевая групп, обобщ. образ читателя)
Текст.
Объективные (формальные) теории. Как построено худ. пр-ние. Аристотель: построение античной трагедии и эпической поэмы. Русский формализм (1916 г., СПб), Московский лингвистический кружок (Шкловский, Тынянов, Томашевский). В сталинскую эпоху запрещено. В 60е гг. идеи формалистов => структурализм (Лотман, Успенский, Иванов, Топоров…). Литературоведение ХХ в. базировалось на лингвистических методах.
Читатель.
Аффективные теории. Как воздействует художественное произведение (реакция читателя). Психология. Аристотель – «катарсис» воздействие трагедии.
Далее – по пути нормативности (писателю предписывают, как он должен писать и как воздействовать).
Поэтика => риторика (искусство убеждать).
XIX-XX вв. – стали изучать реальную реакцию реального читателя. Каждый ли человек читает по-своему или есть общее? Есть ли единое значение текста, которое воспринимает любой читатель? Эмоциональная реакция или интеллектуальная? Существует ли единственно верная интерпретация текста?
Психология восприятия (когнитивные науки).
Мир.
Реалистические теории.
ЧТО отражает худ. пр-ние? (отражение, воспроизведение явлений мира, с элементами вымысла, выдумки)
В любом пр-нии отражаются объективные законы действительности. С позиции социолога – на 1м месте социальные процессы, эстетские теории – на 1м месте вымысел, мысли автора.
КАК отражает мир худ. пр-ние?
При помощи языка. Существует языковая картина мира. Мир делится языком. Слово неоднозначно. Насколько объективно можно выразить? Философия языка.
Автор.
Экспрессивные теории. Что выражает худ. пр-ние?
В античности поэзия – прямое выражение воли богов. Поэт – посредник. Уже в древности это представление изменяется (представление о личном мастерстве автора). Т.е. нужно исследовать психологию автора.
С XIX в. – биографический подход (факты из жизни могут помочь в понимании текста).
Теория возникает, когда личность писателя начинает изучаться всесторонне (психология творчества).
Психоанализ. Традиционная психология. Творческий импульс писателя исследуется со всех сторон (культурные влияния, язык, литературные влияния). Все эти области не отделены друг от друга.
Каждый вопрос можно задать в исторической форме (как изменяется…?).
На такие вопросы может быть два ответа:
Каковы эти законы?
- присущи самой литературе
- литература зависит от общества.
Внутренний (теория лит-ры, поэтика) и внешний (социология, психология, история) подход к лит-ре.
4.Задачи и структура общей поэтики.
Поэтика как название дисциплины – еще у Аристотеля.
В «Поэтике» Аристотеля:
- задача описания построения пр-ния
- задача предписания (как достичь совершенства формы, напр., не изображать абсолютно достойных и абсолютно недостойных людей). Критерий предписания – наибольшее воздействие на читателя.
После Аристотеля поэтика становится школьной дисциплиной, зависит от риторики (поэтика – второстепенная дисциплина).
Самая знаменитая нормативная поэтика в Европе: Н.Буало. Рассматривает все жанры поэзии, стиль. Указывает на идеальные образцы в каждом. Жанры. Критерии – моральная польза, дидактика. Предписания обращены непосредственно к поэту. Ясность стиля, отсутствие мелочей, отступлений … просторечий…
Во 2й книге говорит о разных чертах жанорв.
Сохраняются черты поэтики Аристотеля. Описание – предписание (доминирует).
Цель: эстетический эффект, художеств.
В конце XVIII в. эпоха нормативных поэтик заканчивается.
Романтики смешивают жанры, стили… Уничтожение поэтики как науки.
В XIX в. появляется литературоведение как наука (история лит-ры и фольклористика).
М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»
- автор и позиция автора по отношению к герою (герои не получают отрицательной оценки, диалог между автором и героем);
- идеи Достоевского (персонажи как герои-идеологи);
- сюжет (форма построения, истоки сюжетов);
- слово о Достоевском (типы словесных построений).
Черты современной поэтики:
- исследование творчества конкретного автора;
- пр-ние изучается по уровням;
- описание определенного жанра и рассматривание его происхождения;
- отсутствие предписания.
Поэтику интересует построение текста. Философия автора (Достоевский: православный человек, монархист, консерватор, империалист и пр., но Достоевский-писатель – совсем другая фигура; текст говорит больше, чем хотел сказать автор).
Поэтика – внутренние принципы художественного мышления автора (через анализ конкретных текстов).
Поэтика – наука о специфических художественных средствах выражения в литературе. Поэтика ≠ теория лит-ры (поэтика сосредоточена на текстах).
Преимущественно поэтику интересует художественный текст.
Любое пр-ние многофункционально. Функция древних текстов – мнемоническая, запоминание Заговоры или молитвы, нужно запомнить очень точно, поэтому возникает стихотворная форма. Архаический фольклор. Период Средневековья характеризуется тем, что худ. функции уступают сакральным, политическим, религиозный культ эстетизируется, украшается. Функции могут меняться в зависимости от ситуации.
Дидактическая поэма – форма естественнонаучного знания и философии («О природе вещей»).
Худ. биография. Всегда документальный момент. XIX-ХХ вв. – романизированная биография. Составляет биографию известного человека, заполняя какие-то пропуски в биографии правдоподобным материалом. Т.е. отчасти текст документальный, отчасти – художественный.
Мемуары – информативная, публицистическая и худ. функции.
Практически к любому тексту можно отнестись как к худ. пр-нию.
Поэтика изучает не только худ. пр-ния (с т. зр. стилистики…). Поэтика не просто локальная дисциплина. Исследует построение любого текста. Методы поэтики применяются и в других гуманитарных науках.
Дискурс – определенный вид текста (спец. отличия). Поэтика – общая теория дискурса.
Как воздействует текст?
В тексте никогда нет ничего лишнего и случайного. Текст воспринимается как система элементов, связанных между собой. Нужно показать роль каждого элемента. Доминанта – то, что объединяет текст в одно целое. Суть каждой худ. системы – это ограничения на весь круг возможностей. Словарный запас, метафоры и пр. ограничены.
В каждую эпоху свой набор худ. средств.
- размеры (ямб, хорей…) созданы реформой XVIII в.
- жесткая жанровая система:
ода, трагедия, героическая поэма (лексика:
слова, которые восходят к
- ритм. ударение.
XIX в. – неклассический размер.
ХХ в. – рифма Маяковского.
Т.е. ограничения в формальных приемах и в тематике (у оды и элегии совершенно разные темы). Постепенно жанры смешиваются (роман).
В каждую эпоху возникает своя система худ. средств, которую часто не понимают сами писатели и поэты. Поэтика должна восстановить эти ограничения, отделить традицию от новаторства. Историческая поэтика близка к задачам лингвистики. Лингвистика изучает историю и эволюцию языка, на каждом этапе язык – система (Ф. де Соссюр – структурная лингвистика). На каждом этапе язык - замкнутая завершенная система. Речь – ее реализация. Задача лингвистики – изучение языка как системы (фонетика – фонема, морфология – морфема, лексика – лексема, грамматика – граммема; есть правила, по которым сочетаются эти единицы). Для каждого языка свои правила со временем меняются. Эта идея оказала влияние на поэтику. Текст стали представлять тоже как систему, в которой элементы связаны по правилам.
Цель общей поэтики – восстановить эти системы.
Общая поэтика:
ЗВУК, СЛОВО, ОБРАЗ.
- фоника
Звуки и их сочетания, специфические для стихотворной речи особенности звучания. Рифма – повторы звуков, созвучия (точные – неточные, концевые и пр.). Ассонанс. Аллитерация.
Речь строится так, чтобы были заметны эти повторы, которые выполняют определенную функцию.
- ритмика