Горе от ума

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Комедия Грибоедова была в окончательном виде завершена осенью 1824 года. Это было время, когда в литературе шла борьба за утверждение принципов романтизма, зарождался реализм, однако сильны еще были традиции классицизма в области драматического искусства.
Утверждение новых литературных явлений – романтизма и реализма происходило в борьбе с эстетикой классицизма, в том числе и форме критики и отрицания одного из главных положений этой эстетики касающихся драмы – закона, правила трех единств.

Оглавление

Введение……………………………….3
Глава I Пространство комедии…………………………………...6
Глава II Временная структура комедии……………………………….....23
Глава III Два конфликта……………..35
Заключение…………………………...47
Список использованной литературы.50

Файлы: 1 файл

горе от ума.docx

— 86.43 Кб (Скачать)

    И вот та родина… Нет, в нынешний приезд,

    Я вижу, что она мне скоро надоест.

    И знаменитые последние слова:

    Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

    Бегу, не оглянусь,  пойду искать по свету,

    Где оскорбленному есть чувству уголок!

    Карету, мне карету! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Подведем  краткий итог сказанному.

    По  мнению В.Г. Белинского, «Горе от ума» - это благороднейшее создание гениального  человека. А И.А. Гончаров в своей  статье «Мильон терзаний» писал: «Горе от ума» - есть и картина  нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия».7 И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.

    Все действие комедии «Горе от ума» происходит в доме Фамусова.

    Действие  происходит в разных местах большого барского дома. Первое действие происходит в гостиной, второе действие происходит там же, но в интерьере открывается  новая деталь: из окна гостиной виден  двор. Также мы узнаем из реплик персонажей, что в доме имеется кабинет  Фамусова и портерная, «чуланчик» Молчалина.

    Дом Фамусова олицетворяет барскую Москву.

    Москва  в грибоедовской комедии –  это устойчиво-обобщенный образ  определенного уклада жизни, нравственной философии социальной психологии и  поведения. Да,  дом фамусовский  со всем тем, что произошло в нем  однажды с Чацким, - не более как  «закоулок Москвы», однако, именно из него, Грибоедов показал нам не только всю тогдашнюю Москву, но и всю российскую действительность такою, какова она была после Отечественной  войны, наметив черты, определившие будущее, далбнейщие судьбы Чацкого  и его «антиподов».

    Помимо  Москвы перед нами также, возникают  образы столичного Петербурга, и саратовская  глушь, и необозримые равнины  и т.д.                                Неизмеримо расширяется пространство комедии и постоянно возникающие  в ней элементы картины России, с ее просторами, повседневной жизнью, специфическими чертами различных  ее областей.

    Проблема  времени в комедии «Горе от ума» не сводится к тому, что ее действие происходит в течение одних суток. Помимо времени событийного –  времени действия, времени сценического, мы имеем в комедии дело также  с биографическим временем персонажей и с историческим временем. Все  эти три главных элемента, из которых  складывается структура времени  в «Горе от ума», имеют существенное значение для понимания конфликтов и образов комедии.

    Такова  в главных чертах пространственно-временная  структура грибоедовской комедии, в основании которой – изображение  одного дня в одном московском доме.

    Мастерство  и новаторство Грибоедова-драматурга с особой яркостью проявилось в организации  драматического действия комедии, в  создании ее «плана», развертывание  которого придавало действию комедии  целеустремленность и вместе с тем  единство и цельность.                                          В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия.   Главный  смысл комедии оказывается не про  борьбу за руку Софьи,  а в  поединке Чацкого с обществом.

      В пьесе, где изображен всего  лишь один день в доме московского  барина Фамусова, Грибоедов затронул  наиболее важные вопросы: о  воспитании и образовании, о  службе отечеству и гражданском  долге, о крепостном праве и  преклонении перед всем иностранным.  Он показал борьбу «века нынешнего»  с «веком минувшим», Чацкого  и фамусовского общества.                

    Однако  в самой комедии фактически соблюдены  и единство места,  и правило  «двадцати четырех часов», и единство в развертывании драматического действия.

    Предназначая  свою комедию для сцены, Грибоедов  следовал правилам трех единств –  в той мере, в какой они не противоречили «натуральности»  изображения действительности, делали действие естественным и динамичным, а произведение  в целом «живой, быстрой вещью».

    Вместе  с тем рамки трех единств не помешали драматургу «расходиться воображением по широкому полю»: в комедии «Горе  от ума» проблема пространственно- временной  и сюжетной организации действия решена так же новаторски, как и  другие уровни содержательно-художественной структуры  произведения (место действия – это не только дом Фамусова, но и «вся Москва», и просторы России;  время - не только сценическое, но и  биографическое, и историческое; любовная коллизия и общественный конфликт образует органическое единство).

    В комедии Грибоедова элементы драматургической системы классицизма трансформированы и преобразованы в соответствии с законами его поэтики и включены в иную художественную систему, имя  которой будет дано позже –  реализм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы.

    1. Борисов Ю.Н. «Горе от ума» и русская стихотворная комедия (У истоков жанра). Саратов, 1978 г.
    2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1953 – 1959г.
    3. Вяземский П.А. Заметки о комедии «Горе от ума»// Новое литературное обозрение. 1999г. № 38
    4. Гончаров И.А. «Мильон терзаний» М., 1997г.
    5. Горбанев Н.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Махачкала – 2008г.
    6. Кунарев А.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М., 2004г.
    7. Лебедев А.А. Куда влечет тебя свободный ум. М., 1982г.
    8. Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. М., 1974г.
    9. Петров С.М. «Горе от ума», комедия А.С. Грибоедова. М., 1981г.
    10. Смольников Н.Ф. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». М., 1986г.
    11. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1981г.
    12. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М., 1983г.

Информация о работе Горе от ума