Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа
Комедия Грибоедова была в окончательном виде завершена осенью 1824 года. Это было время, когда в литературе шла борьба за утверждение принципов романтизма, зарождался реализм, однако сильны еще были традиции классицизма в области драматического искусства.
Утверждение новых литературных явлений – романтизма и реализма происходило в борьбе с эстетикой классицизма, в том числе и форме критики и отрицания одного из главных положений этой эстетики касающихся драмы – закона, правила трех единств.
Введение……………………………….3
Глава I Пространство комедии…………………………………...6
Глава II Временная структура комедии……………………………….....23
Глава III Два конфликта……………..35
Заключение…………………………...47
Список использованной литературы.50
Гончаров как раз имел в виду историческое время комедии «Горе от ума»: идеал Фамусова - его дядя Максим Петрович делает свою карьеру во времена Екатерины:
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине,
а все действие комедии происходит в преддверии восстания декабристов и воцарения Николая I, после которого на арене русской жизни огромное место займет, по выражению Герцена, «дрянь александровского времени» вроде Молчалиных и Скалозубов.
Предложенный Гончаровым масштаб соответствует масштабу исторического времени комедии«Горе от ума». Бесспорное подтверждение тому - монолог «И точно начал свет глупеть», который именно такой масштаб и задает:
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом.
Судя по всему, рубежом между двумя веками для Чацкого и автора комедии были Отечественная война 1812 года.
«Прямой был век покорности и страха», - так прямо характеризует век минувший Чацкий, а косвенно - Фамусов в монологе «Вот то-то, все вы гордецы». Со своей стороны Фамусов восклицает о нынешнем времени: «Ужасный век!».
Проводя грань между веками минувшим и нынешним, Чацкий говорит:
Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде!
В то же время граница между двумя веками лишена твердости, она довольно подвижна, ибо многое из века минувшего перекочевало благополучно в век нынешний. Ведь оттуда все те «отечества отцы», которые «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма» (и «Нестор негодяев знатных», и крепостник-балетоман и многие-многие другие) и фактически почти все представители фамусовского мира, которые обрушиваются на Чацкого. Герой комедии это прекрасно понимает и именно поэтому говорит Фамусову:
Ваш век бранил я беспощадно,
Предоставляю вам во власть
Откиньте часть,
Хоть нашим временам в придачу,
Уж так и быть, я не поплачу.
В контексте «Горя от ума» век - понятие не только хронологическое, но и идейно-содержательное, и граница между «веком минувшим» и «веком нынешним» проходит также по линии идей, программ жизненного повеления, нравственной философии и психологии.
Вот почему то, что для Чацкого знаменует «век нынешний», то для Фамусова - «ужасный век»: «Ныне пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений», «Все умудрились не по летам». И вот почему и «тот чахоточный», и Фамусов, и Скалозуб, и старуха Хлестова, и княгиня Тугоуховская с таким ожесточением нападает на книги и знание, на пансионы, школы и лицеи, на Педагогический институт (процесс над профессорами которого шел в годы написания комедии).
И подобно тому, как биографическое время во многом предопределяет ход и исход любовной коллизии («Ах, той скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет...»), так и время историческое определяет характер общественного конфликта комедии и драму «горя от ума», которую переживает Чацкий как представитель «века нынешнего» в столкновении со сплоченным лагерем «отцов отечества», крепостников и консерваторов, которых - при всех различиях между ними - объединяет одно главное: «К свободной жизни их вражда непримирима».
Особую
остроту и глубину драме
Глава III.
Два конфликта комедии
В основе пьесы любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке , которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает от того, Софья предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого и есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность». При всех своих душевных задатках она принадлежит целиком Фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума у души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.
Шесть первых явлений второго действия объединены спором Фамусова и Чацкого, столкновением двух мировоззрений. Впервые появляющийся Скалозуб пополняет собою круг очерченных в монологах Чацкого и Фамусова образов фамусовской Москвы. Здесь первая коллизия общественной драмы. В начавшуюся общественную борьбу вплетается новый мотив любовной интриги: Фамусов явно прочит дочь за Скалозуба и возбуждает в Чацком первые подозрения, что Софья увлечена им, эти подозрения отзовутся в третьем акте.
Обморок Софьи, Вызванный падением Молчалина, дает новое направление подозрениям Чацкого (на Молчалина), что ведет к новому обострению борьбы между Чацким и Софьей, равно как и опасение Лизы: «на смех того гляди подымет Чацкий вас», которое потом сольется, в третьем акте, с собственными опасениями Софьи.000
Тут сосредоточился драматический интерес. Чацкий почти угадал истину.
Смятенье, обморок, поспешность, гнев испуга! (по случаю падения с лошади Молчалина).
Все это можно ощущать,
Когда
лишаешься единственного друга,
говорит он и уезжает в сильном волнении, в муках подозрений на двух соперников.
Тем не менее, уже во втором действии становится очевидным конфликт Чацкого и московского общества – во взглядах на жизнь и смысл жизни, на место человека в обществе – то есть на первый план выходит мировоззренческое, идеологическое и политическое содержание произведения. Кульминация этого конфликта проходится на третье действие.
Начинается действие с того, что Чацкий пытается добиться у Софьи признания в том, кого же она любит: Молчалина или Скалозуба. Софья вначале хочет уйти от прямого ответа. Она дает понять Чацкому неуместность его колкостей и острот в адрес света: «грозный взгляд и резкий тон» раздражает людей и смешат. В пример Чацкому она ставит Молчалина, в котором, по ее словам,
«нет этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…» -
то
есть Софья совершенно не понимает
причины критики Чацкого в
адрес света. Тогда в ответ
на ее слова о его странности Чацкий
невзначай упоминает о
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож,
Молчалин, например…
Софья моментально обрывает его и хочет уйти, но Чацкий ее удерживает. Он произносит страстный монолог с излиянием любви и заканчивает его словами, которые, как раскат отдаленного грома, предрекают будущую грозу финала:
От сумасшествия могу я остеречься;
Пущусь подолее простыть, охолодеть,
Не думать о любви, но буду я уметь
Теряться по свету, забыться и развлечься.
Софья как бы подхватывает ненароком брошенную Чацким мысль о «сумасшествии» и говорит «про себя»: «Вот нехотя с ума свела!». Как мы понимаем, она не определяет этим словом действительное состояние рассудка своего собеседника. Прямой конфликт Чацкого с обществом начинается с его беседы с Молчановым – Чацкому кажется, что Софья не поможет любить человека «с такими чувствами, с такою душою».
В дом Фамусова съезжаются гости, и Чацкому дается возможность побеседовать с каждым из них, и с каждым разговором противостояние будет увеличиваться. Начинается все достаточно безобидно, но в стычке Чацкого с графиней Хрюминой - младшей. Ей предшествует сцена появления графини: войдя в комнату, полную уже съехавшихся гостей, она, словно не замечая их, говорит бабушке:
Грибоедов показывает, что в этом маленьком кусочке московского общества, в котором, как в зеркале, отражается вся Москва, нет дружелюбия или симпатии, а только всеобщая неприязнь.
Тем заметнее будет единодушие, с которым все накинуться на Чацкого, ощутив в его взглядах и мыслях опасность не только для себя, но и для всего общественного привычного устройства.
В 13 явлении Софья и Чацкий опять остаются вдвоем. Он язвеет по-поводу того, как Молчалин угодничает перед Хлестовой:
Сказать вам, что я думал? Вот:
Старушки все – народ сердитый;
Не худо, чтоб при них услужник знаменитый
Тут был как громовой отвод.
Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит, Там впору карточку вотрет,
В нем загорецкий не умрет!...
Вы давече его мне исчесляли свойства,
Но многое забыли? - Да?
Удар нанесен безжалостно, расчетливо и точно.
В нем проявляются и вся острота и вся направленность ума главного героя.
Можно представить степень бешенства Софьи, когда после ухода Чацкого она произносит:
Ах! Этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить род, кольнуть; завистлив, горд и зол!
Именно в этот момент к ней подходит господин Н. и спрашивает: «Вы в размышлении?» Софья отвечает: «Об Чацком». У господина Н. ее оттает не вызывает каких-либо эмоций. Он лишь осведомился: «Как его нашли по возвращении?» Софья отвечает в соответствии со своим раздражением и в большой досаде на Чацкого: «Он не в своем уме».
Никому никогда не придет в голову принять такую реплику всерьез. Однако господин Н. воспринимает ее именно так. Тогда-то впервые у героини и возникает мысль об отмщении. Но эта все же не уверена полностью в том, что господин Н. переиначил ее слова именно так, а не по-другому. Поэтому она осторожно его проверяет. «Помолчавши», как многозначительно поясняет в ремарке Грибоедов: «Не то, чтобы совсем…». Но господин Н. уже подхватил эту мысль: «Однако есть приметы?» - спрашивает он наверняка, внутренне ликуя от радости. Еще бы! Ему досталась такая новость! О том, что он дрожит от нетерпения поделиться еще с кем-нибудь сенсацией, свидетельствует его быстрый разговор с господином Д. после ухода Софьи.
Наконец-то Софья получила реальный шанс мстить обидчику:
Готов он верить!
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?
Она прекрасно знает, что господин Н. сплетник. Он сейчас же разнесет это по всему дому. С этого момента действие получает новый толчок. Оно убыстряется. Чацкий, сам еще того не подозревая, оказывается в центре злобной, мстительной возни.