Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа
Комедия Грибоедова была в окончательном виде завершена осенью 1824 года. Это было время, когда в литературе шла борьба за утверждение принципов романтизма, зарождался реализм, однако сильны еще были традиции классицизма в области драматического искусства.
Утверждение новых литературных явлений – романтизма и реализма происходило в борьбе с эстетикой классицизма, в том числе и форме критики и отрицания одного из главных положений этой эстетики касающихся драмы – закона, правила трех единств.
Введение……………………………….3
Глава I Пространство комедии…………………………………...6
Глава II Временная структура комедии……………………………….....23
Глава III Два конфликта……………..35
Заключение…………………………...47
Список использованной литературы.50
Можно сказать, что Софья Павловна проявила незаурядный инстинкт по части своего рода, решив не связывать свое будущее с Чацким. Вспомним, чем, собственно, не нравится Чацкий Софье.
Непостоянством, прежде всего. Ум Чацкого как раз тут и ни к чему. Ум Чацкого – беспокойный, он беспокоит Софью. («Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»). В Молчалине же – «ни тени беспокойства».
Мысль
о том, что в комедии Грибоедова,
по сути дела есть две главные темы,
две «линии», одна из которых относится
к «драме ума», а другая – к
«драме сердца» Чацкого, - эта
мысль традиционна для
Софья потому и отвергает
Между
тем тема семьи, семьянинства – весьма
важная тема в разного рода разговорах,
планах и оценках людей в круге
Фамусова
К Чацкому как бы примеривают роль жениха. Выясняется, что по старомосковским меркам эта роль Чацкому совершенно не подходит. Чацкий незавидный жених. Более того, он жених нежелательный.
В
ответ на условное заявление Чацкого
(«Пусть я посватаюсь, вы что бы мне
сказали?»), Фамусов вполне неусловно
отводит его кандидатуру
Сам Чацкий, как помним, разражается монологом по поводу того, какой именно муж нужен в действительности Софье Павловне, и предрекает ей примирение с Молчалиным даже после обнаружения ею всей низости Молчалина. Правда, монолог этот произносится «под занове». И теперь Чацкий снова говорит то, что однажды он уже нашел случай сказать: «я сватаньем своим не угрожаю вам». Чацкий травмирован, взбешен, унижен тем именно, что отвергнутым оказались его чувства, его личность, его ум. Его выводит из себя, почти, действительно, сводит с ума попранное самолюбие. Оскорблено его, если можно так выразиться, любовное честолюбие.
А вы! О боже мой! Кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Вот что Чацкий говорит Софье, вот что для него ужаснее, оскорбительнее всего. Его более выводит из себя выбор Софьи, а не тот факт, что он ею отвергнут. Он травмирован тем, что его избранница предпочла деловитого Молчалина романтической возвышенности его чувств.
Так в комедии Грибоедова вырисовывается, определяется ложность дилеммы: неприспособленность Чацкого или приспособленчество Молчалина.
Любовная драма Чацкого тем именно и ужасна, что соперник его оказывается Молчалиным. Это уже не просто драма, а унижение и оскорбление личности.
Все положение еще более становится тягостно-мрачным, когда выясняется, что в отличие от Чацкого – и не любит Софью Павловну. Молчалин прекрасно - на свой, конечно, масштаб – знает цену Софье Павловне. Роман Софьи Павловны с Молчалиным – роман односторонний. Со стороны же Молчалина этот роман – разновидность и проявление обычной его «методы». Молчалин любезен с Софьей Павловной из интересов своей службы. Молчалин поэтому и «одолевает» Чацкого в отношениях с Софьей, что и в этом случае просто «справляет службу», тогда как Чацкий мучается страстью, горит, болезненно и глубоко переживает происходящее. И Чацкий при всех своих блистательных качествах не может вернуть любовь Софьи. Молчалин оказывается счастливым соперником Чацкого.
Характерно,
что лишь прибегнув чисто молчалинской
уловке с подслушиванием и подглядыванием,
Чацкий удовлетворяет свое мстительное
чувство. Но все равно все уже
для него пропало.
Это произведение Грибоедова потому отчасти, быть может, и явилось комедией, что поединок Чацкого с Молчалиным, сам акт их противостояния заключает в себе нечто горько-смешное. Этот поединок, это противостояние. Это соперничество роняет, конечно, Чацкого. И Чацкий сам это чувствует. И потому-то так и досадует, так злится, так попрекает самого же себя за слепоту, за неумение понять ситуацию. Но сложившаяся ситуация вместе с тем лишь подчеркивает ничтожность Молчалина. В результате Чацкий оказывается в положении героя, который способен вызвать чувство некого сострадания или даже порой ироническое сочувствие. Молчалин вынужден обходиться с сочувствием и состраданием лишь к одной Софье Павловне.
И в этой связи следует, как видно, заметить, что сама Софья Павловна – удивительнейшее создание Грибоедова.
Через характер именно этой героини проходит главный «нерв» всего произведения. В ней есть и то, что притягивает к ней Чацкого. В ней есть и то, что притягивает ее к Молчалину.
Роль Софьи Павловны в этой ситуации, которая «задана» ей в комедии Грибоедовым, не может не разочаровать. Софья Павловна предпочитает Молчалина Чацкому – что ж тут еще говорить. В этом смысле роль, данная ей Грибоедовым, неблагодарна в высшей степени. И лишь, кажется, чудом каким-то Софья Павловна в этой своей роли удерживает все-таки в себе какую-то долю очарования едва ли не до самого конца. Не удержись она на катастрофической для всякого обаяния грани пошлости, не было бы и «Горя от ума».
В конце III действия Чацкий уже объявлен сумасшедшим. На вопрос Платона Михайловича: Кто первый разгласил?
Наталья Дмитриевна отвечает: Ах, друг мой, все!
И
старый друг Чацкого должен уступить:
Ну, все, так веришь поневоле,
Дело не в вере в выдумку, даже не
в доверии;
Еще более ясно соглашается Репетилов: Простите, я не знал, что это слишком гласно.
Выдумка приобретает характер сговора, заговора. Ошибшийся, спутавший с Чацким Молчалина, в последней сцене, впереди толпы слуг со свечами, Фамусов, обращаясь с упреками к Софье, произносит:
Все это заговор и в заговоре был он сам и гости все.
У
него самолюбие государственного человека
– я первый, я открыл! Это уже
не малая сцена, не домашняя комедия.
Что за будущее предстоит всем,
свидетельствует
Итак,
раздраженная Чацким Москва подхватывает
сплетню о его сумасшествии.
Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается, прежде всего, в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжелую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!
Третье
действие продумано от первой фразы
до последней ремарки: «Оглядывается,
все в вальсе кружатся с величайшим
усердием. Старики разбрелись с карточным
столом» - в ней имеется не только
сценаристский, но и политико-идеологический
смысл. Отношение к танцам, как
к занятию пустому, светскому
времяпрепровождению, бытовало в декабристских
и близким к ним кругах. Пушкиным
в незаконченном «Романе в
письмах», герой которого по имени
Владимир пишет другу, отвергая упреки
несовременности поведения, пишет:
«Выговоры твои совершенно несправедливы.
Не я, но ты отстал от своего века –
и целым десятилетием. Твои умозрительные
и важные рассуждения принадлежат к 1818
году. В то время строгость правил и политическая
экономия были в моде. Мы явились на балы,
не снимая шпаг, - нам было неприлично танцевать,
некогда заниматься дамами». Гончаров
отмечает завязку конфликта еще в начале
второго действия, когда Чацкий «раздосадованный
неловкой похвалой Фамусова его уму и
прочее, возвышает тон и разрешается резким
монологом: А судьи кто!». Тут уже
завязывается другая борьба, важная и
серьезная, целая битва. Здесь в нескольких
словах раздается, как в увертюре опер,
главный мотив, намекается на истинный
смысл и цель комедии. Таким образом,
Грибоедов органично связывает политический
и личный конфликт и вдыхает в жанр комедии
новую жизнь и смысл.
Настоящий
смысл комедии носит уже
Главный смысл комедии оказывается не про борьбу за руку Софьи, а в поединке Чацкого с обществом.
Развязка
«Горе от ума» стройна и ясна.
Подслушав толки разъезжающихся
гостей о своем мнимом сумасшествии,
Чацкий задается вопросом: «А Софья? Знает
ли она?» и готов уже решить, что «никем
по совести она не дорожит», т.е. холодна
одинаково и к нему, и к Молчалину, и к Скалозубу,
но вдруг слышит оклик Софьи: «Молчалин
вы?» и сразу понимает, что «свиданья час
условлен». Выталкивает лакея зовущего
в карету и решает «горе пить» до конца.
Является посланная Софьей Лиза и будит Молчалина. Он едва начинает свои любезности:
Кто б отгадал,
Что в этих щечках, этих жилках,
Любви еще румянец не играл.
Охота быть тебе лишь на посылках…
Софья оказывается
Молчалин:
«Без свадьбы время проволочим»;
«Желая бы вполовину к ней то же чувствовать, что чувствую к тебе».
Итак,
новый диалог Молчалина с Лизой
заставил поэта переработать психологическую
ситуацию Софьи и соответствующий
текст.
Из слов Фамусова Чацкий узнает, что именно Софья пустила сплетню о нем. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра противоестественна и неприемлема: