Горе от ума

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Комедия Грибоедова была в окончательном виде завершена осенью 1824 года. Это было время, когда в литературе шла борьба за утверждение принципов романтизма, зарождался реализм, однако сильны еще были традиции классицизма в области драматического искусства.
Утверждение новых литературных явлений – романтизма и реализма происходило в борьбе с эстетикой классицизма, в том числе и форме критики и отрицания одного из главных положений этой эстетики касающихся драмы – закона, правила трех единств.

Оглавление

Введение……………………………….3
Глава I Пространство комедии…………………………………...6
Глава II Временная структура комедии……………………………….....23
Глава III Два конфликта……………..35
Заключение…………………………...47
Список использованной литературы.50

Файлы: 1 файл

горе от ума.docx

— 86.43 Кб (Скачать)

    Лиза

    Как все московские, ваш батюшка таков:

    Желал бы зятя он с звёздами да с чинами

    Фамусов о прусском короле:

    Дивился не путём московским он девицам,

    Их  благонравью, а не лицом

    Платон  Михайлович Горич о себе:

    Московский  житель и женат.

    Чацкий о типичном московском муже:

    Муж – мальчик, муж – слуга, из жениных пажей –

    Высокий идеал московских всех мужей.

    В ранней редакции комедии распространение сплетни, эта основа сюжета «горе от ума» , ярко и выразительно сравнивалась с обвалом в горах :

    И вот Москва ! – я был в краях,

    Где с гор верхов ком снега ветер  скатит,

    Вдруг глыба этот снег, в падении всё  охватит,

    С собою влечёт, дробит, стирает камни в прах.

    Гул, рокот, гром, вся в ужасе окрестность,

    И что оно в сравненьи с быстротой,

    С которой чуть возник, уж приобрёл известность

    Московской  фабрики слух вредный и пустой.

    По  подсчётам исследователей, в комедии « горе от ума « на первом – сценическом плане изображено 25 действующих лиц , а всего в комедии 70 лиц и обозначений ( таких , как московская молодёжь , старички , слуги и прочие ). В подавляющем большинстве и в совокупности они представляют в комедии если не «всю москву», то существенную часть её.

    В создании яркого образа фамусовской  Москвы грибоедов – драматург  выступал как новатор , раскрывший новые  возможности  искусства драмы. Об одной из главных особенностей этого  новаторства хорошо сказал в своё время П.А. Вяземский в работе «Фон – Визин»: «Самые странности комедии Грибоедова достойны внимания: населяя её народом действующих лиц, он, без сомнения, расширил и границы самого искусства. В этом «многолюдстве» пьесы было одно из главных отличий «Горе от ума» от произведений классицистов.

    Другая новаторская черта поэтика Грибоедова в изображении фамусовской Москвы – это принцип зеркальности, когда один персонаж отражается в другом, соотносится с ним, что тоже ведёт и к расширению картины московской жизни (и даже выводит за её границы), и к раскрытию новых возможностей искусства драмы.

    По  принципу зеркального отражения соотнесены, например, портреты чахоточного и Фамусова как врагов книг и просвещения. Тот же Фамусов – более мелкий вариант своего дяди Максима Петровича и т.д. благодаря такому взаимоотражению персонажей «Картина фамусовской Москвы словно углубляется, получает перспективу, дополняется и расширяется. Причём вне сюжетные и внесценические персонажи как бы зеркально отражают качество действующих лиц комедии, и не просто отражают, а укрупняют, увеличивают, возвеличивают … Максим Петрович, скажем, конечно же, более идеальный негодяй, чем Фамусов. Зеркальные и увеличенные эти отражения так многочисленны, точнее бесчисленны, что трагическое одиночество Чацкого становится очевидным и ещё более углубляется, ибо он понимает, что имя им–легион. Привлечение внесюжетного материала, протянутые  за сцену бесчисленные нити делают картину фамусовской Москвы воистину необозримой»

  1. Однако и Москвой не ограничено художественное пространство комедии. На эту особенность поэтики «Горе от ума» обращали внимание многие исследователи.

    Так, в работе С.М. Петрова читаем: «на первом плане «горе от ума» показана барская Москва, но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живёт тётка Софья, и необразимые равнины, «всё та же глушь и степь» бескрайних просторов России, которые представляются воображению Чацкого»3

    В качестве таких элементов, из которых образуется картина России вне Москвы, в комментарии названы такие:

    - И будь не я, коптел бы ты в Твери (Фамусов о Молчалине).

    - Лечился, говорят, на кислых он водах (Лиза о Чацком).

    - В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов (слова Фамусова, обращённые к Софье).

    - В камчатку сослан был, вернулся  алеутом (Репетилов о «ночном разбойнике, дуэлисте»).

    С особой поэтической выразительностью рисуются просторы России в одном  из монологов – воспоминании Чацкого (д. IV, я . 2) , когда пережитая им утрата иллюзий относительно фамусовской Москвы и чувств Софья ассоциируется с печалью от путешествия по русской степи:

    В повозке так – то по пути

    Необозримою равниной, сидя праздно

    Всё что – то видно впереди

    Светло, сине, разнообразно;

    И едешь час, и два, день целый; вот резво

    Домчались к отдыху; ночлег : куда ни взглянешь,

    Вся та же гладь и степь, и пусто и мёртво …

    Приводя в своей статье этот монолог и  другие реплики Чацкого о снежном  пути в Москву, о дороге, о родине («и вот та родина..») , А.С. Кушнер справедливо находит в них выражение глубинной «песни» комедии.

    А тема этой «песни» - России, огромная страна, бесконечные снежные пространства, окружающие Москву. Фамусовская Москва у Грибоедова дана на этом поразительном фоне, и, может быть, противопоставление душной и замкнутой Москвы холодным и разомкнутым пространством за нею – один из самых важных мотивов этого произведения»

    В диалоге с Горичами Москве и городу Чацкий противопоставляют деревню, куда и советуют своему приятелю отправиться: «в деревню, в тёплый край … деревне летом – рай». Мотив деревни приобретает в комедии особый смысл, если вспомнить о двоюродном брате скалозуба, который «службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать «или реакцию Фамусова на слова Чацкого о тех представителях «века нынешнего», «кто путешествует, в деревне кто живёт» : «да он властей не признаёт! «отказ от столичной жизни ради деревни означал отказ от службы и карьеры и выглядел как вызов общественному мнению и проявление вольнодумства. деревня, по – видимому, и есть тот  «уголок», куда направится Чацкий после «разрыва» с Петербургом и Москвы.

    Довольно  часто упоминается в комедии  столица России – Петербург.

    В Петербурге  служил Чацкий, но «служить бы рад прислуживаться тошно!» - и он оставляет службу, рвёт с нею и столицей, о чём мы узнаём из реплик Молчалина. Петербург в комедии – не только бюрократический, министерский, где делал ещё при Екатеринском дворе карьеру дядя Фамусова, но и Петербург, в котором находят проявления идеи «века нынешнего «и который в этом смысле представляется опасным и чуждым фамусовской Москве:

    Не, в Петербурге институт

    Пе  – да – го – гический, так, кажется, зовут:

    Там упражняются в расколе и в  безверьи

    Профессоры!!....

    В то же время резкого противопоставления двух столиц, весьма распространенного в русской литературе и публицистике первой половины 19 века, в комедии Грибоедова нет, скорее наоборот: в монологе Чацкого «в той комнате незначущая встреча «обе столицы сближаются по двум важнейшим в идейном контексте комедии признакам - по раболению перед «французиками из бордо» и по преследованию лиц, которые имеют здравые мысли и осмеливаются их высказать:

    Москва  и Петербург – во всей Росси то,

    Что человек из города бордо,

    Лишь  рот раскрыл, имеет счастье

    Во  всех княжен вселять участье.

    А с другой стороны:

    И в Петербурге и в Москве,

    Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,

    В чьей, по несчастью в голове,

    Пять, шесть найдётся мыслей здравых,

    И он осмелится их гласно объявлять, -

    Тот вызывает одинаково враждебное отношение.

    Таково  пространство Грибоедовской комедии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II.

    Временная структура комедии.

    Действие  «Горя от ума» происходит в доме Фамусова в течение одних суток. Таким образом, Грибоедов-драматург  соблюдает закон «единства времени», «правило двадцати четырех часов», диктуемые эстетическим кодексом классицизма. Однако, как и в случае с единством места, автор комедии руководствовался здесь нормативами классической драмы в той мере, в какой они отвечали объективным законам драматического искусства.

    Важнейшим из этих законов драмы во все времена и во всех направлениях (будь то классицизм, романтизм или реализм) являлась необходимость наибольшей концентрации драматического действия во времени. Это необходимо было не только для того, чтобы создать иллюзию реальности происходящего перед зрителями на сцене, но и чтобы увлечь зрителя самим действием. Ведь слово драма и означает (в переводе с древнегреческого) действие, действо. Драма по своей природе предполагает концентрированность действия во времени и динамизм в развертывании сюжета и конфликта от завязки до развязки.

    Однако  проблема времени в комедии «Горе  от ума» не сводится к тому, что ее действие происходит в течение одних суток. Помимо времени событийного - времени действия, времени сценического, мы имеем в комедии дело также с биографическим временем персонажей и с историческим временем. Все эти три главных элемента, из которых складывается структура времени в «Горе от ума», имеют существенное значение для понимания конфликтов и образов комедии.

    1. Время действия на сцене четко обозначено в ремарках от автора и в репликах персонажей. Особенно это относится к началу и концу действия.

    «Утро, чуть день брезжится», - гласит ремарка 1-го явления. Поскольку - с фактором времени связана драматическая ситуация первого действия (ночные бдения Софьи и Молчалина, ранний визит Чацкого), фактически все персонажи так или иначе говорят о времени:

    Лиза

    Светает!.. Ах! Как скоро ночь минула!

    Софья.

    Ах, в самом деле рассвело!

    Фамусов, обращаясь к Молчалину и дочери:

    Зачем же здесь? И в этот час?

    И Софья!... Здравствуй, Софья, что ты

    Так рано поднялась?

    Чацкий

    Чуть  свет уж на ногах! И я у ваших  ног.

    Действие  второе происходит днем, третье - частично днем, а начиная с явления 4-го вечером, что отмечено и в ремарке от автора, И в словах главного из слуг, который готовится к встрече гостей:

    -Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей!

    Столы для карт, мел, щеток и свечей!

    Действие  четвертое - разъезд гостей и финал  комедии - происходит ночью, что обозначено в авторских ремарках: «Ночь. Слабое освещение» (я. 1), «Последняя лампа гаснет» (я. 10). На время указывают и реплики  персонажей.

    Чацкий

    Ну  вот и день прошел...

    Он  же в ответ на предложение Репетилова отправиться в Английский клуб:

    Бог с ними и с тобой. Куда я поскачу? Зачем? В глухую ночь?...

    Репетилов

    А дело уж идет к рассвету.

    Явления 11-13-е происходят при свечах (в  руках Софьи и Лизы, сцена объяснения Софьи с Молчалиным - «почти шепотом», «вполголоса»), а затем вся эта полутьма и полушепот взрываются в заключительном 14-м явлении, когда на сцену срывается Фамусов с толпой слуг со свечами:

    - Сюда! за мной! скорей! скорей!

    Свечей  побольше, фонарей!

Информация о работе Горе от ума