Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа
Комедия Грибоедова была в окончательном виде завершена осенью 1824 года. Это было время, когда в литературе шла борьба за утверждение принципов романтизма, зарождался реализм, однако сильны еще были традиции классицизма в области драматического искусства.
Утверждение новых литературных явлений – романтизма и реализма происходило в борьбе с эстетикой классицизма, в том числе и форме критики и отрицания одного из главных положений этой эстетики касающихся драмы – закона, правила трех единств.
Введение……………………………….3
Глава I Пространство комедии…………………………………...6
Глава II Временная структура комедии……………………………….....23
Глава III Два конфликта……………..35
Заключение…………………………...47
Список использованной литературы.50
И когда Чацкий «после некоторого молчания» «с жаром» произносит свой заключительный монолог.
2. Биографическое, досюжетное время персонажей составляет важный элемент в общей структуре художественного времени комедии. Оно выполняет, как правило, функции предыстории, знакомя зрителя и читателя с прошлым того или иного персонажа, которое часто дает ключ к пониманию мотивов его действий в настоящем, на сцене, «здесь и сейчас».
Выразительными штрихами и деталями автор комедии знакомит нас с прошлым как главных, так и некоторых второстепенных действующих лиц.
В прошлом Чацкого выделены те моменты, которые подготовили и определили его поведения в коллизии с Софьей и в конфликте с фамусовским обществом.
Из реплик и монологов Чацкого и других персонажей мы узнаем о том, что после кончины родителей (отца Андрея Ильича и матери Анны Алексеевны) он был взят в дом Фамусова и воспитывался вместе с Софьей; о том, кто был их учителем («Наш ментор, помните, колпак его, халат. Перст указательцый, все признаки ученья»), о детских проказах, о зарождении влюбленности в Софью и расставании с ней еще до поездки за границу («Он съехал, уж у нас ему казалось скучно») и в особенности перед этой поездкой (о чем так по-разному вспоминают Лиза и Софья: первой запомнились слезы Чацкого, а вторая говорит: «опять прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным»).
Истоки любовной драмы Чацкого там, во времени его детства и юности. Прошлое в воспоминаниях Чацкого предстает таким:
Где время то? Где возраст тот невинный...
Когда все мягко так? И нежно? И незрело?
Для Софьи в этом прошлом нет ни любви («Привычка вместе быть день каждый неразлучно связала детскою нас дружбой»), ни поэзии (их детские проказы она называет «ребячеством»), а только стойкая память о насмешливом отношении Чацкого к окружающим, о его злом языке.
Другие подробности и детали прошлого Чацкого бросают свет на неизбежность конфликта героя с обитателями и гостями дома Фамусова. «Охота панствовать напала на него» из-за пустоты жизни и скуки в доме Фамусова и в Москве.
Лиза
Лечился, говорят, на кислых он водах,
Не от болезни, чай, от скуки, - повольнее.
В
прошлом у Чацкого также
Важным событием прошлого было также петербургское время Чацкого, о котором упоминает Молчалин:
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв...
- разрыв, который сам Чацкий объясняет нежеланием «прислуживаться». Вот почему, по словам Фамусова, герой «не служит, то есть пользы в том он не находит».
Критическое
отношение Чацкого к
Здесь следует обратить внимание на одно обстоятельство, связанное с фактором времени. Обличительные монологи Чацкого - слегка насмешливые в первом действии, где он перебирает московских знакомых, и гневные во втором действии, где он клеймит «отцов отечества», основаны на том знании
московском барстве, которое он обрел еще до поездки за границу. Вся эта ширная галерея портретов в несценических персонажей - от «черномазенького» и «чахоточного» до «Нестора негодяев знатных» (к которому «еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных» возил Чацкого на поклон Фамусов) - все это ожившие в памяти Чацкого образы прошлого, которые он знал ранее и которые запомнил на всю жизнь. Так что он был подготовлен к встрече с им подобными персонажами на званом вечере в доме Фамусова.
Отдельными фрагментами и деталями дано в комедии биографическое время Фамусова, Скалозуба и Софьи. В первом случае мы узнаем о подробностях воспитания дочери и о жене Фамусова, во втором - о служебной карьере Скалозуба, в третьем - о совместном воспитании Софьи с Чацким и об истории ее увлечения Молчалиным.
Довольно подробно представлено в комедии, помимо Чацкого, биографическое время Молчалина, и это не случайно.
Дело
в том, что в идейной структуре
и конфликте комедии фигура Молчалина
занимает особое место. В главном, общественном
конфликте Чацкого у
Диалог Чацкого с Молчалиным - это спор двух молодых людей начала 182(\-х годов, спор двух идеологий и философий жизненного поведения. По мнению одного из исследователей, не Фамусов и не Скалозуб, а именно Молчалин «разительно и безусловно выражает черты, противоположные неуемному искателю правды - Чацкому». Контрастным выражением их жизненных позиций может служить, с одной стороны, та часть монолога Чацкого «А судьи кто?», в которой речь идет о молодых людях декабристского типа («Теперь пускай из нас один / Из молодых людей, найдется - враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин» и т.д.), а с другой -" монолог Молчалина «Мне завещал отец», выражающий философию искательства и лакейства. Тот же контраст между двумя молодыми героями одного и того же времени выражен в 3-м явлении третьего действии. Если Чацкий представляет в комедии молодую Россию, идеалом которой является «свободная жизнь», честь и достоинство, то Молчалин - представитель другой части молодого поколения, поколения крепнущей бюрократии с ее жизненной философией «и награжденья брать и весело пожить». Как писал в 1895 году М.О. Меньшиков, в комедии Грибоедова «на очной ставке Чацкий и Молчалин, два героя времени, скрещивают свои идеалы. Молчалин - «умеренность и аккуратность», Чацкий - независимость и достоинство».
Комедия
пронизана ощущением и
Молчалиных. Вот почему и сам он уверен в своем будущем («Надежды много впереди»), и Чацкий констатирует не только то, что «Молчалины блаженствуют на свете», но и то, что «он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных» (нынче, а не только в «веке минувшем»).
Видимо, поэтому и биографическое время Молчалина дано в комедии с большой полнотой. Для Грибоедова важно исследовать тип Молчалина и молчалинство как явление социальной психологии и морали, явление знаменательное и зловещее- («В нем Загорецкий не умрет»).
В комедии даются сведения о прошлом Молчалина. Важнейшие из них: о том, как он «коптел » в провинциальной Твери, откуда был переведен в Москву через «содействия» Фамусова; о его отце, завещание которого определило угодничество как программу жизненного поведения Молчалина; о пребывании его в доме Фамусова, хозяин которой его «и кормит и поит, А иногда и чином наградит»; об успешной карьере и связях с сильными мира чиновной и барской Москвы.
В связи с Молчалиным в комедии возникает важный мотив изменений человека во времени. Чацкий допускает, что за время его отсутствия с Молчалиным могли произойти перемены: «Быть может, он не то, что три года назад» В своем допущении Чацкий исходит из общей закономерности:
Бывают на земле такие превращения
Правлений, климатов, и нравов, и умов...
В отношении Молчалина он ошибся, но это не отменяет идеи изменяемости человека и общества. Она пронизывает всю комедию, просвечивая через судьбы действующих лиц, например, Горича, (о котором Чацкий говорит:
«Уж, точно, стал не тот в короткое ты время»), или Репетилова (с его метаниями от барона фон Клоца к танцовщицам, а от них - к «секретнейшему союзу»), выражается в словах Чацкого о возможном будущем того же Молчалина (который «дойдет до степеней известных» и в котором «Загорецкий ( не умрет») или о будущем Софьи («Вы примиритесь с ним по размышлении зрелом») и особенно - в сопоставлении и противопоставлении «века нынешнего» с «веком минувшим».
В досценическом времени особое значение имеет такой его элемент как те «три года», о которых говорил Чацкий в связи с Молчалиным и которых не раз упоминают другие действующие лица. Эти три года отсутствия Чацкого в Москве подготовили и определили ход и исход главной сюжетной линии, построенной на взаимоотношениях Чацкого, Софьи и Молчалина.
Уезжая, Чацкий как бы предчувствует охлаждение Софьи («Кому известно, что найду я воротясь?») и вместе с тем сохраняет надежду. Предчувствие его оправдывается, а надежда не сбывается, что и выражено в реплике Лизы: «Бедняжка будто знал, что года через три...» и в горестных словах самого Чацкого:
Ах! той скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет.
За это же время Молчалин, который «при батюшке три года служит», стал своим в доме Фамусова, «три награжденья получил», обрел связи с влиятельными лицами вроде Татьяны Юрьевны и Фомы Фомича и услужливостью и притворной скромностью и смирением привлек к себе внимание и сердце Софьи.
За эти же три года изменилась и Софья - и не только внешне («В семнадцать лет вы расцвели прелестно»), но внутренне, что и предстоит узнать Чацкому, который «три года не писал двух слов И грянул вдруг как с облаков».
Биографическое время персонажей соотнесено в комедии со временем историческим.
3. В работе «Сочинения Александра Пушкина» В.Г. Белинский писал о пушкинском романе в стихах: «Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтики воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».4
В
не меньшей мере слова Белинского
могут быть отнесены к комедии
в стихах «Горе от ума». Причем историческая
эпоха, запечатленная в обоих
произведениях, примерно одна и та же
- время между Отечественной
В
обоих случаях емкая и
Сближает комедию Грибоедова и роман Пушкина и то, что изображенный в них исторический момент в жизни русского общества обрисован
обобщенно, без излишней конкретизации и детализации: время и в комедии в романе отнюдь не «расчислено по календарю». Из-за непонимания этого, художественного факта до сих пор идут споры о конкретной хронологии романа «Евгений Онегин», не была обойдена ими и комедия «Горе от ума».
В
настоящее время нет