Особенности конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

В работе описываются исторические предпосылки написания комедии Грибоедовым и производится анализ данной комедии с отдельным анализом монолога "А судьи кто...?"

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Исторические предпосылки написания А.С. Грибоедовым комедии "Горе от ума"………………………………………………………………………7
1.1. История создания комедии, отношение критиков - современников к произведению……………………………………………………………………...7
Глава 2. Анализ комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (определение конфликта) 16
2.1. Система образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 16
(Расстановка действующих лиц внутри пространства) 16
2.2. Роль монолога («А судьи кто?») 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая по грибоедову с и справлениями.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Теория  литературы – одна из литературоведческих  дисциплин. Их три: теория литературы, история литературы, литературная критика.

     История литературы изучает процессы развития мировой литературы, отдельных национальных литератур, выявляет их своеобразие на разных этапах развития, анализирует творческий путь отдельных писателей.

     Литературная  критика анализирует главным  образом современное литературное развитие, истолковывает художественные произведения с точки зрения современности.

     Теория  литературы – это научная дисциплина о специфике и общем значении  художественной литературы, ее функциях, это наука об особенностях творческой работы, об основных принципах анализа художественных произведений и наиважнейших закономерностях развития литературы. Теория литературы (в этом состоит ее специфика) имеет дело не с единичными, случайными литературными явлениями, фактами, а с закономерностями, сущностными связями, имеющими значение для всей литературы.

     Вашему  вниманию предлагается работа, посвященная исследованию одного из важнейших, по моему мнению, понятий в литературоведении, как конфликт.

     Каково  же понятие конфликт в литературном произведении? И, хотя множество теоретиков и литературных критиков пытались ответить на этот вопрос, достаточно четкого и однозначного ответа нет до сих пор, что и побудило меня взяться за написание настоящей работы, определило её новизну и актуальность.

       Изучение теории литературы поддерживает  впечатление о многообразии и  мощи искусства.

       Конфликт (в литературоведении), или художественный конфликт — одна из основных категорий, характеризующих содержание литературного произведения (в первую очередь драмы или произведения с ярко представленными драматическими чертами).

     Происхождение термина связано с латинским  словом conflictus — столкновение, удар, борьба, бой (встречается у Цицерона).

     Конфликт  в художественном произведении - это противоречие, образующее сюжет, формирующее систему образов, концепцию мира, человека и искусства, особенности жанра, выражающееся в композиции, накладывающее отпечаток на речь и способы описания героев, могущее определять специфическое воздействие произведение на человека — катарсис. В теории драмы Лессинга, эстетике Гегеля использовался термин «коллизия», позже вытесненный термином «конфликт» (коллизия считается или сюжетной формой проявления конфликта, или, напротив, наиболее общим типом конфликта).

     Обычно  в произведениях (особенно в крупных  формах) присутствуют несколько конфликтов, образующих систему конфликтов. В  ее основе лежит определенная типология конфликтов, которые могут быть открытыми и скрытыми, внешними и внутренними, острыми и затяжными, разрешимыми и неразрешимыми и т. д.

     По  характеру пафоса конфликты могут  быть трагическими, комическими, драматическими, лирическими, сатирическими, юмористическими и т. д., участвуя в оформлении соответствующих жанров.

     По  сюжетному разрешению конфликты  в литературных произведениях бывают военными, межнациональными, религиозными межконфессиональными), межпоколенческими, семейными, образуя сферу социальных конфликтов и определяя тем самым социальную (социально-психологическую) жанровую генерализацию (например, древние эпопеи: «Илиада» Гомера; новые эпопеи и исторические романы: «Война и мир» Л. Н. Толстого; социальный роман в творчестве О. Бальзака, М. Е. Салтыкова-Щедрина; романы о поколениях: «Отцы и дети» И. С. Тургенева).

       Конфликт может быть перенесен  в сферу чувств, определяя психологическую  жанровую генерализацию (например, трагедии Ж. Расина, , психологические  романы Ж. Санд, Г. Мопассана  и др.).

     Конфликт может характеризовать не систему персонажей, а систему идей, становясь философским, идеологическим и формируя философскую, идеологическую жанровые генерализации (например, философский роман и новелла Т. Манна, М. А. Булгакова, идеологический роман Н. Г. Чернышевского «Что делать», роман Ф. М. Достоевского «Бесы»).

       Конфликт присутствует во всех разновидностях литературы: детской, «женской», детективной, фантастической, также в документальной, биографической, публицистической и т. д.

     Точки развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определили соответствующие элементы сюжета (где они характеризуются с содержательной стороны, между ними размещаются развитие и спад действия) и композиции (где они характеризуются со стороны формы). Некоторые художественные системы связаны с формулированием сквозного (основного) конфликта.

     В классицизме таким конфликтом стал конфликт между чувством и долгом (впервые высокохудожественно раскрыт  в «Сиде» П. Корнеля, переосмыслен в  трагедиях Ж. Расина, позже видоизменен  в трагедиях Вольтера и т. д.).

     Романтизм сменил главный конфликт искусства, сформулировав конфликт между идеалом  и действительностью.

     В 1940–50-е годы в советском литературоведении  дискутировалась проблема бесконфликтности литературы, конфликта между хорошим и лучшим и т. д. Напротив, в современной литературе (особенно в «массовой беллетристике») конфликт нередко преувеличен для усиления внешнего эффекта.

     Наиболее  ярко конфликт представлен в драме. В драматургии У. Шекспира и А. Чехова выявлены два полюса в этом отношении: у Шекспира — открытый конфликт, у Чехова — конфликт, скрытый повседневностью.

     Широко  распространено и соединение шекспировской  и чеховской линий в одном  произведении (М. Горький, в наше время — в театральной трилогии «Берег утопии» Т. Стоппарда).

       Категория «конфликт» в последнее  время потеснена категорией «диалог» (М. Бахтин), но здесь можно усмотреть  временные колебания в отношении  фундаментальных категорий литературоведения,  ведь за категорией конфликта  в литературе стоит диалектическое  развитие действительности, а не только собственно художественное содержание1. Именно возвращение к классическому понятию литературного конфликта находится в процессе теоретического обсуждения современных ученых –теоретиков литературоведения.

     Все вышеперечисленные определения конфликта в полной мере нашли своё отражение в воистину бессмертной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». На анализе этого произведения великого русского классика мы и проведем своё исследование. По моему мнению, именно «Горе от ума» явилось тем произведением, в котором, как в зеркале, отразились проблемы жизни тогдашнего светского общества, пусть и в несколько гротескной форме высмеянные Грибоедовым.

Глава 1. Исторические предпосылки написания А.С. Грибоедовым  комедии «Горя от ума»

 

1.1. История создания комедии,  отношение критиков - современников писателя к его произведению 

     Два события современной истории  имели для Грибоедова особенно важное значение - Двенадцатый год и декабризм. Это - как бы две стихии его творчества. "Горе от ума" рождено атмосферой 1812 г.

     Победа  русского народа в Отечественной  войне всему миру показала национальный облик русского человека, подвела  итог целой полосе русской жизни, разрушила иллюзии "времен очаковских" и имела великое революционное значение.

     1812 год - первый проблеск русского  национального самосознания (что  Грибоедов и хотел показать  в своей драме о крепостном) и закваска всей русской национальной  культуры нового времени. 

     1812 год разбудил в России независимую общественную мысль, - гораздо больше, нежели впечатления Запада, на которые ссылались, чрезмерно преувеличивая их значение, участники и историки декабристского движения. Бунтующий Чацкий с его мечтой о "свободной жизни", как и все декабристы, непонятен вне атмосферы и проблематики 1812 года. Положение народа не оставляет равнодушными многих прогрессивно настроенных людей - атмосфера российского общества проникнута настроениями ожидания, перемен, реформ, которые никак не может осуществить нерешительное правительство Александра I. Новые настроения и идеи вылились в создание декабристских обществ. Наступила эпоха декабризма, так трагически завершившаяся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади2.

     В обстановке постоянных революционных  потрясений первой половины века, в этом бесконечном историческом хаосе важнейшей задачей выступает не столько освоение действительности, сколько выражение отношения к ней человека. И здесь роль литературы  и искусства трудно переоценить. К тому же зачастую оно одно и могло быть рупором передовых общественных идей.

     Творчество  Грибоедова, его комедия «Горе  от ума» органически связаны с  политическими движениями его времени. Грибоедов поселился в Петербурге в 1815 г., когда тон там давали вернувшиеся  из заграничных походов либерально настроенные офицеры. В 1816 г. возникла мысль о тайных обществах, началось освобождение крестьян в Прибалтийском крае, а Н. И. Тургенев в Петербурге пропагандирует крестьянскую реформу и для России. В 1817 г. сформировался Союз Спасения, в 1818 г. — Союз Благоденствия, получает конституцию Польша. В костромском имении матери Грибоедова начались волнения крепостных, вызванные непосильными налогами. Волнения быстро возрастали и превратились в целое восстание, продолжавшееся несколько лет. Позднее, в Тифлисе Грибоедов сближается с А. П. Ермоловым, героем Отечественной войны 1812 г., человеком большой культуры и личного обаяния, настроенным оппозиционно к придворной знати и бюрократии. Общение с декабристами,  личные наблюдения над бесправием народа и произволом деспотической власти еще более укрепили Грибоедова в его либерализме3.

     В контексте эстетических представлений XIX века творчество Грибоедова было новаторским, и вызвало в светском обществе эффект разорвавшейся бомбы.

     Изучение разновременных текстов комедии удостоверяет, что ее идеологический состав созрел раньше 1824 — 1825 гг., когда Грибоедов познакомился с новейшим политическим движением в Петербурге и Киеве; тем самым снимается острота вопроса о формальной принадлежности автора к организации декабристов и удостоверяется величайшая зрелость мысли Грибоедова.

       Идеологически и в художественном  творчестве Грибоедов шел в  первом ряду дворянских революционеров; недаром декабристы приняли «Горе  от ума» с таким энтузиазмом:  пока цензура запрещала к печатанию полный текст комедии, декабристы в Петербурге списывали ее целой группой под общую диктовку и развозили по провинции4.

     К свершению своего творческого подвига  Грибоедов был прекрасно подготовлен. По своей художественной культуре писатель стоял на высшем европейском уровне и конденсировал в своем творческом сознании все лучшие достижения мировой культуры, изобразительного искусства, театра, музыки. Владея многими языками, обладая превосходной памятью, он располагал обширнейшими познаниями в литературах Запада, славянства, Востока, внимательно изучал мастерство античных и западноевропейских драматургов. Кровно близко Грибоедову было творчество русских писателей, прежде всего Фонвизина с его комедиями, богатыми реализмом, несмотря на условную классическую форму. Близки Грибоедову-писателю и Радищев с его революционной настроенностью, разоблачением самовластья и крепостничества, и сатирические нравоописательные журналы Новикова, и реалистические басни-сатиры Крылова. Все лучшее что, находил Грибоедов в мировой и национальной литературе, было принято им на вооружение его мастерства.

     Точных  сведений о времени замысла и  начала работы Грибоедова над «Горем от ума» не имеется. По воспоминаниям  С. Н. Бегичева, «план этой комедии  был сделан у него еще в Петербурге 1816 года, и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или Грузии. Собственно писание комедии «Горе от ума» было начато Грибоедовым на Кавказе, где он служил в должности секретаря по иностранной части при генерале Ермолове. Служивший там же В. К. Кюхельбекер сообщил потом в своем дневнике , что Грибоедов читал ему сцены из создававшейся комедии. Это могло быть с декабря 1821 г. до мая 1822 г., когда Кюхельбекер уехал с Кавказа в Россию.

     В феврале 1823 г. драматург выхлопотал для себя отпуск и в начале марта был уже в Москве. Здесь он прочитал своему другу С. Н. Бегичеву первые два акта «Горя от ума» и, выслушав его критические замечания, первый акт сжег и написал заново. Третье и четвертое действия были написаны летом 1823 г. в тульском имении Бегичева, Дмитриевском. С сентября работа продолжалась снова в Москве, где Грибоедов жил  у того же Бегичева. В московских литературных кругах он читает свою комедию5.

Информация о работе Особенности конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"