Особенности конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

В работе описываются исторические предпосылки написания комедии Грибоедовым и производится анализ данной комедии с отдельным анализом монолога "А судьи кто...?"

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Исторические предпосылки написания А.С. Грибоедовым комедии "Горе от ума"………………………………………………………………………7
1.1. История создания комедии, отношение критиков - современников к произведению……………………………………………………………………...7
Глава 2. Анализ комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (определение конфликта) 16
2.1. Система образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 16
(Расстановка действующих лиц внутри пространства) 16
2.2. Роль монолога («А судьи кто?») 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая по грибоедову с и справлениями.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Пространство конкретное не просто «привязывает» изображенный мир к тем или иным топографическим реалиям, но активно влияет на суть изображаемого.

     Например, в «Горе от ума» А.Грибоедов постоянно говорит о Москве и ее топографических реалиях (Кузнецкий мост, Английский клуб и пр.), и эти реалии – своего рода метонимии определенного уклада жизни. «Грибоедовская Москва» не является только  широкой рамой для психологической драмы Чацкого — Софьи.

       Наоборот, интимная драма личности  осмысляется как результат драмы общественной. Сопоставление Чацкого и барской Москвы — это не только контраст данного индивидуального характера и окружающей среды. Это — столкновение дряхлеющего крепостнического мира с новыми людьми. Наряду с индивидуальными образами, драматург создает еще один — коллективный, образ барского общества.

       Это было большим достижением  социального, политически направленного  реализма. Грибоедов гениально изобразил  бытовую фамусовскую Москву.

       В «Горе от ума» воссоздана  также еще и иная Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая. Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житейскими идеалами, духовно искалечила Софью Павловну17. Ее отец, Павел Афанасьевич Фамусов, — яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы. В той борьбе двух миров, какая раскрывается в третьем действии, Фамусов выявляет себя воинствующим представителем старого мира, вожаком косного барства. В своих монологах он объединяет барскую Москву с вельможным Петербургом. А Чацкий осмысляет столкновение как борьбу двух миров: того, где «покорность и страх», и того, в котором «вольнее всякий дышит». Столкновение этих двух общественных групп на балу у Фамусова изображено Грибоедовым с замечательной силой реализма. В гостиной собирается как бы летучий митинг, целый суд над Чацким. Суд над Чацким и упоминаемыми в репликах его единомышленниками — кульминация социальной драмы18.

     В комедии рисуется психологический  портрет именно московского дворянства: Фамусов, Хлестова, Репетилов возможны только в Москве (но не в европеизированном, деловом Петербурге того времени). В произведении конкретное художественное пространство активно влияет на суть изображаемого19.

       О жанре пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума» существуют разные высказывания. Её называют и комедией, и драмой.

       Вначале приведём аргументы в  пользу комедии. Действительно,  в пьесе главный приём, используемый  автором – это комические несоответствия. Так, например, Фамусов, управляющий в казённом месте, так говорит о своём отношении к делам: «Обычай мой такой:  Подписано, так с плеч долой».

     Комические  несоответствия встречаем в речи и поведении героев. Фамусов перед  Софьей проповедует свою скромность: «Монашеским известен поведеньем», и одновременно  мы видим его заигрывания с Лизой: «Ой! зелье, баловница…».

       Проводя анализ текста можно заметить, что уже первая ремарка пьесы несёт следы комического несоответствия: под звуки флейты и фортепьяно, которые слышатся из спальни Софьи, «Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел».

     Для создания комических ситуаций используется приём «разговор глухих»: монолог  Чацкого в III действии, разговор графини-бабушки  с князем Тугоуховским.

     Проанализируем  и дадим оценку языку произведения.

     Язык  пьесы – это язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, богатый  афоризмами).

     Кроме того, в пьесе сохранены традиционные комические амплуа: Чацкий – незадачливый любовник, Молчалин – удачливый  любовник и хитрец, Фамусов –  отец, которого все обманывают, Лиза – проницательная, ловкая служанка. Всё это позволяет с полным правом отнести пьесу «Горе от ума» к комедии.

             Но в основе комедии лежит  драматический конфликт героя и общества, и решается он не в комедийном плане. Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он терпит горе от своего ума, глубокого в своём критическом отношении к миру фамусовых и скалозубов.

     Проведя анализ монологов Чацкого ,мы видим, что Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе, он полон искреннего патриотизма: В обществе, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого делает его «опасным человеком».

     Вторым  аргументом в пользу драмы, как мне представляется, является и личная трагедия Чацкого, крушение его надежд в отношениях с Софьей. Чацкий не может понять, как может Софья любить ничтожного Молчалина:

       Но последним ударом для Чацкого  является известие о том, что  Софья «сама его безумным назвала». Ничтожество не терпит в своей среде высокого, которое смущает, дразнит людей низких. И оно объявляет благородство безумием. Из проанализированного мною текста следует однозначный вывод Чацкий – герой трагический, попавший в комическую ситуацию.  

         По- моему мнению, и тут я согласен  с литературными оценками других  критиков, сочетание в пьесе Грибоедова комедийного и драматического органично. Обе стороны жизни – драматическая и комедийная – в пьесе рассматриваются в тесном соединении друг с другом. Однако именно такое жанровое решение позволяет нам определить зарождение основного конфликта пьесы, и еще ярче очерчивает образы главных героев.

     Проиллюстрируем это на примере первой реакции  Лизы, Фамусова, и самой Софьи  на появление Чацкого.

     Первой  свое отношение к главному герою высказывает служанка Лиза в беседе с Софьей Павловной о “делах сердечных” и свадебных перспективах последней. Ее оценка явно женская: Лиза говорит о тех качествах Чацкого, которые первыми замечают в нем именно женщины, выступает в роли первой союзницы Чацкого, оправдывая его отъезд из Москвы серостью и тоскливостью.

     Лечился, говорят, на кислых он водах,

       Не от болезни, чай, от скуки.

     Софья более критична в своих оценках.

      Он славно

       Пересмеять умеет всех;

       Болтает, шутит, мне забавно;

       Делить со всяким можно смех.

       Она на протяжении всего действия  комедии намеренно дистанцируется  от главного героя, созерцая  его сквозь призму живой и  беспристрастной иронии, в которой  все достоинства Чацкого, дарованные  ему Грибоедовым, искажаются, принимая причудливые и комичные формы.

     В первой беседе двух героев Софья своими словно невзначай оброненными фразами  будто бы намеренно провоцирует  Чацкого изливать желчь на Москву и ее обитателей. Гоненье на Москву.

       Что значит видеть свет!..

       Вот вас бы с тетушкою свестъ,

       Чтоб всех знакомых перечесть.

       Софья не оставляет никаких  недомолвок между ней и Чацким; она пряма и искренна, решительно  высказывает все упреки:

       Веселость ваша не скромна, 

       У вас тотчас уж острота  готова...

      ...грозный взгляд и резкий тон,

       И этих в вас особенностей  бездна;

       А над собой гроза куда не  бесполезна.

       Именно Софья, сразу же определив  главного героя как “Не человек,  змея!”, дает и старт стремительной  развязки:

       Он не в своем уме.

     Фамусов принимает возвратившегося из путешествия Чацкого с видимым радушием. Будучи озадаченным вопросом замужества своей взрослой дочери и терзаемый размышлениями “Который же из двух?”, помещая на разные чаши весов Молчалина и Чацкого, Фамусов пытается оценить главного героя на предмет практичности.

       Впрочем, как и в случае с  Софьей, позиция в отношении Чацкого  формируется в первом же их  масштабном диалоге, где Фамусов  на свои предложения “...имением  не управлять оплошно, а главное, пойти - ка послужить” получает порцию радикальной критики устоев общества в сравнении “века нынешнего и века минувшего”. Подобный поворот в беседе:

       Ах! Боже мой! он карбонарий!..

       Опасный человек!..

       Что говорит! и говорит, как  пишет!..

       Он вольность хочет проповедать!..

       Да он властей не признает!..

       Раздосадованный неумением Чацкого держать язык за зубами в присутствии “солидного, известного человека” Сергея Сергеевича Скалозуба, который “знаков тьму отличья нахватал”, Фамусов укрепляется в своем мнении окончательно и бесповоротно. На некоторое время покидая сцену, он возвращается в самый разгар жаркого обсуждения сумасшествия главного героя, внося свою посильную лепту в укреплении и раздувании нелепого слуха:

       Я первый, я открыл!

       Давно дивлюсь я, как никто  его не свяжет!..

       По матери пошел, по Анне  Алексевне;

       Покойница сума сходила восемь  раз.

      Каждый из участников комедии кривит зеркало, в котором отражен Чацкий, на свое собственное усмотрение.

       “Не суди да не судим будешь” — гласит древняя народная мудрость. Истинность ее неоспорима, и именно она стоит гербовой печатью на всей комедии “Горе от ума”. Будучи беспощадным судьей нравов и обычаев московского общества, Чацкий сам попадает под суд, в котором у него нет адвоката, зато есть множество самых разных обвинителей.

     Что бы полнее определить тип конфликта нам непосредственно придется исследовать и проанализировать художественно-выразительные приемы используемые Грибоедовым  для создания того или иного образа и всей сюжетной линии произведения.

     Рассмотрим  и проанализируем идейное содержание пьесы. Вся идейность пьесы вращается в круге социально-политическом и психологическом, хотя она и не имеет того политического пафоса и политических заданий, какие могли бы придать ей значение настоящего политического памфлета. Зато в этом круге материал очень богат и дает произведению такую содержательность, какой не имеет ни одна современная русская комедия. В «Горе от ума» заявлены смелые по-тогдашнему суждения о крепостном праве, о русском барстве, о екатерининских вельможах и придворных нравах, о бюрократии, о скалозубовщине, о реакционной политике и поверхностном радикализме, о национальном достоинстве и внешнем западничестве, о новых людях и вражде к ним косного общества. Многое из идейного состава «Горя от ума» было настолько правдиво, смело, ярко, глубоко, что быстро было воспринято русской общественной мыслью в ее постоянный обиход20. Это обстоятельство красноречиво говорит об идейном богатстве и общественной значимости пьесы. Исходя из идейности произведения, можно говорить о том, что политическая содержательность «Горя от ума» значительнее, чем, например, «Ревизора», и несравненно богаче, чем  вся  драматическая  поэзия грибоедовских времен.

     Можно говорить, о том что только сатира Салтыкова может равняться в этом с «Горем от ума», однако как мы знаем Салтыков писал гораздо позже, в более свободных условиях, и пользовался более удобной формой не стихотворной комедии, а эпической прозы.

     В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проблема ума является одной  из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует  название. Поэтому эту проблему стоит рассматривать, пожалуй, самой первой, говоря о комедии, её тематике и образной системе.Выше было довольно часто использовано слово «ум». Но поначалу не совсем ясно, что же вкладывается в это понятие автором и его героями, необходимо конкретизировать его в рамках действия комедии. И действительно, говоря о том, что Чацкий умён, мы вспоминаем глупого, с его точки зрения, Максима Петровича, дядю Фамусова, и слова племянника: «А? как, по-вашему? По-нашему - смышлён.» В связи с этим, опираясь на другие образы произведения (Молчалина, Софьи и других), можно сделать вывод, что Грибоедов рассмотрел два типа ума: «интеллектуальность» и «приспособляемость», также именуемую «бытовым» умом, который часто сродни глупости. Итак, «Горе от ума», при всей сложности проблемы, даёт нам надежду на «просвещение в конце тоннеля», если можно так выразиться, в лице таких умных и высокообразованных людей, как Чацкий21.

Информация о работе Особенности конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"