Особенности конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

В работе описываются исторические предпосылки написания комедии Грибоедовым и производится анализ данной комедии с отдельным анализом монолога "А судьи кто...?"

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Исторические предпосылки написания А.С. Грибоедовым комедии "Горе от ума"………………………………………………………………………7
1.1. История создания комедии, отношение критиков - современников к произведению……………………………………………………………………...7
Глава 2. Анализ комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (определение конфликта) 16
2.1. Система образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 16
(Расстановка действующих лиц внутри пространства) 16
2.2. Роль монолога («А судьи кто?») 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая по грибоедову с и справлениями.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     И фамусовское общество выглядит чем-то мертвенно-бледным и отмирающим в своих попытках противостоять этому. Комедия «Горе от ума» находится на пересечении различных художественных эстетик. Классицистические тенденции объединяются в ней с элементами романтизма и реализма. Подобный синтез художественных моделей обнаруживается и в западноевропейской драматургии. Самобытность художественного опыта Грибоедова заключается уже в специфике конфликта произведения, в разработке образов, в семантике названия. Сама партитура поведения персонажа иллюстрировала идеи декабристов, которые считали, что необходимо высказывать передовые взгляды везде: и на балу, и в дворянском собрании22. Общественный характер, публичность монологов героя, ниспровергательный пафос его социальной позиции вычитывались из образа несогласия, заключенного в фамилию: Чацкий - чадящий, выражающий крамольные идеи. В комедии противопоставляются два типа «разумного» поведения: первый носит сугубо охранительный характер; второй предполагает разрушение архаических догм.Формально автор решает конфликтную ситуацию в пользу фамусовского общества, но философская правота идеологической позиции принадлежит Чацкому. Подобная развязка демонстрирует торжество персонифицированной идеи над миром, подчиненным диктату устаревшей морали. Реалистический характер комедии заключается в создании особого художественного мира, в котором каждый герой переживает свое «горе от ума». Фамусов изображен знатным барином, к которому съезжается вся Москва, но в финале пьесы он боится стать всеобщим посмешищем и второе значение его фамилии (от латинского fama - «молва») раскрывается в реплике персонажа: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!». Характер Софьи задан в соответствии с образами положительных героинь предшествующей литературы, но в комедии ее мудрость распространяется на идеализацию неродовитого возлюбленного и стремление соответствовать тем романтическим идеалам, которые она постигла из французских книг23.

     Сюжет комедии отображает жизнь в доме Фамусова. Каждый гость представляет определенный тип поведения, возводимого  автором на уровень социокультурного обобщения. Репетилов воплощает идею профанации высоких идеалов.

     Язык  произведения, само построение сюжета, наличие двух конфликтов и ярко выраженные образы героев пьесы, явились воистину уникальными событиями для драматургии XIX века.

     Новаторство Грибоедова заключается и в создании нового для русской литературы жанра. «Горе от ума» можно отнести к типу любовно-бытовой комедии, но драматический пафос, пронизывающий конфликт, не позволяет ограничить жанровую природу произведения указанием на переживания главного героя и непонимание его окружающим обществом. Наличие двух интриг разрушает привычную классицистическую структуру, известную по комедиям Мольера, вводит в произведение Грибоедова параллельные сюжетные линии. Композиционные элементы драматического конфликта - любовно-бытового и социально-политического - совпадают в завязке и развязке. Кульминацией общественно-политической интриги становится монолог Чацкого, в котором герой обрушивается с инвективами в адрес подобострастного отношения фамусовского общества ко всему иноземному24.

       По - моему мнению, Грибоедовское «Горе от ума», в жанровом отношении скорее остро - драматическая трагикомедия, с некоторыми элементами фарса ,а использование автором термина комедия, скорее некий маскирующий ход, учитывая злободневность пьесы  и реальную обстановку того времени.

2.2. Роль монолога («А судьи кто?»)

 

     Монолог является существенной особенностью драмы  эпохи классицизма и обычно обращен  героем к публике и самому себе, содержит обличения и поучения. Он нужен автору для высказывания в зал своих мыслей, но не очень сценичен, ибо на время прерывает действие, прекращает диалоги, все останавливаются, замолкают и ждут, пока герой выскажет все до конца. Между тем все действие «Горя от ума» держится на монологах, стремительно развивается от одной обличительной речи к другой. Значит, Грибоедов иначе смотрел на монолог и нашел ему иное место в художественном организме своей комедии. В самом тексте «Горя от ума», в стилистическом типе комедии, в отдельных ее частностях имелись отголоски классицизма; в 30-е годы прошлого века они воспринимались живее, чем теперь. Роль Лизы родственна традиционному классическому амплуа французской субретки; изобильны монологи (шестнадцать; из них восемь принадлежат Чацкому). И позднейшая литературная и театральная критика неоднократно возвращалась к трактовке Чацкого как резонера, как alter ego, как porte-parole автора, отказывая Чацкому в жизненности и правдивости.

     Но  давайте подробнее рассмотрим, и разберем третий монолог Чацкого.

     Третий монолог  Чацкого («А судьи кто?») — развитие конфликта. Это программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.

       Риторический вопрос, которым задается главный герой, давно уже перерос пределы литературного произведения и по сегодняшний день существует самостоятельно. Этот вопрос задает каждый без исключения, ибо сущность человеческого бытия заключена в единстве и борьбе противоположных взглядов и мнений. Еще великий Аристотель говорил: “Человек — существо социальное”25. Гений Грибоедова состоит в том, что его комедия максимально приближена к реальной человеческой жизни.

     Закончить вторую главу можно выводом,  о том что гражданская патетика Чацкого действовала на последующее поколение читателей. И когда Добролюбов признавался, что он в юности мечтал походить на Чацкого, он высказывал только то, что переживали и переживают многие тысячи юношей минувшего и нынешнего столетия. Такую власть над людьми и такое бессмертие произведению Грибоедова дали его гениальные художественные достоинства, широта и глубина произведенных драматургом художественных обобщений.

Заключение

 

     Проведя наше исследование с использованием методов структурного, сравнительного, исторического и других видов анализа, мы можем сделать вывод о том, что конфликт описанный в  произведение Грибоедова «Горе от ума»имеет ряд особенностей.

       В чем же идейное и стилевое своеобразие комедии? Обратимся, прежде всего, к конфликту.

     В комедии конфликт заканчивается  всеобщим признанием Чацкого сумасшедшим, а любовная драма завершается разоблачением любовной интриги, которую вел Молчалин. В конце пьесы Чацкий чувствует себя покинутым всеми, в нем усиливается чувство отчужденности от общества, к которому он некогда принадлежал.

       Развязка любовной драмы влияет  на основной конфликт: Чацкий оставляет неразрешенными все противоречия и покидает Москву. В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но, проигрывая, он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с “веком минувшим”, его нормами, идеалами, жизненной позицией.

       Конфликт комедии Грибоедова отличается психологической и философской новизной и глубиной. Наличие двух интриг разрушает привычную классицистическую структуру, известную по комедиям Мольера, вводит в произведение Грибоедова параллельные сюжетные линии. Композиционные элементы драматического конфликта - любовно-бытового и социально-политического - совпадают в завязке и развязке.

     Созданное в конце первой четверти XIX века, «Горе от ума» представляет собой  диалектическое единство нескольких элементов и сил. В нем ощутимы начала классицизма, мольеризма, сказавшегося в изобилии монологов, в традиционных чертах образа Лизы, в стремительном развитии действия. В патетике речей Чацкого, в противостоянии сильной личности косному обществу ощущается еще живое веяние байронического романтизма. Но в наше время с наибольшей остротой воспринимается величайшая самобытность «Горя от ума», его кровные связи с подлинной русской жизнью, его народность и реализм. В основном методе творчества Грибоедов — не классик, не романтик, а реалист, великий единомышленник и соратник основоположника новой русской литературы — Пушкина26. Художественная форма «Горя от ума» обнаруживает резкий отход Грибоедова и от традиций классицизма, и от «легкой комедии», и от распространенной тогда романтической манеры. Реалистической формы требовала для своего изображения сама русская жизнь, необычайно осложнявшаяся, наполнявшаяся богатым содержанием, быстро дифференцировавшаяся социально, с обострением политической борьбы. Литература стремилась глубже отразить современность 294 и историю. На запросы жизни Грибоедов и Пушкин одновременно ответили гениальными созданиями художественного реализма — комедией «Горе от ума» и романом «Евгений Онегин». Реалистический метод Грибоедова связан с его мировоззрением, сложившимся под влиянием самой жизни27.

     Огромно историко-познавательное значение грибоедовской  комедии благодаря ее бытовому и  социальному реализму. Грибоедовская  Москва европейским читателем воспринимается так же живо, как диккенсовский  Лондон. Но не менее велико гуманистическое значение пьесы Грибоедова. Любовь к свободе, к родине, чувство личного достоинства, негодование против насилия над свободной личностью, над просвещением — эти черты творчества великого русского писателя делают его особенно родным и близким нашему народу, близким и понятным всему прогрессивному человечеству. 

Список  использованной литературы:

 
  1. «Век нынешний и век минувший…» Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике  и литературоведении. СПб., 2002.
  2. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти. т. М., 1953. Т. I. С.81 — 82.
  3. Вяземский П. А. Фонвизин. СПб., 1848; См. также в его статье о Фонвизине // Современник, 1837. Т. V. № 1.
  4. Герцен А. И. Собр. соч.: В 30-ти т. М., 1960. Т. XX.
  5. Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. М., 1989.
  6. Горе от ума на русской и советской сцене. Свидетельства современников. М., 1987.
  7. Грибоедов А. С. Полн. собр. соч. Т. III.
  8. Грибоедов А.С. в воспоминаниях современников/Ред. и пред. Н. К. Пиксанова, примеч. И. С. Зильберштейна. М., 1929. С. 9.
  9. Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия. Комментарий С.А.Фомичева. СПб., 1994.
  10. Кюхельбекер В. К. Дневник. Л., 1929.
  11. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под. ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. Информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2003. – 1600 стб.
  12. Лицо и Гений: из наследия русской эмиграции. М., 2001.
  13. Мещеряков В.П. А.С.Грибоедов. Литературное окружение и восприятие (XIX - начало XX в.). Л., 1983.
  14. Мещеряков В.П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. М., 1985.
  15. Попова О.И. «Список "Горя от ума" декабриста А. И. Черкасова // ЛН. М., 1956. Т. 60, кн. 1.
  16. Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма. М., 1956.
  17. Руднев В. П. Р 83 Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.
  18. Русский архив, 1874, кн. 2. С. 0545 — 0548.
  19. Фомичев С.А. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М., 1983.
  20. Хечинов Ю.Е. Жизнь и смерть Александра Грибоедова. М., 2003.
  21. Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2000. – 672 с.
  22. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 1998. – 672 с.

Информация о работе Особенности конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"