Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:03, реферат
Комедия Грибоедова "Горе от ума" является уникальным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины. Эти два разных общественных лагеря в комедии живописно представляют Чацкий и Молчалин — люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения.
Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Комедия Грибоедова "Горе
от ума" является уникальным слепком
зарождающейся, но уже непримиримой
борьбы в обществе начала XIX века между
передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными
представителями крепостной старины.
Эти два разных общественных лагеря в
комедии живописно представляют Чацкий
и Молчалин — люди противоположных жизненных
позиций, моральных норм, мировоззрения.
Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине
и Чацком можно найти и общие черты, которые
и привлекли к каждому из них (в разное
время) Софью Фамусову. Два этих молодых
и неглупых человека связаны с домом Фамусова.
Чацкий — сын друга Фамусова, воспитанный
в этом доме. В молодом возрасте он покинул
Москву, "ума искал", учился, многое
увидел и узнал. Молчалин работает
секретарем в доме Фамусова, пользуется
всеобщей любовью и уважением:
По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденъя получил.
Но вот автор сводит их в комедии, и мы
видим, насколько отличаются друг от друга
Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не
утаить под внешней оболочкой. Само появление
этих героев в комедии может поведать
о многих чертах их характеров.
Чацкий буквально врывается в сюжет, он
горячо влюблен и счастлив после долгой
разлуки видеть Софью. Радость и энергия
так наполняют его, что он не сразу замечает
холодность девушки. Молчалин же в комедию
входит сперва безмолвным, а после — оправдывающимся
и растерявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем
об этих героях посредством их оценки
другими действующими лицами, в их речах
и поступках.
Как же отзываются о Чацком домочадцы
дома Фамусова и сам хозяин?
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив...
...он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Чацкий — дворянин и гордится этим. От
окружающих его отличает свободолюбие
и независимость взглядов, откровенность
и прямота высказываний. Цель своей жизни
Чацкий видит в служении отечеству, он
истинный патриот своей родины, однако
низкопоклонство, борьба за чины, звания,
награды угнетают его и возмущают:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он готов служить "делу, а не лицам",
но в фамусовском обществе это невозможно.
Именно независимость суждений, стремление
судить о человеке по делам, а не по положению,
занимаемому им в обществе, открытость
и прямота вызывает по отношению к Чацкому
полное непонимание окружающих, агрессию
и отторжение с их стороны:
Ах! боже мой! он карбонары!
Опасный человек!
И знать вас не хочу, разврата не терплю.
А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие
и завоевал искреннее уважение тех самых
людей, которые так безжалостны к Чацкому?
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,
При батюшке три года служит,
Тот часто все права защищены 2001-2005 без
толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит.
И между прочим
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит за порог.
Немного времени нужно, чтобы понять, что
Молчалин полностью принимает законы
фамусовского общества и становится незаменимым
для него. Он труслив и всегда подчиняет
свой образ мыслей тому, что принято в
обществе:
В мои лета не должно сметь Свое суждение
иметь.
Ведь надобно ж зависеть от других.
Самыми главными своими достоинствами
Молчалин считает услужливость, умеренность
и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим
и чинопоклонник, больше всего в жизни
он мечтает "дойти до степеней известных",
что, скорее всего, сбудется, "ведь нынче
любят бессловесных" Расчетливый до
мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать
на поддержку и покровительство "сильных
мира сего".
Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина,
болезненно сталкиваются две противоположные
позиции. Чацкий безупречно честен и искренен
с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности.
Он не скрывает не только своей радости
и счастья, но и недоумения и даже возмущения.
Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой,
но ему хочется узнать: кто же соперник?
Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец
есть.
Вот он, на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!
Однако несколько минут общения с этим
подленьким и льстивым человеком рассеивают
его подозрения:
С такими чувствами, с такой душою Любим!..
Обманщица смеялась надо мною!
Софья же под влиянием французских романов
придерживается иного мнения. Влюбившись
в хитрого и бесчестного человека, она
не умеет разглядеть истинного лица под
маской:
Молчалин за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!
А что же Молчалин? Молчалин продвигается
по жизни, выполняя заветы отца:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятъя
—
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла.
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Поэтому Софья для Молчалина — лишь еще
одна ступенька при покорении служебной
лестницы. Без стеснения он признается:
И вот любовника я принимаю вид В угодность
дочери такого человека.
Однако это не мешает Молчалину бессовестно
заигрывать с Лизой, с которой он даже
не считает нужным скрывать своей подлой
душонки:
Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного...
Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может
сдержать негодования:
Вот я пожертвован кому!
Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
Глядел, и видел, и не верил!
Но и Софья поражена "кривизной души"
бывшего любимого, она в гневе прогоняет
его.
В своей комедии Грибоедов создал галерею
типичных характеров, которые выходят
за исторические рамки эпохи и самой пьесы.
Чацкий — тип борца, который готов отстаивать
свои убеждения в любой ситуации, и даже
в случае поражения не изменяет им. Молчалиными
же сегодня называют лицемеров и лжецов,
подлых карьеристов и низкопоклонников.
И в наше время "Молчалины блаженствуют
на свете", но Чацкий — двигатель прогресса,
представитель молодой прогрессивной
молодежи.
Я думаю, что Грибоедов, изобразив типы
Чацкого и Молчалина, предложил современникам
и потомкам сделать свой нравственный
выбор, научиться ценить людей по их человеческим
достоинствам, а не по маскам, которые
они надевают.
Чацкий
и Молчалин герои комедии Грибоедова
“ Горе от ума. Они абсолютно разные
и по характеру, и по мировоззрению,
и по положению в обществе. Молчалин
– типичный представитель фамусовской
эпохи, олицетворение чинопочитания,
лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных
целях. Чацкий абсолютно противоположен
Молчалину. Многие стороны души Грибоедова
отразились в образе Чацкого. Он истинный
и страстный патриот.
“Не служит, то есть в том он пользы не
находит,
Но захотел бы, был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой.
И славно пишет, переводит”.
Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной
задачей в жизни ставит сделать себе карьеру
и получить высокий чин:
А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных…
Для Молчалина отсутствуют понятия чести
и гордости:
В мои лета не должно сметь,
Своё суждение иметь.
Единственным талантом, которым наделил
его Грибоедов, является умеренность и
аккуратность. Молчалин двуличен.
Чацкий презирает и осуждает “век минувший”.
Он уверен, что век нынешний оправдает
его надежды и изменит, раскачает, расшевелит
заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать
как человека декабристского склада:
“Кто делу служит, а не лицам…”,“Служить
бы рад, прислуживаться тошно”.
Характер героев произведения определяет
их отношение к окружающим. Молчалин –
паразит, старающийся всегда извлечь для
себя как можно больше материальной выгоды
из окружающих. Все его переживания сводятся
к собственной карьере. Он обманывает
Софью, уверяя в любви Лизу. Основное его
чувство, пробуждённое к другим людям,
это чувство зависти, которое выходит
наружу под личиной лжи и лести.
Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек,
которого он любит, относится к нему равнодушно.
Общение Чацкого с людьми построено на
спорах, конфликтах, беседах или монологах,
обращенных не столько к собеседнику,
сколько ко всему обществу.
В комедии “Горе от ума” автор противопоставляет
друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы
наиболее ярко раскрыть их характеры.
Грибоедов, преподносит нам на обсуждение
две науки жизни: века нынешнего и века
минувшего, хотя сам поддерживает взгляды
Чацкого.
УСПЕХ «Горя от ума», появившегося
накануне восстания декабристов, был
чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению,
любопытству конца нет», - так
охарактеризовал сам Грибоедов
атмосферу дружеского внимания, любви
и поддержки, которой окружили комедию
и ее автора передовые русские люди двадцатых
годов.
По словам Пушкина, комедии «произвела
неописанное действие и вдруг поставила
Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами».
В мировой литературе не много можно найти
произведений, которые, подобно "Горю
от ума», в короткий срок снискали бы столь
несомненную всенародную славу. При этом
современники в полной мере ощущали социально-политическую
актуальность комедии, воспринимая ее
как злободневное произведение зарождавшейся
в России новой литературы, которая ставила
своей главной задачей разработку «собственных
богатств» (то есть материала национальной
истории и современной русской жизни)
- и собственными, оригинальными, не заемными
средствами. Сюжетную основу «Горя от
ума» составил драматический конфликт
бурного столкновения умного, благородного
и свободолюбивого героя с окружающей
его косной средой реакционеров. Этот
изображенный Грибоедовым конфликт был
жизненно правдив, исторически достоверен.
С юных лет вращаясь в кругу передовых
русских людей, вступивших на путь 6орьбы
с миром самодержавия крепостничества,
живя интересами этих людей, разделяя
их взгляды и убеждения, Грибоедов имел
возможность близко и повседневно наблюдать
самое важное, характерное и волнующее
явление общественного быта своего времени
- борьбу двух мировоззрений, двух идеологий,
двух жизненные укладов, двух поколений.
После Отечественной войны, в годы формирования
и подъема общественно-политического
и общекультурного движения дворянских
революционеров-декабристов, борьба нового
- нарождающегося и развивающегося - со
старым - отжившим и тормозящим движение
вперед - острее всего выражалась в форме
именно такого открытого столкновения
между молодыми глашатаями "свободной
жизни» и воинствующими охранителями
ветхозаветных, реакционных порядков,
какое изображено в «Горе от ума». Сам
Грибоедов в широко известном, постоянно
цитируемом письме к П. А. Катенину (январь
1825 года с предельной ясностью раскрыл
содержание и идейный смысл драматической
коллизии, положенной в основу «Горя от
ума»: "...в моей комедии 25 глупцов на
одного здравомыслящего человека; и этот
человек разумеется в противуречии с обществом
его окружающим, его никто не понимает,
никто простить не хочет, зачем он немножко
повыше прочих».
В комедии Грибоедова “Горе
от ума” мы можем наблюдать столкновение двух
различных эпох, двух стилей русской жизни,
что реалистически показано автором в
его бессмертном произведении. Различие
в мировоззрении старого московского
барства и передового дворянства в 10—20-е
годы XIX столетия составляет основной
конфликт пьесы - столкновение “века нынешнего”
и “века минувшего”.
“Век минувший” представляет в комедии
московское дворянское общество, которое
придерживается устоявшихся правил и
норм жизни. Типичный представитель этого
общества - Павел Афанасьевич Фамусов.
Он живет по старинке, своим идеалом считает
дядю Максима Петровича, который являлся
ярким примером вельможи времен императрицы
Екатерины. Вот что говорит о нем сам Фамусов:
Он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне...
Однако, для того чтобы достичь такой жизни,
он “сгибался вперегиб”, прислуживался,
играл роль шута. Фамусов боготворит тот
век, но чув- . ствует, что он уходит в прошлое.
Недаром он сетует: “Тогда не то, что ныне...”
Ярким представителем “века нынешнего”
является Александр Андреевич Чацкий,
который воплощает в себе черты передовой
дворянской молодежи того времени. Он
— носитель новых взглядов, что и доказывает
своим поведением, образом жизни, но в
особенности своими страстными речами,
обличающими устои “века минувшего”,
к которому он относится явно пренебрежительно.
Об этом свидетельствуют такие его слова:
И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея.
Чацкий считает тот век веком “покорности
и страха”. Он убежден, что те нравы ушли
в прошлое и нынче охотников поподличать
“смех страшит и держит стыд в узде”.
Однако не так все просто. Традиции минувших
дней слишком сильны. Сам Чацкий оказывается
их жертвой. Он со своей прямотой, острословием,
дерзостью становится возмутителем общественных
правил и норм. И общество мстит ему. При
первой же встрече с ним Фамусов называет
его “карбонарием”. Однако в беседе со
Скалозубом отзывается о нем неплохо,
говорит, что он “малый с головой”, “славно
пишет, переводит”, при этом сожалеет,
что Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот
счет свое мнение: он хочет служить делу,
а не лицам. Пока же, видимо, в России это
невозможно.
На первый взгляд, может показаться, что
конфликт между Фамусовым и Чацким - это
конфликт разных поколений, конфликт “отцов”
и “детей”, но это не так. Ведь Софья и
Молчалин - молодые люди, почти сверстники
Чацкого, но они в полной мере принадлежат
“веку минувшему”. Софья не глупа. Доказательством
тому может служить и любовь Чацкого к
ней. Но она впитала философию отца и его
общества. Ее избранник - Молчалин. Он тоже
молод, но тоже дитя той, старой среды.
Он полностью поддерживает мораль и нравы
старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов
отзываются о Молчалине хорошо. Последний
держит его на службе, “потому что деловой”,
а Софья резко отвергает нападки Чацкого
на ее возлюбленного. Она говорит: Конечно,
нет в нем этого ума, Что гений для иных,
а для иных чума...
Но для нее ум не главное. Главное же, что
Молчалин тих, скромен, услужлив, обезоруживает
батюшку молчанием, никого не обидит. В
общем, идеальный муж. Можно сказать, качества
чудесные, но они лживы. Это лишь маска,
за которой скрывается его сущность. Ведь
его девиз - умеренность и аккуратность”,
и он готов “угождать всем людям без изъятья”,
как учил его батюшка. Он идет настойчиво
к своей цели - теплому и денежному местечку.
Он играет роль влюбленного лишь потому,
что это угодно самой Софье, дочери его
хозяина. А Софья видит в нем идеал мужа
и смело движется к своей цели, не боясь
того, “что станет говорить княгиня Марья
Алексевна”.
Чацкий, попадая в эту среду после долгого
отсутствия, вначале настроен очень доброжелательно.
Он стремится сюда, ведь “дым Отечества”
ему “сладок и приятен”, но этот дым оказывается
для него угарным газом. Он встречает стену
непонимания, отторжения. Его трагедия
заключается в том, что на сцене он один
противостоит фамусовскому обществу.
Но в комедии упоминается двоюродный брат
Скалозуба, который тоже “чудит” — “службу
вдруг оставил”, заперся в деревне и книги
стал читать, а ведь ему “следовал чин”.
Есть и племянник княгини Тугоуховской
“химик и ботаник” князь Федор. Но есть
и Репетилов, который гордится своей причастностью
с некоему тайному обществу, вся деятельность
которого сводится к “шумим, братец, шумим”.
Но Чацкий не может стать членом такого
секретнейшего союза.
Чацкий, видимо, является не только носителем
новых взглядов и идей, но и выступает
за новые нормы жизни. Ведь он путешествовал
по Европе, которая переживала революционные
брожения. В комедии прямо не говорится
о том, что Чацкий - революционер, но это
можно предположить. Ведь и фамилия его
“говорящая”, она созвучна фамилии Чаадаева.
Помимо общественной трагедии, Чацкий
переживает и трагедию личную. Его отвергает
любимая Софья, к которой он “летел, дрожал”.
Более того, с ее легкой руки его объявляют
сумасшедшим.
Итак, Чацкий, не приемлющий идеи и нравы
“века минувшего”, становится возмутителем
спокойствия в фамусовском обществе. И
оно его отвергает. На первый взгляд, поделом,
ведь Чацкий - насмешник, острослов, возмутитель
спокойствия и даже оскорбитель. Так, Софья
говорит ему: Случалось ли, чтоб вы, смеясь?
или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь
сказали?
Но понять Чацкого можно. Он переживает
трагедию личную, он не находит дружеского
сочувствия, он не принят, он отвергнут,
он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать
в таких условиях.
“Век нынешний” и “век минувший” сталкиваются
в комедии. Время минувшее еще слишком
прочно и порождает себе подобных. Но время
перемен в лице Чацкого уже настает, хотя
еще слишком слабо. "“Век нынешний”
сменяет “век минувший”, ибо это непреложный
закон жизни. Появление Чацких-карбонариев
на рубеже исторических эпох естественно
и закономерно.