Футуризм в русской литературе ХХ века на примере творчества В.В.Маяковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы, проанализировать особенности футуристической идеологии, поэтики и показать влияние этого явления на творчество В.В.Маяковского.
Для этого необходимо решить ряд конкретных задач:
1.Выяснить главные отличия русского футуризма от европейского;
2.Выявить задачи футуризма;
3.Показать, чем обогатило русскую поэзию.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Футуризм у истоков. Итальянский футуризм. 5
1.1. Рождение футуризма. 5
1.2. Основные деятели-футуристы. 10
Глава 2. Футуризм в России. 11
2.1. Зарождение течения. 11
2.2. Основные черты. 12
2.3. Начало конца. 26
Глава 3. Творчество В.В.Маяковского. 28
3.1. Маяковский и футуризм. 28
3.2. Творчество. 28
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

Футуризм в русской литературе ХХ века на примере творчества В.В.Маяковского.docx

— 72.74 Кб (Скачать)

   Старые группы погибают, но это не значит, что не появляются новые. Так, осенью 1917 года в Тифлисе была организована группа "Синдикат футуристов", куда вошли поэты и художники: А. Крученых, К. и И. Зданевичи, Н. Чернявский, Лада Гудиашвили, Кара Дарвиш, С. Валишевский. "Синдикат", просуществовав всего несколько месяцев, успел, _________________________________________________________

1. Кручёных А. Декларация № 5. О заумном языке в современной литературе // Кручёных А. Новое в писательской технике Бабеля, Артёма Весёлого, Вс. Иванова, Леонова, Сейфуллиной, Сельвинского и др.: Продукция № 144. М.: Издание Всероссийского Союза Поэтов, 1927.

однако, организовать широкую пропагандистскую деятельность, публичные лекции и диспуты, энергичную издательскую работу.

   В начале 1918 года из "Синдиката" выделилась группа "410", куда входили А. Крученых, И. Зданевич и И. Терентьев. Ее манифест, опубликованный в одноименной газете, определял основное направление ее художественных экспериментов – крученыховское изобретение, заумный язык: "Компания 410 объединяет левобережный футуризм и утверждает заумь как обязательную форму воплощения искусства. Задача 410 – использовать все великие открытия сотрудников и надеть мир на новую ось".

   Революцию большинство футуристов приветствовали как шаг к тому будущему, к которому они и стремились, однако возобновление прежней группы оказалось уже невозможным. Наиболее политически активная часть предреволюционных футуристов вошла  в организованный в 1922 г. “ЛЕФ” (“Левый  фронт искусств”; его возглавил Маяковский) и, следовательно, в советскую литературу.

   Однако к середине 1920х гг. футуризм принял классовый характер и превратился из оппозиционной идеологии в идеологию правящую. К футуризму были близки такие еврейские деятели искусства, как В. Арбатов, Борис Кушнер, Николай Чужак и Давид Аркин. В первые послереволюционные годы они заняли ключевые позиции в системе государственных учреждений, которые охватили широкий диапазон идеологии, образования, советского искусства, как его теорию, так и его практику.

 

 

 

 

 

Глава 3.Творчество В.В.Маяковского

3.1.   Маяковский и футуризм.

   В 1911 завязывается дружба Маяковского  с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов «Гилея». С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

   Стихи Маяковского были впервые  опубликованы в 1912 в альманахе  группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу», где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский» (опубликована в 1914). Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли — поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.

3.2.  Творчество.

   Творчество молодого Маяковского неразрывно связано с футуризмом. Вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, А. Крученых он участвовал в создании сборника «Пощечина общественному вкусу»[повторюсь], выступал на футуристических-вечерах-диспутах, писал критические статьи, печатался в футуристических изданиях того времени. Экспериментальный поиск Маяковского во многом определялся художественными установками футуризма; это касается основных тем, поэтических средств, языка его произведений.

   На одном из поэтических вечеров автор так определил красоту: «Это живая жизнь городской массы, это — улицы, по которым бегут трамваи, автомобили, отражаясь в зеркальных окнах и вывесках». И именно такую красоту воспевает поэт. Для него существует только один пейзаж — городской. В этом отношении особенно красноречивы заголовки его стихов: «Порт», «Уличное», «Вывескам», «Театры». При этом картины городской жизни поражают откровенным натурализмом, грубостью: «Улица провалилась, как нос сифилитика» или: «А с неба смотрела какая-то дрянь». А вот так, по Маяковскому, выглядит ночной пейзаж:

Будет луна.

Есть уже

немножко.

А вот и полная повисла в воздухе.

Это бог, должно быть,

дивной

серебряной ложкой

роется в звезд ухе́.1                         [1916]

_____________________________________________________

1. В. В. Маяковский Полное собрание  сочинений ГОСЛИТИЗДАТ М, 1955-1961. Т. 1.

  Примитивно-поэтическому описанию первой части автор противопоставляет усложненно-прозаическое объяснение.

   В этих и других строках — демонстративный антиэстетизм, стремление поразить читателя, столь свойственные футуристическому искусству. Поэт отстаивает право смотреть на мир по-своему. В стихотворении «Адище города»1 он пишет:

А за солнцами улиц где-то ковыляла

никому не нужная, дряблая луна.                     [1913]

  

   Ночные огни города именуются солнцем, в то время как подлинное светило объявляется ненужным и — «дряблым». Применить подобный эпитет к воспетой в веках луне — это ли не вызов всей предшествующей поэзии?

    Для произведений Маяковского свойственно острое социальное звучание — антивоенное, революционное. «Долой ваши любовь, искусство, религию, строй!» — провозглашает поэт в четырех частях поэмы «Облако в штанах».

                                    Исчерпывающая картина весны.2

Листочки.

После строчек лис — точки.

______________________________________________________ 

1. Впервые под заголовком "Зигзаги в вечер" опубликовано в сборнике "Молоко кобылиц", М., 1914 (вышел в конце 1913)

2. Впервые под заглавием "Весна" напечатано в альманахе «Дохлая луна» Москва, 1913 г. Стихотворение основано на игре слов: «лис» и «точки» — составляют вместе начальное слово «листочки». Текст даётся по изданию: Владимир Маяковский, Полное собрание сочинений, Том первый (1912-1917), Москва, 1955.

   Это стихотворение Маяковский не без вызова назвал «Исчерпывающей картиной весны». Так автор с помощью футуристской словесной живописи рисует весенний пейзаж. Маяковский, занимаясь формальным поиском, произвольно делит слова на слоги, нарушает привычную конструкцию стихотворной строки. Он часто прибегает к различным приемам звукописи («а с севера — снега седей»; «отравим кровью воды Рейна»; «стихами велеть истлеть ей»). Он ломает правила грамматики:

Где роза есть нежнее и чайнее? Или:

Душу вытащу, растопчу, чтоб большая!

   Своего рода визитной карточкой Маяковского можно считать неологизмы. Словотворчество поэта, несомненно, имеет своим истоком поэтику футуристов. В его стихах — «адище города», «земли отощавшее лонце», «декабрый вечер».

  

  Оценивая творчество Маяковского, не следует выделить влияние футуризма на эстетику автора. Именно это направление во многом сформировало будущего «лирика и трибуна». Пафос революционного обновления, поэзия индустриального города, вызов буржуазному быту, с одной стороны, и активный поиск новых художественных форм — с другой, — вот то, что унаследовал в своем творчестве поэт от идей и методов футуризма. Годы, на протяжении которых он был связан с этим направлением, стали для него годами учения, формирования поэтического мастерства, литературного кредо, по законам которого развивалось его дальнейшее творчество.

 

 

Заключение.

Пришла к выводу, что футуризм был глубоко чужд классическим традициям русской литературы.  Подобно символизму, русский футуризм многое воспринял от буржуазной культуры запада, а также европейских футуристических литературных течений. Однако в целом ряде социальных установок русский футуризм решительно отличался от европейского: ему не были свойственны милитаристские устремления, проповедь насилия, агрессии.          

Перейдем к задаче футуристов. В чем она заключалась? Свою задачу видели в том, чтоб создать искусство будущего.

Футуризм внес огромный вклад в поэзию ХХ века:

  • Рождение искусства для масс;
  • Расширение и обогащение поэтического словаря;
  • Создание новых ритмов и рифм.

 

 

Список используемой литературы.

1. Азизян И. Итальянский футуризм и русский авангард //  Искусствознание. - 1999. -  № 1. - С.300-329. - Библиогр. в примеч. в конце ст.

2. Аренс Л.Хлебников – основатель будетлян //Книга и революция.1922, № 9-10.

3. Бобринская Е. Концепция нового человека в эстетике футуризма//Вопросы искусствознания, 1995, N1-2

4. Бобринская Е. Футуризм. М., Галарт, 2000. -192 с.:ил.

5. Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб.: Пушкинский фонд, 1994.

6. Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М.,1985.

7. Кручёных А. Декларация № 5. О заумном языке в современной литературе // Кручёных А. Новое в писательской технике Бабеля, Артёма Весёлого, Вс. Иванова, Леонова, Сейфуллиной, Сельвинского и др.: Продукция № 144. М.: Издание Всероссийского Союза Поэтов, 1927.

8. Крученых A. Новые пути слова. Манифесты и программы русских футуристов.

9. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Стихотворения, переводы, воспоминания. Л., “Советский писатель”, 1989.

10. Марков В. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000.

11. В. В. Маяковский Полное собрание сочинений ГОСЛИТИЗДАТ М, 1955-1961. Т. 1.

12. Хлебников В. Собр. Произведений. Л., 1928-1933. Т.5.

13. “Встречи с прошлым”, М.,1982. Вып.4.

14.Markov V. Russian futurism.A history. Berkeley, 1968.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Футуризм в русской литературе ХХ века на примере творчества В.В.Маяковского