Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 20:57, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы, проанализировать особенности футуристической идеологии, поэтики и показать влияние этого явления на творчество В.В.Маяковского.
Для этого необходимо решить ряд конкретных задач:
1.Выяснить главные отличия русского футуризма от европейского;
2.Выявить задачи футуризма;
3.Показать, чем обогатило русскую поэзию.
Введение 3
Глава 1.Футуризм у истоков. Итальянский футуризм. 5
1.1. Рождение футуризма. 5
1.2. Основные деятели-футуристы. 10
Глава 2. Футуризм в России. 11
2.1. Зарождение течения. 11
2.2. Основные черты. 12
2.3. Начало конца. 26
Глава 3. Творчество В.В.Маяковского. 28
3.1. Маяковский и футуризм. 28
3.2. Творчество. 28
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Старые группы погибают, но это не значит,
что не появляются новые. Так, осенью 1917
года в Тифлисе была организована группа
"Синдикат футуристов", куда вошли
поэты и художники: А. Крученых, К. и И. Зданевичи,
Н. Чернявский, Лада Гудиашвили, Кара Дарвиш,
С. Валишевский. "Синдикат", просуществовав
всего несколько месяцев, успел, ______________________________
1. Кручёных А. Декларация № 5. О заумном языке в современной литературе // Кручёных А. Новое в писательской технике Бабеля, Артёма Весёлого, Вс. Иванова, Леонова, Сейфуллиной, Сельвинского и др.: Продукция № 144. М.: Издание Всероссийского Союза Поэтов, 1927.
однако, организовать широкую пропагандистскую деятельность, публичные лекции и диспуты, энергичную издательскую работу.
В начале 1918 года из "Синдиката" выделилась группа "410", куда входили А. Крученых, И. Зданевич и И. Терентьев. Ее манифест, опубликованный в одноименной газете, определял основное направление ее художественных экспериментов – крученыховское изобретение, заумный язык: "Компания 410 объединяет левобережный футуризм и утверждает заумь как обязательную форму воплощения искусства. Задача 410 – использовать все великие открытия сотрудников и надеть мир на новую ось".
Революцию большинство футуристов приветствовали как шаг к тому будущему, к которому они и стремились, однако возобновление прежней группы оказалось уже невозможным. Наиболее политически активная часть предреволюционных футуристов вошла в организованный в 1922 г. “ЛЕФ” (“Левый фронт искусств”; его возглавил Маяковский) и, следовательно, в советскую литературу.
Однако к середине 1920х гг. футуризм принял классовый характер и превратился из оппозиционной идеологии в идеологию правящую. К футуризму были близки такие еврейские деятели искусства, как В. Арбатов, Борис Кушнер, Николай Чужак и Давид Аркин. В первые послереволюционные годы они заняли ключевые позиции в системе государственных учреждений, которые охватили широкий диапазон идеологии, образования, советского искусства, как его теорию, так и его практику.
Глава 3.Творчество В.В.Маяковского
3.1. Маяковский и футуризм.
В 1911 завязывается дружба
Стихи Маяковского были
3.2. Творчество.
Творчество молодого Маяковского неразрывно
связано с футуризмом. Вместе с Д. Бурлюком,
В. Хлебниковым, А. Крученых он участвовал
в создании сборника «Пощечина общественному
вкусу»[повторюсь], выступал на футуристических-вечерах-
На одном из поэтических вечеров автор так определил красоту: «Это живая жизнь городской массы, это — улицы, по которым бегут трамваи, автомобили, отражаясь в зеркальных окнах и вывесках». И именно такую красоту воспевает поэт. Для него существует только один пейзаж — городской. В этом отношении особенно красноречивы заголовки его стихов: «Порт», «Уличное», «Вывескам», «Театры». При этом картины городской жизни поражают откровенным натурализмом, грубостью: «Улица провалилась, как нос сифилитика» или: «А с неба смотрела какая-то дрянь». А вот так, по Маяковскому, выглядит ночной пейзаж:
Будет луна.
Есть уже
немножко.
А вот и полная повисла в воздухе.
Это бог, должно быть,
дивной
серебряной ложкой
роется в звезд ухе́.1 [1916]
______________________________
1. В. В. Маяковский Полное собрание сочинений ГОСЛИТИЗДАТ М, 1955-1961. Т. 1.
Примитивно-поэтическому описанию первой части автор противопоставляет усложненно-прозаическое объяснение.
В этих и других строках — демонстративный антиэстетизм, стремление поразить читателя, столь свойственные футуристическому искусству. Поэт отстаивает право смотреть на мир по-своему. В стихотворении «Адище города»1 он пишет:
А за солнцами улиц где-то ковыляла
никому не нужная, дряблая луна. [1913]
Ночные огни города именуются солнцем, в то время как подлинное светило объявляется ненужным и — «дряблым». Применить подобный эпитет к воспетой в веках луне — это ли не вызов всей предшествующей поэзии?
Для произведений Маяковского свойственно острое социальное звучание — антивоенное, революционное. «Долой ваши любовь, искусство, религию, строй!» — провозглашает поэт в четырех частях поэмы «Облако в штанах».
Листочки.
После строчек лис — точки.
______________________________
1. Впервые под заголовком "Зигзаги в вечер" опубликовано в сборнике "Молоко кобылиц", М., 1914 (вышел в конце 1913)
2. Впервые под заглавием "Весна" напечатано в альманахе «Дохлая луна» Москва, 1913 г. Стихотворение основано на игре слов: «лис» и «точки» — составляют вместе начальное слово «листочки». Текст даётся по изданию: Владимир Маяковский, Полное собрание сочинений, Том первый (1912-1917), Москва, 1955.
Это стихотворение Маяковский не без вызова назвал «Исчерпывающей картиной весны». Так автор с помощью футуристской словесной живописи рисует весенний пейзаж. Маяковский, занимаясь формальным поиском, произвольно делит слова на слоги, нарушает привычную конструкцию стихотворной строки. Он часто прибегает к различным приемам звукописи («а с севера — снега седей»; «отравим кровью воды Рейна»; «стихами велеть истлеть ей»). Он ломает правила грамматики:
Где роза есть нежнее и чайнее? Или:
Душу вытащу, растопчу, чтоб большая!
Своего рода визитной карточкой Маяковского можно считать неологизмы. Словотворчество поэта, несомненно, имеет своим истоком поэтику футуристов. В его стихах — «адище города», «земли отощавшее лонце», «декабрый вечер».
Оценивая творчество Маяковского, не следует выделить влияние футуризма на эстетику автора. Именно это направление во многом сформировало будущего «лирика и трибуна». Пафос революционного обновления, поэзия индустриального города, вызов буржуазному быту, с одной стороны, и активный поиск новых художественных форм — с другой, — вот то, что унаследовал в своем творчестве поэт от идей и методов футуризма. Годы, на протяжении которых он был связан с этим направлением, стали для него годами учения, формирования поэтического мастерства, литературного кредо, по законам которого развивалось его дальнейшее творчество.
Заключение.
Пришла к выводу, что футуризм был глубоко чужд классическим традициям русской литературы. Подобно символизму, русский футуризм многое воспринял от буржуазной культуры запада, а также европейских футуристических литературных течений. Однако в целом ряде социальных установок русский футуризм решительно отличался от европейского: ему не были свойственны милитаристские устремления, проповедь насилия, агрессии.
Перейдем к задаче футуристов. В чем она заключалась? Свою задачу видели в том, чтоб создать искусство будущего.
Футуризм внес огромный вклад в поэзию ХХ века:
Список используемой литературы.
1. Азизян И. Итальянский футуризм и русский авангард // Искусствознание. - 1999. - № 1. - С.300-329. - Библиогр. в примеч. в конце ст.
2. Аренс Л.Хлебников – основатель будетлян //Книга и революция.1922, № 9-10.
3. Бобринская Е. Концепция нового человека в эстетике футуризма//Вопросы искусствознания, 1995, N1-2
4. Бобринская Е. Футуризм. М., Галарт, 2000. -192 с.:ил.
5. Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб.: Пушкинский фонд, 1994.
6. Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М.,1985.
7. Кручёных А. Декларация № 5. О заумном языке в современной литературе // Кручёных А. Новое в писательской технике Бабеля, Артёма Весёлого, Вс. Иванова, Леонова, Сейфуллиной, Сельвинского и др.: Продукция № 144. М.: Издание Всероссийского Союза Поэтов, 1927.
8. Крученых A. Новые пути слова. Манифесты и программы русских футуристов.
9. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Стихотворения, переводы, воспоминания. Л., “Советский писатель”, 1989.
10. Марков В. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000.
11. В. В. Маяковский Полное собрание сочинений ГОСЛИТИЗДАТ М, 1955-1961. Т. 1.
12. Хлебников В. Собр. Произведений. Л., 1928-1933. Т.5.
13. “Встречи с прошлым”, М.,1982. Вып.4.
14.Markov V. Russian futurism.A history. Berkeley, 1968.
Информация о работе Футуризм в русской литературе ХХ века на примере творчества В.В.Маяковского