Футуризм в русской литературе ХХ века на примере творчества В.В.Маяковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы, проанализировать особенности футуристической идеологии, поэтики и показать влияние этого явления на творчество В.В.Маяковского.
Для этого необходимо решить ряд конкретных задач:
1.Выяснить главные отличия русского футуризма от европейского;
2.Выявить задачи футуризма;
3.Показать, чем обогатило русскую поэзию.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Футуризм у истоков. Итальянский футуризм. 5
1.1. Рождение футуризма. 5
1.2. Основные деятели-футуристы. 10
Глава 2. Футуризм в России. 11
2.1. Зарождение течения. 11
2.2. Основные черты. 12
2.3. Начало конца. 26
Глава 3. Творчество В.В.Маяковского. 28
3.1. Маяковский и футуризм. 28
3.2. Творчество. 28
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

Футуризм в русской литературе ХХ века на примере творчества В.В.Маяковского.docx

— 72.74 Кб (Скачать)

 

 

[Введите название  организации]

Футуризм в русской литературе ХХ века на примере творчества В.В.Маяковского.

[Введите подзаголовок  документа]

 

[Введите  имя автора]

[Выберите  дату]


 

 

[Введите  аннотацию документа. Аннотация  обычно представляет собой краткий  обзор содержимого документа. Введите  аннотацию документа. Аннотация  обычно представляет собой краткий  обзор содержимого документа.]




 

 

                                        Содержание

 

Введение                                                                                                 3

Глава 1.Футуризм у истоков. Итальянский футуризм.                         5

1.1. Рождение футуризма.                                                                       5

1.2. Основные деятели-футуристы.                                                        10

Глава 2. Футуризм в России.                                                                  11

2.1. Зарождение  течения.                                                                         11

2.2. Основные  черты.                                                                               12

2.3. Начало  конца.                                                                                   26

Глава 3. Творчество В.В.Маяковского.                                                  28

3.1. Маяковский  и футуризм.                                                                  28

3.2. Творчество.                                                                                       28

Заключение                                                                                              32

Список используемой литературы                                                         33

 

 

Введение.

   Рубеж веков, а тем более тысячелетий, при всей условности этих вех, располагает человеческое сознание  к размышлениям о концах и  началах, о причинах и следствиях, о границах, переходах, переломах  истории, культуры, искусства

   Актуальность данной работы предопределена, прежде всего, самим объектом  исследования. Русский футуризм  позиционировал себя в культурном  поле своего времени как наиболее  репрезентативное проявление духа  эпохи великих надежд на радикальное  преобразование мира, грандиозных  научных, политических, эстетических  утопий. Не удивительно, что для  потомков он стал концентрированным  выражением «проклятых вопросов» XX века: безбожие, революционность, вера  во всемогущество научно-технического  прогресса, имморализм, антиэстетизм, разрушение коммуникации. Претензии на роль более значительную, чем роль очередной поэтической школы, обернулись для футуризма ответственностью, выходящей за рамки сугубо эстетической. Литературно-художественный авангард был обвинен в пособничестве авангарду политическому. Социалистический реализм объявили законным детищем авангардной эстетики и идеологии.

   Объектом  данного исследования  стал феномен  русского футуризма  во всей совокупности его художественной  практики, теоретических концепций,  способов репрезентации  авторских  и групповых стратегий.

   Предметом данного исследования  стала  идейно-эстетическая система  русского футуризма в период  расцвета и наиболее полной  выявленности  ее качеств, обусловленных взаимовлиянием идеологии, поэтики и прагматики нового искусства.

 

   Цель работы состоит в том, чтобы, проанализировать  особенности  футуристической идеологии, поэтики и показать влияние этого явления на творчество В.В.Маяковского.

   Для этого необходимо решить  ряд конкретных задач:

1.Выяснить  главные отличия русского футуризма  от европейского;

2.Выявить  задачи футуризма;

3.Показать, чем обогатило русскую поэзию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Футуризм у истоков. Итальянский футуризм.

    1. Рождение футуризма.

   Как принято считать, футуризм появился в Италии в качестве своеобразного противовеса "перепроизводству культуры", превратившему за несколько предшествующих столетий блестящего расцвета искусств весь Апеннинский полуостров в громадный музей. Реакцией на это засилье "музейного" стиля жизни, на неподвижность культуры зачарованной прошлыми достижениями, стала футуристическая революция в искусстве, переставившая акценты на эфемерную поэзию ощущений, неведомое будущее, на взрывную энергию желания и воображения. Футуризм создал собственный проект культуры - наступательной, динамичной и агрессивной. Проект, не ограниченный лишь сферой искусства, но вторгающийся в социальную и политическую реальность. Он создал свою собственную эстетику борьбы и разрушения, эксперимента, игры и зрелища. "Футуризм, - писал глава итальянских футуристов, - это не секта, не школа, но скорее мощное движение энергии и интеллектуального героизма, в котором личность - ничто, тогда как воля к разрушению и обновлению все..."1

   Футуризм в Италии был придуман и организован в мощное и разностороннее движение фантазией, вдохновением и энергией одного человека - итальянского писателя Ф.Т.Маринетти. Дерзкие научные гипотезы и фантастические технические изобретения открывали головокружительную перспективу бесконечного прогресса, перспективу полного обновления человека и мира. Маринетти сумел уловить это дыхание времени, сконцентрировать воздух современности в ярких и конкретных формулах, задающих импульсы для обновления самых широких сфер культуры.

   Вождь и теоретик футуристического движения в Италии, Филиппо Томмазо Маринетти родился 22 декабря 1876 года в столице Египта Александрии, в семье адвоката Энрико Маринетти. В школьные годы официальным именем мальчика (тем, что фигурирует в документах) было Филиппо Акилле Эмилио, а дома его называли просто - Томмазо. Так что когда Маринетти младший вырос, он выбрал себе имя Филиппо Томмазо.

_____________________________________________________

1. Маринетти Ф.Т. Футуризм./Ф.Т.Маринетти.- СПб.: 1914.

В Египте Маринетти учился во французском колледже, откуда был исключен вследствие скандала, связанного с некоторыми публикациями, сделанными им и его товарищами в выпускавшемся ими журнале "Папирус".

   К этому моменту его отец уже принял решение о возвращении в Италию, но самого Маринетти ждала пока иная судьба. Он направляется в Париж для окончания французской школы.

   В 1895 году Филиппо Томмазо возвращается в Италию, где поступает на юридический факультет университета в Павии, который заканчивает в 1899 году. С 1898 он сотрудничает в парижских литературных журналах. Пишет он на французском языке, который для него был, по сути, родным. Современники отмечали, что он даже говорил по-итальянски с акцентом.

   С 1905 года Маринетти с двумя компаньонами (а с 1906 года - без них) издает в Милане журнал "Поэзия", где печатались произведения французских символистов, а также другие последние достижения европейской культуры.

   Основными центрами футуризма были Милан Рим и Флоренция. В Милане появились первые манифесты футуризма. Но подлинное начало футуризма связано с Римом, где находилась тогда мастерская Балла: в его произведениях, созданных, начиная с 1904, уже появляются новые идеи и новые поиски, близкие футуризму.

   Интерес к новым темам (особенно "социальным" - трудовая жизнь рабочих окраин) сочетается с объективной, лишенной риторики интерпретацией реальности. Так возникает интерес к "социальному документу" и прославление урбанистической и "современной" цивилизации - основные элементы футуристической поэтики.

   Идеологическим центром футуризма была Флоренция. В первые годы века здесь были основаны многочисленные журналы («Leonardo» 1903 Regno 1903 Hermes 1904), которые играли роль культурного фона определяющую в развитии футуризма. С 1908 года, когда был основан журнал «La Voce» отношения прессы и движения стали более непосредственными особенно благодаря двум сотрудникам журнала писателя Джованни Папини и критика и поэта Арденго Соффичи тесно связанным с футуризмом. По их инициативе в 1913 был основан журнал «Lacerba».

   В Италии футуристы (вождь и теоретик движения Ф.Т.Маринетти и другие поэты, художники У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло, А. Соффичи, Э. Прамполини, архитекторы А. Сант-Элиа, М. Кьяттоне и др.) принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых эстетических ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства, новый тип массового сознания.

   Первый манифест футуризма появился в печати на французском языке 20 февраля 1909 года в субботнем выпуске парижской газеты "Фигаро". В этом же году он был опубликован на итальянском в журнале "Поэзия", а также вышел в виде отдельной брошюры.

   Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы состоявшей из одиннадцати пунктов - тезисов футуристической идеи.

   Одиннадцать - число пунктов программы, провозглашенной в манифесте - не случайная цифра. Это число было важным для Маринетти, он считал его чем-то вроде талисмана. Возможно, это связано с древними мистическими традициями, подобными каббализму, в которых каждая буква сопоставляется с числом - ее номером в алфавите. 11 - позиция, занимаемая буквой "М", начальной буквой фамилии Маринетти, в итальянском алфавите. Как бы то ни было, известно, что Маринетти интересовался мистикой и был суеверен, что, возможно, сыграло свою роль в формировании идеи футуризма. Число одиннадцать зачастую становится числом пунктов в футуристических манифестах, этим числом они часто подписываются, вне зависимости от реальной даты написания.

   Текст манифеста вызвал бурную реакцию и острый интерес к личности автора. Газеты поместили фотографию Маринетти за рулем роскошного автомобиля, в фуражке, с пышными усами, победоносным взглядом и папиросой во рту. Манифест положил начало новому жанру, внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент – кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт, артист будет всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию (заметим, что именно эта составляющая футуризма была, прежде всего, с энтузиазмом воспринята русскими кубофутуристами в предреволюционные годы).

   Так же, как и первый манифест Маринетти, последующие теоретические выступления и художественная практика футуризма отражают восторженное, доходящее до фетишизма отношение к символам прогресса и преображению материального мира (особенно к средствам передвижения – автомобиль, самолет) и готовность к столь же радикальной перестройке культуры и самого человека. 

   Футуристы занимались написанием манифестов, организовывали вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем – публиковались. Вечера эти в своем свободном течении заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако, очень широкую известность. Ярые приверженцы если не практики, то, во всяком случае, теории анархизма, футуристы верили, что сила и жестокость неуправляемой энергии разрушит и развернет жизнь Италии от "культа" прошлого к новому обществу. (“Noi vogliamo cantare l’amor del pericolo, l’abitudine all’energia e alla temerità. Il coraggio, l’audacia, la ribellione saranno elementi essenziali della nostra poesia”)1.

   Во главу угла ставилось слияние искусства и жизни, для чего использовались публичные выступления. Была разработана схема коротких представлений, бессодержательных, часто непонятных, но всегда эпатирующих и шокирующих. Резкие, взрывные звуки, подобные ружейным выстрелам, сопровождались вспышками света, криками и внезапными, необъяснимыми событиями, например, продажей двойных билетов, которые нарушали психическое равновесие публики. Аудиторию следовало довести до "звероподобного" состояния и с помощью шока вывести из себя, то есть сделать именно то, чего Маринетти пытался добиться средствами поэзии.

   В 1909 году Маринетти написал свой знаменитый "африканский роман" под названием "Футурист Мафарка" и успешно опубликовал его во Франции. Это роман о рождении нового бессмертного механического сверхчеловека, свободного от прошлого и способного летать. Это – история создания новой футуристической вселенной, содержащая все основные положения и понятия футуризма, такие как машина, война, "преодоление человека", "презрение к женщине", "смерть на краю юности", "сладострастие героизма", буйство природных стихий и "жажда абсолютной силы и бессмертия". История рождения Газурмаха, сына африканского короля Мафарки является аллегорией рождения самого футуризма, воплощающей особую мистику и главную религию этого движения – идею воли, преодолевающей зависимость от материи и природы. Публикация романа в Италии повлекла за собой скандал и шумный процесс против Маринетти с изъятием уже

__________________________________________________________

1. I futuristi, a cura di Francesco Grisi. Grandi Tascabili Economici, Newton,1994.

Информация о работе Футуризм в русской литературе ХХ века на примере творчества В.В.Маяковского