Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 20:57, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы, проанализировать особенности футуристической идеологии, поэтики и показать влияние этого явления на творчество В.В.Маяковского.
Для этого необходимо решить ряд конкретных задач:
1.Выяснить главные отличия русского футуризма от европейского;
2.Выявить задачи футуризма;
3.Показать, чем обогатило русскую поэзию.
Введение 3
Глава 1.Футуризм у истоков. Итальянский футуризм. 5
1.1. Рождение футуризма. 5
1.2. Основные деятели-футуристы. 10
Глава 2. Футуризм в России. 11
2.1. Зарождение течения. 11
2.2. Основные черты. 12
2.3. Начало конца. 26
Глава 3. Творчество В.В.Маяковского. 28
3.1. Маяковский и футуризм. 28
3.2. Творчество. 28
Заключение 32
Список используемой литературы 33
[Введите название организации] |
Футуризм в русской литературе ХХ века на примере творчества В.В.Маяковского. |
[Введите подзаголовок документа] |
[Введите имя автора] |
[Выберите дату] |
[Введите
аннотацию документа. Аннотация
обычно представляет собой |
Введение
Глава 1.Футуризм
у истоков. Итальянский футуризм.
1.1. Рождение
футуризма.
1.2. Основные
деятели-футуристы.
Глава 2.
Футуризм в России.
2.1. Зарождение
течения.
2.2. Основные
черты.
2.3. Начало
конца.
Глава 3.
Творчество В.В.Маяковского.
3.1. Маяковский
и футуризм.
3.2. Творчество.
Заключение
Список
используемой литературы
Введение.
Рубеж веков, а тем более тысячелетий,
при всей условности этих вех,
располагает человеческое
Актуальность данной работы
Объектом данного исследования
стал феномен русского футуризма
во всей совокупности его
Предметом данного
Цель работы состоит в том, чтобы, проанализировать особенности футуристической идеологии, поэтики и показать влияние этого явления на творчество В.В.Маяковского.
Для этого необходимо решить ряд конкретных задач:
1.Выяснить
главные отличия русского
2.Выявить задачи футуризма;
3.Показать, чем обогатило русскую поэзию.
Глава 1. Футуризм у истоков. Итальянский футуризм.
Как принято считать, футуризм появился в Италии в качестве своеобразного противовеса "перепроизводству культуры", превратившему за несколько предшествующих столетий блестящего расцвета искусств весь Апеннинский полуостров в громадный музей. Реакцией на это засилье "музейного" стиля жизни, на неподвижность культуры зачарованной прошлыми достижениями, стала футуристическая революция в искусстве, переставившая акценты на эфемерную поэзию ощущений, неведомое будущее, на взрывную энергию желания и воображения. Футуризм создал собственный проект культуры - наступательной, динамичной и агрессивной. Проект, не ограниченный лишь сферой искусства, но вторгающийся в социальную и политическую реальность. Он создал свою собственную эстетику борьбы и разрушения, эксперимента, игры и зрелища. "Футуризм, - писал глава итальянских футуристов, - это не секта, не школа, но скорее мощное движение энергии и интеллектуального героизма, в котором личность - ничто, тогда как воля к разрушению и обновлению все..."1
Футуризм в Италии был придуман и организован в мощное и разностороннее движение фантазией, вдохновением и энергией одного человека - итальянского писателя Ф.Т.Маринетти. Дерзкие научные гипотезы и фантастические технические изобретения открывали головокружительную перспективу бесконечного прогресса, перспективу полного обновления человека и мира. Маринетти сумел уловить это дыхание времени, сконцентрировать воздух современности в ярких и конкретных формулах, задающих импульсы для обновления самых широких сфер культуры.
Вождь и теоретик футуристического движения в Италии, Филиппо Томмазо Маринетти родился 22 декабря 1876 года в столице Египта Александрии, в семье адвоката Энрико Маринетти. В школьные годы официальным именем мальчика (тем, что фигурирует в документах) было Филиппо Акилле Эмилио, а дома его называли просто - Томмазо. Так что когда Маринетти младший вырос, он выбрал себе имя Филиппо Томмазо.
______________________________
1. Маринетти Ф.Т. Футуризм./Ф.Т.Маринетти.- СПб.: 1914.
В Египте Маринетти учился во французском колледже, откуда был исключен вследствие скандала, связанного с некоторыми публикациями, сделанными им и его товарищами в выпускавшемся ими журнале "Папирус".
К этому моменту его отец уже принял решение о возвращении в Италию, но самого Маринетти ждала пока иная судьба. Он направляется в Париж для окончания французской школы.
В 1895 году Филиппо Томмазо возвращается в Италию, где поступает на юридический факультет университета в Павии, который заканчивает в 1899 году. С 1898 он сотрудничает в парижских литературных журналах. Пишет он на французском языке, который для него был, по сути, родным. Современники отмечали, что он даже говорил по-итальянски с акцентом.
С 1905 года Маринетти с двумя компаньонами (а с 1906 года - без них) издает в Милане журнал "Поэзия", где печатались произведения французских символистов, а также другие последние достижения европейской культуры.
Основными центрами футуризма были Милан Рим и Флоренция. В Милане появились первые манифесты футуризма. Но подлинное начало футуризма связано с Римом, где находилась тогда мастерская Балла: в его произведениях, созданных, начиная с 1904, уже появляются новые идеи и новые поиски, близкие футуризму.
Интерес к новым темам (особенно "социальным" - трудовая жизнь рабочих окраин) сочетается с объективной, лишенной риторики интерпретацией реальности. Так возникает интерес к "социальному документу" и прославление урбанистической и "современной" цивилизации - основные элементы футуристической поэтики.
Идеологическим центром футуризма была Флоренция. В первые годы века здесь были основаны многочисленные журналы («Leonardo» 1903 Regno 1903 Hermes 1904), которые играли роль культурного фона определяющую в развитии футуризма. С 1908 года, когда был основан журнал «La Voce» отношения прессы и движения стали более непосредственными особенно благодаря двум сотрудникам журнала писателя Джованни Папини и критика и поэта Арденго Соффичи тесно связанным с футуризмом. По их инициативе в 1913 был основан журнал «Lacerba».
В Италии футуристы (вождь и теоретик движения Ф.Т.Маринетти и другие поэты, художники У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло, А. Соффичи, Э. Прамполини, архитекторы А. Сант-Элиа, М. Кьяттоне и др.) принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых эстетических ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства, новый тип массового сознания.
Первый манифест футуризма появился в печати на французском языке 20 февраля 1909 года в субботнем выпуске парижской газеты "Фигаро". В этом же году он был опубликован на итальянском в журнале "Поэзия", а также вышел в виде отдельной брошюры.
Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы состоявшей из одиннадцати пунктов - тезисов футуристической идеи.
Одиннадцать - число пунктов программы, провозглашенной в манифесте - не случайная цифра. Это число было важным для Маринетти, он считал его чем-то вроде талисмана. Возможно, это связано с древними мистическими традициями, подобными каббализму, в которых каждая буква сопоставляется с числом - ее номером в алфавите. 11 - позиция, занимаемая буквой "М", начальной буквой фамилии Маринетти, в итальянском алфавите. Как бы то ни было, известно, что Маринетти интересовался мистикой и был суеверен, что, возможно, сыграло свою роль в формировании идеи футуризма. Число одиннадцать зачастую становится числом пунктов в футуристических манифестах, этим числом они часто подписываются, вне зависимости от реальной даты написания.
Текст манифеста вызвал бурную реакцию и острый интерес к личности автора. Газеты поместили фотографию Маринетти за рулем роскошного автомобиля, в фуражке, с пышными усами, победоносным взглядом и папиросой во рту. Манифест положил начало новому жанру, внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент – кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт, артист будет всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию (заметим, что именно эта составляющая футуризма была, прежде всего, с энтузиазмом воспринята русскими кубофутуристами в предреволюционные годы).
Так же, как и первый манифест Маринетти, последующие теоретические выступления и художественная практика футуризма отражают восторженное, доходящее до фетишизма отношение к символам прогресса и преображению материального мира (особенно к средствам передвижения – автомобиль, самолет) и готовность к столь же радикальной перестройке культуры и самого человека.
Футуристы занимались написанием манифестов, организовывали вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем – публиковались. Вечера эти в своем свободном течении заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако, очень широкую известность. Ярые приверженцы если не практики, то, во всяком случае, теории анархизма, футуристы верили, что сила и жестокость неуправляемой энергии разрушит и развернет жизнь Италии от "культа" прошлого к новому обществу. (“Noi vogliamo cantare l’amor del pericolo, l’abitudine all’energia e alla temerità. Il coraggio, l’audacia, la ribellione saranno elementi essenziali della nostra poesia”)1.
Во главу угла ставилось слияние искусства и жизни, для чего использовались публичные выступления. Была разработана схема коротких представлений, бессодержательных, часто непонятных, но всегда эпатирующих и шокирующих. Резкие, взрывные звуки, подобные ружейным выстрелам, сопровождались вспышками света, криками и внезапными, необъяснимыми событиями, например, продажей двойных билетов, которые нарушали психическое равновесие публики. Аудиторию следовало довести до "звероподобного" состояния и с помощью шока вывести из себя, то есть сделать именно то, чего Маринетти пытался добиться средствами поэзии.
В 1909 году Маринетти написал свой знаменитый "африканский роман" под названием "Футурист Мафарка" и успешно опубликовал его во Франции. Это роман о рождении нового бессмертного механического сверхчеловека, свободного от прошлого и способного летать. Это – история создания новой футуристической вселенной, содержащая все основные положения и понятия футуризма, такие как машина, война, "преодоление человека", "презрение к женщине", "смерть на краю юности", "сладострастие героизма", буйство природных стихий и "жажда абсолютной силы и бессмертия". История рождения Газурмаха, сына африканского короля Мафарки является аллегорией рождения самого футуризма, воплощающей особую мистику и главную религию этого движения – идею воли, преодолевающей зависимость от материи и природы. Публикация романа в Италии повлекла за собой скандал и шумный процесс против Маринетти с изъятием уже
______________________________
1. I futuristi, a cura di Francesco Grisi. Grandi Tascabili Economici, Newton,1994.
Информация о работе Футуризм в русской литературе ХХ века на примере творчества В.В.Маяковского