Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:40, реферат
Данная работа посвящена российскому дизайну ХХ века и его философии. Исследование сущности явления, которое, начиная с двадцатых годов ХХ века, в России определялось термином «промышленное искусство», «художественное проектирование», «художественное конструирование», а в настоящее время называется «дизайн», очень актуально в наши дни когда российский дизайн начал выходить на один уровень с западным дизайном. Научные дискуссии в нашей стране и за рубежом позволяют обобщить знания о природе дизайна, направить движение исследований от прикладного к философскому.
Никитина Алиса Сергеевна
Кафедра «Дизайн», курс 2, группа Диз
2010
Тема: Русский дизайн ХХ века и его философия
______________________________
Введение
Данная работа посвящена российскому дизайну ХХ века и его философии. Исследование сущности явления, которое, начиная с двадцатых годов ХХ века, в России определялось термином «промышленное искусство», «художественное проектирование», «художественное конструирование», а в настоящее время называется «дизайн», очень актуально в наши дни когда российский дизайн начал выходить на один уровень с западным дизайном. Научные дискуссии в нашей стране и за рубежом позволяют обобщить знания о природе дизайна, направить движение исследований от прикладного к философскому.
Цель данного исследования заключается в раскрытии характерных особенностей русского дизайна и его философии, в отличии от дизайна западного. Объектом исследования является российский дизайн ХХ века, то есть дизайн как установившаяся область научного и прикладного знания. Однако для более полного представления об объекте необходимо изучить онтологические особенности русского дизайна, начиная с ранних периодов развития русского государства, а также идеологические особенности российского дизайна ХХ века (советского дизайна).
1.Исторические
особенности развития
В широком смысле слова, дизайн родился вместе с первым человеком [В.Мещерин]. Поэтому, чтобы понять особенности российского дизайна как сформировавшейся в конце XIX – начале ХХ века отрасли научного и прикладного знания, необходимо изучить дизайн «донаучный». В развитии дизайна до ХХ века принято выделять три этапа:
2.Дизайн как отрасль научной и прикладной деятельности в России
Дизайн родился на рубеже веков XIX и XX, утвердился в середине XX века как вид проектирования практических изделий массового производства. Явление, которое в англоязычных, а после и в остальных странах обозначалось термином - индустриальный дизайн имеет смысловые корни от латинского «designare» - обозначать. Итальянское «designo» обозначало со времен ренессанса проекты, основополагающие идеи. В Англии представление «design» распространилось в XVI веке. Профессор Лазарев разработал этимологию англоязычного понятия «дизайн», состоящую из четырех смысловых рядов. В первом ряду он отметил «декоративную» направленность: украшение, декор, орнамент, узор. Ко второму ряду, согласно системе Лазарева, относится «проектно-графическая» интерпретация: проект, чертеж, конструкция. Третьим рядом считается «предвосхищающее» представление: замысел, предположение, план. Четвертый ряд содержит в себе «драматический» компонент: идею, интригу, затею, умысел [Лазарев].
В Оксфордском словаре можно найти свою интерпретацию этого слова: «Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства». Сегодня термин «дизайн» принято использовать для характеристики процесса художественно-технического проектирования, а также для определения результатов этого процесса - проектов и уже осуществленных проектов. Исследователи этого феномена, философы, искусствоведы, педагоги часто расходятся во взглядах и суждениях по поводу целей и задач дизайна. Н. Воронов - один из идеологов отечественного дизайна выводит дизайн за пределы предметной среды и деятельности, говорит : «Дизайн возможен в любой области. Если говорить о дизайне в целом - это особый способ..., это своеобразная комбинаторная направленность мышления, а не область деятельности...»
Таким образом, мы видим, что дизайн представляет собой явление, интересное не только специалистам из области искусства и культуры, но и философам. Уже одно определение этого явления, того, что можно называть дизайном, а что нет, вызывает споры, дискуссии и является темой для многих научных статей (Елочкин М.Е., Сидоренко В.Ф. и др.).
Специфика формирования российского дизайна в определенной степени зависела от идеологии, что обусловило высокую роль дизайнерских разработок в деле агитационно-массовой работы. Культурными предпосылками российского дизайна стали: промышленная революция XIX века, создавшая массовое производство; процесс популяризации технических достижений (Всероссийские промышленные выставки); идеология Пролетарского культа и концепция «производственного искусства». К эстетическим особенностям российского дизайна относятся: особенности стилистики русского авангарда; создание концепций проектной культуры представителями конструктивизма; влияние культуры Серебряного века на эстетические работы художников левого направления. Мы видим, что главным отличием от дизайна западного стала идеологическая ориентированность российского дизайна.
Первые дизайнеры в России появились из среды архитекторов, художников-декораторов, графиков и инженеров.
Вопрос о создании предметной
среды, отвечающей новым
Постановлением СовНарКома, опубликованным 25 декабря 1920 года были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские(«ВХУТЕМАС»). Это должен быть специальный вуз, имеющее целью подготовку "художников-мастеров высшей квалификации для промышленности". Создался «ВХУТЕМАС» первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1926 году «ВХУТЕМАС» был преобразован в институт «ВХУТЕИН», который просуществовал до 1930 года. При этих институтах работали научно-исследовательские лаборатории, которые ставили своей целью создание действительного научного обоснования промышленного проектирования (дизайна).
В конце тридцатых годов дизайн стал проникать и в область культурно-бытовых изделий: художники участвовали в проектировании советского дискового телефона, радиоприёмника, осветительной аппаратуры, мебели. Самым известным, и, главное, по сей день существующим объектом раннего советского дизайна является граненый стакан, разработанный скульптором, архитектором и дизайнером Верой Мухиной. Он представляет собой качественный переход функциональности в эстетику: его грани, изначально призванные увеличить жесткость, прочность стеклянного стакана, предназначенного для рабочих и крестьян, представляют собой минималистичный, но явный эстетический акцент. Здесь выражена основная идея всего раннего советского дизайна: долой буржуазную роскошь, даешь простую красоту. Позже эта эстетика функциональной «пролетарской» красоты перекочевала из бытового дизайна в арт-дизайн. Это привело к появлению такого чисто русского направления в искусстве, как конструктивизм.
Конструктивизм стремился
Одним из важных направлений дизайна был пропагандистский дизайн. Пропаганда – это информация, подаваемая группой людей с общей целью склонить на свою сторону окружающих. Пропагандисты почти всегда используют искусство как орудие, иллюстрирующее какой-либо лозунг или подтверждающее идею (политическое направление). Здесь важно выделит два основных направления: уже указанный выше конструктивизм и соцреализм. Приверженцы первого (Родченко, Лисицкий, ранний Малевич и др.) пользовались символическим визуальным «словарем» для выражения коммунистических идей. Эль Лисицкий (1890-1947, график, графический и промышленный дизайнер, по образованию – инженер) называл свои работы «ПроУНами» (от «проект утверждения нового»), и его поддерживало советское правительство. Другим известным представителем конструктивизма был Александр Родченко (1891-1956, график, дизайнер, фотограф). Помимо пропагандистской графики и фотографии (плакат «Ленгиз» с фото Лили Брик), он занимался конструированием мебели, бытовых приборов. Из архитекторов-конструктивистов нужно отметить Владимира Татлина (1885-1953), который спроектировал памятник «Башня III Интернационала». Хотя этот проект так и не был воплощен тогда, сейчас его идея 2вращения вокруг наклонной оси» активно используется в современном индустриальном дизайне. Нельзя также не написать здесь про дизайн одежды. Это было важно для советской России – одеть всех в вещи нового, отличного от принятого ранее буржуазного, стиля. Здесь особенно отличились Любовь Попова (1889-1924, модельер, дизайнер) и Варвара Степанова (1894-1958, модельер, жена А.Родченко), которые выдвинули целостную художественную идеологическую программу: отказ от подражания живописи, традиционного цветочного орнамента; создание геометризированных форм в текстиле и костюме. В их рисунках для тканей использовались индустриальные мотивы, разрабатывались элементы новой орнаментики (ситец «Стройка», 1928).
Творчество этих и многих других авторов-конструктивистов поощрялось партией, однако было также и второе просоветкое направление. На плакатах, фотографиях, живописных полотнах изображались героические солдаты, рабочие, крестьяне, вожди (особенно Ленин и Сталин). Хотя эти изображения были представлены в реалистической манере, они были сильно идеализированы, патетичны, часто даже мелодраматичны, но при этом работали как эффективная форма пропаганды. Этот стиль, зародившийся в годы революции и просуществовавший до развала Советского союза, стал известен как соцреализм. В пример можно привести известнейший плакат «Ты записался добровольцем?» Моора (1920). Он был распространен в количестве 45 тыс. копий только во время гражданской войны. Из идеологических советских живописцев можно отметить Александра Дейнеку (1899-1960, «Оборона Севастополя») и Георгия Ряжского (1895-1952, «Делегатка» и др.), из скульпторов – Веру Мухину (1889-1953, «Рабочий и колхозница»).
Эти два направления в той или иной мере продолжали развиваться и в середине ХХ века, особенно это касается антифашистской пропаганды времен Великой отечественной, но также во времена сталинизма зародился специфический архитектурный стиль, получивший название «Сталинский ампир». Это помпезная, тяжелая, насыщенная богатым декором архитектура, сходная с архитектурой Римской империи. Это было интересной иллюстрацией партийной идеологии того времени. Это было тяжелое для нашей страны время, но партия всеми силами пыталась доказать мощь, величие, грандиозность социалистического государства. Это выражалось в архитектуре, скульптуре, книжной графике.
Позже, во второй половине ХХ века дизайнеры,
художники и архитекторы вновь
возвращаются к конструктивизму, минимализму,
простоте. Соцреализм получает новое
выражение – архитектурные
Также к периоду перестройки относится зарождение в России нонконформистов – дизайнеров и художников, не желающих подчиняться общественной и политической идеологии. Несмотря на весьма ослабившуюся партийную диктатуру, многие из них вынуждены были спасаться бегством за границу, в основном в США.
3.Особенности философии
Функции, структура, место, роль дизайна,
а также его эволюция, недостаточно
изучены в философской и
Поскольку теоретическое осознание
феномена «дизайн» обществом начато
недавно, а существующие теории дизайна
еще не систематизированы, возникают
трудности создания общей теории
дизайна, обращение к проблеме места
и роли дизайна в культуре актуально
и имеет теоретико-
Кроме того, необходимость анализа феномена мирового дизайна в культурологии вызвана важностью осмысления переломного момента в практике российского дизайна, связанного с выходом отечественного дизайна в международную рыночную среду.
Дизайн как проектная
Всю совокупность русского подхода к
дизайну вещей и процессов можно охарактеризовать
философиями В.С. Соловьева и Лосева.