Русский дизайн ХХ века и его философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:40, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена российскому дизайну ХХ века и его философии. Исследование сущности явления, которое, начиная с двадцатых годов ХХ века, в России определялось термином «промышленное искусство», «художественное проектирование», «художественное конструирование», а в настоящее время называется «дизайн», очень актуально в наши дни когда российский дизайн начал выходить на один уровень с западным дизайном. Научные дискуссии в нашей стране и за рубежом позволяют обобщить знания о природе дизайна, направить движение исследований от прикладного к философскому.

Файлы: 1 файл

философия. Русский дизайн.docx

— 29.31 Кб (Скачать)

Философию Соловьева называют философией положительного всеединства. Кратко можно  сказать, что всякое многообразие скреплено  божественным единством. В сущем  и причастных к нему вещах заключены в единстве благо (как реализующаяся воля), истина (как реализующееся размышление) и красота (как реализующееся чувство). Отсюда следует «формула» Соловьева: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Три абсолютные ценности - благо, истина и красота - всегда образуют единство, смыслом которого является любовь.

Философия, согласно Соловьеву, по своему содержанию антропоцентрична.

Чуть позже П.А. Флоренский продолжил  развитие идей Соловьева, положив их в основу науки, которую сейчас принято  называть «дизайном». 
    «...Нужно выучиться представлять себе предметы - писал П.А. Флоренский, - сразу со всех сторон, как знает наше сознание...». 
   «... Каноническая форма - это форма наибольшей естественности, то, чего проще не придумаешь ... когда он избавлен от всего лишнего, случайного. Чем устойчивее и тверже канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность ...».

Многие его идеи нашли свое подтверждение  спустя 50 лет (о гармонии вещей), 70 лет (в физиологических принципах  восприятия окружающего мира человеком), 100 лет (о философии «русского  дизайна» и ведущей роли эстетики в вопросах дизайна). Многое из того, что он предсказал, еще ждет своих  исследователей.

Еще глубже философскую мысль в  осмысление эстетических понятий развил Лосев. Так его каноническая мысль: «... художественная форма представляет собой изолированную и от смысла, и от чувственности автаркию первообраза, пребывающего в энергийной игре с самим собой благодаря оформлению им собою и смысла, и чувственности». Или, более практично - эйдос-миф-символ-энергия сущности-имя сущности. Лежит, фактически, в основе любого акта творчества дизайнера.

Итак, можно кратко суммировать  мысли философов о феномене русского дизайна, перечислив основное, что отличает русский дизайн от западного и восточного:

- поиск идеала, как внутри объекта  дизайна, так и во взаимосвязи  его с окружающим миром; 
     - неразрывная связь объекта дизайна с его создателем и Богом; 
     - единство целого и частного, выраженное как во внутренней гармонии всех частей, так и в гармонии с окружающим миром; 
     - единство и неразрывное переплетение эстетики и технологичности объекта дизайна. 
        Все вышеперечисленное можно охарактеризовать как целостность подхода к объекту дизайна.

 

Заключение.

 

Рождению на древе цивилизации  дизайна - этого благородного плода  нематериальной субстанции - человечество должно быть благодарно. Ибо дизайн, это уникальное по своей природе  явление, востребовал множество  естественных дарований человека, ценности эстетики, этики, уважения и заботы о людях. Кроме того, он попросту прибылен, поскольку, удовлетворяя самые  высокие требования потребителя, он повышает спрос на производимые товары. Важно лишь, чтобы это был не суррогат дизайна, а истинный, подлинный  дизайн.

К сожалению, в силу некоторых исторических особенностей развития нашего русского общества (таких, как уничтожение  интеллигенции в период революции, Великая отечественная война, Холодная война, периоды застоев, кризисов и  репрессий, жесткого цензурного контроля…), отечественный дизайн только сейчас начал выходить на общемировой рынок. Только сейчас, когда появилась свобода  творческого выражения, открылись границы, появились многие вузы (факультеты), направляющие свою образовательную деятельность на дизайн, - только сейчас мы в полной мере можем говорить о Русском дизайне. Сейчас важно динамично, активно развивать его, и в этом нам может помочь не только прикладное знание наук, дисциплин, обслуживающих дизайн (таких, как рисунок, живопись, колористика, наука о композиции, эргономика и еще великое множество направлений), но и знание теоретических основ дизайна, его возникновения и исторического развития, знание имен отцов дизайна и его выдающихся сынов, его структуру и роль в искусстве в частности и в обществе в целом. В этом нам и помогает философия дизайна.

 

Список литературы

 

  1. Лекции по курсу «История дизайна», Петрова Л.Е., Ставрополь, 2009 год.
  2. Журнал «Интерьер+дизайн» за май 2008 года.
  3. Краткая энциклопедия современного искусства, М., «АСТ», 2001 год.
  4. Статья «Русский дизайн: его философия, социальные и эстетические аспекты» Елочкин М.Е.(год не указан).
  5. «Недизайнерская книга о дизайне» Уильмс Р., СПб., «Весь», 2001 год.
  6. «История русского искусства» под ред. Александрова В.Н., Минск, «Харвест», 2007 год.

 

 

 

 


Информация о работе Русский дизайн ХХ века и его философия