Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:13, реферат
Миф — один из центральных феноменов в истории культуры и древнейший способ концепирования окружающей действительности и человеческой сущности. Миф — первичная модель всякой идеологии и синкретическая колыбель различных видов культуры — литературы, искусства, религии и, в известной мере, философии и даже науки.
РЕФЕРАТ
Из курса «История зарубежной литературы ХХ века»
На тему:
«
Миф в литературе
ХХ века»
Миф —
один из центральных феноменов в
истории культуры и древнейший способ
концепирования окружающей действительности
и человеческой сущности. Миф — первичная
модель всякой идеологии и синкретическая
колыбель различных видов культуры —
литературы, искусства, религии и, в известной
мере, философии и даже науки.
Дифференциация
первобытного синкретизма культуры
влечет за собой частичную
Познавательный
пафос подчинен в мифе этой гармонизирующей
и упорядочивающей
Миф как
описание модели мира разворачивается
в форме рассказа о происхождении
мира. Космизация, в частности, проявляется
как выделение суши из первичного
океана, отделение неба от земли (они мыслятся
как мужское и женское первосущества),
как первоначальное появление небесных
светил, растений, зверей и людей (из глины,
костей, деревьев и т. п. или вышедших изпод
земли, подлежащих "доделыванию"
и т. п.), как борьба поколений богов — младшего
против старшего, как борьба богов или
героев с чудовищами или великанами, которые
мыслятся как воплощение сил Хаоса. К космизации
относятся также и изготовление космических
и культурных объектов (огня, орудий охоты
и труда), введение обрядов и обычаев.
Первые
герои мифа — это боги-первопредки,
порождающие биологически-
Формирование
Космоса в мифе совершается в
некое "раннее" мифологическое время,
в котором сосредоточены
Мифический
способ концепирования связан с определенным
типом мышления, которое специфично для
первобытного мышления в целом и для некоторых
уровней сознания, в особенности массового,
во все времена. Предпосылки мифологического
мышления как мышления архаического —
невыделенность человека из природы, черты
диффузности мышления, неотделимость
логической сферы от эмоциональной, моторной,
отсюда очеловечивание природы, метафорическое
сопоставление и даже отождествление
природных и культурных объектов, всеобщая
персонификация, представление всеобщего
как конкретночувственного, неразличение
предмета и знака, символа и модели, вещи
и слова, чрезмерное сближение качества
и количества, пространства и времени,
начала и сущности, единичного и множественного
(все это на уровне "коллективных представлений"
в смысле Дюркгейма, "архетипов" Юнга,
и т. п.).
Мифическое
концепирование не вполне алогично (ср.
принцип "партиципации" по Леви-Брюлю),
но сугубо символично (Кассирер), громоздко
и пользуется косвенными "обходными"
средствами ("бриколаж" и "медиация"
по Леви-Стросу).
Некоторые
черты мифологического мышления
(в особенности конкретно-
Позволю
себе обнажить мифологическую модель
в русской советской идеологии.
"Раннее" время — подготовка
и проведение революции — представляется
как "космизация" дореволюционного
Хаоса "в отдельно взятой стране"
(в других странах сохраняется капиталистический
Хаос). "Культурные герои" — Ленин
и Сталин. Революционные праздники — ритуалы
и ритуализированные партийные съезды,
питаемые революционномагической энергией
"раннего" времени, — как бы воспроизводят
и укрепляют это "раннее" время в
настоящем. Сталин — не просто исторический
продолжатель Ленина, а его как бы перевоплощение
("Сталин — это Ленин сегодня"), и
следующие после смерти Сталина вожди
— не сменяющие друг друга исторические
лица, а тоже своего рода перевоплощения
все того же "культурного героя" Ленина.
Я уже не говорю о явном превращении коммунистического
атеизма в религию наизнанку, компартии
— в церковь, оппозиции — в еретические
секты, и т. д.
Возвращение
к старому после отказа от советской
власти, в свою очередь, приняло и религиозно-церковные,
и прямо мифологические формы, включая
сюда и идеализацию дореволюционного
"раннего" времени как "золотого
века", и распространение всевозможных,
в том числе и близких к первобытности
или наоборот окрашенных технической
мистикой иррациональных вер, суеверий
и мифов (колдуны, привидения, инопланетяне,
снежные люди, могучие экстрасенсы — даже
Христос представляется одним из них,
мистическое знание всех наук в "Ригведе",
мистическая информация в структуре египетских
пирамид, ожившие старинные легенды, астрология,
и т. д., и т. п.). Все это порой выливается
на головы изумленных слушателей и читателей
как не подлежащая критике информация.
Почему
все это стало возможным? Потому
что процесс демифологизации, начавшийся
в ходе дифференциации первоначального
ритуальномифологического синкретизма
культуры, в частности, по мере развития
философии и науки, не получил своего завершения
(в силу выше указанной "вечной" гармонизирующей
ценности мифа) и периодически перебивался
процессами ремифологизации, в особенности
в XX веке, отмеченном одновременно бурными
достижениями технической мысли и разочарованием
в рационалистической философии, в эволюционизме,
в прямолинейных "просветительских"
упованиях.
Остановимся
на примере литературы. Мифология была
колыбелью священного писания всех высших
религий. Лидер ритуальномифологической
школы в литературоведении Н.Фрай считал
Библию "грамматикой литературных архетипов".
Древнейшие мифологические сюжеты и сюжеты,
взятые из Библии, Корана, буддийских преданий
и т. п., составили основу литературных
сюжетов буквально вплоть до XVIII века в
Европе и до еще более позднего времени
— в Азии. Разумеется, сюжеты поновому
интерпретировались и трансформировались.
И даже тогда, когда популярность традиционных,
в конечном счете мифологических, сюжетов,
резко уменьшилась, древние архетипы имплицитно
продолжали просматриваться и в новых
сюжетах. Реализм XIX века предельно сконцентрировал
внимание на окружающей действительности
и на ее социальноисторической интерпретации,
во многом определившей и художественную
структуру реалистических произведений,
особенно романов. В XX веке на волне ремифологизации,
наступившей в силу разочарования в позитивистских
ценностях, что особенно становится заметно
в литературе модернизма, решительно порывающей
с традициями XIX века, происходит отказ
от социологизма и историзма и выход за
социальноисторические рамки ради выявления
вечных начал человеческой жизни и мысли.
Этот поворот был подготовлен так называемой
"философией жизни" (Ницше — еще в
конце XIX века, а затем Бергсон и другие.
"Философии жизни" затем наследовала
философия экзистенциализма), а его научной
базой стал психоанализ Фрейда и аналитическая
психология Юнга, в которых отныне все
социальноисторическое поглощается психоаналитическим
и, в особенности, сферой подсознательного,
индивидуального и коллективного.
Параллельно
с отказом от социального историзма
в философии, науке (включая этнологию)
и искусстве происходила "реабилитация"
и частичная апологетизация мифологии
как вечного символического выражения
основ человеческого бытия и человеческой
психики, независимо от исторических обстоятельств
и конкретных характеров. Кроме того, литература,
отказавшись от социальноисторических
определителей формы романа, пыталась
использовать обращение к мифологии как
к средству структурирования повествования.
Таким
образом, древние мифы, возникшие
фактически до выделения индивидуальной
личности из социума (их можно назвать
условно "доперсональными"), используются
для описания ситуации одинокого, покинутого
индивида, жертвы социального отчуждения
в обществе XX века. При этом такое парадоксальное
использование мифа и мифотворчества
лишь частично смягчается почти обязательной
в "мифологизирующем" романе XX века
иронией и самоиронией.
Мифологизм
в литературе XX века проявился в
поэзии (Элиот, Йетс, Паунд и др.), в драме
(Ануй, Клодель, Кокто, Жироду, О'Нил и др.)
и особенно в повести и романе (Т.Манн,
Джойс, Моравиа, Кирш, Носсак, Хартлауб,
Бойхлер, Брох, Лангезер, Фриш, Апдайк,
Куайн, Бахман, Меррил, Карпентер, Аргедас,
Астуриас, Маркес, Булгаков).
Латиноамериканские
и африканские авторы сочетают современный
модернизм с теми фольклорно-мифологическими
традициями, которые еще живут
на их родине. Этой возможности лишены
европейские и
Дж.Джойс
устами своего героя Стивена рассказывает
о мечте вообще освободиться от ужаса
истории, которая есть лишь бессмысленное
кружение на одном месте. Герои Джойса
страдают от всякого социального давления
(Стивен) и одновременно наоборот (в лице
Блума) от неукорененности индивида в
социуме. В "Улиссе" мифологические
античные параллели (с концентрацией на
персонажах "Одиссеи") служат фоном
и способом характеристики героев. Используется
путь их сравнения с героями мифологическими.
При этом персонажи сравниваются с античными
или библейскими героями не только разными,
но прямо противоположными. Последнее
должно подчеркнуть универсальную вместимость
души среднего человека, every man’а. В "Поминках
по Финнегану" герои впрямую отождествляются
с целым набором также противоположных
по характеру мифологических персонажей.
История здесь тоже представлена в виде
вечного бессмысленного кружения, в том
числе в виде мифологизирующих циклов
умирания–воскресения.
Томас
Манн, в отличие от Джойса, в романе
"Волшебная гора" пользуется не
чисто мифологическими моделями (например,
швейцарский санаторий — остров Цирцеи),
но больше ритуальными (ежегодный карнавал,
"Священная свадьба", борьба поколений
при смене царямага — по Фрэзеру, и т. д.).
В "Иосифе и его братьях" библейский
миф как бы иллюстрирует переход от крайне
архаичных древневосточных мифов к историзованному
иудейскохристианскому мифу, выражающему
гуманизацию личности.
На периферии
романа Джойса встречаем, наряду с игрой
традиционными мифами, также и
попытки личного
У Франца
Кафки традиционные мифы явным образом
не используются (может быть, только
имплицитно, например, библейский сюжет
Иова), но развертывается самостоятельное
мифотворчество. Однако именно сравнение
кафкианского мифотворчества с эксплуатацией
традиционных мифов у других авторов обнажает
специфику модернистского мифотворчества
XX века. Специфика эта в отражении трагедии
социального отчуждения и одиночества
индивида, и в этом коренное отличие ее
от суперсоциального и нарочито гармонизирующего
первобытного и древнего мифа. В главных
произведениях Кафки, а именно в "Процессе",
"отчужденный", покинутый индивид
ломается под дамокловым мечом внешних
непознаваемых сил, а в "Замке" —
такой же индивид не может укорениться
социально. Эти романы находятся в отношении
дополнительной дистрибуции.
Анализ
выявляет, что миф Кафки (а заодно
и Джойса, и других) — это, в
сущности, антимиф, т. е. миф наизнанку.
В мифе, сказке, в рыцарском романе
герои обычно проходят серию испытаний,
моделью которых является обряд инициации
(т. е. "посвящения"). Герои "Процесса"
и "Замка" также проходят через своеобразные
испытания, но не могут их выдержать, терпят
фиаско. Различия мифа и мифотворчества
очень ярко проявляются, например, при
сравнении "Замка" Кафки с "Повестью
о Граале" Кретьена де Труа и его продолжателей,
особенно Вольфрама фон Эшенбаха.
Рассматривая
новеллу Кафки "Превращение", можно
также найти подтверждение