Русская литература 20 века. Серебряный век

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Начало 20в. ознаменовано небывалым расцветом русской культуры, поэтому для качественной характеристики этой эпохи используется понятие «Серебряный век».
Термин связывают с именем Бердяева, позже критик и редактор Маковский закрепил это словосочетание в своей книге о русской культуре «На Парнасе Серебряного века».
Хронологические рамки периода: 1892г. (выход из эпохи безвременья, начало общественного движения в стране, манифест и сборник «Символы» Мережковского, первые рассказы Горького и т.д.) – 1922г. (крах иллюзий, массовая эмиграция деятелей русской культуры, высылка в группы писателей, философов и историков из страны).

Файлы: 1 файл

История русской и зарубежной литературы.docx

— 85.40 Кб (Скачать)

       Тема: Русская литература 20 века. Серебряный век

Начало 20в. ознаменовано небывалым  расцветом русской культуры, поэтому  для качественной характеристики этой эпохи используется понятие «Серебряный  век».

    Термин связывают  с именем Бердяева, позже критик  и редактор Маковский закрепил  это словосочетание в своей  книге о русской культуре «На  Парнасе Серебряного века».

    Хронологические  рамки периода: 1892г. (выход из эпохи  безвременья, начало общественного  движения в стране, манифест и  сборник «Символы» Мережковского,  первые рассказы Горького и т.д.) – 1922г. (крах иллюзий, массовая эмиграция деятелей русской культуры, высылка в группы  писателей, философов и историков из страны).

   Характеризуемое  время ознаменовано развитием  русской философской мысли творчеством  Соловьёва, Флоренского, Мережковского,  Булгакова (Сергей), Бердяева, Розанова  и других. Многие из них пишут  о подъёме духовной культуры эпохи. В области живописи возникает ряд объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и другие.

   В сфере сценического  искусства блистательный расцвет  переживает художественный театр  Александрийский, театр Комиссаржевской. 

    В оперном  искусстве творческих высот достигают:  Шаляпин, Собинов, Нежданова; в  балетном: Павлова, Нижинский и другие. В музыке следует выделить: Стравинского, Рахманинова, Скрябина, Глазунова.

В литературе традиции прошлого отстаивают представители критического реализма (Толстой, Чехов, Короленко), достигшие  высшего этапа его развития. Новые  тенденции в эволюции реализма сказываются  в творчестве Андреева, Шмелёва, Зайцева, Алексея Толстого. В приделах реализма можно выделить несколько типов этого направления: Горьковский реализм вышедший из романтизма; реализм Вересаева; Скитальца и Гарина-Михайловского, лишённый острой критической направленности предшественников; реализм тяготеющий к натурализму в творчестве Барыкина; неореализм Андреева; реализм Бунина и Куприна продолжал реализм Толстого и Чехова.

Важную роль в объединении  реалистических сил эпохи сыграло  издательство «Знание», к работе в  котором Горький привлёк многих передовых писателей (Вересаева, Скитальца, Андреева, Серафимовича). Горьким издавался  журнал «летопись» в 1915-1917гг. В журналах сатирического направления «Сатирикон»  и «Новый сатирикон» печатался Маяковский.   Видное место в литературе Серебряного века принадлежало Куприну и Бунину.

 

          С лучшими традициями русского  реализма было связано творчество  Александра Ивановича Куприна  (1880-1938). «Идейное настроение» идущее от Чехова и от всей классической русской литературы не сразу отчётливое выражение в творчестве Куприна. Его ранние рассказы очень пестры, автор колеблется между серьёзной социальной темой и анекдотом, между трагическим и занимательным, например «Киевские типы» 1985 – это бытовые этюды с лёгким сатирическим оттенком. Но в те же годы написано «Дознание» – печальный и суровый рассказ обличающий бюрократию в царской армии.

      Литературную  известность Куприну принесла  повесть «Молох» 1896г. Повесть  представляет собой одну из  первых в русской литературе  попыток не только изобразить  заводской мир, бедственное положение  рабочего класса, но и дать  обобщённо-символическую характеристику  капитала, который своей ненасытностью  и беспощадностью напоминает  зловещее финикийское божество. Молох интересен ещё и тем,  что в нём определился излюбленный  купринский тип – интеллигентный правдоискатель с мучительной остротой, воспринимающий трагические контрасты устройства общества.

   Демократическими  устремлениями, раздумьями над  судьбой простых людей, сильны  такие рассказы как «Ночная  смена», «Поход», «На переломе»  (Кадеты).

В 1905 г. увидела свет повесть  «Поединок». Разоблачая антиобщественные нравы царского офицерства, показывая  тяжёлое положение солдат, писатель далеко выходил за рамки военной  темы. Куприн затронул вопросы, волновавшие всё передовое общество: о причинах социального неравенства, о взаимоотношении интеллигенции с народом, о подлинном патриотизме, о призвании и долге мыслящего человека.

    Среди мастеров  критического реализма младших  современников Толстого и Чехова  самым тонким, самым замечательным  был Иван Алексеевич Бунин  1870-1953. Уже первые рассказы и очерки Бунина – «Танька», «На чужой стороне» и другие, привлекли сочувствием автора к «униженным и оскорблённым», правдивым изображение жизни крестьян, пытающихся найти  счастье на землях. Однако призванием Бунина была лирическая поэзия в самом широком смысле этого слова. Именно как лирик, пропускающий все – и социальные, и политические и исторические – впечатления бытия через призму обострённого личного чувства, интересен Бунин. Ему свойственны тонкость восприятия, особая впечатлительность и эмоциональное благородство. Элегический талант Бунина, философичность его прозы и стихов, красота и гибкость его стиля, иногда по чеховски сдержанного – всё это полным блеском засияет в последующие годы.

  Рассказ «Антоновские  яблоки» построен на повествовании  от первого лица, как воспоминание  о паре детства и юности  в родном уезде. Автор останавливается  на привлекательных сторонах  помещичьего быта, его довольстве, сращённости жизни человека с природой, её естественности, спайности быта крестьян и дворян.

  Перемены в действительности  рождают тот элегический мотив,  ту грусть прощания, которыми  окрашено это произведение. Старая  жизнь дробиться и это сказывается  в самой композиции рассказа, сюжет которого составлен из  ряда самостоятельных картин  действительности. Их перемена отражает  постепенное исчезновение старого  быта. Каждый из этих «кадров» жизни имеет свою окраску, передан на основе субъективного впечатления, и это роднит прозу Бунина с живописью импрессионистов. В 1900 году Бунин обратился к творчеству художников различных эпох и национальных школ: переводит американского поэта Лонгфелло «Песень о Гайовате». Тогда же он перевёл «псалом жизни» Лонгфелло, а позже перевёл стихи Тараса Шевченко, поэтов Армении, поэму Байрона «Манфред», его же «Мистерии» первая «Каин» вторая «небо и земля», стихотворения французских поэтов.

В 1900 годы Бунин сближается с литературными демократическими кругами, сотрудничает с Горьким. Издательство «Знание» выпускает 4 тома сочинений писателя. Расширяется тематика бунинских рассказов, они обогащаются социальными мотивами, крепнет реализм воспроизведения жизни, появляется объективное изображение тех черт мужика, которые явились результатом вековой темноты, рабства и бедности. В прозе Бунина слышаться мотивы осуждения пьянства, невежества, жестокости и грубости. Повесть «Деревня» 1910 год, поднимала такие актуальные проблемы как исторические судьбы крестьянства, своеобразие национального русского характера. По жанру это повесть-хроника, выводящая на первый план мужитских персонажей. Сюжет произведения лишён интриги, завязки, развития, кульминации и развязки. Всё погружено в стихии медленно текущей жизни, сложившегося быта.

Повесть «Суходол» 1912 год, изображает деревню, а именно историю  дворянского рода. Бунин хотел  выявить доминирующие черты русского поместного сословия и показать проявление в них особенностей национального  характера.

В преддверье октября 1917 года Бунин пишет рассказы о потерянности и одиночестве человека, о катастрофичности его бытия, о трагедии его любви. Так откликаясь на газетную хронику, писатель создаёт рассказ «Лёгкое дыхание», построенный как цепь воспоминаний и раздумий о судьбе Оли Мещерской, вызванных созерцанием её могилы.

В 1918 - 1919 он пишет книгу  «Окаянные дни» уникальный образец  дневникового жанра, пронизанный неприятием перемен в России и болезненным  ощущением катастрофы. В 1920 г Бунин  покидает Россию.

В художественном творчестве он продолжает реалистические традиции на пример: создаёт рассказы преимущественно  о русской жизни, эти рассказы он определяет в сборники «Митина  любовь», «Солнечный удар» и «Тень  птицы», всё чаще разрабатывая жанр философской и психологической  новеллы.

«Жизнь Арсеньева» - автобиографический роман, повествующий о юноше, формирующемся  в условиях русской действительности конца 19 и начала 20 столетия, о человеке ищущем, обретающем и утратившим свой Дом. В 1933 году первым среди русских писателей он удостаивается Нобелевской премии. В последующие годы Бунин создаёт философский трактат «Освобождение Толстого» и большой цикл рассказов объединённых в сборник «Тёмные аллеи».

Бунин глубоко убеждён  в трагедийности любви и кратковременности  счастья, от того раскрытие этих чувств сопровождается передачей тревоги  и обречённости, люди постоянно чувствуют  себя на краю бездны. И тем не менее Бунин провозглашает и славит любовь.

 

Символизм

В своих представлениях о загадочности бытия символисты зашли слишком далеко придав частным  моментам характер обсолюта , огромное значение для них имела интуиция, однако культ интуиции означал недооценку интеллекта, разума, в этом символизм смыкался с декадансом. В России символистское направление определилось в 90-е годы 19 века. Важнейшими манифестами теоритически обосновавшими его стали работы Мережковского: «О причинах упадка , и , О новых течениях современной русской литературы» и др., а также «элементарные слова» о символической поэзии Бальмонта. В первой из этих работ выделены 3 главных начала символизма: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. Философской основой символизма являются учения Канта о мире явлений и мире непознаваемых, сокровенных сущностях, а также труды Шопенгауэра и Ницше, а главное – воззрение Владимира Соловьёва – духовного отца символизма в России. Основными установками символизма были представления о 2 мирах реальном и потустороннем; выдвижение особой роли символа; подчёркивание роли интуиции; поэтика иносказаний, недомолвок, намёков; отрицание реализма.

  В русском символизме различают старшее поколение (Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб, Валерий Брюсов) и младшее поколение (Блок, Андрей Белый, Сергей Соловьёв, Вячеслав Иванов). Издательство символистов – «Скорпион» и «Гриф», журналы символистов – «Весы» и «Золотое руно».

 

Александр Блок 1880 - 1921

Большим явлением в русской  мировой романтической поэзии стал цикл стихов «О прекрасной Даме» 1901-1902. В основе миросозерцания Блока в  этот период лежит философское учение Владимира Соловьёва, согласно которому сутью всего окружающего нас  является вездесущий, всеведущий Бог.

  Божественный мировой  разум ( логос - слово) проявляет себя в Софии, «Душе Мира», который приобретает совершенный образ вечной женственности.

По убеждению Блока  искусство является «откровением»  иномирного постижением Софии с  её светом и любовью. На этой основе оформляется символизм Блока, так  ярко представлены во втором цикле стихов. Для него характерно двоемирие ( обыденная жизнь – это бледное отражение потустороннего), использование символов, культ Вечной Женственности представленный в образе Прекрасной Дамы, мистицизм, обращение к запредельному миру, поэтика условности и иносказаний, прихотливость ассоциативных связей.

 

Особенности поэтики цикла  можно рассмотреть на примере  стихотворения «Ветер принёс из далёко». Оно захватывает своей динамикой, его начинает и завершает мотив ветра, свидетельствующий о приближении той, что является воплощением внеземного.

Стихотворения « Я –  тварь дрожащая. Лучами…» показывает, что унижение рыцаря перед Прекрасной Дамы доходит до крайности. Герой ощущает свою ничтожность перед её «глубинами», даже объявляет себя тварью дрожащей, что помогает ему неимоверно возвысить Даму.

В цикле «Распутья» 1902-1904 в начале слышится мощный хорал и зажигается огонь лампад. Герой торжествует, так как получил пророчество. Не случайно он себя здесь называет пророком, мудрым царём, однако в последующих стихах ощущается некий кризис, начинают звучать мотивы предчувствий, катастроф. Намечается движение от идеала, вместо одного пути появляются развилки – распутица, становится понятным название «Распутье». Теперь уже встречаются земные образы, усиливается реалистичность изображения, звучат социальные мотивы, гармония ускользает.

Образ Прекрасной Дамы постепенно меняет свой облик и наконец, совсем исчезает из стихов «Распутья».

Книга «Незнакомка» показывает, как у поэта обостряется  противоречие с действенностью. Здесь появляются образы балагана ( в цикле «Разные стихотворения» ). В драматизированном стихотворении «Балаганчик» сталкивается несколько мироощущений: мальчика мечтателя, благоразумной девочки и паяца.

В стихотворении «Балаган»  тема мира осмысляется в 3 планах: первый реальный конкретный: изображается балаган в котором странствуют актёры; второй обобщённо символический: балаганом является вся окружающая жизнь; и третий план субъективно-символический: в душе оказывается тоже балаган.

В лирики Блока происходит трансформация идеала, появляется новая  героиня – Девушка, образ более  жизненный, юный и демократичный, чем  образ Прекрасной Дамы.

Событие первой русской  революции в России оказались  для Блока очень значительными. Откликом на происходящее в стране стали стихотворения: «Шли на приступ. Прямо в грудь…», «Митинг», «Сказка  о петухе и старушке», «Барка жизни  встала».

На это раз идеал  поэта трансформируется в образ  Девы Свободы. Теперь в стихах полыхает интенсивный красный цвет.

В циклах «Снежная маска» и  «Фаина» 1906-1908 слышатся прославление земной женщины и страсти, которая как страшная метель, которая сметает сё на своём пути.

Третья книга лирики Блока «Страшный мир» включает в  себя стихотворения 1907-1916. Мотивы страшного  мира будут постоянно звучать  в следующих циклах.

Блоковский герой является не только наблюдателем адских мучений  ( как персонаж Данте ), но и одновременно и мучеником. И от того трагизм намного усиливается.

Одним из самых проникновенных произведений цикла «Возмездие»  является стихотворение о доблести, о подвигах, о славе…». Погружение героев в мир хмеля и страстей приводит к разрушению семейного очага и самой жизни. В поэме «Соловьиный сад» 1915 Блок размышляет о том, могут ли очарования красотой, любовь, соловьиная песня, безмятежная праздность даровать человеку истинное счастье.

Тема родины в творчестве Блока обретает особое звучание.

В ранней поэзии Блока тема России ещё не становится отчётливой и масштабной. В 1905 году он пишет  стихотворение «Осенняя воля», в котором приблизился к Лермонтову, его «Родине» и стихотворению «Выхожу один я на дорогу».

В 1096 году Блок пишет стихотворение  «Русь», в котором изображает сказочную  заповедную страну, вводит народное творчество и крестьянские поверья. Но за этой сказочной красотой Блок прозревает печальные картины, а именно нищету крестьян.

Самым значительны после  революционным произведением Блока  стала поэма «Двенадцать». В поэме Блок прежде всего пропел отходную всему старому миру: «Буржуй», «Барыня в Каракуле», «Писатель-вития», «Безродный пёс».

Важное место в структуре  поэмы занимают образы стихий: метели, ветра.

Стихотворение «Скифы»  были написаны в январе 1918 года. Родственность стихотворения «Скифы» и поэмы «12» проявляется в том, что в обоих творениях Блок размышляет о революции и раскрывает обе её ипостаси: разрушительную и стихийную – и созидательную и жизнеутверждающую. Центральные 7 строф стихотворения посвящены России. Раскрытию того сфинкса, перед которым не раз останавливались претенденты на мировое господство. Блок своеобразно раскрывает тайны своей отчизны. Начало стихотворения преимущественно посвящено буржуазной Европе, которую поэт рассматривает как воплощение старого мира, губительного и губящего, сложенного отношения к буржуазной России Европейской буржуазной цивилизации. В духе философии «скифства» поэт прославляет интенсивное чувство жизни, эмоциональный и духовный максимализм.

Информация о работе Русская литература 20 века. Серебряный век