Русская литература 20 века. Серебряный век

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Начало 20в. ознаменовано небывалым расцветом русской культуры, поэтому для качественной характеристики этой эпохи используется понятие «Серебряный век».
Термин связывают с именем Бердяева, позже критик и редактор Маковский закрепил это словосочетание в своей книге о русской культуре «На Парнасе Серебряного века».
Хронологические рамки периода: 1892г. (выход из эпохи безвременья, начало общественного движения в стране, манифест и сборник «Символы» Мережковского, первые рассказы Горького и т.д.) – 1922г. (крах иллюзий, массовая эмиграция деятелей русской культуры, высылка в группы писателей, философов и историков из страны).

Файлы: 1 файл

История русской и зарубежной литературы.docx

— 85.40 Кб (Скачать)

 

Акмеизм

Возникновение акмеизма относится  к началу 1910 годов. Формирование платформы участников нового движения протекает сначала в обществе «Ревнителей художественного слова», а затем в «Цехе поэтов». Художественную оппозицию возглавили Гумилёв и Городецкий. К ним присоединились Ахматова, Мандельштам, Зенкевич и Нарбут. Программа акмеизма была провозглашена в таких манифестах «Наследие акмеизма и символизм» Гумилёв, «Утро акмеизма» Мандельштама. Органами нового течения стали журналы «Аполлон» и «Гиперболей».

Художественные принципы акмеизма:

- активное приятие красочной  и яркой земной жизни

- реабилитация простого  предметного мира

- отрицание запредельности  и мистики

- первобытно-звериный мужественно-твёрдый  взгляд на мир

- установка на живописность 

- передача психологических  переживаний человека при внимании  к телесному началу

- выражение тоски по  мировой культуре

- внимание к конкретному  смыслу слова

- совершенство форм

 

Николай Степанович Гумилёв 1886- 1921

В 1905 году публикует первую книгу стихов «Путь конквистадоров». Этот сборник отражал романтическую  настроенность и героических характер автора, поэт прославляет волевую личность, выражает свою мечту о подвиге и геройстве.

«Романтические цветы» вдохновительница поэта муза дальних странствий.

В 1910 году был написан  сборник «Жемчуга» посвящённый  Брюсову. Это тоже книга романтических  стихов, вновь появляется конкистадор, экзотические животные, сохраняется  яркая многоцветность.

 

В 1912 году вышла из печати 4 книга стихов Гумилёва «Чужое небо». В сборнике по-прежнему ощутимы романтические  мотивы: против оставляется возвышенное и низменное, добро и зло, Запад и Восток, мечта и грубая реальность. Однако теперь поэт реже прибегает к изысканному языку прежних стихов, отказывается от словесной мишуры, красочных экзотизмов и чрезмерности гипербол. Всё чаще он обращается к реалистическим шекспировским и тургеневским образам. Поэт славит красоту земного бытия, многообразие реального мира.

Чтобы подержать акмеистическую тенденцию своего сборника. Гумилёв  включил в него переводы стихотворений  Тиофиля Гетье, который исповедовал  принципы игнорирования туманного, отвлечённого, утверждал идею бессмертия красоты искусства.

В книгу вошёл цикл «Абиссинские песни», который показывает, как изменился поход Гумилёва к передаче экзотического мира. Теперь перед читателями предстаёт страна колониального разбора, разорения и нищеты.

Особняком в сборнике стоят  поэмы «открытие Америки» и «Блудный сын», а также пьеса «Донжуан в  Египте», по новому истолковывающая  вечную тему мировой литературы. Один из разделов книги Гумилёв посвятил Анне Ахматовой.

 Культ мужественного  риска нашёл своё воплощение  в произведениях разных жанров: это очерки о путешествии в  Африку 1913-1914, рассказы «Африканская  охота» и «Лесной дьявол» 1916-1917, «Африканский дневник» 1913.

О своём участии в  боях Первой Мировой войны поэт рассказал  в «Записках кавалериста» 1915-1916, книге правдивой, исполненной героического пафоса, «чувство странного торжества  над страданиями».

 Жизнеутверждающий пафос  проявился в новом сборники  стихов «Колчан» 1916. Здесь звучат  трубные зовы победоносной битвы,  участие в которой автор воспринимает  как высшее предназначение и  благо. 

 В сборнике «Костёр» 1918 поэт продолжает исследовать пласты мировой культуры. На это раз он обращается к античному искусству, к культуре Норвегии и Швеции. Здесь же вызревает русская тема. Многие особенности этого сборника, можно обнаружить в стихотворении осень.

Три года 1918-1921 были очень  плодотворны: Гумилёв переводит народные баллады о Робин Гуде, французские народные песни, сочинения Вальтера, Байрона и других; выступает на вечерах с чтением своих стихов, теоритически осмысляют практику акмеизма; издаёт в Севастополе сборник «Шатёр», посвящённый африканской теме; создаёт «Поэму Начало», в которой обращается к философско-космогонической теме, основывая её на ассирийском вавилонском и славянском эпосе.

Поэт подготавливает к  печати новый сборник стихов «Огненный  столб» отпечатанный в августе 1921. В  него вошли произведения преимущественно  философского характера: «Память», «Душа  и тело», «Шестое чувство».

Среди лучших стихотворений  этой книги самая знаменитая и  загадочная «Заблудившийся трамвай».

 

Футуризм

Как литературное течение  в России в 1910 году, когда появился сборник «Садок судей», созданный  Бурлюком, Хлебниковым и Каменским. Российское футуристическое движение было лишено объединяющего центра и  выступала в 4 разнородных и непримиримых группах: петербургские эгофутуристы, объединившиеся вокруг издательства «Петербургский глашатый» в ряде творческих установок  близкие акмеистам (Северянин, Игнатьев); московские эгофутуристы или мезонин  поэзии ( Ивнев, Рюрик, Лавренёв, Шершеневич и др.) ; московская группа центрифуга в 1913 году (Пастернак, Осеев, Аксёнов); наиболее влиятельная активная и плодотворная группа Гелея  (кубофутуристы) – (Кручёных, братья Бурлюки, Хлебников, Маяковский).

Кубофутуристы 1915-16 ряд  поэтических сборников («Пощёчина  общественному вкусу», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», «Садок судей» и  др., в которых их теоритические  принципы нашли своё практическое выражение.

К принципам относятся:

1 обращённость к грядущему, обострённое ощущение предстоящего мирового переворота;

2 утверждение неизбежного краха старого, отрицание традиционной культуры и литературной преемственности;

3 прославление «нового человечества»;

4интерес к жизни современного города (урбанизм);

5 внимание к ещё не освоенной реальности, отражение безобразного (анти эстетизм);

6ориентация на живопись и графику;

7 бунтарский вызов буржуазному  миру и связанный с этим  эпатаж обывателя в творчестве  и поведении;

8 смешение различных  жанров литературы и других  видов искусств, во имя изобретения  новых форм;

9 создание нового заумного  языка; 

10 освоение новых принципов  стихосложения; 

11 введение «телеграфного»  синтаксиса, новой графики и звукописи.

Велемир Хлебников 1825-1922. В его творчестве можно выделит 4 периода:

- 1905-1909 романтический. Для  него характерны разнородные  литературные влияния, выражение  мечты о гармонии, разработка  баллад и сказок, обращение к  мифологии, освоение ритмизованной  прозе. Среди произведений этого  времени выделяются рождественская  сказка «Снежимочка», шуточная поэма  «Внучка Малуши», поэма «Журавль».

- 1910-1914 связан с футуризмом. В 1910 году он становится участником группы футуристов – Будетля. Издаются первые поэтические сборники «Ряв», «Творения» и «Изборник стихов». Среди опубликованных тогда вещей – Программное «заклятие смехом». К числу наиболее значительных вещей этого периода надо отнести поэмы «Зверинец» 1910, «Гибель Атлантиды» 1912, «Дети Выдры» 1911-1913. Для этих произведений характерно: мифопоэтическое мировоззрения, отрицание современной цивилизации с её техницизмом, бездушием и жестокостью, неприятие буржуазно-мещанского быта, тоска по далёкому прошлому человечества с его простой, суровой жизнью; выражение идей исторического возмездия; разработка мифов и обращение к фольклору; обострённое чувство природы; словотворчество и устремлённость в будущее.

 

Имажинизм

 

Имажинизм – литературное объединение созданное поэтом Шершеневечем в 1918 году. Главные персоны объединения  Есенин, Марьенгов, Эрман. Они образовали «Ассоциацию вольнодумцев», а затем  «Орден имажинистов». Выпускали журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Программные сочинения: «2х2= 5», «Буян-остров» Марьенгова.

Первоосновой литературы они считали новаторство поэтического языка и оригинальность образов. В 1927 году объединение имажинистов  распалось.

Эстетические принципы имажинизма:

1 Искусство по своей  природе свободно и анархично,  оно не терпит вмешательства  со стороны государства.

2 Поэзия не должна  «упираться» в «болото современности»

3 Искусство не должно  быть политизировано

4 Поэзия требует «победы  образов над смыслом»

5 В искусстве необходима  дифференциация; из поэзии необходимо  «выкинуть» звучность (музыку), описание (живопись), точность мысли ( логику), душевное переживание ( психология).

 

Установки имажинизма наиболее отчётливо сказались в поэме  Есенина «Кобыле и корабли». Эта  поэма яркий пример преобладания экспрессивных образов  над поэтической  мыслью, пример усложнения языка, в  котором одна метафора в виде ребуса наслаиваться на другую.

Это стихотворение «исповедь  хулигана», по-своему сильное и выразительное, но украшенное циничными вульгаризмами. Влияние имажинизма проявилось и  в лирико-драматической поэме  «Пугачёв» 1921г. Отвлекаясь от причин и  истории пугачёвского движения, останавливаясь лишь на отдельных эпизодах и фигурах  его участников. Есенин с душевной болью рисует трагическую судьбу предводителя мятежной вольницы, преданного сподвижниками.

 

Есенин усваивает традиции, идущие от Лермонтова, Бунина, Блока. Стихотворение  «Берёза» 1913 хранит следы воздействие  Фета. В 1916 году появляется первый сборник  стихов Есенина «Радуница», объединивший стихи, рисующие крестьянский быт: «Базар», «В хате»; и трактующие религиозные  сюжеты.

Мир деревни и народной поэзии в творчестве Есенина неразрывно связан с родной природой. Поэт черпает в ней свой не истощимый лиризм, нежность и возвышенную настроенность.

 Февральская революция застала Есенина в дисциплинарном батальоне в Могилеве, который он вскоре покинул, чтобы вернуться в Петроград. Он не вполне отчётливо представлял себе характер свершившего и ошибочно воспринял свержение самодержавия как долгожданное освобождение народа от тирании. Октябрьскую революцию Есенин встретил сочувственно, хотя с оговорками: принимал всё с крестьянским уклоном и больше стихийно, чем сознательно.

В 1918 году создаёт бессюжетные  маленькие поэмы «Инонию», «Сельский  час ослов», «Иорданскую голубицу», проникнутые пафосом свободы.

Поэт переживает духовный подъём, он полон радужных мессианских  ожиданий. Как художник слова Есенин испытывает в эту пору тяготение к возвышенному, всё происходящее воспринимает как исключительное деяние и уподобляет их космическим явлениям в стихотворении «Пантократор», «Небесный барабанщик», «Небесной голубице».

Растёт растерянность  поэта перед происходящем, усиливаются сомнения в творимого, особенно громко звучат они в стихотворении «Письмо к женщине». Всё явственнее обнажаются противоречия в сознании Есенина. Возникает смятение поэта перед развалом старого мира и неизвестного нового. Это состояние передано в «Руси уходящей». В Поэме «Сорокоуст» Есенин резко противопоставляет деревню и город.

В конце своей жизни  поэт обратился к теме любви. Есенинская любовная лирика без крайностей, она  ярко эмоциональна, экспрессивна, мелодична, в центре – сложные перипетии  любовных отношений и незабываемый  образ женщины. Особой выразительностью отличается циклы «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы».

В «Персидских мотивах» нарисован идеальный мир красоты  и гармонии, которой при всей очевидной патриархальности лишён грубой прозы и катастрофичности.  Поэтому для отражения этого прекрасного царства мечты, покоя и любви поэту понадобились иные изобразительные средства.

Одним из наиболее значительных произведений Есенина стала поэма  «Анна Снегина». К моменту её создания (1924-25) поэт ощутил внутреннюю готовность к отражению многообразий жизненных  впечатлений в широком эпическом  полотне.

 

Есенин был вдохновенным пивцом России. Очень часто в своих произведениях он непосредственно обращается к Руси. В первых стихотворениях он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни: «Край ты мой заброшенный…», «Русь». В бурные революционные годы поэт говорит уже не о «кроткой родине», а о «воспрянувшей Руси», которая видится огромной птицей, приготовившееся к дальнему полёту. Вновь появляющиеся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения, и новые муки и страдания, например поэма «Пришествие».

В стихотворении «Русь  уходящая» Есенин говорит о том  старом, что умирает и с неизбежностью  остаётся в прошлом. Поэт видит людей уверовавших в будущее. Есенин всё чаще всматривается в Русь советскую, славит её героев.

 

Одним из выдающемся произведении Есенина стала трагическая поэма «Чёрный человек». Она отразила существенные противоречия в мироощущении, чувствах и настроениях Есенина этого сложного времени.

 

Романтизм

Горький

Раннее творчество Горького примечательно разно стильностью. Писатель обращался и к реалистическому и к романтическому направлениям, которые в ряде случаев прихотливо переплетались. И всё же считается, что в раннем творчестве Горького преобладали романтические произведения, резко выделяясь своей яркостью.

В первых десятилетиях 20в. происходило возрождение романтических  форм, одну из таких форм предложил  Короленко. Аллегорический этюд «Море», переработанный затем в рассказ  «Мгновение» предварял горьковскую  «Песню о буревестнике»: великое  чувство свободы торжествует  над благоразумием и смирением, ибо это романтическое «безумство храбрых».

Иным выражением романического  стало творчество Александра Грина, до революции он писал в основном новеллы и рассказы. Для них характерно описание приключений и путешествий, чудесных подвигов, роковых ситуаций, мистификации, чему служат авантюрные сюжеты («Шапка-невидимка», «Происшествие в улице Пса», «Жизнь Гнора». Произведения Грина необычны своей экзотичностью, полётом фантазий, мечтательностью.

Информация о работе Русская литература 20 века. Серебряный век