Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:17, реферат
Начало 20в. ознаменовано небывалым расцветом русской культуры, поэтому для качественной характеристики этой эпохи используется понятие «Серебряный век».
Термин связывают с именем Бердяева, позже критик и редактор Маковский закрепил это словосочетание в своей книге о русской культуре «На Парнасе Серебряного века».
Хронологические рамки периода: 1892г. (выход из эпохи безвременья, начало общественного движения в стране, манифест и сборник «Символы» Мережковского, первые рассказы Горького и т.д.) – 1922г. (крах иллюзий, массовая эмиграция деятелей русской культуры, высылка в группы писателей, философов и историков из страны).
Акмеизм
Возникновение акмеизма относится к началу 1910 годов. Формирование платформы участников нового движения протекает сначала в обществе «Ревнителей художественного слова», а затем в «Цехе поэтов». Художественную оппозицию возглавили Гумилёв и Городецкий. К ним присоединились Ахматова, Мандельштам, Зенкевич и Нарбут. Программа акмеизма была провозглашена в таких манифестах «Наследие акмеизма и символизм» Гумилёв, «Утро акмеизма» Мандельштама. Органами нового течения стали журналы «Аполлон» и «Гиперболей».
Художественные принципы акмеизма:
- активное приятие красочной и яркой земной жизни
- реабилитация простого предметного мира
- отрицание запредельности и мистики
- первобытно-звериный
- установка на живописность
- передача психологических
переживаний человека при
- выражение тоски по мировой культуре
- внимание к конкретному смыслу слова
- совершенство форм
Николай Степанович Гумилёв 1886- 1921
В 1905 году публикует первую книгу стихов «Путь конквистадоров». Этот сборник отражал романтическую настроенность и героических характер автора, поэт прославляет волевую личность, выражает свою мечту о подвиге и геройстве.
«Романтические цветы» вдохновительница поэта муза дальних странствий.
В 1910 году был написан сборник «Жемчуга» посвящённый Брюсову. Это тоже книга романтических стихов, вновь появляется конкистадор, экзотические животные, сохраняется яркая многоцветность.
В 1912 году вышла из печати 4 книга стихов Гумилёва «Чужое небо». В сборнике по-прежнему ощутимы романтические мотивы: против оставляется возвышенное и низменное, добро и зло, Запад и Восток, мечта и грубая реальность. Однако теперь поэт реже прибегает к изысканному языку прежних стихов, отказывается от словесной мишуры, красочных экзотизмов и чрезмерности гипербол. Всё чаще он обращается к реалистическим шекспировским и тургеневским образам. Поэт славит красоту земного бытия, многообразие реального мира.
Чтобы подержать акмеистическую тенденцию своего сборника. Гумилёв включил в него переводы стихотворений Тиофиля Гетье, который исповедовал принципы игнорирования туманного, отвлечённого, утверждал идею бессмертия красоты искусства.
В книгу вошёл цикл «Абиссинские песни», который показывает, как изменился поход Гумилёва к передаче экзотического мира. Теперь перед читателями предстаёт страна колониального разбора, разорения и нищеты.
Особняком в сборнике стоят поэмы «открытие Америки» и «Блудный сын», а также пьеса «Донжуан в Египте», по новому истолковывающая вечную тему мировой литературы. Один из разделов книги Гумилёв посвятил Анне Ахматовой.
Культ мужественного
риска нашёл своё воплощение
в произведениях разных жанров:
это очерки о путешествии в
Африку 1913-1914, рассказы «Африканская
охота» и «Лесной дьявол» 1916-
О своём участии в боях Первой Мировой войны поэт рассказал в «Записках кавалериста» 1915-1916, книге правдивой, исполненной героического пафоса, «чувство странного торжества над страданиями».
Жизнеутверждающий пафос
проявился в новом сборники
стихов «Колчан» 1916. Здесь звучат
трубные зовы победоносной
В сборнике «Костёр» 1918 поэт продолжает исследовать пласты мировой культуры. На это раз он обращается к античному искусству, к культуре Норвегии и Швеции. Здесь же вызревает русская тема. Многие особенности этого сборника, можно обнаружить в стихотворении осень.
Три года 1918-1921 были очень плодотворны: Гумилёв переводит народные баллады о Робин Гуде, французские народные песни, сочинения Вальтера, Байрона и других; выступает на вечерах с чтением своих стихов, теоритически осмысляют практику акмеизма; издаёт в Севастополе сборник «Шатёр», посвящённый африканской теме; создаёт «Поэму Начало», в которой обращается к философско-космогонической теме, основывая её на ассирийском вавилонском и славянском эпосе.
Поэт подготавливает к печати новый сборник стихов «Огненный столб» отпечатанный в августе 1921. В него вошли произведения преимущественно философского характера: «Память», «Душа и тело», «Шестое чувство».
Среди лучших стихотворений этой книги самая знаменитая и загадочная «Заблудившийся трамвай».
Футуризм
Как литературное течение в России в 1910 году, когда появился сборник «Садок судей», созданный Бурлюком, Хлебниковым и Каменским. Российское футуристическое движение было лишено объединяющего центра и выступала в 4 разнородных и непримиримых группах: петербургские эгофутуристы, объединившиеся вокруг издательства «Петербургский глашатый» в ряде творческих установок близкие акмеистам (Северянин, Игнатьев); московские эгофутуристы или мезонин поэзии ( Ивнев, Рюрик, Лавренёв, Шершеневич и др.) ; московская группа центрифуга в 1913 году (Пастернак, Осеев, Аксёнов); наиболее влиятельная активная и плодотворная группа Гелея (кубофутуристы) – (Кручёных, братья Бурлюки, Хлебников, Маяковский).
Кубофутуристы 1915-16 ряд поэтических сборников («Пощёчина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», «Садок судей» и др., в которых их теоритические принципы нашли своё практическое выражение.
К принципам относятся:
1 обращённость к грядущему, обострённое ощущение предстоящего мирового переворота;
2 утверждение неизбежного краха старого, отрицание традиционной культуры и литературной преемственности;
3 прославление «нового человечества»;
4интерес к жизни современного города (урбанизм);
5 внимание к ещё не освоенной реальности, отражение безобразного (анти эстетизм);
6ориентация на живопись и графику;
7 бунтарский вызов буржуазному миру и связанный с этим эпатаж обывателя в творчестве и поведении;
8 смешение различных жанров литературы и других видов искусств, во имя изобретения новых форм;
9 создание нового заумного языка;
10 освоение новых принципов стихосложения;
11 введение «телеграфного» синтаксиса, новой графики и звукописи.
Велемир Хлебников 1825-1922. В его творчестве можно выделит 4 периода:
- 1905-1909 романтический. Для
него характерны разнородные
литературные влияния,
- 1910-1914 связан с футуризмом. В 1910 году он становится участником группы футуристов – Будетля. Издаются первые поэтические сборники «Ряв», «Творения» и «Изборник стихов». Среди опубликованных тогда вещей – Программное «заклятие смехом». К числу наиболее значительных вещей этого периода надо отнести поэмы «Зверинец» 1910, «Гибель Атлантиды» 1912, «Дети Выдры» 1911-1913. Для этих произведений характерно: мифопоэтическое мировоззрения, отрицание современной цивилизации с её техницизмом, бездушием и жестокостью, неприятие буржуазно-мещанского быта, тоска по далёкому прошлому человечества с его простой, суровой жизнью; выражение идей исторического возмездия; разработка мифов и обращение к фольклору; обострённое чувство природы; словотворчество и устремлённость в будущее.
Имажинизм
Имажинизм – литературное объединение созданное поэтом Шершеневечем в 1918 году. Главные персоны объединения Есенин, Марьенгов, Эрман. Они образовали «Ассоциацию вольнодумцев», а затем «Орден имажинистов». Выпускали журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Программные сочинения: «2х2= 5», «Буян-остров» Марьенгова.
Первоосновой литературы
они считали новаторство
Эстетические принципы имажинизма:
1 Искусство по своей природе свободно и анархично, оно не терпит вмешательства со стороны государства.
2 Поэзия не должна
«упираться» в «болото
3 Искусство не должно быть политизировано
4 Поэзия требует «победы образов над смыслом»
5 В искусстве необходима дифференциация; из поэзии необходимо «выкинуть» звучность (музыку), описание (живопись), точность мысли ( логику), душевное переживание ( психология).
Установки имажинизма наиболее отчётливо сказались в поэме Есенина «Кобыле и корабли». Эта поэма яркий пример преобладания экспрессивных образов над поэтической мыслью, пример усложнения языка, в котором одна метафора в виде ребуса наслаиваться на другую.
Это стихотворение «исповедь хулигана», по-своему сильное и выразительное, но украшенное циничными вульгаризмами. Влияние имажинизма проявилось и в лирико-драматической поэме «Пугачёв» 1921г. Отвлекаясь от причин и истории пугачёвского движения, останавливаясь лишь на отдельных эпизодах и фигурах его участников. Есенин с душевной болью рисует трагическую судьбу предводителя мятежной вольницы, преданного сподвижниками.
Есенин усваивает традиции, идущие от Лермонтова, Бунина, Блока. Стихотворение «Берёза» 1913 хранит следы воздействие Фета. В 1916 году появляется первый сборник стихов Есенина «Радуница», объединивший стихи, рисующие крестьянский быт: «Базар», «В хате»; и трактующие религиозные сюжеты.
Мир деревни и народной поэзии в творчестве Есенина неразрывно связан с родной природой. Поэт черпает в ней свой не истощимый лиризм, нежность и возвышенную настроенность.
Февральская революция застала Есенина в дисциплинарном батальоне в Могилеве, который он вскоре покинул, чтобы вернуться в Петроград. Он не вполне отчётливо представлял себе характер свершившего и ошибочно воспринял свержение самодержавия как долгожданное освобождение народа от тирании. Октябрьскую революцию Есенин встретил сочувственно, хотя с оговорками: принимал всё с крестьянским уклоном и больше стихийно, чем сознательно.
В 1918 году создаёт бессюжетные маленькие поэмы «Инонию», «Сельский час ослов», «Иорданскую голубицу», проникнутые пафосом свободы.
Поэт переживает духовный подъём, он полон радужных мессианских ожиданий. Как художник слова Есенин испытывает в эту пору тяготение к возвышенному, всё происходящее воспринимает как исключительное деяние и уподобляет их космическим явлениям в стихотворении «Пантократор», «Небесный барабанщик», «Небесной голубице».
Растёт растерянность поэта перед происходящем, усиливаются сомнения в творимого, особенно громко звучат они в стихотворении «Письмо к женщине». Всё явственнее обнажаются противоречия в сознании Есенина. Возникает смятение поэта перед развалом старого мира и неизвестного нового. Это состояние передано в «Руси уходящей». В Поэме «Сорокоуст» Есенин резко противопоставляет деревню и город.
В конце своей жизни поэт обратился к теме любви. Есенинская любовная лирика без крайностей, она ярко эмоциональна, экспрессивна, мелодична, в центре – сложные перипетии любовных отношений и незабываемый образ женщины. Особой выразительностью отличается циклы «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы».
В «Персидских мотивах»
нарисован идеальный мир
Одним из наиболее значительных
произведений Есенина стала поэма
«Анна Снегина». К моменту её создания
(1924-25) поэт ощутил внутреннюю готовность
к отражению многообразий жизненных
впечатлений в широком
Есенин был вдохновенным пивцом России. Очень часто в своих произведениях он непосредственно обращается к Руси. В первых стихотворениях он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни: «Край ты мой заброшенный…», «Русь». В бурные революционные годы поэт говорит уже не о «кроткой родине», а о «воспрянувшей Руси», которая видится огромной птицей, приготовившееся к дальнему полёту. Вновь появляющиеся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения, и новые муки и страдания, например поэма «Пришествие».
В стихотворении «Русь уходящая» Есенин говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остаётся в прошлом. Поэт видит людей уверовавших в будущее. Есенин всё чаще всматривается в Русь советскую, славит её героев.
Одним из выдающемся произведении Есенина стала трагическая поэма «Чёрный человек». Она отразила существенные противоречия в мироощущении, чувствах и настроениях Есенина этого сложного времени.
Романтизм
Горький
Раннее творчество Горького
примечательно разно
В первых десятилетиях 20в.
происходило возрождение
Иным выражением романического стало творчество Александра Грина, до революции он писал в основном новеллы и рассказы. Для них характерно описание приключений и путешествий, чудесных подвигов, роковых ситуаций, мистификации, чему служат авантюрные сюжеты («Шапка-невидимка», «Происшествие в улице Пса», «Жизнь Гнора». Произведения Грина необычны своей экзотичностью, полётом фантазий, мечтательностью.
Информация о работе Русская литература 20 века. Серебряный век