Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:17, реферат
Начало 20в. ознаменовано небывалым расцветом русской культуры, поэтому для качественной характеристики этой эпохи используется понятие «Серебряный век».
Термин связывают с именем Бердяева, позже критик и редактор Маковский закрепил это словосочетание в своей книге о русской культуре «На Парнасе Серебряного века».
Хронологические рамки периода: 1892г. (выход из эпохи безвременья, начало общественного движения в стране, манифест и сборник «Символы» Мережковского, первые рассказы Горького и т.д.) – 1922г. (крах иллюзий, массовая эмиграция деятелей русской культуры, высылка в группы писателей, философов и историков из страны).
Трагические страницы советской истории: Их в литературе передавали не только авторы исторических романов, но и писатели, раскрывавшие общественную жизнь по свежим следам событий. При этом пафосом этих произведений становился вызов тоталитаризму. Один из авторов Шаламов, прошедший все ужасы тюрем и ссылок, лагерей Колымы. В своей «Колымской тетради» и 6 книгах колымских рассказов, он поведал о трагизме «расколотого времени» и кошмаре сталинских лагерей как олицетворении тоталитарной системе («Шоковая терапия», «Тифозный карантин»). В тоже время он отразил противостояние режиму «Последний бой майора Пугачёва». Документальность Шаламов соединяет с обжигающей правдой, используя сжатую и пружинистую фабулу, лапидарную фразу, передавая переходы высокого и низкого, прекрасного и безобразного. Эту же тему, но на ином материале раскрывает Домбровский в своих романах «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей», в которых воссоздаёт атмосферу страхов, доносов, репрессий. В духе Платонова писатель реализует идею котлованности пирамиды зла. К названной теме обратился и Жигулин, в интересном автобиографическом романе «Чёрные камни».
Тема интеллигентности
(городская проза) – к жизни
её вызвал обострённый интерес к
постоянно унижаемой «
Деревенская проза
К деревенской прозе
можно отнести самые различные
жанры: очерки, записки, рассказы, повести
и романы. Во второй половине 50 и 60 годов
преобладают средние жанры, к
которым можно отнести
Василий Макарович Шукшин (1929-1974) – его первый сборник рассказов назывался «Сельские жители». Помещенный сюда цикл произведений «Они с Катуни» подчеркивал преданность автора своему краю и землякам. Другой рассказ сборника «Светлые души» точно отражает авторское отношение к подобным персонажам. Шукшина интересует не только быт героев, но и характеры, чистота и красота помыслов этих людей. При этом он хочет в их повседневном бытии увидеть нечто значительное героическое, пр. в рассказах «Классный водитель», «Стёпкина любовь». Шукшин исследует человека рядового, стремясь выявить нечто примечательно во внешнем заурядном. Во многом он ориентируется на Чехова и продолжает его традицию. С этой линией преемственности связано и соединении комического с трагическим. Следующий сборник Шукшина «Там, в дали» по-прежнему о сельских жителях. Им посвящены рассказы «Волки», «Змеиный яд», «Нечаянный выстрел» и др. Писатель уже не любуется своими героями, он обнаруживает, что стихийность персонажей нередко приводит к такому «половодью чувств», когда проявляется своеволие, грубость, непредвиденность поступков и открывается разрушительность начала. В сборники «Земляки» просматривается авторская устремлённость к подчеркам нравов, художественному исследованию человеческих судеб, которые складываются весьма драматично. Их характеры нередко предстают неожиданными, дисгармоничными, и душевная жизнь людей протекает в разладе и смятении. Эти люди зачастую выбирают в жизни не между добром и злом, а между злом большим и меньшим, и тогда их поступки оказываются за рамками общепринятой нормы. Критическое отношение к героям усиливается в 4-ом сборнике «Характеры», название которого подчёркивает переход автора от очерка нравов к настоятельному рассмотрению типов, отличающихся яркой индивидуальностью. Автору дорога культура, в том числе и городская, и он казнит невежество, отсталость и бескультурье, пр. в рассказе «Даёшь сердце».
Автор любуется своим героем, который из породы чудиков, речь в повествовании идёт уже не на научном достижении, а о живом сердце сельского фельдшера, сердце настолько отзывчивом и большом, что оно способно вбирать в себя радости и боли людей всей земли.
Есть у Шукшина и «чудики» наоборот, «анти чудики», наделённые сдвинутой психикой как Макар Жеребцов, Глеб Капустин из рассказа «Срезал». Шукшин пытается найти самобытность, чудинку и в историческом персонаже и в современном человеке. Так рождаются произведения крупной повествовательной формы – исторический роман о Стеньке Разине «Я пришёл дать вам волю» и киноповесть «Калина красная»
С первых страниц романа
герой предстаёт как
В центре киноповести «Калина
красная» конфликт человека, душа которого
жаждет необыкновенного в жизни
и того бездуховного мещанского мира,
который его окружает. Писатель на
современном материале
Повесть-сказка «До третьих петухов» стала последним завершённым произведением Шукшина. Она обнаружила устремлённость писателя к острой сатире и широким обобщениям. Обратившись к фольклорному образу Ивана Дурака писатель отправил его с библиотечной полки в далёкий путь за тридевять земель. Внешним поводом для путешествия стала необходимость добыть справку, подтверждающую зрелость литературного персонажа и его право считаться умным. Но подлинной целью путешествия оказалось решение набраться ума разума, других посмотреть и себя показать.
Мудрая сказка Шукшина
учит нас распознавать зло, быть не
примиряемыми к нему и готовыми дать
ему должный отпор. Сказка завораживает
своим юмором, смехом сквозь слёзы,
щедростью в использование
Валентин Григорьевич Распутин
Родился 1937 году. С 1961 года стал печататься в молодёжных газетах Иркутска и Красноярска, а также в альманахах и журналах. Например, в альманахе «Ангара» был опубликован роман «Я забыл спросить у Лёшки». В 1966 году вышло 3 сборника очерков и рассказов: «Продаётся медвежья шкура», «Край возле самого неба», «Костровые новых городов». Главное в этих произведениях – раскрытие таёжной романтики и волевых характеров людей, которые живут в тесной связи с окружающей их сибирской природой. Начиная с повести «Деньги для Марии» (1967) Распутин сосредоточивает внимание на внутреннем душевном мире человека. Писатель любит ставить героев в экстремальную ситуацию, отмерять им точно отмеченный срок, в пределах которого должно произойти эпическое действие повествования и должны ярко выявиться характеры персонажей. В результате не деньги, а характеры людей оказались в центре писательского внимания, их своеобразие, градация настроений, психологических состояний.
Повесть «Последний срок» говорит о жизни и её смысле, о стойкости перед смертью, о готовности мужественно подвести итоги в свой последний срок, о содержательности этих итогов, о близости отцов и детей, о связи с родной землей и гибельности отрыва от неё.
Начиная с повести «Живи и помни» (1974) писатель отходит от нравственно-бытовой тематики и переходит к глубинному осмыслению сложных проблем современности, что определило его становление в творчестве жанра философской повести. В новом произведении автор размышляет о выпадении личности из привычных над неё условий жизни, о её судьбе на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, о сохранении человеческого в человеке. Судьба Гуськова – это драматическая история добровольной изоляции человека от товарищей по оружию и односельчан деревни Атамановки.
В новой повести «Прощание с Матёрой» (1976) Распутин поставил в центр своего художественного осмысления нравственно-философские вопросы. Он рассказал теперь не о судьбе отдельного человека или семьи, а о судьбе сибирской деревни, связав её с важнейшими проблемами времени как человек и природа, культура и экология, истоки и цель человеческого существования. Распутин придаётся тяжёлому раздумью по поводу происходящего на сибирской земле, скорбит вместе с героями, которые привязаны к своему благодатному краю. Писатель сопрягает сегодняшнюю жизнь матёры с историей и отстаивает святость уходящих патриархальных-крестьянских традиций.
Повесть «Пожар» (1985) интересна прямым вторжением в нашу сегодняшнюю повседневность. Её герой правдоискатель Иван Петрович раскрывает исчерпанность своих сил, возможность близкой гибели, чувство «края». Тяжело у него на душе и это состояние вплотную приближает нас к той катастрофе, которая разразиться вскоре в посёлке.
Городская проза
На определённом этапе развития литературы 60-70-х годов возникло явление, получившее название «городская проза». Термин это нашёл распространение с появлением в печати повестей и романов Трифонова, Токаревой и др. Название было решительно противопоставлено деревенской прозе, хотя для этого не всегда были основания в силу размытости границ, жанрово-стилистических образований и стирание граней между городом и деревней.
Отличительные черты городской прозы:
Юрий Валентинович Трифонов 1925-1981
Повесть «Студенты» была напечатана в «Новом мире» 1950-м году, был удостоен Сталинской премии. Посвящённая многообразной жизни вузовской молодёжи, пришедшей в институт после окончания Великой Отечественной войны, повесть подкупала обаянием молодости, сочностью бытовых картин, выразительностью пластично нарисованных характеров, остротой конфликта между студентами Беловым и Полосвиным, интересно очерченным любовным треугольником. Впервые зазвучала здесь и тема мещанства, к среде которого была причастна героиня повести Медовская. Результатом поездок по стройкам явились очерки, рассказы сборника «Под солнцем» и роман «Утоление жажды» 1963 год. Роман рисует строительство каракумского канала и передаёт поэзию труда, пафос преодоления испытаний и героику поступков. Он пронизан ожиданием важных перемен в стране и обновления общества, отражая атмосферу хрущёвской оттепели. В тоже время повествование ведётся от лица молодого пытливого журналиста Корышева, что позволяет передать поляризацию сил, столкновение характеров и различных стилей отношения к жизни – подлинного творческого и догматического, бескорыстно преданного и стяжательского.
Глубокий и ёмкий смысл заключён в названии повести «Обмен»: это и операций с обменом квартиры, и цепь замен истинных нравственных ценностей на их суррогаты и измена человека лучшему в самом себе. За «Обменом» последовали новые повести, составившие городской цикл трифоновский произведений 70-х. Сначала вышли предварительные итоги, рисующие 48-летнего литератора переводчика, который не обольщается значимостью своих занятий, ремесленного труда, лишённого вдохновения. С ещё больше резкостью Геннадий Сергеевич судит своё прошлое и настоящие, исполненное постоянными компромиссами и совестью. Трифонов использует форму исповеди героя.
Позже к циклу городских повестей присоединились «Дом на набережной», романы «Старик» и «Время и место». Эта группа произведений образует новый пласт творчества писателя между московским циклом и книгами на историко-революционную тему «Отплеск костра», «Нетерпение», «Исчезновение». Здесь тоже изображается быт современного города, исследуются духовная ограниченность и потребительность как характерные черты мещанства. Здесь тоже передаётся поток сознания героев, силящихся понять себя и действительность. По прежнему ставиться проблема значимости человеческой жизни и сути быстро текущего времени. Но в этих произведениях понятия «другая жизнь» получает новое наполнение, будучи осмысленным как яркое и бурное прошлое. И поэтому книги эти строятся на сплетение 2 разных временных пластов: соединение романтики и трагедии былого и трагически переданной современности.
Тема: возвращённая литература
Период перестройки, наступивший во второй половине 80-х годов, вызвал в жизни гласность, которая имела решающее значение для литературного процесса. Изменилось отношение к диссидентам. В конце 1986 года в столицу из ссылки вернулся А.Д. Сахаров. Возникли условия и для возвращения тех книг, которые были запрещены тоталитарным режимом. Подобно тому, как вернулись к зрителю запрещённые фильмы – «Комиссар», «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». К читателю вернулись многие авторы и их творения. Прежде всего это касается писателей, объявленных врагами народа или вычеркнутых из литературы в связи их эмиграции: Николай Гумилёв, Осип Мальденштам, Борис Пильняк, Борис Зайцев, Владимир Набоков, Марина Цветаева и другие. Во вторых возвратились «опальные романы» Андрея Платонова «Чевенгу», «Котлован», «Ювинильное море»; книги Михаила Булгакова «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита»; рассказы и антиутопия «Мы» Евгения Замятина; «Реквием» Анны Ахматовой; роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака; Стали печататься многие запрещённые «колымские рассказы» Шаламова и произведения «Дом Бровского». Так случилось и с книгами Александра Солженицына.
Авторская песня как
эстетическое явление, как направление
в поэзии и искусстве возникает
в 50-е годы, когда с одной стороны
намечается значительное оздоровление
общественного климата и
У истоков авторской песни середины прошлого столетия стояли Галич, Окуджава, Визбор, Матвеева. Авторскую песню украшают также такие имена как Анчаров, Ким, Городницкий, Михаил Ношкин, Розенбаум, Владимир Высоцкий.
Информация о работе Русская литература 20 века. Серебряный век