Русская литература 20 века. Серебряный век

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Начало 20в. ознаменовано небывалым расцветом русской культуры, поэтому для качественной характеристики этой эпохи используется понятие «Серебряный век».
Термин связывают с именем Бердяева, позже критик и редактор Маковский закрепил это словосочетание в своей книге о русской культуре «На Парнасе Серебряного века».
Хронологические рамки периода: 1892г. (выход из эпохи безвременья, начало общественного движения в стране, манифест и сборник «Символы» Мережковского, первые рассказы Горького и т.д.) – 1922г. (крах иллюзий, массовая эмиграция деятелей русской культуры, высылка в группы писателей, философов и историков из страны).

Файлы: 1 файл

История русской и зарубежной литературы.docx

— 85.40 Кб (Скачать)

Трагические страницы советской истории: Их в литературе передавали не только авторы исторических романов, но и писатели, раскрывавшие общественную жизнь по свежим следам событий. При этом пафосом этих произведений становился вызов тоталитаризму. Один из авторов Шаламов, прошедший все ужасы тюрем и ссылок, лагерей Колымы. В своей «Колымской тетради» и 6 книгах колымских рассказов, он поведал о трагизме «расколотого времени» и кошмаре сталинских лагерей как олицетворении тоталитарной системе («Шоковая терапия», «Тифозный карантин»). В тоже время он отразил противостояние режиму «Последний бой майора Пугачёва». Документальность Шаламов соединяет с обжигающей правдой, используя сжатую и пружинистую фабулу, лапидарную фразу, передавая переходы высокого и низкого, прекрасного и безобразного. Эту же тему, но на ином материале раскрывает Домбровский в своих романах «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей», в которых воссоздаёт атмосферу страхов, доносов, репрессий. В духе Платонова писатель реализует идею котлованности пирамиды зла. К названной теме обратился и Жигулин, в интересном автобиографическом романе «Чёрные камни».

Тема интеллигентности (городская проза) – к жизни  её вызвал обострённый интерес к  постоянно унижаемой «прослойки», а также интенсивной урбанизации. Эта тема получила отражение в произведениях Битова ( «Пушкинский дом», не хлебом едины белые одежды»), Гранина «Искатели», «Иду на грозу», «Картина»; Кураева «прямая линия», «Старые книги» и др. Наиболее значительным автором городской прозы был Юрий Трифонов. Параллельно с городской прозой широко развивалась деревенская проза, став своеобразным направлением исканий большого круга современных писателей.

 

Деревенская проза

К деревенской прозе  можно отнести самые различные  жанры: очерки, записки, рассказы, повести  и романы. Во второй половине 50 и 60 годов  преобладают средние жанры, к  которым можно отнести талантливые  повести Тендрякова («Не ко двору», «Ухабы»), цикл рассказов Троепольского («Из записок агронома»), Нагибина («Чистые пруды», «На тихом озере»). Постепенно расширяется проблематика этих произведений: писатели вводят социологический аспект, осуществляют экскурсы в историю культуры, ставят вопросы не только нравственные, но и эстетические, пр. книга Белова «Лад».

Василий Макарович Шукшин (1929-1974) – его первый сборник рассказов назывался «Сельские жители». Помещенный сюда цикл произведений «Они с Катуни» подчеркивал преданность автора своему краю и землякам. Другой рассказ сборника «Светлые души» точно отражает авторское отношение к подобным персонажам. Шукшина интересует не только быт героев, но и характеры, чистота и красота помыслов этих людей. При этом он хочет в их повседневном бытии увидеть нечто значительное героическое, пр. в рассказах «Классный водитель», «Стёпкина любовь». Шукшин исследует человека рядового, стремясь выявить нечто примечательно во внешнем заурядном. Во многом он ориентируется на Чехова и продолжает его традицию. С этой линией преемственности связано и соединении комического с трагическим. Следующий сборник Шукшина «Там, в дали» по-прежнему о сельских жителях. Им посвящены рассказы «Волки», «Змеиный яд», «Нечаянный выстрел» и др. Писатель уже не любуется своими героями, он обнаруживает, что стихийность персонажей нередко приводит к такому «половодью чувств», когда проявляется своеволие, грубость, непредвиденность поступков и открывается разрушительность начала. В сборники «Земляки» просматривается авторская устремлённость к подчеркам нравов, художественному исследованию человеческих судеб, которые складываются весьма драматично. Их характеры нередко предстают неожиданными, дисгармоничными, и душевная жизнь людей протекает в разладе и смятении. Эти люди зачастую выбирают в жизни не между добром и злом, а между злом большим и меньшим, и тогда их поступки оказываются за рамками общепринятой нормы. Критическое отношение к героям усиливается в 4-ом сборнике «Характеры», название которого подчёркивает переход автора от очерка нравов к настоятельному рассмотрению типов, отличающихся яркой индивидуальностью. Автору дорога культура, в том числе и городская, и он казнит невежество, отсталость и бескультурье, пр. в рассказе «Даёшь сердце».

Автор любуется своим героем, который из породы чудиков, речь в повествовании идёт уже не на научном достижении, а о живом сердце сельского фельдшера, сердце настолько отзывчивом и большом, что оно способно вбирать в себя радости и боли людей всей земли.

Есть у Шукшина и  «чудики» наоборот, «анти чудики», наделённые сдвинутой психикой как Макар  Жеребцов, Глеб Капустин из рассказа «Срезал». Шукшин пытается найти самобытность, чудинку и в историческом персонаже и в современном человеке. Так рождаются произведения крупной повествовательной формы – исторический роман о Стеньке Разине «Я пришёл дать вам волю» и киноповесть «Калина красная»

С первых страниц романа герой предстаёт как значительная представительная личность во всей красоте  своих душевных свойств  и потому рисуется автором крупным планом. Писатель не закрывает глаза на многие поступки атамана, в которых сказывались  разбойнические черты, на эпизоды казачьего  разгула, на игнорирование церкви. Автор  не затушёвывает стихийные движения в казачьем поведении, но при этом Шукшин любит своего героя и с болью следит за неуклонным движением его к катастрофе.

В центре киноповести «Калина  красная» конфликт человека, душа которого жаждет необыкновенного в жизни  и того бездуховного мещанского мира, который его окружает. Писатель на современном материале разрабатывает  притчу о блудном сыне, выбрав в  качестве героя уголовника возвращающегося  из тюрьмы. Страшный мир мстит Прокудину за прикосновение к новой жизни и за внутреннюю чуждость. Смерть Егора – скорбная плата приступному миру, выражение невозможности оставаться среди людей волком.

Повесть-сказка «До третьих  петухов» стала последним завершённым  произведением Шукшина. Она обнаружила устремлённость писателя к острой сатире и широким обобщениям. Обратившись к фольклорному образу Ивана Дурака писатель отправил его с библиотечной полки в далёкий путь за тридевять земель. Внешним поводом для путешествия стала необходимость добыть справку, подтверждающую зрелость литературного персонажа и его право считаться умным. Но подлинной целью путешествия оказалось решение набраться ума разума, других посмотреть и себя показать.

Мудрая сказка Шукшина  учит нас распознавать зло, быть не примиряемыми к нему и готовыми дать ему должный отпор. Сказка завораживает своим юмором, смехом сквозь слёзы, щедростью в использование игровых  форм, переосмыслением традиционных образов, сращённостью с киноискусством, остро язвительно-авторским словом, мозаикой речевых стилей.

Валентин Григорьевич Распутин

Родился 1937 году. С 1961 года стал печататься в молодёжных газетах  Иркутска и Красноярска, а также  в альманахах и журналах. Например, в альманахе «Ангара» был опубликован роман «Я забыл спросить у Лёшки». В 1966 году вышло 3 сборника очерков и рассказов: «Продаётся медвежья шкура», «Край возле самого неба», «Костровые новых городов». Главное в этих произведениях – раскрытие таёжной романтики и волевых характеров людей, которые живут в тесной связи с окружающей их сибирской природой. Начиная с повести «Деньги для Марии» (1967) Распутин сосредоточивает внимание на внутреннем душевном мире человека. Писатель любит ставить героев в экстремальную ситуацию, отмерять им точно отмеченный срок, в пределах которого должно произойти эпическое действие повествования и должны ярко выявиться характеры персонажей. В результате не деньги, а характеры людей оказались в центре писательского внимания, их своеобразие, градация настроений, психологических состояний.

Повесть «Последний срок» говорит о жизни и её смысле, о стойкости перед смертью, о готовности мужественно подвести итоги в свой  последний срок, о содержательности этих итогов, о близости отцов и детей, о связи с родной землей и гибельности отрыва от неё.

Начиная с  повести «Живи и помни» (1974) писатель отходит от нравственно-бытовой тематики и переходит к глубинному осмыслению сложных проблем современности, что определило его становление в творчестве жанра философской повести. В новом произведении автор размышляет о выпадении личности из привычных над неё условий жизни, о её судьбе на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, о сохранении человеческого в человеке. Судьба Гуськова – это драматическая история добровольной изоляции человека от товарищей по оружию и односельчан деревни Атамановки.

В новой повести  «Прощание с Матёрой» (1976) Распутин поставил в центр своего художественного осмысления нравственно-философские вопросы. Он рассказал теперь не о судьбе отдельного человека или семьи, а о судьбе сибирской деревни, связав её с важнейшими проблемами времени как человек и природа, культура и экология, истоки и цель человеческого существования. Распутин придаётся тяжёлому раздумью по поводу происходящего на сибирской земле, скорбит вместе с героями, которые привязаны к своему благодатному краю. Писатель сопрягает сегодняшнюю жизнь матёры с историей и отстаивает святость уходящих патриархальных-крестьянских традиций.

Повесть «Пожар» (1985) интересна прямым вторжением в нашу сегодняшнюю повседневность. Её герой правдоискатель Иван Петрович раскрывает исчерпанность своих сил, возможность близкой гибели, чувство «края». Тяжело у него на душе и это состояние вплотную приближает нас к той катастрофе, которая разразиться вскоре в посёлке.

 

Городская проза

 

На определённом этапе  развития литературы 60-70-х годов  возникло явление, получившее название «городская проза». Термин это нашёл  распространение с появлением в  печати повестей и романов Трифонова, Токаревой и др. Название было решительно противопоставлено деревенской  прозе, хотя для этого не всегда были основания в силу размытости границ, жанрово-стилистических образований  и стирание граней между городом  и деревней.

Отличительные черты городской прозы:

  • В них просматривается прикреплённость героев  к городу
  • В них заметно усиливается наполненность бытом, «обволакивающим» человека
  • Городская проза особенно чутка к проблеме общественной морали и сопряжена с целым комплексом нравственных проблем, порождённых особой средой обитания героев.
  • Для литературы данной разновидности характерен углублённый психологизм. Наиболее интересными книгами, поднимающими интеллектуальные, философские идеи времени стали книги Битова, Дудинцева, Кураева, братьев Стругацких. Естественным становиться обращение к проблемам волнующим городскую молодёжь в произведениях Маканина, Попова. Одной из особенностей городской прозы является осмысление её демографических проблем, миграции сельских жителей в большие города, сложностей урбанизации.
  • Специфика городской прозы определяется и частой обращённостью к частой производственной и научной тематики (Даниил Гранин).
  • Для городской прозы характерна проблематика, связанная с приобщением к культурному наследию, увлечением массовой культурой, получившей интенсивное не чем не сдерживаемое развитие по преимуществу в современных городах.

Юрий Валентинович Трифонов 1925-1981

Повесть «Студенты» была напечатана в «Новом мире» 1950-м году, был удостоен Сталинской премии. Посвящённая многообразной  жизни вузовской молодёжи, пришедшей  в институт после окончания Великой  Отечественной войны, повесть подкупала  обаянием молодости, сочностью бытовых  картин, выразительностью пластично  нарисованных характеров, остротой конфликта  между студентами Беловым и Полосвиным, интересно очерченным любовным треугольником. Впервые зазвучала здесь и тема мещанства, к среде которого была причастна героиня повести Медовская. Результатом поездок по стройкам явились очерки, рассказы сборника «Под солнцем» и роман «Утоление жажды» 1963 год. Роман рисует строительство каракумского канала и передаёт  поэзию труда, пафос преодоления испытаний и героику поступков. Он пронизан ожиданием важных перемен в стране и обновления общества, отражая атмосферу хрущёвской оттепели. В тоже время повествование ведётся от лица молодого пытливого журналиста Корышева, что позволяет передать поляризацию сил, столкновение характеров и различных стилей отношения к жизни – подлинного творческого и догматического, бескорыстно преданного и стяжательского.

Глубокий и ёмкий смысл  заключён в названии повести «Обмен»: это и операций с обменом квартиры, и цепь замен истинных нравственных ценностей на их суррогаты и измена человека лучшему в самом себе. За «Обменом» последовали новые  повести, составившие городской  цикл трифоновский произведений 70-х. Сначала вышли предварительные итоги, рисующие 48-летнего литератора переводчика, который не обольщается значимостью своих занятий, ремесленного труда, лишённого вдохновения. С ещё больше резкостью Геннадий Сергеевич судит своё прошлое и настоящие, исполненное постоянными компромиссами и совестью. Трифонов использует форму исповеди героя.

Позже к циклу городских  повестей присоединились «Дом на набережной», романы «Старик» и «Время и место». Эта группа произведений образует новый пласт творчества писателя между московским циклом и книгами на историко-революционную тему «Отплеск костра», «Нетерпение», «Исчезновение». Здесь тоже изображается быт современного города, исследуются духовная ограниченность и потребительность как характерные черты мещанства. Здесь тоже передаётся поток сознания героев, силящихся понять себя и действительность. По прежнему ставиться проблема значимости человеческой жизни и сути быстро текущего времени. Но в этих произведениях понятия «другая жизнь» получает новое наполнение, будучи осмысленным как яркое и бурное прошлое. И поэтому книги эти строятся на  сплетение 2 разных временных пластов: соединение романтики и трагедии былого и трагически переданной современности.

Тема: возвращённая литература

Период перестройки, наступивший  во второй половине 80-х годов, вызвал в жизни гласность, которая имела  решающее значение для литературного  процесса. Изменилось отношение к  диссидентам. В конце 1986 года в столицу из ссылки вернулся А.Д. Сахаров. Возникли условия и для возвращения тех книг, которые были запрещены тоталитарным режимом. Подобно тому, как вернулись к зрителю запрещённые фильмы – «Комиссар», «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». К читателю вернулись многие авторы и их творения. Прежде всего это касается писателей, объявленных врагами народа или вычеркнутых из литературы в связи их эмиграции: Николай Гумилёв, Осип Мальденштам, Борис Пильняк, Борис Зайцев, Владимир Набоков, Марина Цветаева и другие. Во вторых возвратились «опальные романы» Андрея Платонова «Чевенгу», «Котлован», «Ювинильное море»; книги Михаила Булгакова «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита»; рассказы и антиутопия «Мы» Евгения Замятина; «Реквием» Анны Ахматовой; роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака; Стали печататься многие запрещённые «колымские рассказы» Шаламова и произведения «Дом Бровского». Так случилось и с книгами Александра Солженицына.

Авторская песня как  эстетическое явление, как направление  в поэзии и искусстве возникает  в 50-е годы, когда с одной стороны  намечается значительное оздоровление общественного климата и раскрепощение  личности, а с другой -  идеологические «завалы» прошлого, ограничение свободы  дают о себе знать. Её специфика заключается  в высокой поэтичности текстов, созданных авторами, причастными  к профессиональному художественному  творчеству, в непритязательности мелодического  звучания, в исключительной искренности, в тесном сращении с определённым кругом слушателей, в яркости личности её создателей.

У истоков авторской  песни середины прошлого столетия стояли Галич, Окуджава, Визбор, Матвеева. Авторскую  песню украшают также такие имена  как Анчаров, Ким, Городницкий, Михаил Ношкин, Розенбаум, Владимир Высоцкий.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Русская литература 20 века. Серебряный век