Русская литература 20 века. Серебряный век

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Начало 20в. ознаменовано небывалым расцветом русской культуры, поэтому для качественной характеристики этой эпохи используется понятие «Серебряный век».
Термин связывают с именем Бердяева, позже критик и редактор Маковский закрепил это словосочетание в своей книге о русской культуре «На Парнасе Серебряного века».
Хронологические рамки периода: 1892г. (выход из эпохи безвременья, начало общественного движения в стране, манифест и сборник «Символы» Мережковского, первые рассказы Горького и т.д.) – 1922г. (крах иллюзий, массовая эмиграция деятелей русской культуры, высылка в группы писателей, философов и историков из страны).

Файлы: 1 файл

История русской и зарубежной литературы.docx

— 85.40 Кб (Скачать)

В тоже время Шолохов  смело вводит в роман комическое начало, уравновешивая им драматическое  жизни. Смех «равноправен» здесь  горести, комическое показывает, что  в любых передрягах жизни есть не только мрачное, доводящее до отчаяния, но и светлое вселяющий веру в  счастливый исход. Комическое также отражает: сложное общественные противоречия, столкновение крайностей, сочетание несовместимого. 

Рассказ судьба человека был  опубликован в новогоднем номере газеты «Правда» 1957г. Небольшое по объёму произведение отличается исключительной ёмкостью: оно отразило целый пласт нашей жизни и многие искания прозы второй половины 20 века. Особенностью рассказа является его правдивость, стремление автора, раскрыть трагедию нашего народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека. Рассказ имеет интересный композиционный приём рассказ в рассказе.

Андрей Соколов –  выходец из народа, чью несгибаемую  силу он ярко символизирует. Однако Шолохов  раскрывает судьбу отчётливо индивидуальную, неповторимую, хотя сам рассказчик нередко старается подчеркнуть  типичность того, что с ним случилось.

Рассказ Шолохова, созданный в преддверье «оттепели» во многом определил пути развития русской прозы. Следом за ним появились книги Закруткина, Калинина, Троепольского, Бакланова, Быкова и Васильева.

Литература периода Великой Отечественной войны

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед  литературой новые задачи, на которые  сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях  сражений. Во фронтовой и центральной  печати, освещая ход драматических  событий, поднимая боевой дух народа: Шолохов, Фадеев, Тихонов, Эренбург, Вишневский, Петров, Сурков, Закруткин, Бек, Платонов. Особо следует сказать о Константине Михайловиче Симонове, который участвовал в боях под Москвой, на Севере, под Сталинградом, на Курской дуге, в освобождение Праги и штурме Берлина. 275 художников слова пали смертью храбрых, среди них аркадий Гайдар, Евгений Петров. Более 10 писателей были удостоены золотых звёзд и звания Героя Советского Союза: Вершигора, и т.д.

Произведения различных  родов и жанров, на первом месте  была поэзия. Здесь следует выделить патриотическую лирику Анны Ахматовой, Константина Симонова, Николая Тихонова, Александра Твардовского, Алексея Суркова  и Евгения Долматовского.  Получили развитие жанры баллады, послания, броской стихотворной подписи под карикатурой. Этим прославился Маршак Самуил. Огромное значение приобрела поэзия ленинградской блокады, стихи Бергольц, Тихонова и др. Вслед за лирикой создавались поэмы: Пулковской Меридиан Веры Инбер, Блокада Зои Шишивой, поэма Сын, Зоя Маргариты Алигер, Василий Теркин Твардовского.  На войне выросло новое поколение, обретшее свой голос на полях сражений: Семён Петрович Гудзенко, Алексей Иванович Недогонов, Давид Самойлов, Юлия Друнина, Константин Волшенкин (Его поэзия в основном представлена военной лирикой и воспоминаниями о военной юности, его лирика реалистична, ему чуждо всё мистическое иррациональное, ему принадлежат песни: Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ЖИЗНЬ, МЫ ВАС ПОДОЖДЁМ, Я СПЕШУ ИЗВЕНИТЕ МЕНЯ, АЛЁША - музыка Колмановского.) Алёша – это гимн болгарского города.

Драматургия периода войны  была представлена пьесами «русские люди» Константина Симонова, «Нашествие»  Леонида Лионова, сатирической пьесой «Фронт» Александра Корнейчука. Поставленных на сценах многих театров – эти произведения соединяли панорамность изображения войны с психологизмом, романтической героикой и сатирой.  Пьеса Симонова и Корнейчука печатались на страницах правды рядом с военными сводками.

Прозаики писали в самых  оперативных жанрах: в публицистические очерки, репортажи, рассказы. Здесь  надо назвать пламенную публицистику Алексея Николаевича Толстого и  Ильи Григорьевича Эренбурга, а также  рассказы Шолохова, Гладкова, цикл новел  Соболева «Морская Душа». Повести пламенного начала чувств создали Борис Горбатов «Непокорённые», Василий Грассман «Народ бессмертен», Александр Бек «Волоколамское Шоссе», Константин Симонов «Дни и  ночи». Крупный и значительный роман  борьбы нашей молодёжи с врагом написал  в эти годы Александр Фадеев «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», не ведая какая драматическая судьба, ждёт это произведение.

Свою роль сыграл и исторический роман. В этом жанре выступили  Сергей Бородин «Дмитрий Донской», Голубов «Багратион». Алексей Николаевич Толстой приблизился к завершению своего «Петра I».

Произведения, созданные в эту героическую пору, принесли литературе России особую славу.

 

Александр Твардовский 1910-1971

Глубоко восприняв Некрасовские традиции (как представитель Смоленской школы в литературе), Твардовский выработал свой неповторимый художественный стиль, далёко уходящий корнями в народной творчество. Не случайно в его ранних стихах и поэмах трансформируется  фантастика русской сказки. Это особенно заметно в ярко талантливой, хотя и утопической поэме «Страна Муравия». Автор разрабатывает в этом и в других произведениях мотив дороги, ставший затем устойчивым в его творениях «Дом у дороги», «Дорога на Запад», «Дом на дороге фронтовой» и т.д. Поэт использует жанры баллады и послания.

 

Ряд стихотворений периода  Великой Отечественной войны  обретает классическое совершенство. Так из фронтовой хроники ярко выделяются такие шедевры как  «Перед войной как будто в знак беды…», баллада «об отречении», «немые» и другие. Ярко и самобытно  рисует поэт фигуру русского война  в стихотворениях «За Вязьмой», «В пути» и др. От этих мотивов и  образов протягиваются нити к  великому творению Твардовского, созданному в годы войны – в поэме «Василий Тёркин».

Поэма «Василий Тёркин»

Впервые мысль о создании произведения о бывалом солдате  возникло у поэта в конце 1939 год, во время войны с Финляндией. В 1942 году стали появляется первые главы поэмы, которые к 1945 году объединились в великую книгу про бойца. Сюжетной основой поэмы являются события Великой Отечественной войны от начального этапа отступления до подступов нашей армии к Берлину. В соответствии с логикой событий Твардовский правдиво рисует ряд жестоких картин войны: гибельную переправу, изматывающий бой в болоте за деревню Борки, уже сожжённую противником и т.д. Композиция произведения отражает и главные этапы военной страды, и непреложное движение к победе, отсюда выделение 3 частей, поделённых на главы-эпизоды, имеющие относительно законченный и автономный характер (таких глав 30).

Этот образ возник из зарисовок раннего Васи Тёркина, богатыря и весельчака, а также  фельетонного героя Ивана Гвоздева. На долю Тёркина выпадают все те тяжёлые испытания, через которые  прошёл сражающийся народ: окружение, тяжёлое ранение, гибельная переправа, потеря друзей, госпиталь, новые бои. Фамилия героя подчёркивает бывалость  бойца, он «тёртый» жизнью, «искромсанные» передрягами.

Примечательной особенностью героя поэмы является слитность  его с бойцами, нераздельность его  судьбы с участью тысяч, народность. С такими людьми можно делить любые горести, переживать редкую радость и эта неотделимость от других солдат наполняет Василия счастьем. Тёркину присуща беспредельная преданность родине, которую он воспринимает по разному: и как отчий дом, и как родимый край (Смоленщина) и как нечто великое необозримое, живущее «1000 лет».

Твардовский поставил перед  собой задачу – воплотить в  своём Тёркине черты русского национального характера. Поэт раскрыл  в нём бесстрашие, мужество, выносливость, сметливость, готовность делиться жизненным  опытом с людьми, лукавству, бесхитростность  и добродушие, пристрастие к песне  и пляске. С жизнелюбием связана непоколебимая тёркинская вера в победу.

Твардовский рисует в поэме  не индивидуальную судьбу, а обобщённый образ воплощающий облик и  пути многих сотен и тысячи бойцов. Книга Твардовского стала подлинной  эпопей о сражающемся народе. Её отличают редкая широта охвата событий, развёрнутость повествования о  войне и мире, размышления о  бытии, энциклопедичность содержания, сплав трагического и комического, срощённость с фольклором.

Поэма «За далью – даль»

На редкость своеобразен  жанр этого произведения. Прежде всего, это произведение широкого эпического размаха («На Ангаре», «Фронт и тыл», «Москва в пути»). Однако многие главы поэмы носят преимущественно лирический характер (глава «В дороге»). Поэтому поэму Твардовского можно назвать лиро-эпической, в тоже время это и путевой дневник. Воспроизводится путешествие не только по транссибирской магистрали, но и во времени. Всё творение пронизано мудрыми раздумьями об истории, о транссибирской магистрали, о прошлом и настоящем людей, населяющих нашу страну. Обретает высокую философичность. Итак, жанр произведения Твардовского синтетичен. Это лиро-эпическая поэма, дневник путешествия и эпопея с широкими философскими раздумьями и перспективами жизни.

Особое место в структуре  поэмы занимает глава «Так  было», Твардовский одним из первых в нашей литературе пытается разобраться в условиях породивших культ личности Сталина. Державному полубогу поэт противопоставляет  простую тётку Дарью, с её заботами и безнадёжным терпением.

Лирический герой произведения не бесстрастный наблюдатель, а человек  глубоко заинтересованный во всём происходящем на родной земле; это подлинный патриот  и гражданин, истинный сын своего народа, о котором он пишет с  волнением и любовью.

Поэма «По праву памяти»

Произведение начинается с обращения к другу юности, как и в поэме «За далью  даль», но главной здесь тала тема «зрелой памяти». Твардовский обнажил свою зрелую память, он решительно выступил против беспамятства во второй половине 60-х годов, когда многое

стало делаться для того, чтобы забыть о сталинщине и преступлении властей, искоренить острый интерес  к ним, уничтожить память и знание о них. Здесь найден выразительный  образ ханжей и лицемеров, которые  делают это трусливо, безмолвно, без  свидетелей.

Автор не ограничивается темой  Сталина, и бросает вызов тирании  и деспотии в любых формах. Он настойчиво призывает соотечественников  помнить события недавнего прошлого: «великий перелом» в жизни крестьян, переселение народов, расстрелы, ссылки, репрессии послевоенных лет. Гневный  монолог обращён и к современникам  и к потомкам, которые должны помнить  уроки истории.

 

Литература второй половины 20-го века

В пределах этого большого отрезка времени исследователи  выделяют несколько относительно самостоятельных  периодов: позднего сталинизма 1946-1953, оттепели 1953-1965, застоя 1965-1985, перестройки 1985-1991 и современных реформ 1991-1998.

Не смотря на благоприятные  условия развития, русская литература создала не мало самобытных и интересных произведений во всех жанрах. В области драматургии можно выделить пьесы Арбузова, с интересом, с противоречием, с условностью форм и разработкой жанра лирической драмы и мелодрамы («Иркутская история», «Счастливые дни несчастливого человека», «Сказки старого Арбата» и др.), произведения Розова с их острой конфликтностью, раздумьями о нравственной жизни молодёжи, тонкой очертанностью  характера, ритмичностью напряжённого действия («Неравный бой», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «Кабанчик»), драмы Володина с раскрытием интенсивной духовной жизни их героев, продолжением чеховских традиций («Старшая сестра», «Назначение», «С любыми не расставайтесь»). Сатирические комедии Вампилова с характерным ему переходом анекдотических ситуаций в драматические, а водевиля в философскую притчу («Прощание в июне», «Старший сын», «Провинциальные анекдоты»). В поэзии необходимо упомянуть таких авторов и их произведения как Твардовский, Луговской («Солнцеворот», «Середина века»), Смеляков («Строгая любовь»), Осеев («Лад»), Прокофьев («Приглашение к путешествию»), Заболоцкий («Поздние стихи»), Светлов («Охотничий домик»), Мартынов («Поздняя лирика»).

Ярко заявила о себе поэзия «6-десятников» (Евтушенко «Ритмы Рима», «Братская ГЭС», «13»; Вознесенский «Парабола», «Антимиры», «Ров», «Оза»; Рождественский «Письмо в 30 век», «Реквием»; Ахмадулина; Окуджава; Винокуров; Бродский - в 1889 году стал лауреатом нобелевской премии.

Очень разной по проблематики, жанрам, стилистическим формам была в  последние десятилетия и проза.

Д/з: Принести книги Шукшина, Астафьев, Трифонов

19 января в 10 00 экзамен

22 декабря защита курсовой

Основные темы литературы второй половины 20 века

Размышления о прошедшей войне и мире: прозаики считали для себя чрезвычайно важным осмыслить нравственные истоки подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Тут и в «Окопах Сталинграда» Некрасова, с его отказом от пафоса и ложной патетики в изображении боёв и военных будней; и повестей Бакланова «Пядь земли», «Мёртвые сраму не имут» с исповедью человека, познавшего жизнь на войне; «Танки идут ромбом» Ананьева с достоверном изображение решающего танкового поединка на Курской дуге и «Горячий снег» Бондарева, повествующий о мужестве защитников Сталинграда ; и эпической воссоздание картин войны в трилогии Симонова «Живые и Мёртвые»; и талантливая пьеса  «А зори здесь тихие», раскрывающая прекрасная и возвышенное в облике девушек зенитчиц и их старшины Васкова; «В августе сорок четвёртого» Богомолова, о буднях армейской контрразведки; и политические детективы Семенова « 17 мгновений весны», «Приказано выжить» и роман Астафьева «Прокляты и убиты» и др.

Тема труда:  в её раскрытии писатели продолжили традиции Горького, для которого эта тема была особенно значимой. «Утоление жаждой» Трифонова, роман исследующий мотивы труда; повесть Кожевникова «Знакомьтесь, Балуев!», где опоэтизирован процесс труда; романы Попова «Обретёшь в бою» и «Это называется будни», раскрывающие труд как источник радости и красоты; повесть «Трасса» Поваляева, передающая поэзию жизни трудового коллектива; «Белые одежды» Дудинцева, открывающие драму научных исканий; «Зубр» Гранина, изображающий интеллектуальный труд учёного и драматические перипетии в его судьбе; «Новое назначение» Бека, роман показывающий искажение сути творческого труда в условиях административно-командной системы.

Человек и  природа: эта тема всегда воспринималась в русской литературе как особо значимая, ей посвятил многие свои произведения Пришвин, всегда стремившийся искать и открывать прекрасное в окружающем мире и душе человека, видевший эту душу в образах природы: «Журавлиная роща», «Корабельная роща». К этой теме был привержен и Паустовский, не случайно пейзаж стал сюжетом ряда его произведений, а природа главным героем его книг: «Кара-Бугаз», «Колхида», «Кордон 273», «Мещерская сторона», повесть «О лесах». В последнем произведении, мир природы звучит музыкой, становится источником вдохновения и критерием оценки человека. Леонов в романе «Русский лес» продолжает линию своих предшественников, но он склонен героизировать пейзаж, насыщать его символикой и осмыслять философски. С судьбой леса связаны судьбы его основных героев. Пришвинские традиции наследует Астафьев, например в повести «Стародуб», сталкивает своих героев на почве разного отношения к природе. Писатель поэтизирует человека, живущего в гармонии с природой. Этой же теме посвящены рассказы «Осень на вырубке», «О чём ты плачешь ель». Идеей книги «Царь рыба», становиться неразрывность человека и природы. Писатель протестует против хищнического истребления природных богатств. К экологической теме подходит и Троепольский, но даёт ей сатирико-публицистическое истолкование: «Записки агронома» и «кандидат наук». В повести «Белый Бим Чёрное ухо», автор передают отношение человека к природе глазами животного. Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей» показывает трепетное отношение Игоря Полушкина к природе с её врачующей магией. Трагическая гибель «бедоносца» и пейзаж в книге обретают символический характер. Тендряков в повести «Чистые воды Китежа» затрагивает проблему загрязнения рек и водоёмов. В произведении звучит ироничная интонация и сарказм, в связи с социальной апатией граждан  и конформизмом прессы в эпоху бесгласия.

Информация о работе Русская литература 20 века. Серебряный век