Русская литература 20 века. Серебряный век

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Начало 20в. ознаменовано небывалым расцветом русской культуры, поэтому для качественной характеристики этой эпохи используется понятие «Серебряный век».
Термин связывают с именем Бердяева, позже критик и редактор Маковский закрепил это словосочетание в своей книге о русской культуре «На Парнасе Серебряного века».
Хронологические рамки периода: 1892г. (выход из эпохи безвременья, начало общественного движения в стране, манифест и сборник «Символы» Мережковского, первые рассказы Горького и т.д.) – 1922г. (крах иллюзий, массовая эмиграция деятелей русской культуры, высылка в группы писателей, философов и историков из страны).

Файлы: 1 файл

История русской и зарубежной литературы.docx

— 85.40 Кб (Скачать)

Третьей формой романтического явилось творчество революционных  рабочих поэтов (Нечаева, Тарасова, Привалова и др.). Обращаясь к  маршам, песням, авторы поэтизируют  человеческий подвиг, используют романтические  образы зарева, пожара, грозы, расширяют  диапазон революционной лексики, прибегают  к космическим масштабам. Однако романтизм этой поэзии был оторван  от реальной жизни.

В центре первых рассказов  Горького – исключительные характеры, гордые люди, с горящими сердцами и  с «солнцем» в крови («Данко», «Макар Чудра» и т.д.). Для героев «Макары Чудры» и других рассказов Горького характерен, прежде всего, пафос свободы.

Романтическим персонажем Горького свойственно героическое  мироощущение, тесно связанное с трагическим. Романтический герой в раннем творчестве Горького помещён в необычные исключительные или условные обстоятельства («Цыганский табор», «Мир пернатых»). Особое значение принимает пейзаж, помогающий герою или противостоящий ему.

Особый пласт ранних произведений Горького – рассказы о босяках («Дед Архип и Лёнька», «Злодей», «Коновалов», «Бывшие люди»). Эволюция Горького в раскрытии этой темы  характеризуется тем, что писатель постепенно отходит от прежней идеализации босячества.

На рубеже 2 веков Горький  публикует роман «Фома Гордеев» - широкую содержательную картину  современности, произведение о набирающей силы русской буржуазии. Горький разрабатывает особую форму романа о смене поколений, начав тему, которая пройдёт через ряд его последующих произведений («Мещане», «Дело Артамоновых»). Но Горький поставил перед собой и другую художественную задачу: показать как всё лучше среди Моякиных и Щуровых «выламывается» из неё, как бьётся в ней здоровый энергичный человек, ищущий дело по силам и широкого простора для честной жизни, таким был Фома Гордеев.

Тема «бывших» людей  всегда интересовала писателя. Философски осмысляя действительность, писатель ставил проблему правды и лжи, сталкивал  носителей трезвого взгляда на жизнь и иллюзий («Коновалов» и «Читатель»).

Большое место в творческом наследии Горького занимает публицистика. Среди произведений этого рода исключительная роль принадлежит книге «Несвоевременные мысли» 1917-1918. Книга составлена из коротких газетных выступлений Горького, почти ежедневно печатавшихся в петроградской газете «Новая жизнь».

Эти горьковские отклики  являются и хроникой волнующего времени  и размышлениями об истории и  дневником одного из великих участников этих событий. Книга отличается Гражданской  смелостью и искренностью. Горький  предстаёт здесь истинным гуманистом, пророком, ибо многое сказанное им подтвердилось.

Три основные проблемы разрабатывает  писатель в этой книге: пути революции, жизнь народа в условиях завоёванной  свободы и судьба культуры.

Горький выступает против террора и насилия, введённых  большевиками, об отсутствии свободы  слова, личности; об авантюризме, о попираемой демократии, о возможной гибели пролетариата и самой революции, о преступлениях  вождей, и о социальном эксперименте на рабочем классе.

 

Литература 20-х годов

20-е годы – сложный,  но динамичный и творчески  плодотворный период в развитии  литературы. Функционирует издательство  «Всемирная литература», действуют  литературно-художественные клубы:  Дом литераторов, Дом искусств в Петрограде. Среди журналов, возникших в 20-е годы: Красная новь, Новый мир, Звезда, Октябрь, Молодая гвардия и Сибирские огни. В них публикуется: Серафимович автор «железного потока», Фурманов автор романа «Чапаев», Бабель автор «Конармии», Федин автор «Города и годы», Юрий Олеша автор «Зависть», Вересаев «В тупике», Пришвин циклы рассказов о природе, Борис Пильняк «Голый год»,  Михаил Зощенко , Сейфулина «Веренея». Появляется много молодых писателей, недавних участников гражданской войны (Леонов, Шолохов). Значительные исторические романы создают Юрий Тынянов, Ольга Форш. Активно развивается поэзия, представленная Брюсовым, Маяковским, Демьяном Бедным, Сергеем Есениным, Эдуардом Багритским, Николаем Осеевым, Николаем Клюевым, Борисом Пастернаком, Николаем Тихоновым и Михаилом Светловым.

Драматургия в эту пору дала не мало прославленных произведений, вошедших в репертуар театров «Дни Турбинных» Булгаков, «Шторм» автора Биль-Белоцерковского, «Любовь яровая» Константина Тринёва, «Разлом» Лавренёва. Сатирические пьесы писали Эрдман, Маяковский.

Шёл стремительный процесс  развития всех родов и жанров литературы, но преобладал романтический пафос  утверждения нового в жизни.

Существовал, пролит культ (пролетарская культура) в 1920 году от него отделилась часть писателей, основавших группу и журнал «Кузница». «Кузница» в дальнейшем преобразовалась в объединение «Октябрь», в которое входили комсомольские поэты Безыменский, Дементьев, Светлов и др. С «Кузницей» связано творчество Фёдора Гладкова («Цемент»), от «октября» ведёт своё начало РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей), оформившееся в 1925 году. В ассоциацию входили: Фадеев, Лебединский, Фурманов; критики: Авербах, Ермилов и другие. В ряду основных программных установок РАППа – третирование писателей «попутчиков», неприятие фантастики и романтизма, вульгарный социологизм. При ассоциации выходил журнал «На посту». Творчески интересным было объединение крестьянских писателей ВОКП. Складывается группа ЛЕФ (Левый фронт искусств), она создаёт журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», пропагандировавшие идеи «социального заказа» и «литературного факта» (Осеев, Маяковский, Брик).

 Возникает объединение «Серапионовы Братья»: Феден, Каверин, Зощенко, Тиханов и др. Они пропагандируют принцип «самоценности искусства». Группа «Перевал» отстаивала идеи «нового гуманизма»: Катаев, Зарубин, Воронский, Лежнев и другие. Формируется содружество «ОБРИУ», увлечённых художественным экспериментов: Хармс, Заболоцкий, Олейников и др. 

Теоритическое обоснование  творческого эксперимента, глубокая разработка вопросов поэтики характерны для ОПОЯЗА (общество изучения поэтического языка): Юрий Тынянов, Виктор Шкловский, Б. Томашевский.

Среди литературных течений  выделялись конструктивисты, например Вера Инбер, которые славили в  стихах машинную технику, УТВЕРЖДАЛИ ПРИНЦИП  КОНСТРУКТИРОВАНОГО РАСПЕРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ в тексте, в нагрузку на слово. Можно  говорить об экспрессионизме представленный творчеством Пильняка и Евгением Замятина.

Алексей Николаевич Толстой 1882- 1945

Его творчество чрезвычайно  разнообразно: писал стихи, пьесы (около 20), романы, например «Чудаки», «Хромой  барин», повести, корреспонденции с  фронтов Первой Мировой войны, рассказы 20-х годов «Голубые города» и  «Гадюка». Толстой автор эпопеи «Хождение по мукам», это трилогия – произведение приключенчески  фантастического характера «Аэлита», «Гиперболоид Инженера Гарина», сказок «Золотой ключик», исторического романа «Пётр I», рассказов и публицистических статей в период Великой Отечественной войны «Русский характер».

В рассказе «Гадюка» 1928 обнаружилось своеобразие новеллистки Толстого, с которой он выступил в конце 20-х годов.

Писатель сталкивал 2 качественно  отличные эпохи – гражданскую  войну и период НЭПа. Этот контраст того что было в прошлом и того что наступило в настоящем  определил композицию рассказа. Первая и пятая части посвящены новой  поре, а серединные посвящены времени  гражданской войны. В соответствии с этим существенно меняется ритм глав. Центральные передают эпический разворот событий, широкую протяжённость времени. Части обрамления напротив воспроизводят сжатое канцелярией и квартирой пространство.

Обе разнородные части  рассказа объединены главной героиней Ольгой Зотовой. Совсем не случайно прозвище Ольги Зотовой Гадюка вынесенное в заголовок рассказа - Это ёмкая характеристика: живучая ,тонка, злая, гибельная.

Над романом «Пётр I» Толстой работал 1929-1945 год. Писателя в этот период не покидало ощущение похожести 2-х эпох, когда трещит и рушиться старый мир и в трудных испытаниях рождается новая страна. Монументальное произведение Толстого отличается широким охватом исторических событий. Пестрота мест действия помогает писателю передать социальную многослойность, характерную для петровской эпохи. Важным в романе является исторически точная тщательно продуманная расстановка социальных и политических сил эпохи. Писатель изображает и тех, кто решительно противодействует реформаторской деятельности Петра (боярство, стрельцы) и тех, кто понимает преобразование и поддерживает государя. Значительно сложнее обстоит дело с крестьянством, которое с одной стороны выступает против усиливающего закабаления, а с другой таит в себе такие силы, на которые всегда мог опереться Пётр. Следует отметить мастерство композиционного распределения исторического материала по книгам романа. Первая книга начата эпизодами раннего детства Петра, а завершается возращением его из заграничного путешествия и восстание стрельцов 1698г. Через всё произведение проходит мысль об исторической значимости и экономической необходимости петровских реформ. Вторая книга романа раскрывает титаническую волю Петра I посвящённую преобразованию России, поэтому события описанные ей более монументальны и динамичны. Созданием важного форпоста у Балтики, «окна в Европу», основанием Петербурга завершается 2 книга. 3 книга романа, начинающаяся с описания обновлённой Москвы передаёт успехи, достигнутые Петром в осуществлении реформ. Изменился облик русской армии, готовящейся к решающему сражению, светское начало стало господствующим в жизни страны, всюду ощущается широкое проникновение культуры, результаты нового законодательства. Пётр предстаёт мудрым государственным деятелем, рассудительным величественным властелином мощного государства ориентированного на Европу.

 

Тема: Литература 30-х годов

Это десятилетие началось с «годы великого перелома», когда  резко были деформированы основы прежнего жизнеустройства. Началось активное вмешательство партии в сферу  культуры, давление на носителей духовных и моральных ценностей.

Особую силу и полномочия получил РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей) при покровительстве  Сталина.

Усилились репрессии против интеллигенции, религиозных деятелей, крестьянства, военачальников. На первый план были выдвинуты задачи «активизации сил против враждебной идеологии в литературе и искусстве». Литература отразила болезненную ломку жизненного уклада и попытки переделать сознание человека. Индустриализация в стране нашла отражение в «производственных» романах Катаева («Время вперёд»), Шагинян («Гидроцентраль»), Леонова («Соть»). Тема коллективизации по разному раскрывалась в романах Вересаева ( роман «Сёстры»), в романе Малышкина «Люди из захолустья», в романе Панфёрова «Бруски», а также в «Поднятой целены» Шолохова и «В стране Муравии» Твардовского. Подлинная поэзия творческого труда передана в «Малахитовой шкатулке» Бажова, основанной на фольклоре Урала и «Танкере Дербент» Крымова. Сложные процессы формирования характера человека в условиях новой действительности отразили романы Островского «Как закалялась сталь» и Макаренко «Педагогическая поэма».

Определённых успехов достиг исторический роман 30-х годов: Сергеев-Ценский «Севастопольская сторода», Новиков-Приволь «Цусима», Тынянов, Шишков, Ольга Форш.

В 1934 году состоялся первый съезд советских писателей, который  должен был продемонстрировать единство литературных сил и внедрить в  практику «художников слова» единый художественный метод – социалистический реализм. Он предполагал:

  • Правдивое исторически конкретное изображение жизни
  • Передачу действительности в революционном развитии
  • Раскрытие нового идеала, нового положительного героя
  • Задачу идейного перевоспитания трудящихся в духе социализма

В сложных условиях развивалась  поэзия, для которой был выдвинут единственный эталон, после того как  Сталин высоко оценил Маяковского.

Тем не менее, ряд поэтов создал яркие произведения, такие  как Заболоцкий, Пастернак, Тихонов, Тарковский. Глубокую народность, песеность и совершенство художественной формы обрела лирика Исаковского. После закрытия ряда театров: Театра Меэрьхольда. Но вопреки трудностям были поставлены пьесы Афиногенова «Машенька» и «Страх», Арбузова «Таня», Леонова «Обыкновенный человек» и «Метель», Евгений Шварц «Тень» и «Дракон».

Значительно обогатилась  детская литература благодаря творчеству Гайдара, Маршака, Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Катаева, Анатолий Волков.

Накануне войны получила развитие антифашистская тема в произведениях Федина «Похищение Европы» и «Санаторий Актур», Эренбурга « Падение Парижа», Симонов «Парень из нашего города». Но высшими достижениями литературы тех лет стали крупные эпические полотна: «Тихий Дон» Шолохова и «Дни Клима Солгина» Горького, а также не напечатанные в ту пору произведения Платонова и Булгакова.

Михаил Иванович Шолохов 1905-1984

Первые рассказы, составившие сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» отразили бурные события на Дону, напряжённость борьбы, запечатлели степное приволье и народную жизнь с её острейшими конфликтами и поляризацией сил. Начиная с 1928 года, в течение 12 лет, Шолохов публикует роман «Тихий Дон» и параллельно откликаясь на события коллективизации, создаёт «Поднятую Целину». Значительную роль в развитии литературы о войне сыграл его рассказ «Судьба человека» 1956 году.

 

В первой книге «Тихого  Дона»  2 начальные части погружают  нас в быт хутора татарского и  имения Ягодного.  3 часть повествует об империалистической войне. Во второй книге изображена война, её разгар, динамизм рассказа усиливается, смена  участков фронта учащается. 3 книга  воссоздаёт события гражданской  войны. 4 том  ведёт к неуклонной развязки , когда на Дону одерживают вверх красные части.

На этом широком историческом фоне Шолохов воссоздаёт облик своего народа в мирные и военные годы. В поле зрения писателя и социальное расслоение казаков, и мировоззренческое, и склонность их к суевериям, и  военная иерархия.

Самым большим достижением  автора «Тихого Дона» является раскрытие  индивидуальных судеб центральных  героев романа. Показывая их, писатель стремится вылепить неповторимый характер, часто наделённый противоречиями, дать портрет полнокровный, зримый, передать душевный мир личности. Он умеет  душевные движения проследить через  мимику, жесты рук, походку, особенности  речи, и взаимоотношения с другими  казаками.

Работа Шолохова над  романом «Поднятая Целена» была начата 1930 году. Первая книга в 1932, а  вторая через 28 лет в 1960 г. Большой  роман запечатлел сложную и драматическую  эпоху коллективизации в нашей  стране. Среди романов о коллективизации  роман Шолохова выделяется более  выпуклой лепкой характеров , обострённым интересом к индивидуальным судьбам людей, отходом от надуманных литературных вымыслов и штампов, силой художественной изобразительности. Писатель правдиво показал трагичность положения, в котором оказалось крестьянство уже в начале коллективизации. Оно живёт в напряжённой страшной атмосфере, перестали звучать казацкие песни.

Информация о работе Русская литература 20 века. Серебряный век