Цветообозначения в поэзии Д. Мережковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Цветовое пространство", "цветовой континуум", "цветовой спектр" - так принято называть то многообразие цветов, которое воспринимается нашей зрительной системой. По некоторым данным человеческий глаз способен различить до двух миллионов оттенков, но в природе их гораздо больше. Тем не менее, на практике физиологические возможности глаза остаются по существу невостребованными. Восприятие человеком цветового пространства устроено так, что непрерывный континуум цвета делится на категории, объединяющие большое число близких цветовых оттенков, и каждой такой категории соответствует одно или несколько слов, цветонаименований, которые, собственно, и являются предметом настоящего исследования.

Файлы: 1 файл

ВСЯ РАБОТА.doc

— 466.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Цветовое пространство", "цветовой континуум", "цветовой спектр" - так принято называть то многообразие цветов, которое воспринимается нашей зрительной системой. По некоторым данным человеческий глаз способен различить до двух миллионов оттенков, но в природе их гораздо больше. Тем не менее, на практике физиологические возможности глаза остаются по существу невостребованными. Восприятие человеком цветового пространства устроено так, что непрерывный континуум цвета делится на категории, объединяющие большое число близких цветовых оттенков, и каждой такой категории соответствует одно или несколько слов, цветонаименований, которые, собственно, и являются предметом настоящего исследования.

Цвет может существовать в нашем сознании как таковой, сам по себе. Слова "красный", "синий", "зеленый", "оранжевый" вызывают в нашем сознании "образ цвета" — некое цветовое пятно. В то же время в окружающем нас мире цвет не существует вне цвета конкретных объектов. Он всегда привязан к какому-либо типу/классу объектов и не существует как самостоятельный денотат. Он растворен в природе, является ее частью. Небо синее (или серое), лиса рыжая, земля черная (или, например, бурая), снег белый, заяц белый (или серый) и т.д. и т.п. Какие-то группы объектов живой и неживой природы получают цветообозначение, в то же время у целого ряда объектов цвет лингвистически не выражен.

Языковой континуум содержит собственно названия цветов, связанные с цветом как с физическим явлением, обозначением цветов спектра. Вместе с тем целый ряд цветообозначений-характеристик объекта обусловлен социально и узуально, будучи связан с социолингвистической традицией, утвердившейся среди членов данного социума. В роли таких социально обусловленных цветовых характеристик могут выступать слова, в семантике которых не содержатся семантические признаки цвета, а также слова, принадлежащие к разным лексико-грамматическим классам: серый, светлый, темный, золотой, золотистый, разрумяниться, покрасневший, белизна, розовеющий.

Цветообозначение, возможно, в большей степени, чем какая-либо другая сфера языка, антропоцентрично и этноцентрично. Последние исследования со всей очевидностью показывают, что в восприятии цвета немало оценочных моментов и что аксиологичность цветообозначения существует в этнолингвистически отмеченном пространстве.

Традиция использования  слов, обозначающих цвет, в качестве важного экспрессивного средства является очень древней. В древнейших текстах  цветообозначения выполняли, прежде всего, функцию символическую. Цвет, в силу своей природной значимости для человека, обусловленной значимостью для него того предмета или явления, которое этим цветом окрашивалось, не воспринимался эстетически, а слова, его называющие, не использовались для живописания мира. В древнем тексте неуместны индивидуализированный портрет и живописный пейзаж. Отсюда и слабая насыщенность текстов цветообозначениями. «Если цветовой признак извлечён и показан в поэтическом плане как важное свойство, тогда такой признак - не просто цвет... он символ» [Крлесов, 1986: 220].

В лингвистике  много внимания уделялось исследованию цветообозначений в творчестве различных  авторов. Изучению роли цветообозначений в творчестве поэтов Серебряного  века посвящены многие работы. О.Н. Анищева  анализирует семантику прилагательного  белый в поэзии А.А. Ахматовой [Анищева, 1991], Л.Г. Асракадзе рассматривает цветовую лексику в поэтических произведениях О. Мандельштама [Асракадзе, 1999], а Е.В. Губенко — цветовую лексику в лирике Б.Пастернака [Губенко, 1996]. Н.М. Герасимовой изучена и представлена энергетика цвета в цветаевском «Молодце» [Герасимова, 1996], работа П.Т. Громова посвящена изучению значения цвета в концептуальной метафоре (на материале поэзии С. Есенина) [Громов, 1996]. Большое количество работ посвящены символике цвета, особенностям цветописи в творчестве А. Булгакова [Бикккулова, 2000], [Кузнецова, 1994], [Лысоиваненко, 2001], [Смирнов, 1990], [Хорошилова, 1998]. Произведения многих авторов стали объектом пристального внимания в плане изучения концепта цвета в лингвокогнитивном аспекте [Белобородова, 2000], отдельных цветов [Борисов, 1983], цветописи в свете авторской модальности [Вихрян, 1997], [Гвоздарёв, 1996], при изучении роли цветописи в создании образов [Голушкова, 1985], транспозиции цветовых прилагательных [Прокофьева, 1997], цветовых и смысловых модуляций в звуковой архитектонике поэтического текста [Тойшибаева, 1991]. Н.Г. Иванова рассматривает семантику сложных прилагательных в прозе В.П. Катаева [Иванова, 1987], Ю.А. Шкуркина - семантические доминанты цветообозначений в структуре художественного текста [Шкуркина, 1998], Т.В. Петрусь - слова со значением цвета в образно-речевой системе А. Грина [Петрусь, 1999], Е.Г. Ковалевская — средства и приёмы цветописи в произведениях Н.М. Карамзина [Ковалевская, 1994].

Цветопись в  творчестве писателя является важнейшим экспрессивным средством, несёт глубокую идейно-художественную и эмоциональную нагрузку.  А. Вежбицкая утверждает, что цветообозначения могут оказаться лучшим примером влияния глубинных перцептивно-концептуальных факторов на формирование лингвистических категорий и их соотнесённость с действительностью [Вежбицкая, 1997 с. 286].

Ряд исследователей, обращавшихся к проблемам цветообозначения: Р.М. Фрумкина [Фрумкина, 1984], А.А. Брагина [Брагина, 1993], Н.Б. Бахилина [Бахилина, 1975], Р.В. Алимпиева [Алимпиева, 1986] и др., приходят к выводу о том, что «невозможно говорить о цветовой картине мира в отрыве от воспринимающего её индивидуума. У каждого носителя языка восприятие того или иного цвета связано с жизненным опытом, психофизическим состоянием, определяется целым рядом объективных и субъективных факторов, поэтому достаточно индивидуально и является частью наивной картины мира» [Фрумкина, 1984, 30].

Таким образом, лингвистика последних десятилетий  отличается заметно возросшим интересом к изучению языка в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением и духовной деятельностью. Язык играет действенную роль как средство выражения познающего субъекта, в качестве которого выступает в этом случае сам человек как часть мира. Другими словами, понятие человеческого фактора занимает свое место в системе отображаемых в познании и языке объектов [Колшанский, 1990, с. 87]. В связи с этим стало актуальным обращение к антропоцентрической парадигме, которая ставит новые задачи в исследовании языка и требует новых подходов при анализе его единиц. Антропоцентрическая парадигма переключила лингвистическую проблематику на человека и его место в культуре, она анализирует человеческую личность, стоящую в центре внимания культуры и культурной традиции, она изучает человека в языке и язык, как главную составляющую в человеке.

Основу нашей  курсовой работы  составили текстовые  единицы с семантикой цвета как  особо значимые единицы. В создании целостной картины мира важную роль играет цветоощущение как часть зрительной информации. Текстовые единицы с семантикой цвета создают не только наглядный образ, они несут дополнительную информацию и определённые эмоционально-экспрессивные оттенки [Чесноков, 1967]. Под семантикой цвета мы понимаем совокупность слов, относящихся к различным частям речи, объединенных на уровне лексического значения общей интегральной семой.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые на материале языка поэзии А. Белого и Д.С. Мережковского изучаются обозначения цвета, рассматриваются характерные особенности метафоричности и оценочности цветовых определений, а также впервые составляется словник названий цвета.

Белый и Мереджковский  – выдающиеся поэты. Их талант сыграл большую роль в развитии поэтического стиля своего времени. Художественная лира Белого щедра на краски, и словесная кисть Мережковского способна передать тончайшие оттенки родной природы и движения человеческой души. Интерес к творчеству указанных поэтов связан и с тем, что Д.С. Мережковский стоял у истоков символизма, а А. Белый относился к группе младосимволистов (ко второму поколению символистов),  выступивших с первыми публикациями в 1900-е годы.

Теоретическая значимость работы состоит в решении культурологических задач, в частности, связанных с описанием языковой картины мира.  Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования в теоретических курсах по лингвокультурологии и спецкурсах по данному направлению.

Актуальность темы является бесспорной  потому, что данная работа даёт возможность не только определить особенности цветовой картины мира в поэзии А. Белого и Д.С. Мережковского, но также углубить существующее представление о их мировоззрении, что важно для исследования личности и творчества поэтов в целом.

Комплексный сопоставительный анализ цветообразов в творчестве указанных авторов позволит по-новому интерпретировать особенности мировоззрения поэтов, обнаружить смысл возникновения и усложнения образных ассоциаций, углубить представления о поэтической индивидуальности писателей. Через цветопись, таким образом, выявляется не только характеристика образных рядов, но и поэтико-философское своеобразие творчества обоих поэтов. Немаловажным фактором, определяющим актуальность работы, является раскрытие цветопоэтики обоих поэтов в ее динамике.

Объектом нашего исследования, таким образом, являются поэтические тексты Д.С. Мережковского и А. Белого разных периодов их творчества. Предметом исследования являются особенности проявления и функционирования цветописи в поэзии Мережковского и Белого, а также выявление специфики колористического воплощения образов в их творчестве.

Целью нашего исследования является выявление цветообразной поэтики Мережковского и Белого, а так же уточнение функциональной специфики цветовых слов с помощью сопоставительного анализа.

Реализация  поставленной цели предполагает решение  ряда задач:

а) выявить цветовые лексемы, представленные в лирике Мережковского и Белого, установить частотные цветообозначения;

б) изучить цветопись и ее функционирование в поэзии Д.С. Мережковского и А. Белого;

в) сопоставить функции цветописи в творчестве названных авторов;

г) показать индивидуальные способы построения и передачи цветообразных представлений, сходство и различие подходов Мережковского и Белого к созданию цветообраза;

Поставленные  в работе задачи обусловили использование  определенных методов исследования. На современном этапе изучение языка  характеризуется активным использованием системных методов, с помощью  которых анализируются строевые единицы языка и комплексные единицы хранения информации об окружающем мире. По мнению В.В.Воробьева, наиболее плодотворным для описания взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры представляется метод семантического поля, применяемый при описании, лексики и других уровней языка [Воробьев, 1997, с. 34]. Обращение к использованию данного метода применительно к цветовой лексике мотивировано тем, что данный уровень более всего подвержен «давлению действительности». Он ярче всего передает своеобразие семантического облика модели мира, позволяя увидеть реальную классификацию человеческого опыта, «субъективную реальность» народа [Вендина 1998]. В ходе анализа данный метод дополняется и уточняется комплексом методов и методик как общенаучных, так и собственно лингвистических.

Специфика работы, находящейся на стыке ряда филологических наук (лингвокультурологии, мифологии, литературоведения, общей и топологической лингвистики), определила использование  конкретных методов и приёмов  исследования. При интерпретации материала использовались следующие методы: описательный метод, сочетающий наблюдение, интерпретацию и обобщение лингвистического материала, статистический, семантико-стилистический метод, компонентный и метод контекстологического анализа

Описательным  методом называется система исследовательских приёмов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития. Методика описательного изучения языка должна «чётко определить те явления и единицы, которые являются предметом специального изучения, выделив их из текста» [Кодухов, 1974, с. 219].

Описательный  метод, который мы применили в  своей работе,  предполагает соблюдение ряда требований: четкое представление  об избранном предмете изучения, последовательности описания, систематизации, группировки или классификации, характеристики материала (качественная, количественная) в соответствии с поставленной  исследовательской задачей. В ряду других методов описательный является исходным. Его начальный этап – это сбор материала. Далее, составление карточек по собранному материалу. Затем их каталогизация, разумная систематизация, позволяющая видеть разные части (виды, типы), самые общие отношение между ними, а также наиболее существенные их качества [Соколова, 2002, c.67]

В рамках описательного  метода использовался прием лингвистического наблюдения – «это правила и техника выделения из текста или потока речи того или иного факта и включение его в изучаемую категорию» [Кодухов 1974: 220].  Обнаружение в текстах поэтических произведений цветообозначений также проводилось с использованием приема сплошной выборки, который помогает установить частотность анализируемых явлений. Кроме того, в качестве специального приема описательного анализа применялось сравнение единиц и их классификация по различным основаниям. Такое сопоставление аналогичных явлений позволило выявить общие и отличительные признаки.

Использование статистического метода в исследовании основано на том, что у объекта  изучения помимо его качественной стороны, имеется сторона количественная. Это метод позволяет установить число выявленных фактов, их функциональную нагрузку ─ количество словоупотреблений той или иной языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по всему объёму материала и т.д.

Метод компонентного (статического) анализа позволяет установить число выявленных фактов, их функциональную нагрузку ─ количество словоупотреблений той или иной языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по всему объёму материала и т.д.

Информация о работе Цветообозначения в поэзии Д. Мережковского