Цветообозначения в поэзии Д. Мережковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Цветовое пространство", "цветовой континуум", "цветовой спектр" - так принято называть то многообразие цветов, которое воспринимается нашей зрительной системой. По некоторым данным человеческий глаз способен различить до двух миллионов оттенков, но в природе их гораздо больше. Тем не менее, на практике физиологические возможности глаза остаются по существу невостребованными. Восприятие человеком цветового пространства устроено так, что непрерывный континуум цвета делится на категории, объединяющие большое число близких цветовых оттенков, и каждой такой категории соответствует одно или несколько слов, цветонаименований, которые, собственно, и являются предметом настоящего исследования.

Файлы: 1 файл

ВСЯ РАБОТА.doc

— 466.00 Кб (Скачать)

 

Для поэтического языка вообще и  языка  Андрея Белого в частности  характерно использование прилагательных, образованных семантическим способом. В данном случае происходит перенос  значения: характеристику цвета приобретает прилагательное с другим значением, которое свойственно ему вне данного контекста. Эта группа весьма многочисленна: золотой (79); серебряный (19), малиновый (3) и др.  Особенно часто автор использует сложные прилагательные, один компонент которых передаёт семантику цвета или его интенсивность путем ассоциативного сближения с цветом определённого камня или металла: жемчужно-розовый (2), беломраморный (2 красно-золотой (2), серебряно-бледный (2), изумрудно-пенный (1), янтарно-закатный (1); рубинно-сапфирный (1). Регистрируются случаи характеристики объекта с помощью группы прилагательных, образованных семантическим способом:

Солнца контур старинный, 
золотой, огневой, 
апельсинный и винный 
над червонной рекой. (« В полях» )

Данные цветовые прилагательные, употребляемые в качестве средства выражения эмоциональной оценки, передают индивидуальное восприятие автором окружающего мира:

Или душу убил этот грохот? 
Ты молчишь, легкий локон свивая. 
Как фонтан, прорыдает твой хохот, 
Жемчуговую грудь изрывая. 
 
Ручек матовый мрамор муаром 
Задымишь, запылишь. Ты не слышишь? 
Мне в лицо ароматным угаром 
Ветер бледнопуховый всколышешь («Укор»);

Таким образом, в языке поэзии А. Белого коннотацию может нести денотат-основа, вызывающая устойчивые ассоциации с  каким-либо цветом:

-денотат "минерал, драгоценный  камень" (изумрудный, изумрудно-пенный, беломраморный, рубинно-сапфирный темно-бирюзовый, янтарно-закатный , коралловый, жемчужно-розовый янтарный);

- денотат "металл" (бронзовый, серебряно-бледный, свинцовый, бледно-золотистый,  златоцветный);

- денотат "бытовой объект" (каменно-белый, атласный, виннозолотистый, футлярово-красный, желто-бархатный,  лазурно-атласный, кисейно-нежный, фонтанно-белый);

- денотат "природный объект" (янтарно-закатный, белоснежный, метельно-серебряный, бледно-пуховый, бледно-небесный, фиолетово-мглистый, снежный);

- денотат "растение, его часть" (вишневый, малиновый, малиново-яркий, апельсиновый, лазурево-лилейный);

- денотат "продукт питания" (лимонный);

- денотат "часть тела" (бескровный, седой, белокурый).

Как видим, авторские  модели цветонаименований в поэтической  речи А. Белого отличаются большим разнообразием, порой выходят за рамки действующих  в языке продуктивных моделей. Поэт широко использует словообразовательные возможности экспрессивизации поэтического текста.

 

 

§2. Функции цветовых прилагательных в языке поэзии А. Белого

За лаконизмом А. Белого стоит целый  калейдоскоп различных средств  изобразительной выразительности, сложный мир словесно-художественных построений, органически связанных друг с другом и составляющих единую манеру в стилистике поэта, в которой лексика со значением цвета - один из важных инструментов в создании художественного текста, активизации его явных и скрытых смыслов.

На первом этапе погружения в лирику А.Белого, сразу обращаешь внимание на то, что его художественный мир ярко окрашен. Чаще всего повторяются эпитеты “золотой”,  “белый”, “красный”, “синий”, “голубой”, “зеленый”: Океан голубой ещё с нами, о братья («Бальмонту»); Красное садится, злое око («Горе»); Мелькали зубы белых льдин («Жизнь»); Зеленый плащ под ноги расстелили им («Возврат»); Цветы золотые настурции («Отставной военный»). Автор выбирает преимущественно естественные цвета. Скопление таких определений не создает пышности и вычурности, а лишь подчеркивает яркость и пестроту реального мира.

В результате анализа фактического материала, было установлено, что в лирике А. Белого ведущим атрибутом цветовой категории является колорема золотой (79). Достаточно объёмными явились в лирике Белого МП красного цвета (27 цветовых употреблений), МП желтого цвета (18 цветовых употреблений),   МП зеленого цвета представлено доминантой, которая отмечается в 12 случаях употребления цвета. В МП синего вошли основные цветовые образы: голубой (22 цветовых употреблений) и синий (12). Среди ахроматических полей самым объемным является микрополе белого цвета (25 цветовых употреблений). Микрополе черного цвета формируют 33 цветовые лексемы. Микрополе серого цвета имеет 9 цветовых употреблений.

Широко представленными цветами  оказались: серебряный (19), черный(33), красный (27), голубой (22), зелёный (15), жёлтый (18), багряный (7), бирюзовый (9),бледно-белый (3), алый (3), матовый (2), кисейный (2), пунцовый (5), синий (12), розовый (6), жемчужно-розовый (2), лазуревый (3), кровавый (15), ярко-огненный (2), матовый (2), бледно-золотистый (2), беломраморный (2), атласный(5), ярко-алый (2), лиловый (3), бледно-лазурный (2),  серый (9), красно-золотой (2), лазурный (7),  снежный (4),пурпурный (11), малиновый (3), седой (8) серебряно-бледный (2), кроваво-красный (2),  багровый (7).  Единичные случаи употребления регистрируются для слов: желто-розовый, изумрудно-пенный, темно-бирюзовый, пунцовый, бледно-золотистый, янтарно-закатный, бледно-красный, пурпуровый, желто-бархатный, рубинно-сапфирный, синий, пунцово-жгучий, бледно-небесный, бледно-розовый, вишневый, лазурный, ярко-огненный, ярко-алый, футлярово-красный, лазурно-атласный, кисейно-нежный, белокурый, белоснежный, вино-красный, напудрено-белый, снежно-белый, каменно-белый, фонтанно-белый, метельно-серебряный, виннозолотистый, небесно-золотой, красно-золотой, огненно-лучистый, пунцово-жгучий, златоцветный, желто-бархатный, золотисто-янтарный, янтарно-закатный, фиолетовый, небесно-золотой, бледно-синий, небесно-голубой, бледно-розовый, рубиновый, фиолетово-мглистый, каштановый, лиловый, золоченый, коричневый, оранжевый, алмазный, изумрудно-золотистый, фиолетово-пурпурный, темно-бирюзовый, воздушно-бледный, каменно-белый, красно-пурпурный, малиново-яркий, воздушно-серебряный, желто-розовый, коралловый, изумрудный,  пышно-золотой, бледно-бирюзовый, воздушно-голубой, янтарно-восковой, лазурно-ясный, бледно-алый, снежно-льняной, небесно-бледный, пенно-золотой, снеговой, пепельный, бледно-пепельный, огневой, бледно-золотой, свинцовый, туманно-снежный, снежно-кисейный, красно-золотой, пунцово-красный, бледно-зеленый, бледно-красный, лилово-пурпурный.

Цветолексема золотой в поэзии Белого метафорична, но не теряет и цветового значения. У него можно найти уподобление цветообразования оттенкам сокровищ (Горбуны поднесли золотую корону «Не тот»; Надев одежды пышно-золотые «Старинный друг»), однако чаще лексема используется в переносном значении. Как правило, колорема связана с солнечным светом: Зеркальное золото солнца («Гном»); Весь день старый в золоте солнца играя («Кентавр»); Солнце вечное окно в золотую ослепительность («Солнце»); Солнца контур старинный, золотой, огневой («В полях»); Закрывшись тучей и окаймив дугой ее огнистой, сребристо жгучей садится солнце красно-золотое (Закаты); Полосы солнечных струй златотканые («Образ вечности) и др.

Солнце предстаёт в лирике Белого в образе золотого колеса (круга): горячее солнце — кольцо золотое — ушло в неизвестность от нас («За солнцем»); Горячее солнце — кольцо золотое — твой контур, вонзившийся в тучу, погас (За солнцем). Колесо, казалось бы, утилитарный предмет, однако совмещающий в себе символику круга и движения, оси и покоя, теснейшим образом связанный с символикой колесницы. Изображения колеса обнаруживаются издревле (в орнаментальном искусстве и архитектуре) и повсеместно как отражение его важности в культурной истории. Символ широкого охвата, сложный и включающий в себя несколько семантических слоев. В первую очередь ассоциируется с вращением небесных светил. В мифологиях индоевропейских и ряда других народов — астральный символ Солнца, атрибут всех солнечных богов и их земных посланников — солнечных правителей. В данном случае можно говорить о традиционных фольклорных образах, народных поверий  нашедших отражение в лирике Белого. Колорема золотой всегда выступала символом солнца и божественности, возможно, именно поэтому автор избирает эту цветолексему для создания образа солнца.

В лирике Белого солнце – это не только источник жизни, тепла и света, но и разумное и совершенное существо, которое или само является божеством, или выполняет Божью волю. Солнце становится подателем всего благого. В данном случае можно говорить о традиционных фольклорных образах, народных поверий  нашедших отражение в лирике Белого. Колорема золотой всегда выступала символом солнца и божественности, возможно, именно поэтому автор избирает эту цветолексему для создания образа солнца.

Интересное использование  данной короремы находим  в морских  пейзажах поэта: Море вечернего золота («Гроза на закате»); Вокруг нас океан золотой («Закаты»). Использование колоремы золотой и цветовые отсылки (золотистый, золото…) позволяют связать два образа – образ моря и солнца,- поскольку этот цвет является символом солнца. Что интересно, связь синего и золотого прослеживается и при создании поэтического образа неба: Сияло небо золотой парчою («Старинный друг»); Зеркальное золото солнца («Гном»). Здесь, видимо, стоит говорить об особом авторском приёме подачи цветовых образов, их сближении. 

В лирике Белого символика золотого используется для отображения сакральной области – веры,  религии. Золотой мир становится священным, слабым отблеском его грандиозного великолепия призваны служить золотое убранство русских церквей, праздничное церковное шитье, золото куполов: И раки старые, и мраки позолоты, \ В разливе серебра — черна дыра киота…. Под восковой свечой седой протоирей \ Встал: золотым горбом из золотых дверей… («Церковь»). Золотое здесь несбывшееся, невысказанное, необъявленное, свою тайну золотая чаша выдаст лишь в последние минуты жизни, тема золота сплетается с темой смерти. В смерти — залог воскресения, оппозиция «золото/смерть и «золото/жизнь, молодость» может быть стянута в одном образе: Внемлите, ловите, воскрес я — глядите: воскрес \ Мой гроб уплывет — золотой взолотые лазури… («Утро»).

Колорема золотой используется в лирике Белого и при создании флористических образов. Чаще всего, она выступает в своём прямом номинативном значении – передает оттенок желтого, однако он не связан с негативными значениями этого цвета – цветом умирающей листвы, осени: Золотые пространства, золотые поля («В полях»); Деревья листвой золотою одеты («Пир»); Промчатся, как лист золотистый (Последнее свидание»); Страстно тянутся ветви ко мне золотых, лучезарных дерев (Вечный зов); И плетет себе белый венок из душистых фиалок (Не тот); Промчатся, как лист золотистый («Последнее свидание») и др. В приведённых примерах цветовое слово «золотой» используется в переносном значении и реализует цвето-световую семантику при описании периода золотой осени. Не исключено, что автора притягивала и семантика  золотого как изобильного, полного сил, которая восходит к традиционным образам обновления природы и рождения новой жизни:

От воздушного пьянства 
онемела земля. 
Золотые пространства, 
золотые поля («В поля»)

Здесь следует отметить, что для создания колорита осени Белый наряду с лексемой «золотой» использует цветовое слово «белый»: Цветики поздние, белые («На вольном просторе»); Поздние, бледные, белые, Цветики («На вольном просторе»). Если выбор колоремы «золотой» объясняется устоявшимися поэтическими традициями, то выбор колоремы «белый» в целях цветового описания осени весьма странен и нетрадиционен. Общеизвестно, что белый цвет символизирует чистоту, свет, мудрость, добро, высоту духа. Он нередко связан со сферой сакрального, а также считается атрибутом верховной власти.  В то же время такая его разновидность, как мертвенно-белый, несет выраженную негативную оценку,  соотносясь со смертью и луной. На Среднем и Дальнем Востоке белый цвет выступает в качестве цвета траура. Вероятно, именно эти ассоциации подтолкнули автора к созданию «белого» образа осени, когда увядает растительность, умирают цветы. Возможно с этими мотивами умирания, увядания связаны следующие флористические образы: И плетет себе белый венок («Не тот»); В венке серебристом и в мантии бледно-небесной («Усмиренный»).

Кроме того, концепт золотой  репрезентируется в антропоморфном образе борода (Вот стоит, как дитя, с золотисто-янтарной бородкой ….. Восседает меж белых камней на лугу с лучезарностью кроткой незнакомец с лазурью очей, с золотою бородкой «Не тот»), вегетативном настурции (Цветы золотые настурции «Отставной военный»), ландшафтном луна (Луна золотая плывет «Объяснение в любви»).

Таким образом, поэт отводит золотому цвету символическую, эмоционально-оценочную, семантическую, предметную и изобразительную функции, он активно вводит его в тексты для формирования лейтмотива как отдельного стихотворения, так и системы мотивов.

Красный цвет и его оттенки в лирике Белого используется, как правило,  для характеристики небесных объектов: Летим к горизонту: там занавес красный («За солнцем»); Да заря багровым краем над бугром стоит («Деревня»); Бледно-красный, весенний закат догорел («На закате») и др. Подобные цветолексемы служат как для нейтральной предметной характеристики, так и для передачи определённого настроения, душевного состояния, чаще всего тревожного, беспокойного: Красное садится, злое око («Горе»); Там вечером,— и нем, и строг — \ Вставал над крышами пустыми \ Коралловый, кровавый рог \ В лазуревом, но душном дыме; Пока не станет холодна кроваво-красная луна  («Кладбище»).

Традиционно луна в русском языке  окрашена в белые или голубые  тона. Наличие цветовой характеристики красный, багровый, пурпурный обычно говорит о тревоге, предвестии зла:  Кроваво-красная луна уже печальна и бледна («Кладбище»); И луна, как фонарь, озаряла нас отсветом красным («Бальмонту»); Над тополем, и в небе, и в воде горит кровавый рог «(Не тот»).  Несомненно, красный цвет привлекает внимание читателя, однако сложность цветовых образов (кроваво-красный, кровавый рог) влияет на эмоции. «Красный» цвет становится в стихах Белого знаком тревоги, напоминает об огне и крови.

Образ молнии у Белого так же связан с красным цветом, который в некоторых контекстах становится символом не только агрессии, силы, борьбы не на жизнь, а на смерть, но и огня: Молнии рубинно-сапфирные («Гроза на закате»).

Интересный вариант использования  цветовых слова красный и его оттенков обнаруживаем при описании зари, восходов и закатов. Цветовые характеристики указанных явлений заданы в традиционных языковых значениях: заря красная, восход красный, розовый и т.д. В данном случае снимается цветовая символика тревоги, страха. Автор может использовать указанные колоремы при описании романтических чувств: Зарница беззвучно дрожит мерцаньем серебряно-бледным («Битва кентавров»); Я приду с зарею красной («Бегство»); Глядел на багровый закат («Каторжник»); Закат полосою багряной («Закаты»); И все ярче рассвет золотого огня («Старец»); В лучах пурпуровой зари («Паук»); Летим к горизонту: там занавес красный сквозит беззакатностью вечного дня (За солнцем); Скорей к горизонту! Там занавес красный весь соткан из грез и огня (За солнцем); Закат полосою багряной бледнеет в дали за горой (Закаты); На закате блеск вечной свечи, красный отсвет страданий («Не тот»). 

Информация о работе Цветообозначения в поэзии Д. Мережковского