Цветообозначения в поэзии Д. Мережковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Цветовое пространство", "цветовой континуум", "цветовой спектр" - так принято называть то многообразие цветов, которое воспринимается нашей зрительной системой. По некоторым данным человеческий глаз способен различить до двух миллионов оттенков, но в природе их гораздо больше. Тем не менее, на практике физиологические возможности глаза остаются по существу невостребованными. Восприятие человеком цветового пространства устроено так, что непрерывный континуум цвета делится на категории, объединяющие большое число близких цветовых оттенков, и каждой такой категории соответствует одно или несколько слов, цветонаименований, которые, собственно, и являются предметом настоящего исследования.

Файлы: 1 файл

ВСЯ РАБОТА.doc

— 466.00 Кб (Скачать)

В зеленые  сладкие чащи 
Несутся зеленые воды. 
И песня знакомого гнома 
Несется вечерним приветом… 
или

Вернулись  
Ко мне мои дети  
Под розовый куст розмарина...  
Склоняюсь над вами  
Цветами  
Из старых столетий..." (цикл «Королевна и рыцари»)

В книге «Королевна и рыцари», состоящей из стихотворений, названных поэтом «сказками», мотив  интимной любви к женщине еще не был выражен непосредственно и оказался скрытым под характерной для Белого маскарадно - аллегорической символикой: любимая женщина представлена здесь в образе королевны, ждущей, когда «ясный рыцарь», вернувшись «из безвестных, безвестных далей», освободит ее от плена в замке «рыцаря темного» и «развеет злую тень». Духовно-нравственная требовательность уступает место благоговению в стихотворениях, обращенных к А. А. Тургеневой, взаимоотношения с которой Белый рассматривает не только в интимно-личном плане, но и в плане всеобщем, вселенском, духовном, в результате чего на нее ложится отсвет Жены, облеченной в Солнце «Солнечность» становиться и её свойством, лирического героя, о чем в стихотворении «Асе» (сентябрь 1916) сказано так:

Уже бледней в настенных тенях 
Свечей стекающих игра. 
Ты, цепенея на коленях, 
В неизреченном — до утра.

Теплом  из сердца вырастая, 
Тобой, как солнцем облечен, 
Тобою солнечно блистая 
В Тебе, перед Тобою — Он.

Ты  — отдана небесным негам 
Иной, безвременной весны: 
Лазурью, пурпуром и снегом 
Твои черты осветлены. 
Лазурным утром в снеге талом 
Живой алмазник засветлен; 
Но для тебя в алмазе малом 
Блистает алым солнцем — Он.


Знаки «небесного» в земном — солнечность, лазурь и пурпур, знакомые еще по первой книге Белого «Золото в лазури» (1904), здесь становится атрибутами женственности, соприкасающейся, с другой стороны, и с миром природы (талый снег, весна, ландыш: «Ты вся как ландыш, легкий, чистый…»). Что интересно, именно в этот период творчества А. Белого сама по себе природа не излучает свет и может только восприниматься в прямом или отраженном свете находящегося вовне духовного источника. Так стихотворение, тоже озаглавленное «Асе» и тоже относящееся к сентябрю 1916 года, начинается следующей зарисовкой природы:

Те  же — приречные мрежи, 
Серые сосны и пни; 
Те же песчаники; те же 
Сирые, тихие дни; 
Те же немеют с отвеса 
Крыши поникнувших хат; 
Синие линии леса 
Немо темнеют в закат.

Таким образом, можно говорить о том, что А. Белый прошёл противоречивое постижение цветопоэтики. Ранние его стихи полны романтического мироощущения, обращены к темам природы, образу солнца. Символика цвета позитивна, радостна. Автор использует многообразие хроматических цветов и их оттенков. Однако над всеми цветами довлеет величие, божественность, чистота и абсолютность золотого, синего и белого цветов. Позднее в стихах появляются мотивы разрушающейся деревни (города), униженной, обескровленной родины, идеи о наступлении всеобщего зла. Появляются негативные эмоции, сочетающиеся с образами тьмы, черным цветом, олицетворяющими у поэта силы зла, беды, несчастья Таким образом, можно с полным основанием сказать, что на разных хронологических отрезках жизни и творчества автора состав наиболее предпочтительных красок менялся, что свидетельствует не только о динамике образного мира, но и об изменениях в мироощущении поэтов, движении от оптимистического мировосприятия к пессимистическому. Примером динамики цветоупотреблений послужат выстраивающиеся в лирике А. Белого ряды, сопряжённые с символом солнца:  Солнце - "диск солнца" - "злое око" - "закатная печаль" - "солнце злое" - "красный, тусклый круг (диск)" ; ср. ещё: "золотые языки" - "золотые фонтаны" - "лучевые копья" - "солнечные стрелы" и т.п. Такие выделенные парадигматические ряды помогают установить связь между символическими образами и основными темами и лейтмотивами, обнаруживаемыми на всём протяжении поэтического творчества А. Белого.

Для лирики Д.С. Мережковского свойственна не яркая цветовая гамма. Его любимые колоремы – голубой (30%), бледный (12%), зелёный (12%), белый (6%). Как уже было отмечено, голубой цвет лирике Мережковского символизирует одухотворенность, возвышенность чувств, особое состояние души. Он выражает состояние души поэта, оттенки его чувств. Возможно, с помощью голубого цвета автор отделяется от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями, созерцает и спокойно размышляет.

Особое место в лирике Мережковского  занимает цветолексема бледный,  которая используется для характеристики совершенно разных объектов и предметов окружающего мира: «На стеклах бледного окна \ Потух вечерний полусвет»; «О бледная луна…, О тусклая луна...»  (Черные сосны на белый песок); «Бледный месяц на ущербе Умирающий лежит…» (Ноябрь). «Уж пламень меркнувшего дня  \ Бледней, торжественней и тише...»; «Чем бледный вечер неутешней, \ Тем смех ребенка веселей…» Эти бледные березы, «На стеклах бледного окна…»; «Не думала ли ты, что, бледный и безмолвный, \ Я вновь к тебе приду, как нищий, умолять…». Слово бледный в данных контекстах несет информацию субъективно-эмоционального характера. Бледный означает «наводящий грусть», оно соответствует настроению героя. Мережковский фактически создает новую метафору, контаминируя семы по первому и второму значению слова и одновременно экспрессивно усложняя ее. Бледный у него это и «слабо окрашенный», и «не производящий впечатления», и «грустный».

Символические смысловые приращения приобретают колоремы чёрный, тёмный, синий, серый, бледный.  В лирике Мережковского эти цветовые определения ассоциативно связаны с темой смерти, одиночества, тоски, печали: «Бледный месяц - на ущербе, \ Воздух звонок, мертв и чист…», «Больной и темный лед…»,  «Эти бледные березы…», «На стеклах бледного окна…»; «Как будто в серой мгле под бременем страданья \ Влачу я темный век не для тебя одной…». Лирический герой Мережковского - мрачный романтик, одинокий, разочарованный и отчаявшийся скептик. Причину одиночества отдельной личности и целого поколения автор видел в крушении традиционных христианских представлений о Боге, о месте человека в мире.  Одиночество лейтмотивом проходит через все поэтические сборники писателя, определяет чувства и настроения лирического героя. С проблемой одиночества связаны в поэтическом мире Мережковского понятия скуки, тоски, уныния, которые являются непременными свойствами мира, обусловленными бесконечной повторяемостью серых однообразных дней. Началом истинной свободы лирический герой Мережковского считает смерть. Смерть для героя – это желанный конец, лучший дар природы, отдых упоительный. Универсальной формулой взаимоотношений мира и человека становится для лирического героя отчуждение, которое реализуется, в частности, в отчуждении героя от природы. Мережковский фиксирует состояние земного, мятущегося «я» лирического героя и бесстрастного неба («Голубое небо»). Отчуждение человека от природы вызвано его стремлением к духовной свободе: Но ничто во всей природе \ Не мечтает о свободе…  \ Только весь свой век  \ О неведомом тоскует И на рабство негодует Гордый человек. Природа представляет собой иррациональную стихийную силу, подобную смерти: Я верю только в голубую \ Недосягаемую твердь, \ Всегда единую, простую  \ И непонятную как смерть.

В экзистенциальном плане заявлена в лирике Мережковского и тема любви. При всей близости героя и его возлюбленной между ними остается непреодолимая пропасть − одиночество. Отношения героев можно охарактеризовать как отношения «палача» и «жертвы»: И каждый хочет быть тираном, \ Никто не хочет быть рабом. Отсюда их постоянная вражда, которая парадоксальным образом сближает героев. По Мережковскому, «не быть – не любить … Любовь есть воля к бессмертию личности». Любящий погружается в бездну греха, и великое благо - способность не любить, потому что любовь в представлениях лирического героя - одно из проклятий, на которые обречён человек, слепая и безжалостная стихия, по силе и могуществу равная смерти. Что интересно, в поэзии Мережковского можно обнаружить прекрасные, наполненные светом и нежными спокойными красками строки о любовной страсти:  
Тобой обвеянный, я снова буду молод \ Под светлым инеем безгрешной седины, \ Как только укротит во мне твой мудрый холод \ И боль, и бред, и жар  весны.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В   конструировании    мира    художественного    произведения существенную роль играет подбор цветообозначений  и  их  использование,  так как  характер  функционирования  цветовых  слов  в   произведении   отражает своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность  и  неповторимость видения   мира.   Поэтому   не   случайно   усилия   многих   исследователей художественной речи направлены на изучение цветового видения мира писателей. Наш  исследовательский интерес  привлекает  поэзия  Д.С. Мережковского и А. Белого,  использование колорем в поэтическом творчестве которых отличается разнообразием, а конструкции со значением цвета характеризуются спецификой своей системной организации и своеобразием грамматического выражения.

Изучение статистики цветоупотреблений Белого и Мережковского показало ряд отличительных особеностей их цветопоэтики. Частота использования авторами цветообозначений следующая (Белый/ Мережковский): золотой 22%\ 15%; чёрный – 9%\ 9%; красный – 8%\3%;  белый – 7%\ 6%; голубой – 7%\30%; зелёный – 4%\12%.

В поэзии А. Белого преобладают ослепительные, искрящиеся краски, пронизанные лучезарным сиянием: "светопенный поток", "лучесветная даль", "пламезарное солнце". Это поэт "клокотаний буревых", которому в природе ближе всего огневая и метельная стихия - клубящаяся, пенящаяся, что определило использование природных мотивов в изображении общественных потрясений: "Рыдай, буревая стихия, // В столпах громового огня!.." ("Родине", 1917). Особое место в лирике А. Белого принадлежит символическим пейзажам, раскрывающим "душу мира", "образ вечности"; фантастическим пейзажам, где небо - стеклянная гора, солнце - "вечное окно в золотую ослепительность" ("Осень"; "На горах", 1903).

Однако анализ цветовых определений позволяет говорить о том, что мировосприятие А. Белогоможно назвать амбивалентным. С одной стороны поэт любуется окружающим миром, наслаждается его красотой, а с другой - осмысление действительности приводит к тому, что она воспринимается им как нечто пугающее, вызывающее тревогу, заставляющее грустить. Так, образ России в авторском постижении не всегда волшебный край, наполненный благоуханием полей, пёстрым мельканием насыщенных красок природы. Чаще всего, родная страна для поэта – это   нищета, бесплодие, скудость и гибельность;  «бред капиталистической культуры»; «серые избы», «расхлябанные колеи...», русский деревенский пейзаж, серость и «немота» которого подчеркнуты «немотой» хат с поникнувшими крышами

Результаты  интерпретации фактического материала  убеждают в том,  что А. Белый прошёл противоречивое постижение цветопоэтики. Ранние его стихи полны романтического мироощущения, обращены к темам природы, образу солнца. Символика цвета позитивна, радостна. Автор использует многообразие хроматических цветов и их оттенков. Однако над всеми цветами довлеет величие, божественность, чистота и абсолютность золотого, синего и белого цветов. Позднее в стихах появляются мотивы разрушающейся деревни (города), униженной, обескровленной родины, идеи о наступлении всеобщего зла. Появляются негативные эмоции, сочетающиеся с образами тьмы, черным цветом, олицетворяющими у поэта силы зла, беды, несчастья Таким образом, можно с полным основанием сказать, что на разных хронологических отрезках жизни и творчества автора состав наиболее предпочтительных красок менялся, что свидетельствует не только о динамике образного мира, но и об изменениях в мироощущении поэта, движении от оптимистического мировосприятия к пессимистическому.

Для лирики Д.С. Мережковского свойственна не яркая  цветовая гамма. Его любимые колоремы – голубой (30%), зелёный (12%), белый (6%). Голубой цвет в языке поэзии Мережковского символизирует одухотворенность, возвышенность чувств, особое состояние души. Он передаёт душевные переживания лирического героя, оттенки его чувств. Возможно, с помощью голубого цвета автор отделяется от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями, созерцает и спокойно размышляет.

Символические смысловые приращения приобретают в лирике Мережковского колоремы чёрный, тёмный, синий, серый, бледный.  В лирике Мережковского эти цветовые определения ассоциативно связаны с темой смерти, одиночества, тоски, печали. С помощью данных цветовых слов поэт выстраивает особый мир, состоящий из полутонов, оттенков, передающих тонкотканную сложность бытия: бледность рассветная; стезя светлеет мрачная; тёмный ангел; бледное окно; тёмный век; тусклая и бледная луна; больной и тёмный лёд; душа тёмная; серая мгла; бледные берёзы. С проблемой одиночества связаны в поэтическом мире Мережковского понятия скуки, тоски, уныния, которые являются непременными свойствами мира, обусловленными бесконечной повторяемостью серых однообразных дней.

Цветовые определения, выявленные в поэзии Д.С. Мережковского, употребляются, как правило, в прямом, номинативном значении Прилагательные цвета, прежде всего, обозначают собственно названия цветов, связанные с цветом как с физическим явлением; они обусловлены социально и узуально, т.е. связаны с социолингвистической традицией, утвердившейся в обществе. Однако определенным образом организованный контекст будит ощущения,  вызывает воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния, т.е. различные ассоциации. Поэтому цветовая лексика переосмысливается и обозначает уже не цвет как таковой, а эмоциональные, психические, социокультурные и другие коннотации.

Анализ показал, что в поэзии Мережковского и Белого цветопись выступает в качестве смыслообразующей парадигмы, которая объединяет все уровни текста, выполняя разнообразные функции – предметно-изобразительную, психологическую, символическую, семантическую, эмоционально-экспрессивную, морально-оценочную. Имея определенное сходство, цветообразы участвуют в образовании разных колористических систем, что объясняется индивидуальными различиями в мировосприятии поэтов. У Белого явно прослеживалась связь с фольклором, а у Мережковского цвет более индивидуален по символике. С помощью цвета авторы показывают связь своей души с родной природой. Несмотря на общие подходы в использовании цветописи как фундаментального структурного элемента образного мира, каждый из поэтов имел приоритеты в выборе цвета для характеристики образов. Белый больше мыслил колористическими категориями, его поэзия насыщена многообразием цвета (особенно голубым, золотым и красным, жёлтым и зелёным), яркими колористическими метафорами. Мережковскому присуща полярность видения мира – с использованием символики света и тьмы, черного и белого цветов.

Таким образом, цветовые определения в языке поэзии Мережковского и Белого способны усилить выразительность словесных образов и их эмоциональное воздействие на читателя; участвуют в выражении идейного содержания и эмоционального настроя стихотворения, а также авторских оценок, взглядов и чувств; расширяют семантическую структуру словесного образа за счет ассоциативных связей сочетающегося с ним цветообозначения; создают индивидуально-авторский поэтический образ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1.      Алимпиева Р. В. Об основных объектах исторической семантики: (На материале прилагательных - цветообозначений) // Вопросы исторической семантики русского языка. Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 1990. С. 11-16.
  2.       Алимпиева Р.В. Становление лексико-семантических групп цветовых прилагательных в русском языке 1 половины ХIХ в. // Вопросы семантики: Исследования по исторической семантике. Межвуз. сб./М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Калининград: КГУ, 1982. 142с.
  3.       Анищева О. Н. Семантика прилагательного белый в поэзии А. Ахматовой // Языковые единицы в системе языка и тексте. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1991. С. 63-68.
  4.       Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. М., 1974.
  5.       Бахилина Н. Б. История цветообозначений в современном русском языке. ─ М.: Наука, 1975. 287 с.
  6.         Белов А. И. Цветовые этноэйдемы как объект этнопсихолингвистики // Этнопсихолингвистика. М.: Наука,1988. С.49-58.
  7.         Белова О.В. Символика цвета в славянских книжных сказаниях о животных // Слово и культура. Памяти Н.И. Толстого. М.: Индрик, 1998. Т. II. С. 44-50.
  8.         Белякова С.М. Цветовая картина мира И. А. Бунина (на материале  романа «Жизнь Арсеньева» и цикла рассказов «Темные аллеи»// И. А. Бунин : Диалог с миром. Воронеж: Полиграф, 1999, с.146-151.
  9. Берлин Б., Кей П. Основные цвета: Их универсальность и видоизменения. - М., 1969.
  10. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Ч. 1. Томск, 2001. 129 С.; Ч. 2. Томск, 2004. 168 С.; Ч. 4. Томск, 2003. 119 С.
  11.         Брагина А. А. "Цветовые" определения и формирование новых значений слов и словосочетаний. // Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1972. С. 73-105.
  12. Варникова Е.Н. Семантическая структура прилагательных с  исходной семой «металлический» // Русский язык в школе. 1996. № 4. С. 95
  13. Василевич А. П. Цветонаименование и проблемы перевода текста. // Текст и перевод / Отв. Ред. А. Д. Швейцер. М.: Наука , 1988. 164 с.
  14. Василевич А.П. Язык и культура: сопоставительный анализ группы слов цветообозначений // Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988, с. 58-64.
  15. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Каталог названий цвета в русском языке. М., 2002, с. 57.
  16. Вендина Т.И. Цвет в этно-культурной системе русского, старославянского и древнерусского языков // Славянский альманах, 1998. М.: Индрик, 1999, с. 277-304.
  17. Вендина Т.И. Языковое сознание и методы его исследования // Вестник МГУ. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1999. № 4,с. 15-33.
  18. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981 - 140 с.
  19. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. АН СССР, Ин-т языкознания. М., "Наука", 1981
  20. Грановская Л.М. Из истории цветообозначений в художественной речи XIX–XX вв. / Л.М. Грановская, Н.А. Кожевникова // Учен. зап. / Азерб. пед. ин-та рус. яз. и лит. им. М.Ф. Ахундова. Сер. 12: Языки и литература. — Баку, 1975. — № 4. — С. 10–19. Перепечатано в ИР. С. 415–425.
  21. Грановская Л.М. Наименования цвета в русском языке XVIII-XIXв.в.//Русская речь-1969. №1, с.30-33.
  22. Гусарова Н.П. Белый цвет в произведениях И. Бунина// Вопросы теории и истории языка. СПб.: 1993. С.198-293.
  23. Даунене З.П., Судавичене Л.В. О некоторых грамматических особенностях имён прилагательных, обозначающих цвет// Русскиё язык в школе-1971-№1, с.97-100
  24. Зеленин А.В. Белогвардейцы, золотопогонники//Русская речь 1999-№6, с.80-81
  25. Зеленин А.В. Белый в русской эмигрантской публицистике//Русская речь-1999-№4-С.76-80;
  26. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1989, с.110-114.
  27. Кодухов В.И. Общее языкознание. М. 1974
  28. Кожемякова Е. А. Символика цветообозначений в романе Е. Замятина "Мы". // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В VI-ти кн. Кн. V/ Под. ред. проф. Л. В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1997. С. 106-119.
  29. Колесов В. В. История русского языка в рассказах. М., 1980. С. 27—39
  30. Колесов В. В. Свет и цвет в «Слове о полку Игореве» // Слово — 1986 С. 215—229
  31. Краснянский В.В. Из истории сложных цветообозначений//Русский язык в школе-2007-№2-С.62-68
  32. Кузнецова И. С. К вопросу об употреблении цветовых прилагательных в современных поэтических текстах. // Эволюция семантических и функциональных свойств русской лексики: Межвуз. сб. науч. тр./М-во просвещения РСФСР. М.: Б.и., 1987. С. 105-119.
  33. Куликова И. С. Две цветовые картины мира // Русская речь. 1971. №3. С.10-18.
  34. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. М: Московский лицей, 2001. 470 с.
  35. Лотман Ю. Структура художественного текста. – М., 1970
  36. М. В. Панов. О слове как единиц<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_04301__Char" style=" font-family: 'Cambri

Информация о работе Цветообозначения в поэзии Д. Мережковского