Цветообозначения в поэзии Д. Мережковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Цветовое пространство", "цветовой континуум", "цветовой спектр" - так принято называть то многообразие цветов, которое воспринимается нашей зрительной системой. По некоторым данным человеческий глаз способен различить до двух миллионов оттенков, но в природе их гораздо больше. Тем не менее, на практике физиологические возможности глаза остаются по существу невостребованными. Восприятие человеком цветового пространства устроено так, что непрерывный континуум цвета делится на категории, объединяющие большое число близких цветовых оттенков, и каждой такой категории соответствует одно или несколько слов, цветонаименований, которые, собственно, и являются предметом настоящего исследования.

Файлы: 1 файл

ВСЯ РАБОТА.doc

— 466.00 Кб (Скачать)

Колорема золотой используется в лирике Белого и при создании флористических образов. Чаще всего, она выступает в своём прямом номинативном значении – передает оттенок желтого, однако он не связан с негативными значениями этого цвета – цветом умирающей листвы, осени: Золотые пространства, золотые поля («В полях»); Страстно тянутся ветви ко мне золотых, лучезарных дерев (Вечный зов); Промчатся, как лист золотистый («Последнее свидание») и др.

В поэзии Мережковского колорема золотой  используется достаточно часто (15 %). Она ассоциируется с застывшим солнечным светом, реалиями человеческой жизни, но чаще всего это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев (то есть, семантика совпадает с традиционной символикой): «Мой золотой сентябрь, твой блеск и тишина…»;  «О, дайте же, дайте под желтым лучом \ Сентября золотого…»; «В темнолистых, поникших ветвях золотые, \ Разогретые солнцем плоды благовонные…» (Сорренто)  и др.

Анализ свидетельствует, что А. Белый отводит золотому цвету  символическую, эмоционально-оценочную, семантическую и изобразительную функции, активно вводит его в тексты для формирования лейтмотива как отдельного стихотворения, так и системы мотивов. Д.С. Мережковский наделяет золотой цвет эмоционально-экспрессивной, семантической, предметной и изобразительной функциями.

Колорема черный в лирике Д.С. Мережковского  функционирует только в собственно цветовом значении и выполняет изобразительную функцию: чёрный мех, чёрная тина, чёрные сосны, чёрные тучи, чёрная мгла, чёрная верба. 

Черный цвет в творчестве А. Белого не определяется как позитивный цвет. Он может выступать в своём основном, номинативном значении и символическом – как цвет печали и тьмы, цвет, олицетворяющий  разруху, безысходность, смерть: "Ты померкни, свет постылый, - \ В вечный темень сгинь? \ Нет, не встанет из могилы \ Сокол мой: аминь! \ Как проходят дни за днями \ Палец жжет кольцо" \ Мухи черными роями \ Плещут ей лицо (В деревне). Что интересно, цветовое определение красный в определённых контекстах Белого способно приобретать дополнительные смысловые приращения, связанные с символом тупика, безысходности, отчаянности,   совершающейся в одномерном пространстве смерти:

Красною струею прыснул

Красной крови ток.

Ножик хряснул, ножик свистнул,-

В грудь, в живот и в бок (Убийство).

или

Подвели: зажмурюсь, нет  ли -  
Думать поотвык.  
Вот и высунул из петли  
Красный свой язык. (Виселица).

Очень часто красный цвет и его  оттенки в лирике Белого используются для передачи определённого настроения, душевного состояния, чаще всего  тревожного, беспокойного: Красное садится, злое око («Горе»); Вставал над крышами пустыми \ Коралловый, кровавый рог \ В лазуревом, но душном дыме; Пока не станет холодна кроваво-красная луна («Кладбище»). Красный цвет становится в стихах Белого знаком тревоги, напоминает об огне и крови.

Что интересно, в языке поэзии А. Белого красный цвет может восприниматься воспринимается как позитивный цвет. Это цвет природы, сильнейших эмоций, захватывающих его при виде заходящего солнца или зарождающегося дня: Летим к горизонту: там занавес красный («За солнцем»); Бледно-красный, весенний закат догорел («На закате»); Скорей к горизонту! Там занавес красный весь соткан из грез и огня (За солнцем) и др.

У Мережковского цветовое слово красный встречается крайне редко. Как правило, оно используеьтся  для описания артефактов (красная  парча, красная юбка). Для цветовой характеристики светил автор избирает промежуточные цвета красного спектра: «В Бледно-розовом свете вечерних огней…» (Помпея). «Багровых скал в бездонной чаше синей Волшебное сомкнулося кольцо…» (Затихших волн сиянье бесконечно); «Ты в розовом мерцании камина… \ Подобно облаку и розовый, и нежный…» (Помпея).

Белый цвет используется поэтами, в  первую очередь, для характеристики предметов и явлений с позиций  чистоты, радости, праздничности, обновления, характеризуя образы зимы, весеннее цветение, окрас животных. Так, у Мережковского одуванчики белые и лилии, лебедь белый и белые мотыльки, а у А. Белого – это мир среди белых сиреней и белых фиалок, белые льдины, снег и сугроб, белый лебедь. У А.Белого данная колорема в определённом контекстном окружении приобретает особое значение, воплощая в себе возвышенную чистоту природы. Белый цвет у автора становится символом света, непорочности, чистоты, свободы, очищения мира в день страшного суда.

С помощью белого и черного цветов А. Белый показывают чистоту, безупречность мира природы, искренность своих мыслей, с одной стороны, и отрицательные аспекты, связанные с бедой, грустью, несчастьем, трагедией в реальном мире и душе человека – с другой. Эти цвета у него, в первую очередь, выполняют символическую, семантическую, эмоциональную, экспрессивную, морально-оценочную функции, а уж затем – предметную и изобразительную.

Синий и голубой цвета в цветовой палитре Белого и Мережковского  символизируют бесконечность, истину, веру, чистоту. В их творчестве они нашли отражение, сочетаясь с образами неба и водной глади: голубой океан, воздушно-голубая волна, голубой эфир,  голубые тучи (у Белого) и голубые волны, голубое море, голубые небеса, голубая твердь, синие тучи, синее небо, синие море (у Мережковского).

Анализ фактического материала показывает, что названные колоремы активно используются в лирике Мережковского. А. Белый к данным цветообозначениям прибегает значительно реже и, как правило, использует в функции цветовой  и предметной характеристики, чтобы воссоздать в воображении читателя ту или иную картину.

У Д.С. Мережковского цветообразы  синего применяются в связи с  положительными эмоциями, с воспоминаниями о родине, размышлениями о своей  судьбе, восхищением миром природы, приобретая оттенок нематериальности, духовности, божественности, выполняя в большей степени не изобразительную, а символическую и морально-оценочную функции. Цветовое определение голубой, как правило, символизирует одухотворенность, возвышенность чувств, особое состояние души. Это символ вечного движения жизни, как цвет природного, земного начала. Синий цвет связывается в воображении поэта с небесным, воздушным, а также с возвышенным, божественным началом. В данном случае можно утверждать, что поле синего цвета в поэтике Мережковского, несмотря на разнообразие оттенков его значений, в основном всегда выполняет функцию высокой поэтизации, романтизации образа; он неизменно сообщает ему неповторимую взволнованность, страстность, активно участвует в философском и эстетическом осмыслении поэтом окружающего мира. Стилистическая многозначность и смысловая емкость синего цвета в поэтической системе Мережковского позволяет говорить о нем как об одной из характерных особенностей  языка поэта.

Частота употребления колоремы зеленый  у поэтов разная (Белый – 4%, Мережковский – 12%), однако в поэзии и того и другого она в основном символизирует весну, молодость, обновление. Употребление цветового определения в тексте рассеивает негативные эмоции, привносит спокойствие, умиротворение, свежесть. Зеленый, как правило, реализуется, сочетаясь с природными цветообразами: холм зелёный, зелёные волосы берёз, травы серебряно-зелёные (Мережковский), зелёный дуб, зелёные ветки, зелёный холм, зелёный луг, зелёный стебель. В употреблении зеленого у поэтов есть и отличия. Так, у Д.С. Мережковского часто сближаются цветовые слова зелёный и голубой (синий): «Из волны зеленой вышла ты, стыдливая…» (Гимн Красоте); «Бродил у волн мутно-зеленых Арно…» (Микеланджело); «В небе, зеленом, как лед…». Скорее всего, здесь обнаруживается попытка отразить полутона, или глубину цвета морской стихии и небесной шири.

Для поэтического языка исследуемых  авторов характерно наличие сложных  цветовых прилагательных. В словаре  Мережковского и Белого были обнаружены сложения с опорными компонентами  -темно-, -бледно-, -мутно- (темно-голубой,  темно-бронзовый, бледно - лазуревый, мутно-зеленый); сложения с уточняющим компонентом, вносящим сравнительно-конкретизирующее значение (нежно - зеленый, серебряно-зеленый) и синестетические образования. Следует отметить, что в лирике А. Белого последних представлено значительно больше: вино-красный, напудрено-белый, снежно-белый, каменно-белый, фонтанно-белый, метельно-серебряный, виннозолотистый, небесно-золотой, янтарно-закатный; янтарно-восковой, снежно-льняной, чернорогая (тень), небесно-бледный, пенно-золотой. Цветовая сенестезия говорит об особом межчувственном восприятии поэтом объектов описания, о его способности ассоциативно сближать цветовые и чувственные образы. Ассоциации с музыкальным,  живописным, архитектурным, скульптурным началами демонстрируют в языке поэзии А. Белого всеохватность слова, которое  стремится объять весь мир и передать его в полноте звучания, цвета и пластики.

Результаты анализа фактического материала убеждают в том, что  в языке поэзии А.Белого (в сравнении с цветовыми единицами поэтического языка Мережковского) способ сложения в образовании колористической лексики является весьма распространенным.  В семантике цветовых композитов Белого может добавляться семантический компонент, обозначающий один и более дополнительных тонов, блеск, интенсивность, неравномерность окраски: фонтанно-белый, метельно-серебряный, изумрудно-пенный, янтарно-закатный, пышно-золото, лазурево-лилейный, чернопыльные (комья), ярко огневой, кроваво-красный, беломраморный. Сложные цветовые слова, как любые окказиональные новообразования, создают характерную для автора речь, помогают воссоздать ему желаемую картину, воспроизвести в сознании читателя нужный образ. Использование таких прилагательных придает художественной ткани лирических произведений Белого не только особый колорит обусловленный известной долей экзотичности места и времени действия, но и способствует реализации авторского замысла, подчеркивая оттенки авторского отношения к происходящему.  
 Представленный анализ цветолексем, явленных в языке поэзии двух авторов со всей очевидностью показывает, что каждый использует свои средства и способы построения колористической картины мира. Так, познавая и рисуя мир, А. Белый создал оригинальную изобразительную систему, в которой колористика играла важную роль. Цвет стал не только носителем реального цвета, но и выражением индивидуальной оценки образа. Он находил яркие краски для природы во всем ее многообразии, для воссоздания образа возлюбленной и передачи чувств лирического героя к  ней. Что интересно, в лирике Белого природа России блещет и переливается всеми красками. Она наполнена светом и цветом: Плащ его зеленый над бездною полощется седою («Возврат»); Береза желтый лист стряхнет («Кладбище»); И вновь летит вдоль желтых нив волнение святое («Закаты»); Крылами черных, шелковых касаток («Старинный  друг»); Притаился средь белых фиалок («Не тот»); И ручей чуть сверкает серебряным знаком («Бальмонту»); Я вдаль смотрел — тянулась паутина на голубом из золотых и лучезарных ниток (Закаты). В серебре, да в серебряных росах («Осинка»); Полосы солнечных струй златотканые («Образ вечности); Бородою взметал вихрь метельно-серебряных бурь («На горах»). Ребенок в голубых цветах («Калека») и др. Однако, воплощая образ России, образ своей страны,  поэт стремится использовать тусклые, блёклые краски (седой, блёклый, бесцветный, бледный) и или краски, передающие тёмные цветовые оттенки (чёрный, серый, болотный). В лирике А. Белого чаще присутствует не волшебный край, а «нищая Россия», ее «серые избы», «расхлябанные колеи...», русский деревенский пейзаж, серость и «немота» которого подчеркнуты «немотой» хат с поникнувшими крышами: И в раздолье, на воле - неволя; \  И суровый свинцовый наш край (Родина); Темнеют жерди \ Сухих осин…\ Болота ржавы: \ Кусты, огни, \ Густые травы, \ Пустые пни! (Россия); Багрец золотых вечеров \ закрыли фабричные трубы \ да пепельно-черных дымов \ застывшие клубы (На окраине города).

 

Следует обратить внимание на то, что  после поражения революции 1905 года  надежды Белого на общественные изменения угасли и мрачные картины выступили на первый план в его восприятии действительности. Теперь он замечал в деревнях только разрушение и смерть, а в городах — «бред капиталистической культуры». Нищета, бесплодие, скудость и гибельность — в представлении поэта не только социальные приметы, этими признаками изобилует даже природа России: «...земля русская скудная, осыпается, размывается, выветривается: овраги гложут ее», — писал Белый в статье «Настоящее и будущее русской литературы». Неслучайно, стихи «Пепла» отличает усиленное сгущение красок, нанизывание однозначных по тональности эпитетов, подчеркивающих безысходный трагизм, обреченность и неприкаянность. Лейтмотивом всей книги становится скорбный плач о родине:

 

Роковая страна, ледяная, 
Проклята́я железной судьбой — 
Мать Россия, о родина злая, 
Кто же так подшутил над тобой? (Пепел)

 

Мировосприятие А. Белого, одним  из способов выражения которого является цветовая лексика, можно назвать  амбивалентным. С одной стороны  поэт любуется окружающим миром, наслаждается его красотой, а с другой - осмысление действительности приводит к тому, что она воспринимается им как нечто пугающее, вызывающее тревогу, заставляющее грустить:

Яркие цветовые тона автор использует при описании образа любимой:

 

 

А над немым  перелеском, 
Где разделились кусты 
Там проясняешься блеском 
Неугасимым — Ты!

Струями ярких рубинов 
Жарко бежишь по крови: 
Кроет крыло серафимов 
Пламенно очи мои.

Бегом развернутых  крылий 
Стала крылатая кровь: 
Давние, давние были 
Приоткрываются вновь.

В давнем — грядущие встречи; 
В будущем — давность мечты: 
Неизреченные речи, 
Неизъяснимая — Ты!


Так, в книге  стихов «Королевна и рыцари» идея Вечной Женственности в поэзии Белого начинает обнаруживать тенденцию к  интимно-личному и конкретно-образному, чувственному воплощению, чему, вероятно, в значительной степени способствовала встреча поэта в 1909 году с А. А. Тургеневой, с Асей, как он ее называет, и сильное, глубокое чувство любви к ней. По свидетельству самого Белого, цикл «Королевна и рыцари» начался для него со стихотворения «Родина» («Наскучили старые годы…») написанного под влиянием знакомства с А. А. Тургеневой. «В первые дни по приезде в Москву из Бобровки я встретился с Асей Тургеневой, - вспоминал позднее Белый - Она стала явно со мною дружить; этой девушке стал неожиданно для себя я выкладывать многое; с нею делалось легко, точно в сказке «…» она мне предстала живою весною; когда оставались мы с нею вдвоем, то охватывало впечатление, будто встретились после долгой разлуки; и будто мы в юном детстве дружили:

Информация о работе Цветообозначения в поэзии Д. Мережковского