Задача и содержание работы школьных библиотек

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование содержания и направления работы школьной библиотеки в образовательном пространстве.
Объект исследования: школьные библиотеки в образовательном пространстве.
Предмет исследования: задача и содержание работы школьных библиотек.
Задачи исследования:
1. исследование литературы по теме курсовой работы,
2. изучение миссии, содержания, задач и ресурсов библиотеки на современном этапе.

Оглавление

Введение 2
1.Задачи работы школьной библиотеки на современном этапе 4
1.1 Миссия школьной библиотеки XXI века 4
1.2 Задачи школьной библиотеки 6
1.3 Информационные ресурсы школьной библиотеки 10
2. Содержание работы школьной библиотеки 13
2.1 Пропаганда библиотечно-библиографических знаний 13
2.2 Взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей и школьных библиотекарей в формировании личности ребёнка 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

курсовая работзадача и содержание работы школьных библиотек.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

«Истинный показатель цивилизации 

- не уровень богатства и образования, 

не величина городов, не обилие урожая,

а облик человека, воспитываемого страной»

Р.ЭМЕРСОН

Коренные изменения  в общественной жизни ставят проблему подготовки личности, способной активно включиться в современный социальный процесс, реализовать свой творческий потенциал, быть готовой к постоянному расширению своих возможностей.

Основными целями образования  становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная, коммуникативная и профессиональная компетентности. Обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, социально мобильные, способные находить выход из кризисных социально-экономических ситуаций. Необходимо быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире.

Поэтому в настоящее  время общество не может удовлетвориться готовностью личности к исполнительской деятельности.

Важным направлением в воспитывающей деятельности школы отводится школьной библиотеке. Информационная образовательная среда современного образовательного учреждения не мыслится без библиотеки. Школьная библиотека - не только источник информации и пункт выдачи учебников, но и центр неформального общения, где легче решать самые сложные педагогические задачи. В руках библиотекаря, а через него и в руках учителей, ценнейший инструмент для этой работы - книжный фонд. Здесь важна роль школьного библиотекаря, осознающего, что ресурсы - лишь инструменты обучения и образования, что они не самоцель, а только средства для достижения цели. Выполнение же этой цели зависит от школьного библиотекаря, профессия которого многогранна и очень интересна.

Цель курсовой работы – исследование содержания и направления  работы школьной библиотеки в образовательном  пространстве.

Объект исследования: школьные библиотеки в образовательном пространстве.

Предмет исследования: задача и содержание работы школьных библиотек.

Задачи исследования:

1. исследование литературы  по теме курсовой работы,

2. изучение миссии, содержания, задач и ресурсов библиотеки  на современном этапе.

 

1.Задачи работы школьной  библиотеки на современном этапе

1.1 Миссия школьной библиотеки XXI века

 

К обсуждению этой темы очень  подходит высказывание Плутарха: «Какими  дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного  воспитания сделались хорошими людьми - это в нашей власти».

Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании воспитания информационной культуры личности учащегося, воспитание у них правильного отношения к тому, что их окружает. Признание личности ребенка, его право на свободу, счастье, социальную защиту.

Великий педагог и  гуманист Абай утверждал, что человека делает воспитание. Все привычки, все положительное и отрицательное в человеке, все особенности поведения, из слов назидания Абая, воспитывается в первую очередь в семье. Семья играет огромную и решающую роль в формировании личности, в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Основная цель библиотеки — создание условий для формирования духовно-богатой, нравственно-чистой и физически здоровой личности школьника с высоким уровнем духовно-нравственного и гражданского самосознания, развитым интеллектом, творческими способностями и здоровым образом жизни, а также создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Воспитать человека достойного звания гражданина Республики Казахстан.

Значительные изменения претерпела технология работы школьной библиотеки, представляющая собой совокупность определенных процессов и операций обеспечивающих нормальное ее функционирование. Сегодня достижение качественно нового уровня библиотечно-информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий (Внедрение программы Кабис - автоматизированной библиотечно-информационной системы, составление электронных каталогов читателей и книжного фонда и т.д.) В этих условиях нарастает процесс интеграции традиционных и инновационных методов библиотечно-информационного обслуживания, которые немыслимы в отрыве от информационно-образовательной среды.

В нашей школе есть место, где сосредоточены большие  интеллектуальные и информационные ресурсы, где собираются все талантливые и креативные люди, школы, — это библиотека!

Школьная библиотека занимает важнейшее место в системе  информационного обеспечения процессов  образования, являясь главным источником информации, как для учителей, учащихся и их родителей. Одним из главных направлений в работе школьных библиотек является справочно-библиографическое информационное обслуживание читателей на основе внедрения новых средств информационных технологий в учебный процесс, воспитание информационной культуры, культуры чтения, привитие любви к чтению.

За последние три  года в работе школьных библиотек  города Казахстана произошли серьезные качественные изменения; на базе библиотеки сформирован Библиотечный информационно-коммуникационный центр, где созданы новые условия и возможности. Для работы ИКЦ оснащен новым оборудованием.

Автоматизированное рабочее  место библиотекаря снабжено компьютером  с соответствующим программным  обеспечением «КАБИС», принтером, сканером, для учащихся и учителей созданы автоматизированные рабочие места, читательские столы с удобными креслами и настольными лампами, музыкальные колонки, наушники для индивидуального прослушивания информации, МФУ (многофункциональное устройство –

это сканер, принтер, ксерокс), новые стеллажи, что улучшило дизайн и современный стиль работы школьной библиотеки. В школьной библиотеке возможны: сканирование наиболее востребованных изданий и создание их дубликатов, запись на любой электронный носитель, распечатка текста на принтере, демонстрация фильмов, а также бесплатный круглосуточный доступ в Интернет. Первый выход во всемирную паутину состоялся 25 сентября 2007 года.

С начала года в интернет вышли в среднем по каждой школе 7350 пользователей. Основными темами поиска были информации по всем предметам: литература, история, география, химия, история РК, астрономия, а также получение информации о любимых певцах, спортсменах о музыке и знакомство с мировыми новостями. Кроме выхода в мировое пространство учащиеся и преподаватели школы имеют возможность ежедневно работать за компьютером с электронными учебниками, программами компьютерной графики, редактировать тексты и электронные таблицы применительно к учебному процессу. Учет работы на компьютере ведется и заполняется пользователями в «Журнале учета работы времени на компьютере». Все компьютеры в школьной библиотеке подключены к общей локальной сети. Создаются условия для формирования у школьников информационной культуры, культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, путем библиотечных уроков. Сегодня в эпоху электронных технологий, электронной почты и общения в режиме онлайн, когда найти информацию с помощью Интернета - дело нескольких минут, особенно актуально гармоничное сочетание традиций и инноваций не ради самих технологий, а ради создания творческой среды для наших читателей.

1.2 Задачи школьной библиотеки

 

Школьная библиотека - это центр школы, где удовлетворяются  интеллектуальные и индивидуальные потребности педагогов и учащихся. Задачи школы - задачи библиотекаря. Школьные библиотеки стремятся быть на уровне своего времени, активно помогают школе в воспитании детей и подростков.

Школьная библиотека работает по различным направлениям учебно-воспитательного процесса. По мнению школьного библиотекаря Черепичная ТА, библиотекарь ОСШ № 1 (Западно-Казахстанская область, Бурлинский район, г. Аксай) одним из главных направлений в работе библиотек является патриотическое воспитание, которое всегда было в центре внимания школьных библиотек. Патриотическое воспитание - это систематическое и приоритетное направление библиотек по формированию у детей и подростков высокого, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Республики Казахстан. Формирование патриотизма ведется на основе изучения исторических ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства.

Патриотизм - это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Главные цели библиотеки - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины. Пожалуй будет интересным для других опыт этой библиотеки -  индивидуальный подход в пропаганде книги и чтения. Если в работе с начальными классами эмоционально воздействуем на ребенка, то у подростков необходимо сформировать понятия и представления связанные с патриотизмом (Смотри Приложение А).

Чтобы расширить знания учащихся о писателях Казахстана, о Казахстане, с помощью произведений казахстанских писателей воспитать у учащихся нравственные, эстетические качества личности, патриотизм, гуманизм, любовь к Родине проводим следующие мероприятия: беседу о поэзии И.Алтынсарина «Давайте, дети учиться», литературную гостиную «Таир Жароков - певец своего времени и края», литературную викторину по произведению Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа».

Для привития любви к  чтению у учащихся младших классов  необходимы обзоры книжных выставок и в этом направлении для младших  школьников проводим обзор выставки о родном языке, а также выставки «Золотая полка казахской литературы», где дети узнают, как много есть детских казахских писателей.

Народы республики Казахстан  вместе с другими советскими народами героически воевали против немецко-фашистских захватчиков в годы великой Отечественной войны. Русские, казахи, украинцы и многие другие представители народов Казахстана показали образец преданности Родины. В первую очередь библиотекарь учит детей не забывать уроки истории.

В библиотеке проводятся литературно-музыкальные композиции «Парад памяти», «В сорок памятном», урок путешествие «Великая Отечественная война». Старшеклассники должны осознать прочитанное, размышлятьо нем, поэтому формы работы с ними иные. Круглый стол «Язык отцов - наследие святое», познавательная игра «Конституция Республики Казахстан - главный закон страны», интелаектуальная игра «Лидер XXI века» по теме «Казахстан», устный журнал «Трагические страницы истории Казахстана», посвященный памяти декабрьских событий, устный журнал «Традиции и обычаи казахского народа», анкетирование «Великая Отечественная война глазами современной молодежи», вечер вопросов и ответов «Будущее молодежи: как ее видит Президент», вечер знатоков творчества Г.Мусрепова по роману «Солдат из Казахстана», литературная гостиная «Певец степного Приуралья - Хамза Есенжанов», «литературная страница «У истоков литератур духовной культуры», посвященная деятельности казахских писателей, мыслителей, читательская конференция «Два подвига Бауржана Момышулы». Хочется отметить, что в этой библиотеке проводится много интересных и поучительных мероприятий направленных на патриотическое воспитание детей.

Важным направлением в воспитывающей деятельности школы является социализация учащихся, в процессе которой они обогащаются общественным опытом и индивидуализируются, становятся личностями, приобретают возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.

В современном мире интерес  к проблеме человека как субъекту общественных процессов и субъективным аспектам человеческой деятельности растет (2009, 4). Произошло осознание значимости субъективного фактора, роли и значения человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются основные преобразования как в макро -, так и микромире. Поэтому и система работы школьной библиотеки направлена на развитие субъектной позиции учащихся. Для этого определим, какими субъектными качествами должен обладать современный пользователь. Из выше сказанного очевидно, что читатель-субъект - это творческая, самостоятельная, активная личность. Этот перечень субъектных качеств тесно пересекается с перечнем из проекта ЮНЕСКО «Образовательные требования при новых технологиях и новой организации труда»: «... Чтобы вписаться в культуру человечества XXI века, каждый гражданин должен приобрести определенные навыки:

Инициатива,    динамизм    и    творчество, самостоятельность  мышления и действий.

- Сотрудничество. Конструктивное  и целенаправленное взаимодействие  с другими.

- Работа в коллективе, взаимодействие в рабочей группе.

- Оценка самого себя, партнера. 

- Планирование. Постановка  цели, составление графика, определение  приоритетов при выполнении работы».

В трудах А. В. Брушлинского субъект связывается с творческим началом в человеке: «Субъект в своей деятельности, духовности и т.д. - это субъект творчества, созидания, инноваций. Любая его деятельность (хоть в минимальной степени) является творческой и самостоятельной». Человек как субъект является вершителем своего жизненного пути, источником саморазвития, он целенаправленно изменяет действительность, но, тем самым, изменяет и самого себя. Причем с возрастом роль самостных процессов возрастает: «По мере взросления человека в его жизни все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование». И поэтому система работы школьной библиотеки построена так, что:

- позволяет ребятам  быть активными, инициативными,  проявить творческий подход;

- учит работать в  группах, обмениваться опытом  и знаниями, т.е. прививает навыки сотрудничества;

- позволяет развить навыки рефлексии (самооценки) и развивает способность принятия других людей;

Информация о работе Задача и содержание работы школьных библиотек