Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование содержания и направления работы школьной библиотеки в образовательном пространстве.
Объект исследования: школьные библиотеки в образовательном пространстве.
Предмет исследования: задача и содержание работы школьных библиотек.
Задачи исследования:
1. исследование литературы по теме курсовой работы,
2. изучение миссии, содержания, задач и ресурсов библиотеки на современном этапе.
Введение 2
1.Задачи работы школьной библиотеки на современном этапе 4
1.1 Миссия школьной библиотеки XXI века 4
1.2 Задачи школьной библиотеки 6
1.3 Информационные ресурсы школьной библиотеки 10
2. Содержание работы школьной библиотеки 13
2.1 Пропаганда библиотечно-библиографических знаний 13
2.2 Взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей и школьных библиотекарей в формировании личности ребёнка 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Содержание
«Истинный показатель цивилизации
- не уровень богатства и
не величина городов, не обилие урожая,
а облик человека, воспитываемого страной»
Р.ЭМЕРСОН
Коренные изменения в общественной жизни ставят проблему подготовки личности, способной активно включиться в современный социальный процесс, реализовать свой творческий потенциал, быть готовой к постоянному расширению своих возможностей.
Основными целями образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная, коммуникативная и профессиональная компетентности. Обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, социально мобильные, способные находить выход из кризисных социально-экономических ситуаций. Необходимо быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире.
Поэтому в настоящее время общество не может удовлетвориться готовностью личности к исполнительской деятельности.
Важным направлением в воспитывающей деятельности школы отводится школьной библиотеке. Информационная образовательная среда современного образовательного учреждения не мыслится без библиотеки. Школьная библиотека - не только источник информации и пункт выдачи учебников, но и центр неформального общения, где легче решать самые сложные педагогические задачи. В руках библиотекаря, а через него и в руках учителей, ценнейший инструмент для этой работы - книжный фонд. Здесь важна роль школьного библиотекаря, осознающего, что ресурсы - лишь инструменты обучения и образования, что они не самоцель, а только средства для достижения цели. Выполнение же этой цели зависит от школьного библиотекаря, профессия которого многогранна и очень интересна.
Цель курсовой работы – исследование содержания и направления работы школьной библиотеки в образовательном пространстве.
Объект исследования: школьные библиотеки в образовательном пространстве.
Предмет исследования: задача и содержание работы школьных библиотек.
Задачи исследования:
1. исследование литературы по теме курсовой работы,
2. изучение миссии, содержания, задач и ресурсов библиотеки на современном этапе.
К обсуждению этой темы очень подходит высказывание Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими людьми - это в нашей власти».
Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании воспитания информационной культуры личности учащегося, воспитание у них правильного отношения к тому, что их окружает. Признание личности ребенка, его право на свободу, счастье, социальную защиту.
Великий педагог и гуманист Абай утверждал, что человека делает воспитание. Все привычки, все положительное и отрицательное в человеке, все особенности поведения, из слов назидания Абая, воспитывается в первую очередь в семье. Семья играет огромную и решающую роль в формировании личности, в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Основная цель библиотеки — создание условий для формирования духовно-богатой, нравственно-чистой и физически здоровой личности школьника с высоким уровнем духовно-нравственного и гражданского самосознания, развитым интеллектом, творческими способностями и здоровым образом жизни, а также создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Воспитать человека достойного звания гражданина Республики Казахстан.
Значительные изменения претерпела технология работы школьной библиотеки, представляющая собой совокупность определенных процессов и операций обеспечивающих нормальное ее функционирование. Сегодня достижение качественно нового уровня библиотечно-информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий (Внедрение программы Кабис - автоматизированной библиотечно-информационной системы, составление электронных каталогов читателей и книжного фонда и т.д.) В этих условиях нарастает процесс интеграции традиционных и инновационных методов библиотечно-информационного обслуживания, которые немыслимы в отрыве от информационно-образовательной среды.
В нашей школе есть место, где сосредоточены большие интеллектуальные и информационные ресурсы, где собираются все талантливые и креативные люди, школы, — это библиотека!
Школьная библиотека
занимает важнейшее место в системе
информационного обеспечения
За последние три года в работе школьных библиотек города Казахстана произошли серьезные качественные изменения; на базе библиотеки сформирован Библиотечный информационно-коммуникационный центр, где созданы новые условия и возможности. Для работы ИКЦ оснащен новым оборудованием.
Автоматизированное рабочее место библиотекаря снабжено компьютером с соответствующим программным обеспечением «КАБИС», принтером, сканером, для учащихся и учителей созданы автоматизированные рабочие места, читательские столы с удобными креслами и настольными лампами, музыкальные колонки, наушники для индивидуального прослушивания информации, МФУ (многофункциональное устройство –
это сканер, принтер, ксерокс), новые стеллажи, что улучшило дизайн и современный стиль работы школьной библиотеки. В школьной библиотеке возможны: сканирование наиболее востребованных изданий и создание их дубликатов, запись на любой электронный носитель, распечатка текста на принтере, демонстрация фильмов, а также бесплатный круглосуточный доступ в Интернет. Первый выход во всемирную паутину состоялся 25 сентября 2007 года.
С начала года в интернет вышли в среднем по каждой школе 7350 пользователей. Основными темами поиска были информации по всем предметам: литература, история, география, химия, история РК, астрономия, а также получение информации о любимых певцах, спортсменах о музыке и знакомство с мировыми новостями. Кроме выхода в мировое пространство учащиеся и преподаватели школы имеют возможность ежедневно работать за компьютером с электронными учебниками, программами компьютерной графики, редактировать тексты и электронные таблицы применительно к учебному процессу. Учет работы на компьютере ведется и заполняется пользователями в «Журнале учета работы времени на компьютере». Все компьютеры в школьной библиотеке подключены к общей локальной сети. Создаются условия для формирования у школьников информационной культуры, культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, путем библиотечных уроков. Сегодня в эпоху электронных технологий, электронной почты и общения в режиме онлайн, когда найти информацию с помощью Интернета - дело нескольких минут, особенно актуально гармоничное сочетание традиций и инноваций не ради самих технологий, а ради создания творческой среды для наших читателей.
Школьная библиотека - это центр школы, где удовлетворяются интеллектуальные и индивидуальные потребности педагогов и учащихся. Задачи школы - задачи библиотекаря. Школьные библиотеки стремятся быть на уровне своего времени, активно помогают школе в воспитании детей и подростков.
Школьная библиотека
работает по различным направлениям
учебно-воспитательного
Патриотизм - это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Главные цели библиотеки - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины. Пожалуй будет интересным для других опыт этой библиотеки - индивидуальный подход в пропаганде книги и чтения. Если в работе с начальными классами эмоционально воздействуем на ребенка, то у подростков необходимо сформировать понятия и представления связанные с патриотизмом (Смотри Приложение А).
Чтобы расширить знания учащихся о писателях Казахстана, о Казахстане, с помощью произведений казахстанских писателей воспитать у учащихся нравственные, эстетические качества личности, патриотизм, гуманизм, любовь к Родине проводим следующие мероприятия: беседу о поэзии И.Алтынсарина «Давайте, дети учиться», литературную гостиную «Таир Жароков - певец своего времени и края», литературную викторину по произведению Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа».
Для привития любви к чтению у учащихся младших классов необходимы обзоры книжных выставок и в этом направлении для младших школьников проводим обзор выставки о родном языке, а также выставки «Золотая полка казахской литературы», где дети узнают, как много есть детских казахских писателей.
Народы республики Казахстан вместе с другими советскими народами героически воевали против немецко-фашистских захватчиков в годы великой Отечественной войны. Русские, казахи, украинцы и многие другие представители народов Казахстана показали образец преданности Родины. В первую очередь библиотекарь учит детей не забывать уроки истории.
В библиотеке проводятся литературно-музыкальные композиции «Парад памяти», «В сорок памятном», урок путешествие «Великая Отечественная война». Старшеклассники должны осознать прочитанное, размышлятьо нем, поэтому формы работы с ними иные. Круглый стол «Язык отцов - наследие святое», познавательная игра «Конституция Республики Казахстан - главный закон страны», интелаектуальная игра «Лидер XXI века» по теме «Казахстан», устный журнал «Трагические страницы истории Казахстана», посвященный памяти декабрьских событий, устный журнал «Традиции и обычаи казахского народа», анкетирование «Великая Отечественная война глазами современной молодежи», вечер вопросов и ответов «Будущее молодежи: как ее видит Президент», вечер знатоков творчества Г.Мусрепова по роману «Солдат из Казахстана», литературная гостиная «Певец степного Приуралья - Хамза Есенжанов», «литературная страница «У истоков литератур духовной культуры», посвященная деятельности казахских писателей, мыслителей, читательская конференция «Два подвига Бауржана Момышулы». Хочется отметить, что в этой библиотеке проводится много интересных и поучительных мероприятий направленных на патриотическое воспитание детей.
Важным направлением в воспитывающей деятельности школы является социализация учащихся, в процессе которой они обогащаются общественным опытом и индивидуализируются, становятся личностями, приобретают возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.
В современном мире интерес к проблеме человека как субъекту общественных процессов и субъективным аспектам человеческой деятельности растет (2009, 4). Произошло осознание значимости субъективного фактора, роли и значения человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются основные преобразования как в макро -, так и микромире. Поэтому и система работы школьной библиотеки направлена на развитие субъектной позиции учащихся. Для этого определим, какими субъектными качествами должен обладать современный пользователь. Из выше сказанного очевидно, что читатель-субъект - это творческая, самостоятельная, активная личность. Этот перечень субъектных качеств тесно пересекается с перечнем из проекта ЮНЕСКО «Образовательные требования при новых технологиях и новой организации труда»: «... Чтобы вписаться в культуру человечества XXI века, каждый гражданин должен приобрести определенные навыки:
Инициатива, динамизм и творчество, самостоятельность мышления и действий.
- Сотрудничество. Конструктивное
и целенаправленное
- Работа в коллективе, взаимодействие в рабочей группе.
- Оценка самого себя, партнера.
- Планирование. Постановка
цели, составление графика,
В трудах А. В. Брушлинского
субъект связывается с
- позволяет ребятам
быть активными, инициативными,
- учит работать в группах, обмениваться опытом и знаниями, т.е. прививает навыки сотрудничества;
- позволяет развить навыки рефлексии (самооценки) и развивает способность принятия других людей;
Информация о работе Задача и содержание работы школьных библиотек