Задача и содержание работы школьных библиотек

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование содержания и направления работы школьной библиотеки в образовательном пространстве.
Объект исследования: школьные библиотеки в образовательном пространстве.
Предмет исследования: задача и содержание работы школьных библиотек.
Задачи исследования:
1. исследование литературы по теме курсовой работы,
2. изучение миссии, содержания, задач и ресурсов библиотеки на современном этапе.

Оглавление

Введение 2
1.Задачи работы школьной библиотеки на современном этапе 4
1.1 Миссия школьной библиотеки XXI века 4
1.2 Задачи школьной библиотеки 6
1.3 Информационные ресурсы школьной библиотеки 10
2. Содержание работы школьной библиотеки 13
2.1 Пропаганда библиотечно-библиографических знаний 13
2.2 Взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей и школьных библиотекарей в формировании личности ребёнка 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

курсовая работзадача и содержание работы школьных библиотек.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

- содействует развитию  способности пользователя осознавать своё «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений.

1.3 Информационные ресурсы школьной библиотеки

 

Школьная библиотека была и остается одним из важных связующих звеньев в образовательном  и воспитательном процессе. Функции  школьной библиотеки сегодня расширены, и школьные библиотеки ориентированны не только на удовлетворение информационных потребностей, а является информационно-коммуникационным центром (2010, 6).

Наше время называют «веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. При подготовке выпускника школы в последнее время стали ориентироваться все в большей мере на человека, самостоятельно и критически мыслящего, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. С этой точки зрения основополагающей компетентностью выпускника является компетентность информационная. Для достижения этой цели в школьной библиотеке необходимым условиями является создание условий информационной среды образования (2011,1).

Формирование информационной среды становится основополагающим образовательным условием и требует  формирования и развития на базе библиотеки современного библиотечно-информационного центра, располагающего средствами новых информационных технологий и предоставляющего свободный доступ учащимся и учителям к любому виду информации для их самостоятельной работы по сбору материала, его анализу, обобщению, сопоставлению с аналогичными или альтернативными вариантами. Специалисты школьных библиотек становятся посредниками между постоянно возрастающими информационными ресурсами образования и усложняющимися запросами пользователей. В мировой практике школьная библиотека и кабинеты компьютерных технологий объединяются в одну структуру. Руководители образовательных учреждений объединяют библиотеки и технические службы, стремясь обеспечить интерактивными и высокотехнологичными услугами учащихся, родителей и преподавателей своих школ. Концентрация всех информационных ресурсов школы на базе библиотечно-информационного центра позволяет использовать их более эффективно, чем распыление по кабинетам, способствует развитию единой образовательной информационной среды. Собранные в одном месте ресурсы позволяют быстро находить нужную информацию.

Для эффективной реализации в школе образовательных программ библиотека обладает достаточными информационными  ресурсами. Реальная информатизация учебного процесса и ее эффективность зависят от учителя, а от библиотекаря - накопление и формирование фонда информационных ресурсов, хранение, обработка, информирование, организация поддерживающей деятельности со всеми участниками педагогического процесса. Так по данным школьного учителя Т.А. Булаткуловой, книжный фонд школьной библиотеки № 121 города Алматы, например, насчитывает около - 31700 экз. Из которых: 10750 - это художественная, методическая, отраслевая литература, газеты и журналы; 20950 - учебники, что составляет 97% всех потребностей. Проведена подписка в школьной библиотеке на 2009-2010 год на сумму - (ПОООт. - 25 наименований из(нихтолько для учащихся - это журналы и газеты: «Казахстанская правда», «Егемен Казакстан», «Айголек», «Шуша», «Данука», «Мурзилка», «Юный натуралист», «Веселые картинки», «Вокруг света» «Дружные ребята», и т.д. Кроме традиционных книг, газет и журналов в нашем арсенале имеются электронные энциклопедии такие, как: «Отрар» «Астана», «Алматы», «Тамгалы», «Шелковый путь» и т.д.), словари, справочники с иллюстрированными материалами к урокам, электронные учебники, что значительно облегчают быстрый доступ к информации.

Информационные ресурсы  нового типа выступают основой успешного  внедрения современных образовательных  технологий в общеобразовательной школе. Под такими ресурсами в настоящем докладе понимаются в первую очередь -электронные источники информации удаленного доступа, получаемые через глобальные компьютерные сети Интернета, CD-R, DVD-R, Flash и видео/аудио носители, микрографические документы, голограммы, кинодокументы и т.д. (2011, 1)

Функции школьной библиотеки города Темиртау (как, впрочем, всех библиотек) расширились под влиянием внедрения средств новых информационных технологий. Школьная библиотека становится центром, где обеспечивается доступ к различным источникам информации. Учащиеся и учителя должны не только иметь возможность получать информацию, но и работать с ней творчески, выполняя как индивидуальные, так и совместные работы. Все это создает реальные благоприятные условия для творческой активности и самостоятельности учащихся, повышения профессионального уровня учителей, для их непрерывного самообразования. Такие условия созданы в библиотечно-информационных центрах.

В подтверждение этому  представляется логичным представить  хоть и небольшой опыт создания библиотечно-информационного центра на базе библиотеки ОСШ №19 города Темиртау. Идея создания БИЦ витала давно. Толчком к преобразованиям послужили бурные изменения в системе образования, появление компьютеров, автоматизация библиотечных процессов, изменение мышления библиотекарей, повышение требований к уровню подготовки выпускников школы и профессиональных качеств педагогов и многие другие факторы. Девиз БИЦ: «Каждому пользователю БИЦ — запрашиваемую книгу или информацию в кратчайшее время».

Понимая и осознавая  значимость преобразований в школьных библиотеках, на основе накопленного и  изученного опыта других библиотек  в ОСШ №19 было разработано Положение  о БИЦ. Решением педагогического  совета школы утверждены статус школьной библиотеки как БИЦ и положение о БИЦ. На основании решения педагогического совета издан приказ по школе о присвоении статуса БИЦ и утверждении Положения БИЦ. Данному решению предшествовала организация работниками и участие работников библиотеки в городских семинарах: «Применение инновационных технологий в работе школьных библиотек при переходе на профильное обучение» 2006г., «Организация работы и возможности библиотечно-информационного центра на современном этапе» 2007г. В 2008 году, уже будучи БИЦ, библиотекари участвовали в семинаре «Использование интерактивной доски и программы «Актив студио» при проведении библиотечных уроков», также участвовали в городском конкурсе презентаций «Школьная библиотека на современном этапе», направленном на повышение культурно-информационного уровня школьных библиотекарей, развитие навыков сознательного и рационального использования компьютерных технологий, в котором заняли первое место.

В 2009 году на базе ОСШ  №19 проведен областной семинар для  методистов по библиотечному фонду  «Интерактивные возможности библиотечно-информационного центра при переходе на 12-летнее обучение»,

заведующая библиотекой  Калашникова И. участвовала в  республиканском семинаре «Современное состояние школьных библиотек: проблемы и пути их решения» с выступлением на тему «Информатизация школьных библиотек — требование времени».

Работники библиотеки определили для себя приоритетные цели и задачи.

Определены приоритетные цели работы:

1. Превращение БИЦ в культурно  - образовательный центр школы.

2. Формирование у школьников  навыков независимого библиотечного пользователя.

3. Активизация познавательной  и творческой деятельности.

4. Личностное становление  и интеллектуальное развитие  учащихся.

Для достижения этих целей  используются следующие средства:

Книжный фонд БИЦ - 39876 книг на 1154 пользователя.

Медиатечный фонд — более 300 электронных изданий (на CD и DVD), который состоит из нескольких подразделов: электронные учебники, системные программы, энциклопедии и справочники по 51 направлению, 130 тысяч рефератов, художественные фильмы по школьной программе, документальные общеобразовательные фильмы по предметам, собрание мультфильмов для ребят пришкольного лагеря, а также коллекция музыкальных произведений.

Более 3-х тысяч художественных произведений в электронном виде отечественных и зарубежных авторов.

Техническое оснащение  БИЦ: пять компьютеров; сканер; 3 принтера: лазерный ч/б, цветной 3 в1 струйный, лазерный Зв1; цветной телевизор; DVD проигрыватель; пишущие CD, DVD-ROMs, модемы, мультимедийные клавиатуры, лазерные мыши, сетевые фильтры, наушники на каждый компьютер, 3 копи-холдэра, микрофон, Flash-носители на 1h8GB. Компьютеры библиотеки объединены в локальную сеть. Имеется также и выход в мировое пространство INTERNET через Мегалайн и Казактелеком. Для общения в INTERNET в системе ON-Line имеется WEB-камера на бМгПс.

Безусловно, приобретение такого количества компьютерной техники  дало возможность плодотворно использовать её учащимися и педагогами школы  в их образовательной и творческой деятельности. На данном этапе работы БИЦ эти возможности можно разделить на несколько направлений:

I. Технические возможности.

1) Набор, копирование,  сканирование информации с бумажных  носителей.

2) Перенос информации  на CD, DVD и Флэш-диски всех форматов.

3) Поиск информации по сети Internet как на образовательных порталах, так и на сайтах всемирных библиотек.

4) Работа в Power Point, изготовление слай-фильмов и другой инновационной продукции на базе БИЦ.

5) Использование электронных  учебников для повышения образовательного уровня учащихся.

6) Применение электронных  тестов и пособий для подготовки  к ЕНТ.

7) Общение с учащимися  других стран по сети Internet в системе On-ine.

8) Проведение читательских  и научных интерактивных конференций.

9) Техническая и информационная  помощь педагогам в создании  творческих проектов.

II. При профильном подходе  к образованию:

1) Организация выставки  книг, слайд-фильмов о новых профессиях.

2) Создание базы данных высших, средних, профессионально технических и военных учебных заведений: (как в электронном виде, так и на бумажных носителях).

3) Организация каталогов  профориентационных сайтов.

4) Информационная поддержка  классных часов.

5) Проведение интегрированных уроков совместно со школьными методическими объединениями.

6) Создание школьной  газеты «Моя будущая профессия».

III. Массовая работа.

1) Проведение библиотечных  и тематических уроков на базе  БИЦ с показом фильмов и  слайд-фильмов соответствующей тематики.

2) Электронные библиотечные  викторины.

3) Организация выставок  электронных изданий и создание  методических пособий к ним  по всем направлениям.

4) Организация и участие  в работе пришкольного лагеря  «Виртуальный мир»: показ фильмов и просмотр образовательных программ Discovery (Открытие), диспуты с учащимися и анализ по итогам просмотра •   обучение учащихся «Летней школы» работе с различными образовательными программами и работе в сети Internet

IV. Тесное сотрудничество  со Школьным научным обществом учащихся «Талапкер». БИЦ не первый год плодотворно сотрудничает с НОУ. К каждому пользователю члену НОУ «Талапкер» работники библиотеки применяют индивидуально-дифференцированный подход, стараются максимально создать условия для творческойи научной деятельности. Всентябре 2008 года на базе школы проходил городской семинар руководителей Школьных научных обществ, который назывался «Организация работы с одаренными детьми», а в апреле 2009 года было обобщение опыта работы Школьного научного общества, в работе которых БИЦ принял активное участие.

V. Разработка и ведение  различных электронных каталогов  и картотек в помощь учащимся  и работникам БИЦ. Привлечение  учащихся старшего звена к  работе над ними.

IV. Активное использование  интерактивной доски и программы Activ Studio при проведении и разработке библиотечных мероприятий.

В общеобразовательной  средней школе БИЦ выполняет  одну из самых важных функций —  он служит окном в наш современный  инновационный мир, основанный на информации. Общеизвестно, что основной задачей библиотекарей является предоставление информации .пользователям. В современных условиях наиболее эффективно эту задачу можно осуществлять только на основе использования новых информационных технологий. Читатель все чаще приходит в библиотеку не за конкретными документами, а за информацией или за электронным ресурсом. В этом можно убедиться, ознакомившись с графиком выдачи электронной информации.

 

 

Мониторинг выдачи электронной  информации

Как можно заметить - рост впечатляющий. Это, безусловно, один из самых положительных моментов в работе, но, к сожалению, есть и проблемы. Такой библиотечно-информационный центр у нас один.

Профессия библиотекаря - творческая, интересная, библиотекарь работает в тесном контакте с ребенком. Владея библиотечными, информационными, проектными технологиями, через книгу и чтение библиотекарь формирует жизненные принципы и идеалы наших детей. А значит библиотекарю доверено развитие интеллектуального и творческого потенциала страны. Очень многое сейчас изменилось. Система образования претерпела не одну модернизацию. В библиотеках есть компьютеры (правда, их недостаточно), но книжный фонд, библиотечное оборудование и техническое оснащение мало изменилось и на данном этапе не соответствует требованиям современного общества.

Информация о работе Задача и содержание работы школьных библиотек