Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование содержания и направления работы школьной библиотеки в образовательном пространстве.
Объект исследования: школьные библиотеки в образовательном пространстве.
Предмет исследования: задача и содержание работы школьных библиотек.
Задачи исследования:
1. исследование литературы по теме курсовой работы,
2. изучение миссии, содержания, задач и ресурсов библиотеки на современном этапе.
Введение 2
1.Задачи работы школьной библиотеки на современном этапе 4
1.1 Миссия школьной библиотеки XXI века 4
1.2 Задачи школьной библиотеки 6
1.3 Информационные ресурсы школьной библиотеки 10
2. Содержание работы школьной библиотеки 13
2.1 Пропаганда библиотечно-библиографических знаний 13
2.2 Взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей и школьных библиотекарей в формировании личности ребёнка 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Таким образом, благодаря реализации представленной системы работы библиотеки в школе создаются все условия для включения читателя в культурное, информационное, образовательное пространство посредством современных технологий. Пользование интернет меняет организационную структуру библиотеки, расширяет ее привычные функции. Делает ее более значимым и привлекательным звеном школы. Так постепенно происходит переход к электронным носителям, а школьные библиотеки на практике вступают в информационную эру. Одним из главных направлений в работе школьных библиотек является справочно-библиографическое информационное обслуживание читателей на основе внедрения новых средств информационных технологий в учебный процесс, воспитание информационной культуры, культуры чтения, привитие любви к чтению.
Учитывая большой интерес
общества к проблеме чтения, информационно-
Цель издания - информировать специалистов по технологии и практике обучения чтению об отечественном и зарубежном опыте по привлечению населения к чтению.
Указатель состоит из семи разделов:
1. Чтение как национальная идея
2. Чтение как увлечение
3. Читающий ребенок
4. Чтение как компонент
интеллектуального развития
5. Чтение и новые информационные технологии
6. Пропаганда чтения: методический аспект
7. Читаем, учимся, играем
Указатель рассчитан на библиотекарей, учителей, воспитателей школьных и дошкольных учреждений.
Направленность любой библиотеки, в том числе и школьной, состоит в воспитании уважения детей и молодежи к печатному слову, потребности и привычке к систематическому чтению научной, художественной, познавательной литературы.
Пропаганда библиотечно-
- помощь в обучении;
- помощь в самообразовании;
- помощь в профессиональной деятельности;
- формирование духовной культуры читателей. Цель пропаганды библиотечно-библиографических знаний - обучение читателя навыкам самостоятельной исследовательской работы с литературой: учебной, научной, справочной, периодической печатью и другими документами на различных носителях информации.
Сегодняшний читатель владеет компьютером, имеет широкий доступ к различным досуговым центрам и Интернету, т.о. получает доступ к любой информации. Но в библиотеку он приходит, зачастую, не имея навыков работы с книгой. Читатель испытывает затруднение в выборе книги и поиске нужной информации, наблюдается полное отсутствие навыков работы с каталогами и картотеками. Немногие из них подозревают о существовании алфавитного или же систематического каталога, а если и знают, то не видят никакого различия между ними. Незнание основ библиотечно-библиографических знаний вызывают у некоторых учащихся неуверенность, стеснительность в общении с библиотекарем. Это отражается и на том, насколько часто они обращаются в библиотеку, и, конечно же, на уровне подготовки к образовательным дисциплинам. Поэтому в школе необходимо проводить пропаганду библиотечно-библиографических знаний. Пропаганда среди школьников осуществляется различными путями. Для этой цели используются и индивидуальное общение с читателями (т.е. беседы, консультации) и массовые формы работы (групповые беседы, экскурсии, обзоры). Находит применение и наглядная пропаганда - в школьной библиотеке постоянно действуют и обновляются различные выставки, тематические полки, оформлен стенд, на котором содержится информация о библиотеке: паспорт библиотеки, режим работы, правила пользования библиотекой.
В настоящее время перед образованием ставятся новые и особо важные задачи поскольку в мире непрерывного всеобъемлющего новаторства необходимы творческие люди, преодолевающие границы средних возможностей, активные и предприимчивые. Одной из наших задач является воспитание и обучение, способствующие многостороннему развитию личности, её творческих устремлений и адаптации человека к различному окружению. Нынешнее время, изобилиющее, различными видами и огромным объемом информации, называют эпохой, нечитающих. В самом деле телевидение, радио, «Интернет», компьютерные игры на фоне дорогостоящей книжной продукции, привлекают детей все больше и больше. Согласно исследованиям последних лет, чтение стало «индивидуальным увлечением», а не нормативной, обыденной деятельностью, свойственно всем детям. Но детское чтение всегда определяло уровень культуры будущего общества. Состояние дел в этой сфере сегодня — проблема для всех — кто занимается развитием; подрастающей личности, в том числе библиотекарей. Необходимость такой работы никем не оспаривается. Но, на наш взгляд она не может быть эффективной, если библиотекой не создана атмосфера взаимной заинтересованности в работе друг друга, то есть родители не вызваны на создание партнерских отношений с библиотекой. Именно активное участие родителей в привлечении детей к чтению поможет библиотекарю вырастить вдумчивых и информационно грамотных читателей.
Трудно переоценить важность общей заинтересованности школы и семьи организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, содействие развитию активной педагогической позиции родителей. Задача не только учителя, но и не в последнюю очередь задача школьного библиотекаря, т.к. семья может и должна стать важнейшей составляющей в работе с детьми, в том числе в работе по привлечению детей к систематическому чтению.
Взаимодействие школы с семьями учащихся обусловлено необходимостью преодоления некоторых противоречий, возникающих между современной школой и родительской общественностью, а так же решением насущных проблем: образования и воспитания. Школьная библиотека была и остается одним из важных связующих звеньев в образовательном и воспитательном процессе. Функции школьной библиотеки сегодня расширены, и школьные библиотеки ориентированны не только на удовлетворение информационных потребностей, а является информационно-коммуникационным центром. Как бы ни была неоспорима роль детской и школьной библиотеки, учителей, классных руководителей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем детского чтения является семья. Именно папы и мамы читают своему малышу первые книжки, рассматривают вместе с ними картинки, в дальнейшем советуют что читать.
По мнению школьного учителя Т.А. Булаткуловой большую роль в воспитании чтения школьника играет развитие содружества школы, библиотеки и семьи. А что представляют собой родители в качестве читателей? Что и как они сами читают? Что читают и обсуждают со своими детьми? Ведь все это влияет на формирование маленького читателя.
Большинство родителей читают детям, хотя есть семьи, в которых это не делается вообще. Дело в том, что далеко не все родители могут позволить себе покупать новые книги для своего ребенка. Много неблагополучных семей с низким материальным достатком, неполных семей, в которых родители мало обращают внимание на воспитание детей, проанализировав сложившуюся ситуацию, в школьной библиотеке ОСШ № 121 города Алматы решили совместно с учителями начальных классов школы, разработать программу: «Возрождение семейного чтения». Эта программа будет рассчитана на совместную работу учителя, библиотекаря и родителей.
Цель программы: создание условий для познавательной деятельности ребенка и её стимулирование, принимать активное участие в формировании личности учащегося.
Задачи программы:
• Воочию показать родителям — как хорошо, как замечательно может быть взрослому с детской книгой.
Совместная работа с семьей, организованная классными руководителями, родительским комитетом и библиотекой школы позволяет реально влиять на качество семейного воспитания. Одним из направлений работы по повышению воспитания подрастающего поколения являются мероприятия проводимые библиотекой совместно с классными руководителями и родителями. Например, совместно проведенное классное собрание. Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с родителями. На собрании обычно обсуждаются актуальные вопросы учебно-воспитательной работы, а так же проводятся беседы проводимые библиотекарем, проводиться анкетирование (Что читает ученик? Его интересы). Родительские собрания, с привлечением школьного психолога, учителей-предметников, групповых дискуссий, организованные библиотекой и классными руководителями, посещение семьи, деловые игры, вечера вопросов и ответов.
Каждый из школьных библиотекарей, работая с маленькими детьми, знает, насколько они любознательны, сколько разных вопросов может у них возникнуть. Задача школьного библиотекаря: развивать это замечательное свойство, стимулировать желание читать.
Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнить на высоком уровне свои воспитательные и образовательные . функции. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.
Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнить на высоком уровне свои воспитательные и образовательные . функции. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность. И первоклассник, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование.
В.А.Сухомлинский еще в середине XX века писал, что «Школа — это, прежде всего, книга, а воспитание — прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения».
Главная же задача, которую мы решаем сообща — взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей и школьных библиотекарей вформировании личности ребенка. Идеалами формирования личности должны стать «Правда, Доброта, Красота души и Гражданственность». По словам великого Абая, дети вырастали и вырастают похожими на своих отцов. Поэтому важнее всего —открыть свое сердце, душу, разум, отдать все тепло и любовь детям. Ведь формируя интересы, запросы, стремления детей, мы с партнёрами взращиваем само будущее нашей страны. Педагоги, классные руководител и и мы — библиотекари не меньше заинтересованы родителей в успешном, правильном формировании личности учащихся.
Таким образом, школьная библиотека является главным участником педагогического процесса. Важнейший фактор, вл ияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтением - контакт с семьями читателя. Мы, библиотекари, должны приложить максимум усилий, чтобы помочь в этом благородном деле.
Воспитание гармонично развитого, духовно богатого, с творческими способностями и с высоким уровнем интеллекта учащегося — вот наша основная задача. Воспитать человека достойного звания гражданина Республики Казахстан.
Задачи школьной библиотеки по формированию информационной компетентности школьника.
Рисунок 1 Организации пропаганды литературы с учетом возраста школьника
Резервы обучения чтению (Беседа для родителей)
Информация о работе Задача и содержание работы школьных библиотек