Задача и содержание работы школьных библиотек

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование содержания и направления работы школьной библиотеки в образовательном пространстве.
Объект исследования: школьные библиотеки в образовательном пространстве.
Предмет исследования: задача и содержание работы школьных библиотек.
Задачи исследования:
1. исследование литературы по теме курсовой работы,
2. изучение миссии, содержания, задач и ресурсов библиотеки на современном этапе.

Оглавление

Введение 2
1.Задачи работы школьной библиотеки на современном этапе 4
1.1 Миссия школьной библиотеки XXI века 4
1.2 Задачи школьной библиотеки 6
1.3 Информационные ресурсы школьной библиотеки 10
2. Содержание работы школьной библиотеки 13
2.1 Пропаганда библиотечно-библиографических знаний 13
2.2 Взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей и школьных библиотекарей в формировании личности ребёнка 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

курсовая работзадача и содержание работы школьных библиотек.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Таким образом, благодаря  реализации представленной системы  работы библиотеки в школе создаются  все условия для включения  читателя в культурное, информационное, образовательное пространство посредством  современных технологий. Пользование интернет меняет организационную структуру библиотеки, расширяет ее привычные функции. Делает ее более значимым и привлекательным звеном школы. Так постепенно происходит переход к электронным носителям, а школьные библиотеки на практике вступают в информационную эру. Одним из главных направлений в работе школьных библиотек является справочно-библиографическое информационное обслуживание читателей на основе внедрения новых средств информационных технологий в учебный процесс, воспитание информационной культуры, культуры чтения, привитие любви к чтению.

 

2. Содержание работы школьной  библиотеки

2.1 Пропаганда библиотечно-библиографических знаний

 

Учитывая большой интерес  общества к проблеме чтения, информационно-библиографический  отдел Западно-Казахстанской областной научной универсальной библиотеки им. Ж. Молдагалиева подготовил рекомендательный библиографический указатель «Время. Книга. Читатель».

Цель издания - информировать специалистов по технологии и практике обучения чтению об отечественном и зарубежном опыте по привлечению населения к чтению.

Указатель состоит из семи разделов:

1. Чтение как национальная  идея

2. Чтение как увлечение

3. Читающий ребенок

4. Чтение как компонент  интеллектуального развития человека

5. Чтение и новые  информационные технологии

6. Пропаганда чтения: методический аспект

7. Читаем, учимся, играем

Указатель рассчитан  на библиотекарей, учителей, воспитателей школьных и дошкольных учреждений.

Направленность любой  библиотеки, в том числе и школьной, состоит в воспитании уважения детей  и молодежи к печатному слову, потребности и привычке к систематическому чтению научной, художественной, познавательной литературы.

Пропаганда библиотечно-библиографических  знаний сегодня занимает большое  место в образовательном процессе. Это традиционное направление в  работе каждой библиотеки. Пропагандируя библиотечно-библиографические знания, библиотекари обычно придерживаются нескольких направлений:

- помощь в обучении;

- помощь в самообразовании;

- помощь в профессиональной  деятельности;

- формирование духовной  культуры читателей. Цель пропаганды библиотечно-библиографических знаний - обучение читателя навыкам самостоятельной исследовательской работы с литературой: учебной, научной, справочной, периодической печатью и другими документами на различных носителях информации.

Сегодняшний читатель владеет  компьютером, имеет широкий доступ к различным досуговым центрам  и Интернету, т.о. получает доступ к  любой информации. Но в библиотеку он приходит, зачастую, не имея навыков  работы с книгой. Читатель испытывает затруднение в выборе книги и поиске нужной информации, наблюдается полное отсутствие навыков работы с каталогами и картотеками. Немногие из них подозревают о существовании алфавитного или же систематического каталога, а если и знают, то не видят никакого различия между ними. Незнание основ библиотечно-библиографических знаний вызывают у некоторых учащихся неуверенность, стеснительность в общении с библиотекарем. Это отражается и на том, насколько часто они обращаются в библиотеку, и, конечно же, на уровне подготовки к образовательным дисциплинам. Поэтому в школе необходимо проводить пропаганду библиотечно-библиографических знаний. Пропаганда среди школьников осуществляется различными путями. Для этой цели используются и индивидуальное общение с читателями (т.е. беседы, консультации) и массовые формы работы (групповые беседы, экскурсии, обзоры). Находит применение и наглядная пропаганда - в школьной библиотеке постоянно действуют и обновляются различные выставки, тематические полки, оформлен стенд, на котором содержится информация о библиотеке: паспорт библиотеки, режим работы, правила пользования библиотекой.

2.2 Взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей и школьных библиотекарей в формировании личности ребёнка

 

В настоящее время  перед образованием ставятся новые и особо важные задачи поскольку в мире непрерывного всеобъемлющего новаторства необходимы творческие люди, преодолевающие границы средних возможностей, активные и предприимчивые. Одной из наших задач является воспитание и обучение, способствующие многостороннему развитию личности, её творческих устремлений и адаптации человека к различному окружению. Нынешнее время, изобилиющее, различными видами и огромным объемом информации, называют эпохой, нечитающих. В самом деле телевидение, радио, «Интернет», компьютерные игры на фоне дорогостоящей книжной продукции, привлекают детей все больше и больше. Согласно исследованиям последних лет, чтение стало «индивидуальным увлечением», а не нормативной, обыденной деятельностью, свойственно всем детям. Но детское чтение всегда определяло уровень культуры будущего общества. Состояние дел в этой сфере сегодня — проблема для всех — кто занимается развитием; подрастающей личности, в том числе библиотекарей. Необходимость такой работы никем не оспаривается. Но, на наш взгляд она не может быть эффективной, если библиотекой не создана атмосфера взаимной заинтересованности в работе друг друга, то есть родители не вызваны на создание партнерских отношений с библиотекой. Именно активное участие родителей в привлечении детей к чтению поможет библиотекарю вырастить вдумчивых и информационно грамотных читателей.

Трудно переоценить  важность общей заинтересованности школы и семьи организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, содействие развитию активной педагогической позиции родителей. Задача не только учителя, но и не в последнюю очередь задача школьного библиотекаря, т.к. семья может и должна стать важнейшей составляющей в работе с детьми, в том числе в работе по привлечению детей к систематическому чтению.

Взаимодействие школы с семьями учащихся обусловлено необходимостью преодоления некоторых противоречий, возникающих между современной школой и родительской общественностью, а так же решением насущных проблем: образования и воспитания. Школьная библиотека была и остается одним из важных связующих звеньев в образовательном и воспитательном процессе. Функции школьной библиотеки сегодня расширены, и школьные библиотеки ориентированны не только на удовлетворение информационных потребностей, а является информационно-коммуникационным центром. Как бы ни была неоспорима роль детской и школьной библиотеки, учителей, классных руководителей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем детского чтения является семья. Именно папы и мамы читают своему малышу первые книжки, рассматривают вместе с ними картинки, в дальнейшем советуют что читать.

По мнению школьного  учителя Т.А. Булаткуловой большую роль в воспитании чтения школьника играет развитие содружества школы, библиотеки и семьи. А что представляют собой родители в качестве читателей? Что и как они сами читают? Что читают и обсуждают со своими детьми? Ведь все это влияет на формирование маленького читателя.

Большинство родителей  читают детям, хотя есть семьи, в которых  это не делается вообще. Дело в том, что далеко не все родители могут позволить себе покупать новые книги для своего ребенка. Много неблагополучных семей с низким материальным достатком, неполных семей, в которых родители мало обращают внимание на воспитание детей, проанализировав сложившуюся ситуацию, в школьной библиотеке ОСШ № 121 города Алматы решили совместно с учителями начальных классов школы, разработать программу: «Возрождение семейного чтения». Эта программа будет рассчитана на совместную работу учителя, библиотекаря и родителей.

Цель программы: создание условий для познавательной деятельности ребенка и её стимулирование, принимать  активное участие в формировании личности учащегося.

Задачи программы:

  • Привлечь детей и родителей в библиотеку (путем массовой работы и выступлениях школьного библиотекаря на родительских общешкольных собраниях);
  • Активировать чтение детей в классе (конкурсы, викторины, беседы, встречи с ветеранами);
  • Повысить рейтинг книги в досуге семьи (семейное чтение и обсуждение прочитанного);
  • Дать представление родителям о творческих возможностях детей как читателей (анализ читательских формуляров в виде диаграмм на общешкольном стенде);
  • Способствовать совместному творчеству родителей и детей (конкурс «Самая читающая семья»);

• Воочию показать родителям — как хорошо, как замечательно может быть взрослому с детской книгой.

Совместная работа с  семьей, организованная классными руководителями, родительским комитетом и библиотекой  школы позволяет реально влиять на качество семейного воспитания. Одним из направлений работы по повышению воспитания подрастающего поколения являются мероприятия проводимые библиотекой совместно с классными руководителями и родителями. Например, совместно проведенное классное собрание. Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с родителями. На собрании обычно обсуждаются актуальные вопросы учебно-воспитательной работы, а так же проводятся беседы проводимые библиотекарем, проводиться анкетирование (Что читает ученик? Его интересы). Родительские собрания, с привлечением школьного психолога, учителей-предметников, групповых дискуссий, организованные библиотекой и классными руководителями, посещение семьи, деловые игры, вечера вопросов и ответов.

Каждый из школьных библиотекарей, работая с маленькими детьми, знает, насколько они любознательны, сколько разных вопросов может у них возникнуть. Задача школьного библиотекаря: развивать это замечательное свойство, стимулировать желание читать.

Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнить на высоком  уровне свои воспитательные и образовательные . функции. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

 

Заключение

 

Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнить на высоком уровне свои воспитательные и образовательные . функции. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность. И первоклассник, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование.

В.А.Сухомлинский еще  в середине XX века писал, что «Школа — это, прежде всего, книга, а воспитание — прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения».

Главная же задача, которую  мы решаем сообща — взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей и школьных библиотекарей вформировании личности ребенка. Идеалами формирования личности должны стать «Правда, Доброта, Красота души и Гражданственность». По словам великого Абая, дети вырастали и вырастают похожими на своих отцов. Поэтому важнее всего —открыть свое сердце, душу, разум, отдать все тепло и любовь детям. Ведь формируя интересы, запросы, стремления детей, мы с партнёрами взращиваем само будущее нашей страны. Педагоги, классные руководител и и мы — библиотекари не меньше заинтересованы родителей в успешном, правильном формировании личности учащихся.

Таким образом, школьная библиотека является главным участником педагогического процесса. Важнейший фактор, вл ияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтением - контакт с семьями читателя. Мы, библиотекари, должны приложить максимум усилий, чтобы помочь в этом благородном деле.

Воспитание гармонично развитого, духовно богатого, с творческими  способностями и с высоким уровнем интеллекта учащегося — вот наша основная задача. Воспитать человека достойного звания гражданина Республики Казахстан.

Список использованной литературы

 

  1. Бикбау М.С. Презентация библиографического указателя «Время. Книга. Читатель!» : [Текст]  / М.С. Бикбау, А. С. Айтбаева, Т. Б. Асмолова // Мектептегі кітапхана. - Библиотека в школе.- 2010. - N 5. - С. 33 – 36
  2. Булаткулова Т.А. Взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей и школьных библиотекарей в формировании личности ребёнка : [Текст]  / Т.А. Булаткулова // Мектептегі кітапхана. - Библиотека в школе. - 2010. - N 6. - С. 22 -28
  3. Ермекова Г.Я. Резервы обучения  чтению (Беседа для родителей) : [Текст]  / Г.Я. Ермекова // Мектептегі кітапхана. - Библиотека в школе.- 2010. - N 6. - С. 22 -28
  4. Исамадиева С. А. Школьный библиотекарь: профессионализм и личность : [Текст]  / С. А.  Исамадиева, Н. К. Курбатова // Мектептегі кітапхана. - Библиотека в школе.- 2010. - N 3. - С. 46
  5. Коломийцева М. В. Пропаганда библиотечно-библиографических знании в школьных библиотеках : [Текст]  /  М. В.Коломийцева // Мектептегі кітапхана. - Библиотека в школе. - 2011. - N 1. - С. 26-27
  6. Сапакова В.И. Субъектные качества учащегося как пользователя библиотеки : [Текст]  / В.И. Сапакова  // Мектептегі кітапхана. - Библиотека в школе. - 2009. - N 4. - С. 27
  7. Филиппова Е.П. Школьная библиотека - информационный центр образовательного учреждения : [Текст]  / Е.П. Филиппова // Мектептегі кітапхана. - Библиотека в школе. - 2011. – N1. - C.22-25

Задачи школьной библиотеки по формированию информационной компетентности школьника.

  1. Черепичная Т. А. Формы работы школьной библиотеки в воспитании патриотизма у учащихся : [Текст] / Т. А.  Черепичная // Мектептегі кітапхана. - Библиотека в школе.- 2010. – N1. - C.39-40

 

Приложение А

 

 

Рисунок 1 Организации  пропаганды литературы с учетом возраста школьника

 

 

Приложение  Б

 

 

Резервы обучения  чтению (Беседа для родителей)

Информация о работе Задача и содержание работы школьных библиотек