Объекты и объективное содержание социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:58, доклад

Краткое описание

Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности, гарантирующих защиту человеку, его прав и свобод, особое место занимает социальная политика государства.
Принципиально важное значение для понимания сущности социальной политики, признания ее объективной основы и роли в общественном развитии, имеют концептуальные положения и выводы общественных наук: о происхождении и сущности государства и права; о сущности и роли государственной власти; об обусловленности интересов и потребностей социальных групп их положением и действительной ролью в обществе; о социальных, национальных и межличностных отношениях и их влиянии на политическую жизнь; о нравственных нормах, традициях, обычаях и факторах их взаимодействия; о роли личности в истории и политике.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.75 Кб (Скачать)

1. Объекты и объективное содержание социальной работы   

1.1. Содержание и основные направления социальной политики 

Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности, гарантирующих  защиту человеку, его прав и свобод, особое место занимает социальная политика государства.

Принципиально важное значение для понимания сущности социальной политики, признания ее объективной основы и роли в общественном развитии, имеют концептуальные положения  и выводы общественных наук: о происхождении  и сущности государства и права; о сущности и роли государственной  власти; об обусловленности интересов  и потребностей социальных групп  их положением и действительной ролью  в обществе; о социальных, национальных и межличностных отношениях и  их влиянии на политическую жизнь; о  нравственных нормах, традициях, обычаях  и факторах их взаимодействия; о  роли личности в истории и политике.

Таким образом, политика – это сфера деятельности, связанная с социальными отношениями по поводу проблем завоевания, удержания и использования власти. Ее важнейшим признаком является особая форма обобщения, интеграции интересов, воли социальных групп и отдельных личностей для реализации своих целей, а также характер и направленность использования механизма власти.

По своей структуре  политика подразделяется на два крупных  взаимосвязанных направления: внешнее  и внутреннее. Что касается внешней политики, то она, будучи органически связанной с внутренней, имеет свою особенность, ей свойственна относительная самостоятельность, которая обусловлена спецификой проявления и реализации социальных, национальных и государственных интересов.

Основное содержание внутренней политики государства составляют: отношения классов, социальных групп и слоев общества к существующей системе власти; долговременные, устойчивые интересы социальных групп и их взаимоотношения; процессы социально-экономического и культурного развития общества. Внутренняя политика в соответствии с потребностями общественного развития включает несколько крупных разделов, которые отражают приоритеты в концентрации материальных и духовных ресурсов общества для решения актуальных проблем его развития.

Так, социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах,  регулирующая отношения  в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Если допустить, что  любая политика выступает концентрированным  выражением чьих-то интересов, то не менее  верным может стать толкование социальной политики как специфической концентрации всех видов политики, направленной на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы.  
Последняя является своеобразной системой, в которой выделяются три крупных блока, каждый из которых представляет относительно самостоятельную подсистему.

Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между  ними. (В этой подсистеме важное значение имеет степень развития социальной структуры в целом, а также  наличие так называемых слабо  защищенных слоев и категорий  населения).

Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих людей и способствующих их нормальной жизнедеятельности.

В-третьих, важным компонентом  социальной сферы как степени  развития всех других сфер и общества в целом являются условия труда  человека, его быта, досуга; здоровье; возможность выбора профессии, места  жительства; доступ к ценностям; обеспечение  прав и свобод личности.

Именно концентрация на указанных направлениях должна быть основой социальной политики государства. Однако можно конкретизировать ориентацию социальной политики государства по следующим направлениям.

1. Социальные объекты,  нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке:  инвалиды, безработные, участники  Великой Отечественной войны  и приравненные к ним лица; бывшие несовершеннолетние узники  фашизма; одинокие и пожилые  люди и семьи, состоящие из  одних пенсионеров; вдовы и  матери военнослужащих, погибших  в Великой Отечественной войне,  в других войнах и мирное  время; лица, подвергшиеся политическим  репрессиям и впоследствии реабилитированные;  беженцы и вынужденные переселенцы;  лица, подвергшиеся радиационному  воздействию ядерных выбросов  и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся  из мест лишения свободы и  специальных учебно-воспитательных  учреждений; лица без определенного  места жительства; семьи, имеющие  в своем составе лиц, злоупотребляющих  алкоголем, употребляющих наркотики;  семьи, имеющие детей-инвалидов;  семьи, имеющие на попечении  детей сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей; семьи  с низким уровнем доходов, многодетные  семьи, семьи несовершеннолетних  родителей; разводящиеся семьи,  семьи с неблагоприятным психологическим  микроклиматом, конфликтными отношениями;  семьи, где родители педагогически  несостоятельны; матери, находящиеся  в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие  матери; самостоятельно проживающие  выпускники детских домов и  школ-интернатов, осиротевшие или  дети, оставшиеся без попечения  родителей; дети, испытывающие жестокое  обращение и насилие, оказавшиеся  в условиях, угрожающих здоровью  и развитию; лица, имеющие психологические  затруднения, испытывающие психологические  стрессы, склонные к суицидным  поступкам.  

2. Учет и эффективная  реализация основных направлений  социальной работы: социальной диагностики,  социальной профилактики, социального  надзора, социальной корреляции, социальной терапии, социальной  адаптации, социальной реабилитации, социального обеспечения, социального  страхования, социальной опеки,  социальной помощи, социального  консультирования, социальной экспертизы, социального попечительства, социальных  нововведений, социального посредничества  и подвижничества.

Социальная политика имеет различные измерения: экономическое, социальное, организационное, экологическое, правовое, культурологическое и личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик и объективных критериев наиболее важное значение имеют: социальная защищенность малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев и т. д.; практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения  их основных потребностей.

Следует отметить, что социальная политика по своему происхождению все же вторична относительно экономики, ибо та была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Однако соотношение экономики и политики не может быть сведено к соотношению между экономической и социальной политикой государства. Здесь особое значение приобретает взаимодействие обоих видов политики, при котором приоритет может иметь то один, то другой вид.

Вторичность социальной политики не означает второстепенности ее значимости для развития материальной и духовной культуры общества. Во-первых, в социальной сфере реализуются  результаты хозяйственной деятельности, проверяется ее эффективность. Во-вторых, в социальной политике находит отражение  и проявление степени ее гуманности.  
В-третьих, без действенной социальной политики невозможна активизация творческого начала в деятельности человека как главной составляющей производительных сил общества. Структурные элементы человеческого фактора есть проявление конкретных социальных отношений, регулирование и совершенствование которых составляют содержание социальной политики и социальной работы в обществе. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер по их регулированию.

В последнее время  активно ведутся поиски определения  оптимальной модели социальной политики. Как правило, в основе ее содержания отражается исторический путь развития государства, стремившегося найти  соответствующие механизмы, регулирующие социальные отношения и позволяющие  снизить неблагоприятные явления  в обществе. Законодательно-правовые акты, отношения распределения и  регулирования общественных ресурсов, уровень и качество жизни основных категорий населения являлись теми основаниями, которые позволили  сформировать основные модели социальной политики государства.  
Таким образом, модели социальной политики являются некой системой взаимосвязанных социальных принципов и направлений деятельности, регулирующих развитие общества, распределение и перераспределение различных благ и ресурсов.

В зарубежных литературных источниках принято выделять три  модели социальной политики. Остаточная модель, которая сформировалась в Англии, ее основанием были Законы о бедных, принятые с 1531 по 1601 гг. С их помощью предпринималась попытка регулировать процесс обнищания населения, определялась система мер по государственному контролю за бедностью и пауперизмом, разрабатывалась налоговая система, позволяющая централизованно финансировать программы поддержки. Одновременно развивались превентивные и репрессивные мероприятия против профессионального нищенства. В процессе формирования этой модели был сформулирован ее основной принцип: государство оказывает помощь и поддержку через систему социальных служб только в том случае, если удовлетворение индивидуальных нужд невозможно через институт семьи и возможности частного рынка.

В настоящее время  остаточная модель социальной политики широко представлена в США. Ее реализация осуществляется в формах государственного страхования и социальной помощи, а характерной особенностью является децентрализация и наличие большого количества социальных адресных программ, регламентируемых федеральным законодательством  либо законодательством штатов.

Государственно-перераспределительная  модель социальной политики определилась в процессе становления социал-демократической идеологии и деятельности профсоюзов по защите интересов трудящихся. В ее основе заложена концепция социализации капиталистической собственности, т. е. предполагается принцип социального равенства, которое может быть достигнуто путем выравнивания доходов, а также контролирование собственности через систему распоряжения, пользования, распределения и перераспределения.

Так, в некоторых  западных странах приоритетными  направлениями выступают система  защиты доходов и система социальных услуг.  
То есть в данном случае стратегия социальной политики направлена на реорганизацию и реформирование экономической и государственной структур для удовлетворения потребностей граждан. С этой целью повышается роль государства в системе перераспределения доходов, расширения сети услуг, а также повышается значение местного самоуправления при решении задач социального обеспечения на местах.

В данном контексте  социальное страхование в Германии является не только средством возмещения рисков, но и социального перераспределения. С этих позиций реализуется принцип  социального обеспечения, где гражданское  социальное обеспечение гарантирует  каждому гражданину прожиточный  минимум, независимо от предварительных  выплат и взносов в качестве налогоплательщика. Социальная помощь осуществляется на принципах индивидуализации и субсидарности, где помощь представляется исходя из конкретной индивидуальной ситуации, а источником финансирования являются общественные фонды.

В основе модели индустриально-экономического развития лежит мнение о том, что институты социального благосостояния выступают как дополнение к экономической системе. То есть, социальные потребности могут быть удовлетворены только на основе продуктивной деятельности, корпоративной ответственности, трудовой и исполнительской дисциплины работающих членов общества, которая достигается трудовой мотивацией, вознаграждением, а также лояльностью различных групп и сообществ к проводимой социальной политике государства.

Эта модель наиболее ярко проявляется в Японии, и в  содержании которой лежат следующие  принципы: пожизненный найм, зарплата по старшинству, пофирменные профсоюзы и т. д. Корпоративный патернализм гарантирует постоянное место работы. Система социальной защиты включает в себя социальную помощь, социальное страхование, охрану здоровья, обслуживание престарелых и т. д. Финансирование расходов на социальное обеспечение осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями и трудящимися, однако в пенсионном страховании принимает участие и государство, которое несет треть всех расходов.

В современной литературе отечественные модели социальной политики рассматриваются в контексте  исторического развития, что позволяет  ярко обозначить характерные российской практике модели построения социальных взаимоотношений.

Информация о работе Объекты и объективное содержание социальной работы