Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:58, доклад
Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности, гарантирующих защиту человеку, его прав и свобод, особое место занимает социальная политика государства.
Принципиально важное значение для понимания сущности социальной политики, признания ее объективной основы и роли в общественном развитии, имеют концептуальные положения и выводы общественных наук: о происхождении и сущности государства и права; о сущности и роли государственной власти; об обусловленности интересов и потребностей социальных групп их положением и действительной ролью в обществе; о социальных, национальных и межличностных отношениях и их влиянии на политическую жизнь; о нравственных нормах, традициях, обычаях и факторах их взаимодействия; о роли личности в истории и политике.
Для первой модели характерна
опека над определенными
Сущность модели
государственно-
Модель общественного призрения включает в себя механизмы государственных законодательных регламентаций, частных и общественных инициатив. Для нее характерно: осуществление территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся; формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи; территориальный принцип финансирования и распределения средств; меры по воспитанию и профессиональному образованию, сословному обучению; децентрализация в области финансовой политики; отсутствие единых подходов к социальному обеспечению и т. д.
Модель общественно-
Модель социального обеспечения – это модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отданы трудящемуся населению. В ее основе – социалистическое перераспределение. В результате монополизация и централизация системы обусловливала медленное реагирование на решение общественных проблем, порождала различные виды социального иждивенчества, определяла низкий уровень пособий и системы социальных услуг.
Модель переходного
периода реализуется в ситуации реструктуризации
социально-экономических и политических
связей и отношений. Для нее характерен
ряд намеченных мероприятий в области
здравоохранения, образования, культуры,
жилищной сферы, науки и т. д. В системе
социального обслуживания наблюдается
отход от принципов всеобщего и гарантированного
государством уровня социальной защиты.
В зависимости от трудоспособности граждан
и их материальной обеспеченности предполагаются
дифференцированные поддержка и социальное
обслуживание. Бесплатное социальное
обслуживание сохраняется только для
отдельных групп населения, в соответствии
с утвержденным перечнем, а основной акцент
делается на привлечении средств граждан.
1.2. Обусловленность социальной работы социальной политикой российского государства
Содержание и направленность социальной политики государства служат не только содержательной, но и организационной основой социальной работы, выполняя очень важную методологическую функцию. Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы. Чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности и интересы социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, следовательно, и успешнее решаются.
В социальной политике можно выделить две взаимообусловленные, взаимодействующие стороны: научно-познавательную и практически-организационную.
Научно-познавательный компонент выступает как результат анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, как обобщенный результат и оценка предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных групп и слоев населения. Аналитический материал по этой проблеме дает возможность государственным структурам выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее основные задачи и направления.
Практически-организационная сторона связана с непосредственным осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной политики. В этом случае большое значение приобретает разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и непосредственная работа с населением.
Необходимо упомянуть
и организаторскую работу как
управленческую деятельность по рациональному
распределению труда при
• определение цели и задач, а также всесторонний анализ условий их успешного выполнения;
• подбор и расстановку
кадров, создание или изменение организационно-
• определение и доведение до исполнителей их функций, полномочий, ответственности, способов стимулирования труда, а также ресурсов и средств реализации поставленных задач;
• координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей.
Успех в социальной работе в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров как обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического, социально-экономического, социально-психологического мышления с навыками практического управления социальными процессами.
Социальная ориентированность кадров предполагает:
– широкий интеллектуальный кругозор и социальную направленность мышления как характеристики их культуры;
– навыки социально-экономического, социально-политического и социально-психологического анализа ситуации и умение осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных средств реализации социальной политики, форм и методов социальной работы с различными слоями и категориями населения;
– умение планировать, прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельности;
– коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного потенциала человека.
Таким образом, социальная ориентированность является основным профессиональным качеством социального работника, она вырабатывается в процессе профессионально-трудовой деятельности путем постоянного совершенствования и развития теоретических положений на практике, в конкретных жизненных обстоятельствах места и времени.
Следует подчеркнуть, что социальная политика и социальная работа очень тесно взаимосвязаны. Собственно социальная работа представляет собой особую форму, конкретный способ социальной политики, с другой стороны, социальная политика раскрывается в характере социальной работы. Однако социальная работа по своему содержанию значительно богаче и шире политики, намного динамичнее и подвижнее ее, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.
1.3. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы
Определяя институциональный статус социальной работы, следует выделить государственный, общественный и смешанный типы. Государственный статус подразумевает возможность централизованного контроля над определением числа нуждающихся и ресурсов, выделяемых государством на оказание помощи
При общественной организации или самоорганизации помощи реализуется не только финансовая и материальная помощь, но и осуществляется социализация, поиск путей адаптации в имеющихся условиях, организация социального участия.
Таким образом, в современной России, где государственное регулирование социокультурных процессов доминирует, а уровень общественного самоуправления низок, целесообразно отдавать предпочтение смешанным типам организации социальной работы. При этом основной организационный импульс будет исходить от властных институтов или при их активном участии. Во-первых, на государственном уровне существуют организационные структуры, которые могут выполнять функции основной и дополнительной социализации: государственные учебные и медицинские заведения, средства массовой информации, учреждения культуры, пенитенциарные учреждения. Во-вторых, государственное лицензирование специалистов, работающих в сфере социальной помощи и поддержки, служит минимальной гарантией против различных негативных явлений. В-третьих, официальная институциализация социальной работы осуществляет контроль над ее эффективностью и качеством. Все это обеспечивает базу для подготовки квалифицированных специалистов, в области организации процессов социализации и ресоциализации членов общества.
Таким образом, видится уместным объединение усилий государственных и общественных структур. Наилучшее направление такого сотрудничества обеспечивается инициативой представителей общественности, в распоряжении которой сегодня находится необходимый объем культурной информации относительно установления и поддержания межличностных связей, модификации поведения людей, вовлечения их в социально полезную деятельность. В этом отношении взаимодействие ассоциаций профессионалов с государственными институтами и органами локальной власти, направленное на улучшение качества жизни людей, может дать позитивные результаты.
1.4. Категории и закономерности социальной работы
Основным компонентом системы социальной работы является совокупность понятий и категорий, позволяющих в обобщенной форме отразить процессы и явления, изучаемые теорией социальной работы, а также выявить взаимосвязи между ними путем фиксации их свойств, признаков и закономерностей. Они формируются в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения исследовательских процедур абстрагирования, идеализации, обобщения, сравнения и других логических операций. Понятийный аппарат образует структуру теории социальной работы, включая определение ее сущности, объекта, предмета, функций и критериев эффективности. Их все можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.
Все они являются своеобразной формой, позволяющей выявить устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между различными явлениями в социальной работе. Посредством их возможно добиться единообразия в понимании явлений, выразить закономерности и тенденции развития социального объекта или действительности.
Различают понятия двух уровней. Во-первых, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов (первичные). Во-вторых, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними.
Понятия любой науки, составляющие ее основу, называют категориями. Они тесно переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что обусловливает относительность и проницаемость границ между самими этими категориями и полипарадигмальность теории социальной работы. Существуют следующие группы категорий социальной работы:
• категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются и другими науками (социальные связи и отношения, социальная деятельность, социализация, индивид, индивидуальность, личность и т. д.);
• категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые и другими отраслями знания (психосоциальная работа, социальная адаптация и реабилитация и др.);
• категории, являющиеся собственно категориями социальной работы (социальный работник, социальное защита, социальная помощь и т. д.).
Информация о работе Объекты и объективное содержание социальной работы