Объекты и объективное содержание социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:58, доклад

Краткое описание

Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности, гарантирующих защиту человеку, его прав и свобод, особое место занимает социальная политика государства.
Принципиально важное значение для понимания сущности социальной политики, признания ее объективной основы и роли в общественном развитии, имеют концептуальные положения и выводы общественных наук: о происхождении и сущности государства и права; о сущности и роли государственной власти; об обусловленности интересов и потребностей социальных групп их положением и действительной ролью в обществе; о социальных, национальных и межличностных отношениях и их влиянии на политическую жизнь; о нравственных нормах, традициях, обычаях и факторах их взаимодействия; о роли личности в истории и политике.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.75 Кб (Скачать)

Для первой модели характерна опека над определенными группами населения, которые поступают под  княжеский и церковный патронаж. Поэтому эта модель получила название княжеское и церковно-монастырское попечительство. В этом случае основной задачей являлось «питание», т. е. поддержание жизни подопечного. Форма поддержки носила случайный, временный и непостоянный характер, а также не имела закрепленных финансовых механизмов. Однако церкви и монастыри предпринимали первые шаги в организации институтов социальной поддержки больниц, богаделен, а также закладывали основы медицинской помощи и просветительной деятельности.

Сущность модели государственно-законодательного регламентирования состоит в проведении в жизнь политики, направленной на регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства, предпринимались первые шаги по поддержке вдов и сирот, чьи мужья и отцы погибли на «государевой службе».

Модель общественного призрения включает в себя механизмы государственных законодательных регламентаций, частных и общественных инициатив. Для нее характерно: осуществление территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся; формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи; территориальный принцип финансирования и распределения средств; меры по воспитанию и профессиональному образованию, сословному обучению; децентрализация в области финансовой политики; отсутствие единых подходов к социальному обеспечению и т. д.

Модель общественно-территориального распределения возникла в связи с миграцией населения, урбанизацией и развитием капиталистического производства. Для нее характерно сочетание различных форм поддержки (общинная, приходская, земская и т. д.), наличие приказной системы, оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения. Однако прослеживается и явная слабость данной системы: неразвитая налоговая сфера; отсутствие государственного финансирования; децентрализация социальных акций.

Модель социального обеспечения – это модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отданы трудящемуся населению. В ее основе – социалистическое перераспределение. В результате монополизация и централизация системы обусловливала медленное реагирование на решение общественных проблем, порождала различные виды социального иждивенчества, определяла низкий уровень пособий и системы социальных услуг.

Модель переходного периода реализуется в ситуации реструктуризации социально-экономических и политических связей и отношений. Для нее характерен ряд намеченных мероприятий в области здравоохранения, образования, культуры, жилищной сферы, науки и т. д. В системе социального обслуживания наблюдается отход от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защиты.  
В зависимости от трудоспособности граждан и их материальной обеспеченности предполагаются дифференцированные поддержка и социальное обслуживание. Бесплатное социальное обслуживание сохраняется только для отдельных групп населения, в соответствии с утвержденным перечнем, а основной акцент делается на привлечении средств граждан.   

1.2. Обусловленность социальной работы социальной политикой российского государства

Содержание и направленность социальной политики государства служат не только содержательной, но и организационной  основой социальной работы, выполняя очень важную методологическую функцию. Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы. Чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности и интересы социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, следовательно, и успешнее решаются.

В социальной политике можно выделить две взаимообусловленные, взаимодействующие стороны: научно-познавательную и практически-организационную.

Научно-познавательный компонент выступает как результат анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, как обобщенный результат и оценка предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных групп и слоев населения. Аналитический материал по этой проблеме дает возможность государственным структурам выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее основные задачи и направления.

Практически-организационная  сторона связана с непосредственным осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной политики. В этом случае большое значение приобретает разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и непосредственная работа с населением.

Необходимо упомянуть  и организаторскую работу как  управленческую деятельность по рациональному  распределению труда при решении  поставленных задач по оптимальному использованию сил и средств, способов стимулирования для качественного  и своевременного устранения выявленных проблем. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь  организационным уровнем социальной работы, предполагает:

• определение цели и задач, а также всесторонний анализ условий их успешного выполнения;

• подбор и расстановку  кадров, создание или изменение организационно-управленческих структур в интересах реализации поставленных задач;

• определение и доведение до исполнителей их функций, полномочий, ответственности, способов стимулирования труда, а также ресурсов и средств реализации поставленных задач;

• координацию усилий и действий структурных подразделений  и конкретных исполнителей.

Успех в социальной работе в решающей степени зависит  от социальной ориентированности кадров как обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического, социально-экономического, социально-психологического мышления с навыками практического управления социальными процессами.

Социальная ориентированность  кадров предполагает:

– широкий интеллектуальный кругозор и социальную направленность мышления как характеристики их культуры;

– навыки социально-экономического, социально-политического и социально-психологического анализа ситуации и умение осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных средств реализации социальной политики, форм и методов социальной работы с различными слоями и категориями населения;

– умение планировать, прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и  учитывать их в практической деятельности;

– коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность  приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного  потенциала человека.

Таким образом, социальная ориентированность является основным профессиональным качеством социального работника, она вырабатывается в процессе профессионально-трудовой деятельности путем постоянного совершенствования и развития теоретических положений на практике, в конкретных жизненных обстоятельствах места и времени.

Следует подчеркнуть, что социальная политика и социальная работа очень тесно взаимосвязаны. Собственно социальная работа представляет собой особую форму, конкретный способ социальной политики, с другой стороны, социальная политика раскрывается в характере социальной работы. Однако социальная работа по своему содержанию значительно богаче и шире политики, намного динамичнее и подвижнее ее, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.

1.3. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы   

Определяя институциональный  статус социальной работы, следует  выделить государственный, общественный и смешанный типы. Государственный статус подразумевает возможность централизованного контроля над определением числа нуждающихся и ресурсов, выделяемых государством на оказание помощи

При общественной организации или самоорганизации помощи реализуется не только финансовая и материальная помощь, но и осуществляется социализация, поиск путей адаптации в имеющихся условиях, организация социального участия.

Таким образом, в  современной России, где государственное  регулирование социокультурных  процессов доминирует, а уровень  общественного самоуправления низок, целесообразно отдавать предпочтение смешанным типам организации социальной работы. При этом основной организационный импульс будет исходить от властных институтов или при их активном участии. Во-первых, на государственном уровне существуют организационные структуры, которые могут выполнять функции основной и дополнительной социализации: государственные учебные и медицинские заведения, средства массовой информации, учреждения культуры, пенитенциарные учреждения. Во-вторых, государственное лицензирование специалистов, работающих в сфере социальной помощи и поддержки, служит минимальной гарантией против различных негативных явлений. В-третьих, официальная институциализация социальной работы осуществляет контроль над ее эффективностью и качеством. Все это обеспечивает базу для подготовки квалифицированных специалистов, в области организации процессов социализации и ресоциализации членов общества. 

Таким образом, видится  уместным объединение усилий государственных  и общественных структур. Наилучшее  направление такого сотрудничества обеспечивается инициативой представителей общественности, в распоряжении которой  сегодня находится необходимый  объем культурной информации относительно установления и поддержания межличностных  связей, модификации поведения людей, вовлечения их в социально полезную деятельность. В этом отношении взаимодействие ассоциаций профессионалов с государственными институтами и органами локальной власти, направленное на улучшение качества жизни людей, может дать позитивные результаты.

1.4. Категории и закономерности социальной работы

Основным компонентом  системы социальной работы является совокупность понятий и категорий, позволяющих в обобщенной форме  отразить процессы и явления, изучаемые  теорией социальной работы, а также  выявить взаимосвязи между ними путем фиксации их свойств, признаков  и закономерностей. Они формируются  в процессе обобщения результатов  эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения исследовательских  процедур абстрагирования, идеализации, обобщения, сравнения и других логических операций. Понятийный аппарат образует структуру теории социальной работы, включая определение ее сущности, объекта, предмета, функций и критериев  эффективности. Их все можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.

Все они являются своеобразной формой, позволяющей выявить  устойчивые, повторяющиеся связи  и отношения между различными явлениями в социальной работе. Посредством  их возможно добиться единообразия в  понимании явлений, выразить закономерности и тенденции развития социального  объекта или действительности.

Различают понятия  двух уровней. Во-первых, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов (первичные). Во-вторых, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними.

Понятия любой науки, составляющие ее основу, называют категориями. Они тесно переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что обусловливает относительность и проницаемость границ между самими этими категориями и полипарадигмальность теории социальной работы. Существуют следующие группы категорий социальной работы:

• категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются и другими науками (социальные связи и отношения, социальная деятельность, социализация, индивид, индивидуальность, личность и т. д.);

• категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые и другими отраслями знания (психосоциальная работа, социальная адаптация и реабилитация и др.);

• категории, являющиеся собственно категориями социальной работы (социальный работник, социальное защита, социальная помощь и т. д.).

Информация о работе Объекты и объективное содержание социальной работы