Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 14:55, курсовая работа
В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Данте, Петрарка, Боккаччо, Браччолини, Мирандола, Брунеллески, Буонарроти и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Роттердамским, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Мор).
. Введение 2
2. Раннее Возрождение
2.1. Зарождение ренессансной культуры 3
2.2. Зарождение гуманизма: человек и природа 7
3. Гуманизм Высокого Возрождения 10
4. Позднее Возрождение. Кризис гуманизма 14
5. Заключение 16
Литература 18
Отдавая живописи пальму первенства в «споре искусств», Леонардо определял ее как универсальный язык (подобно математике), воплощающий с помощью пропорций и перспективы различные проявления разумного начала, царящего в природе.
Леонардо не оставил после себя завершенных научных трактатов, однако в многочисленных записных книжках и рукописях (около 7 тыс. листов) представлены его идеи, наброски технических проектов, наблюдения над природными явлениями и человеком, которые обогатили практически все разделы человеческого знания. В своей совокупности эти материалы предваряли создание грандиозной энциклопедии человеческих знаний. Достаточно назвать его анатомические и ботанические исследования, наброски проектов металлургических печей, прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и землеройных машин, подводной лодки и танка, летательных аппаратов и парашюта. Леонардо предварил по ряду направлений научную революцию XVII в., что нашло выражение в развитии механики («рае математических наук»), астрономии (он был близок к созданию гелиоцентрической системы мироздания, полагая Землю «точкой в мироздании»), и т. д.
Младший современник Леонардо
великий живописец Италии
Также одним из титанов Высокого Возрождения является Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508— 1512). Общая площадь фрески 600 кв. метров. Многофигурная композиция фрески представляет иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы. В этой фреске воплотились лучшие гуманистические идеалы Возрождения. Смелость художника в изображении обнаженных тел вызвала негодование части клира, что свидетельствовало о начале наступления реакции на основы идеологии Возрождения.
Как
скульптор Микеланджело стал известен
благодаря своему раннему произведению
«Давид». Но подлинное признание как архитектор
и скульптор Микеланджело обрел в качестве
проектировщика и руководителя строительства
основной части здания Собора св. Петра
в Риме, остающегося и до настоящего времени
самым крупным католическим храмом в мире,
а также за скульптурное оформление лестницы
и площади Капитолийского холма. Не меньшую
известность принесли ему архитектурные
и скульптурные работы во Флоренции, в
частности, скульптурная композиция в
капелле Медичи. Четыре обнаженные фигуры
на саркофагах властителей Флоренции
«Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» весьма
ярко иллюстрируют осознание мастером
ограниченности человеческих возможностей,
отчаяние перед быстротекущим временем.
Эти трагические настроения звучат в стихотворении
последнего титана Возрождения, написанном
от имени его же скульптуры «Ночь»:
Отрадно спать, отрадней камнем быть
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать — удел завидный.
Прошу,
молчи, не смей меня
будить.
Еще одним ярким представителем гуманистической традиции Высокого Возрождения является Эразм Роттердамский. С именем этого ученого-гуманиста и богослова связано зарождение «христианского гуманизма». Основой мировоззрения Эразма явилось «возрождение» идей и этических идеалов раннего христианства, «возврат к истокам» во всех областях человеческой жизни. Эразм создал стройную систему нового богословия — «философию Христа». В этой системе главное внимание уделяется человеку, его отношению к богу, нравственным обязательствам человека перед ним. «Христианский гуманизм» ориентировался на синтез культурных традиций античного мира и устоев раннего христианства.
Одной
из центральных проблем «
В своей основе спор гуманиста Эразма и реформатора веры Лютера касался различий в толковании Священного писания. Но если оба автора изначально едины в отношении критики схоластов, то далее их пути расходятся.
Лютер, оказавшийся под влиянием мистики, не допускает никаких сомнений в святости текста Писания. И если он признает свободу воли у человека, то лишь по отношению к существам, стоящим ниже его в иерархическом ряду живого. Свобода воли человека оказывается бесконечно малой частицей безграничной, абсолютной, поистине свободной воли сверхприродного бога. Он так и утверждает: «Свободная воля — это наименование Бога». Для человека свобода воли оказывается лишь иллюзией его гордыни. Лютер пытается также возродить ортодоксальное представление первоначального христианства о слабости человеческой природы, которая «не знает собственных сил», но «по гордыне своей... полагает, будто она все может и все знает». Такое самомнение человека — результат полной испорченности человеческой природы, следствие первородного греха. Поэтому «люди плохи всегда как перед потопом, так и после потопа».
Принципиально иной подход к осмыслению свободы воли находит выражение в произведениях ученого-гуманиста Эразма Роттердамского. Нидерландский мыслитель поворачивает вопрос о свободе воли в плоскость философских рассуждений о природе человека, о морально-социальной жизни общества, где «любая вещь имеет два лица»: «Снаружи как будто смерть, — пишет он в "Похвале Глупости", — а загляни внутрь — увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой — безобразие, под изобилием — жалкая бедность, под позором — слава, под ученостью — невежество, под мощью — убожество, под благородством — низость, под весельем — печаль, под преуспеянием — неудача, под дружбой — вражда, коротко говоря, сорвав маску с силена, увидишь как раз обратное тому, что рисовалось с первого взгляда».
Проблема свободы воли в ее гуманистическом измерении трактуется и в ином, характерном для дискуссий в рамках средневековой культуры, аспекте — в плане соотношения веры и знания. Идея «Руководства христианского воина» (1501) заключалась в том, что светские знания необходимо усваивать, поскольку они появились задолго до рождения христианства. В «Антиварварах» Эразм утверждает, что знание арифметики, геометрии и астрономии, углубление в природу вообще (физика) необходимы для понимания Священного писания, изобилующего названиями животных, трав и минералов.
В «Оружии христианского воина» эта мысль подкрепляется тем, что человек есть то благородное животное, ради которого бог и создал космическое устройство — «машину мира» (machina mundi). Правда, Эразм, развивая идею «машины мира» (она возникла в античное время в практике театральных представлений и эволюционировала до трактовки мира как огромной космической машины в XVII—XVIII вв.), не перешел в сферу натурфилософских изысканий. Его интерес к природе был всецело привязан к осмыслению природы человека, что, по сути, представляло собой гуманистический антропоцентризм. По отношению к человеку решаются все вопросы знания и веры, свободы воли и душевного здоровья. Эразм вносит гуманистическое содержание в знаменитый тезис Сократа «познай самого себя»: «познай самого себя и мерь себя на свой собственный лад. Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить. Следовательно, в числе срединных вещей знание занимает первое место; потом идут здоровье, умственная одаренность; красноречивость, внешний вид, силы, достоинство, уважение, влияние, благосостояние, слава, родовитость, друзья, домашние дела».
На
гуманистический характер мировоззрения
Эразма указывал и Лютер, когда в
одном из писем он писал буквально
следующее: «Читаю я нашего Эразма и день
ото дня уменьшается моя любовь к нему...
человеческое заботит его гораздо больше,
нежели божественное».
4.
Позднее Возрождение.
Кризис гуманизма
Позднее
Возрождение характеризуется
В
западноевропейские страны идеи и произведения
итальянского Возрождения проникли в
ходе так называемых Итальянских войн
(1494—1559 гг.). В отличие от Италии, здесь
культура Возрождения развивалась быстрее
и противоречивее. Так, в Англии вехи развития
гуманистической мысли уложились в жизни
одного поколения.
Наиболее яркими представителями английского Возрождения были Т. Мор (1478-1535) и У. Шекспир (1564— 1616). С именем Томаса Мора связано первое в истории человечества изображение общества, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Один из участников диалога «Утопии», произведения, обессмертившего имя Мора, — Гитлодей рассказывает о своем посещении одного из отдаленных островов Утопии (букв. «Нигдейя», т. е. место, которого не существует), жизнь на котором представляет полную противоположность европейской действительности. Там нет частной собственности, и все люди трудятся. Труд, обязательный для всех, продолжается всего шесть часов, остальное время каждый занимается чем хочет: науками, искусством и прочими любыми занятиями. Жители 54 городов этого острова периодически переселяются в деревни и занимаются земледельческим трудом.
Потребности граждан Утопии предельно просты: во время работы они накрываются шкурами, которых хватает на семь лет, после работы все одеваются в одинаковые грубошерстяные одежды. Здесь все бесплатно, утопийцы питаются в общих столовых-дворцах, где «всегда готова роскошная и обильная пища. Ни один ужин не проходит без музыки, ни один десерт не лишен сладости... зажигают благовония, распрыскивают духи, и вообще делают все, что может создать за едой веселое настроение». В «Утопии» утверждается тот гуманистический принцип, что человеческая душа создана для счастья. Ведь даже цель своего повседневного труда утопийцы видят в том, чтобы «обеспечить, насколько это возможно... всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье жизни».
Граждане Утопии ценят железо выше золота. Железо полезно, как огонь и вода, а из золота они делают ночные горшки и прочую посуду для самых грязных надобностей, куют цепи и кандалы для преступников, золотом обвивают шею и пальцы опозорившихся граждан. Золото, серебро и драгоценности у них всячески презираются. Поблагодарив Гитлодея за рассказ, Мор замечает, что в Утопии действительно много такого, что он хотел бы видеть осуществленным «в наших государствах». Но тут же грустно добавляет: «Я... более желаю этого, нежели ожидаю».
Идеи гуманизма были воплощены в образах героев драматургических произведений Уильяма Шекспира. Поначалу гуманистическая позиция Шекспира находит выражение в тяготении положительных героев исторических хроник и комедий («Генрих IV», «Ричард III», «Укрощение строптивой») к старине, патриархальной морали. Позже Шекспир утверждает веру в гармоничное разрешение жизненных противоречий, а идеи гуманизма растворяет в ситуациях и художественных образах. Гуманистическая идеология воплощается в ключевой идее исторических хроник — правомерности победы централизованной власти (абсолютизма) над анархическим своеволием.