Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 14:55, курсовая работа
В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Данте, Петрарка, Боккаччо, Браччолини, Мирандола, Брунеллески, Буонарроти и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Роттердамским, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Мор).
. Введение 2
2. Раннее Возрождение
2.1. Зарождение ренессансной культуры 3
2.2. Зарождение гуманизма: человек и природа 7
3. Гуманизм Высокого Возрождения 10
4. Позднее Возрождение. Кризис гуманизма 14
5. Заключение 16
Литература 18
Именно такие концепции и учения составляли наиболее общее выражение studia gumanitatis — системы знания и образования, основанной на всем богатстве античной культуры (греческая и латинская грамматика, риторика, поэтика, история, этика, право и политика). Гуманистический антропоцентризм, сосредоточивший внимание на «человеческой природе», моральной стороне человеческой жизни, умалял значение естественных наук, их практической значимости. Действительно, они приложимы к внешнему миру, а гуманистическая традиция связана с определением путей достижения принципиального равенства людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к какому-нибудь сословию. Эта традиция, унаследованная еще от Аристотеля, заключалась также в обеспечении создания необходимого социума для гармоничного развития личности и нормального ее существования.
Небывалого размаха достигает наука, архитектура, изобразительное искусство. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать этическую ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа человека требовали достоверного изображения пространства и заполнения его фигурами и предметами. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения. Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. Стремление к познанию мира побуждает художников к его изучению, что способствует расширению их кругозора, освобождению искусства от узости цехового ремесла и созданию вспомогательных дисциплин. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы.
Архитектура, равно как и изобразительное искусство, стала областью духовной деятельности, в которой с особой силой и выразительностью проявилось великое значение эпохи Возрождения. Утверждение красоты и гармонии мира, возвышение человека до уровня демиурга, признание человека высшим началом бытия, — все эти интенции, выраженные поначалу поэтической строкой, получили реальное воплощение в архитектурных памятниках, преимущественно светского характера.
Определяющей тенденцией в архитектуре Возрождения становится поиск «идеальных» форм зданий, основанных на ясной и законченной композиции. Условием этого послужил тесный союз искусства с наукой, примером которого являются «Десять книг о зодчестве» Л. Б. Альберти, «Четыре книги об архитектуре» А. Палладио, ряд трактатов и заметок Леонардо да Винчи с новыми концепциями градостроительства. Здесь за основу обычно принимались «идеальная» центрическая композиция с четкими геометрическими формами общего строения. Несмотря на свой утопический характер эти градостроительные идеи были использованы при закладке ряда городов.
Выдающийся
архитектор и скульптор Раннего
Возрождения Филиппа Брунеллески (1377-1446)
– один из основоположников архитектуры
Ренессанса. Ему удалось возродить основные
элементы античной архитектуры, которым,
впрочем, художник придал несколько иные
пропорции. Это позволило мастеру ориентировать
постройки на человека, а не подавлять
его, на что, в частности, были рассчитаны
сооружения средневекового зодчества.
Брунеллески талантливо решал сложнейшие
технические задачи (строительство купола
Флорентийского собора), внес большой
вклад в фундаментальную науку (теория
линейной перспективы). Ярким представителем
римской школы архитектуры был Микеланджело
Буонарроти (1475—1564), в творчестве которого
объединились воедино скульптурные и
архитектурные формы (капелла Медичи).
В творчестве этих и других выдающихся
архитекторов отчетливо проявлялась индивидуальность
художника, ученого, архитектора — выразителя
гуманистического мировоззрения.
Культура как процесс возделывания и обработки природы человеком, как процесс совершенствования и обработки самого человека («cultura animi»), в эпоху Возрождения была снова воспринята и введена в сферу социального знания. Мыслители этой эпохи находили в культурном наследии античности свое идейное оружие в борьбе против средневекового теологического мировоззрения. В средние века humanitas означал совокупность природных свойств человека. Возрождение внесло в это понятие новое содержание — ученость и склонность к благородным искусствам, объединение различных сфер духовной деятельности.
Humanitas стали трактовать как единство образованности и облагороженности, которое противопоставлялось варварству (barbaritas) и дикости (feritas), и тем самым толковалось более широко — культура, цивилизация. Например, К. Салютати полагал, что это понятие объединяет «добродетель и ученость». В то же время каждый из этих смыслов включал в себя множество других. Так, «ученость» предполагала универсальность знаний на основе владения «словесностью», а «добродетель», помимо душевной кротости и благожелательности, была неотторжима от классической, античной образованности. Причем эта «добродетель» не являлась врожденным свойством или благодатью, а достигалась благодаря труду над латинскими и греческими рукописями.
Возрождается тот аспект античного понимания культуры, который связан с идеей окультуривания, возделывания души посредством изучения, в данном случае, античных авторов. И если между гуманизмом и культурой Возрождения, в известном смысле, можно поставить знак равенства, то в плане функционирования и характера употребления понятий «гуманизм» и «культура» они не имели равноценного значения. Центральным являлось понятие «гуманизм», хотя оно и истолковывалось в тесной связи и нередко через понятие «культура», неся ее смысловую нагрузку.
Первым истолковал humanitas в законченной философской системе М. Фичино (1433—1499), идейный глава Платоновской академии во Флоренции: 1) человек есть часть природы, 2) humanitas понимается как моральное свойство личности. Фичино полагал, что под влиянием humanitas как добродетели человеколюбия людям становится присуще стремление к единству. Чем человек больше любит равных себе, тем более он выражает сущность рода и доказывает, что он человек. И наоборот, если человек жесток, если он отстраняется от сущности рода и от общения с себе подобными, то он человек только по названию. Фичино задает вопрос: почему мальчики более жестоки, нежели старики? И дает ответ: потому что они в меньшей степени люди, нежели остальные.
Исходным пунктом гуманизма, его содержанием выступала «словесность». Словесность являлась не просто деятельностью, связанной с занятием филологией, а имела широкую социально-мировоззренческую основу, являлась особым типом философствования, преследующим практические, жизненные цели. В центре этого философствования было Слово, культ прекрасной и чистой классической речи. Слово отождествлялось со «знанием» и «добродетелью». Оно воплощало универсальную и божественную человеческую природу и проявлялось в мире как реальность интеллекта и воли.
Важным социальным и нравственно-психологическим фактором формирования культуры Возрождения и ее последующего развития является связь гуманизма со сферой досуга. Выделение досуга в самостоятельную сферу, служащую развитию личности, — выдающееся завоевание этой эпохи, заимствованное у античности.
Одной из новых предпосылок формирования гуманистической культуры эпохи Возрождения явилось появление гуманистической интеллигенции. Ее возникновение связано с зарождением в XIV в. в некоторых городах Северной и Средней Италии (и прежде всего Флоренции и Венеции), товарно-денежной экономики и развитием мануфактур.
Ведущей силой этих новых социальных преобразований так или иначе становились купцы и ремесленники, сплоченные в корпорации, сблизившиеся и частично слившиеся с аристократической верхушкой. В них сосредоточились все виды социальной деятельности от управления производством до управления внешней и внутренней общественной жизнью. «Герои того времени, — пишет Ф. Энгельс, — не стали еще рабами разделения труда... Они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми».
Такое деятельное отношение к миру позволяло более широко понять целостность человеческой личности, ее роль и значение в гражданской жизни, чем предусматривалось средневековой христианской идеологией. Человек, по мнению гуманистов, выступает как свободный творец самого себя и своего бытия на гражданском поприще, его предназначение они видели в широкой социальной активности, т. е. деятельность человека становилась определяющей чертой жизни, вела к идеалу гармоничной личности.
В эпоху европейского Возрождения отношение к природе коренным образом меняется. Если в средневековье к природе относились как к запечатанной книге или сакральному тексту, то теперь происходит осознание того, что природа внекультурна. Возрожденческий человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, в противовес аскетизму средневековья, начинает видеть в ней источник радости и наслаждения. Природа выступает еще не как предмет естествознания (концепция нового времени), а как эстетически значащая реальность.
В эту эпоху человек впервые стал думать, что реально и субъективно-чувственно видимая им картина мира — это не выдумка, не иллюзия, не ошибка зрения и не умозрительный эмпиризм. Первый поэт Возрождения Петрарка в своем письме к другу от 26 апреля 1335 года так выражает свой восторг от созерцания природы с высоты горы близ Авиньона. «Потрясенный грандиозностью открывшегося передо мной зрелища и завороженный какой-то необычайной легкостью воздуха, я остановился на вершине. Я осмотрелся и увидел тучи у себя под ногами. И менее невероятной показалась мне тогда слава ... Олимпа, когда я собственными глазами с горы менее славной увидел то, что я слышал об этих горах».
Несмотря на усиление в этот период светскости, культура Возрождения в целом не была ни атеистической, ни религиозно индифферентной, что несомненно отразилось на восприятии природы. Новым был выдвинутый мастерами эпохи Возрождения примат красоты, притом чувственной красоты. Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же много красоты в человеческой жизни, в человеческом теле, в живом выражении человеческого лица и в гармонии человеческого тела.
Образ природы занимает в культуре Возрождения гораздо большее место, чем в античной или средневековой. Основу искусства видели в подражании природе, которую мог, по их представлениям, создать только творец, владеющий чувством красоты, — Великий художник. Эту мысль в различных ее вариациях можно найти в трудах величайших художников эпохи Возрождения — А. Дюрера и Леонардо да Винчи, Альберта и Микеланджело.
Природа
для человека Возрождения — не онтологическая
реальность, не нечто внеположенное человеку,
не предмет созерцания и подражания в
смысле копирования, а объект освоения,
прежде всего активного духовного преобразования.
Красота присуща природе, но она в ней
разлита, скрыта, и ее не просто обнаружить.
Поэтому предметом подражания художника
становится не эмпирически данная, а познанная,
определенным образом упорядоченная и
преобразованная природа. Следовательно,
«подражание» — это не натуралистическое
копирование, а как бы извлечение истинной
сути природы, красоты, спрятанной под
покровом материи. Отсюда результат обобщения
прекрасного в природе — прекрасное в
искусстве.
Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан, прежде всего, с такими именами как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Эразм Роттердамский. Характерным фоном взлета Ренессанса был экономический и политический упадок Италии — закономерность, не раз повторявшаяся в истории. В творчестве представителей Высокого Возрождения достигли вершины реалистические и гуманистические основы культуры Ренессанса.
Леонардо да Винчи (1452—1519) едва ли имеет равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения. Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, физиологом, ботаником, анатомом, обогатив эти и многие другие сферы знаний открытиями и гениальными догадками. Он заложил основы нового искусства, что было связано с созданием гармоничного образа человека, соответствующего гуманистическим идеалам эпохи. В творчестве Леонардо неразрывно связаны искусство и наука. Так, любая его картина представляла собой сочетание художественного изображения библейских героев или простых людей с тончайшими наблюдениями природных явлений или анатомического строения человека (скалистый пейзаж «Мадонны в скалах» или космически обширный пейзаж «Моны Лизы», вселенская катастрофа цикла «Потоп» и др.), а также воплощение геометрических и физических закономерностей (пространственная композиция «Тайной вечери» или «Иоанна Крестителя», сочетание цвета и светотени).
Среди многочисленных новаций Леонардо следует назвать особую манеру письма, получившую название дымчатой светотени (сфумато, от итал. fumo — дым), которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства.