Позднее Возрождение. Кризис гуманизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Данте, Петрарка, Боккаччо, Браччолини, Мирандола, Брунеллески, Буонарроти и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Роттердамским, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Мор).

Оглавление

. Введение 2

2. Раннее Возрождение

2.1. Зарождение ренессансной культуры 3

2.2. Зарождение гуманизма: человек и природа 7

3. Гуманизм Высокого Возрождения 10

4. Позднее Возрождение. Кризис гуманизма 14

5. Заключение 16

Литература 18

Файлы: 1 файл

3. Реферат по культурологии.doc

— 137.00 Кб (Скачать)
 

     Содержание 

1. Введение   2

2. Раннее  Возрождение

2.1. Зарождение  ренессансной культуры   3

2.2. Зарождение  гуманизма: человек и природа   7

3. Гуманизм  Высокого Возрождения 10

4. Позднее  Возрождение. Кризис гуманизма 14

5. Заключение 16

Литература 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Введение 

     Возрождение - эпоха в истории культуры и  искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. Эта  эпоха названа так потому, что она была временем возрождения духовной культуры: обретения ею светского характера, обращения к античному культурному наследию (его возрождение), формирования гуманистического мировоззрения. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии (XIV – XVI вв.), однако аналогичные процессы протекали и в странах Центральной Европы (конец XV – XVIвв.). В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.

     Подобного рода возрождение духовной культуры имело место и в предшествующую историческую эпоху («Каролингское возрождение»), что было связано с появлением новых элементов гуманистической этики, реалистического искусства. Однако именно в ХIV – XVI вв. утверждение гуманизма как мировоззрения целой эпохи, повсеместное обращение к античному наследию, новый уклад европейской жизни обрели новое экономическое основание — раннекапиталистические производственные отношения. 

     Их  развитие обусловило возрождение личности как деятельного начала, формирование новой системы ценностей, соответствующей зарождающейся буржуазной эпохе. Главными темами литературы и искусства становится человек, его переживания, его внутренний мир, его земная жизнь. Поэтому в центре теоретических дискуссий оказываются вопросы этики, природы истинного благородства, общественного блага, достоинства человека.

     Основой мировоззрения носителей культуры Возрождения выступал антропоцентризм: человек — центр мироздания, часть природы, самое совершенное ее творение, а весь окружающий мир — творение рук человеческих. «Человек, — восклицает Дж. Манетти, — соперник бога в его творении. Все, что появилось в мире после первого и еще бесформенного творения, было открыто, произведено и совершено нами благодаря особой и выдающейся остроте человеческого ума... Ведь это же наши, т. е. человеческие, потому что созданы людьми, все вещи, которые мы видим вокруг, все дома, деревни, города, все земные сооружения, которых так много и которые столь хороши, что благодаря своему великолепию они по праву должны почитаться созданиями скорее ангелов, нежели людей! Наши — живопись, скульптура, искусства, науки, наша мудрость, наши почти неисчислимые изобретения, наше создание — языки»

     В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.

     В развитии культуры Возрождения различают  следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Данте, Петрарка, Боккаччо, Браччолини, Мирандола, Брунеллески, Буонарроти и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Роттердамским, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Мор).  
 
 

     2. Раннее Возрождение

     2.1. Зарождение ренессансной  культуры 

     В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма. Заимствованные у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.

     Гуманизм  как принцип культуры Возрождения  и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр могучая и прекрасная личность.

     Краеугольный  камень нового мировоззрения закладывает  Данте Алигьери (1265-1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Beличайшим шедевром поэта, обессмертившим его имя, стала «Божественная комедия», благодаря которой Данте вошел в историю культуры как создатель итальянского литературного языка. Это доказывают поговорки и крылатые слова «Божественной комедии», употребляемые и поныне:

     Нет большей печали, чем  вспоминать счастливое время в несчастьи.

     Сюжет произведения, весьма традиционный для  Средневековья, тем не менее наполнен новыми элементами, часто противоречащими церковным канонам, ярко выражающими мнение и вкусы самого автора, демонстрирующими его широчайшую эрудицию, знание античности.

     Весьма  сложна структура «Божественной  комедии». Произведение состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Характерно, что провожатым по Аду и Чистилищу Данте выбирает римского поэта Вергилия (Марон Публий, 70—19 до н. э.), называя его «Учителем». Каждая из трех частей поэмы содержит тридцать три песни. Содержание подчинено последовательной символике чисел.     

     Созданный Данте в его «Божественной  комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».

     Непосредственным  родоначальником гуманистического движения в Италии является Франческо Петрарка (1304— 1374). Он остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Примечательно, что первоначально гуманистическое мировоззрение получило именно поэтическое выражение. Не научный трактат, не философский диалог, не морализирующее повествование, а именно поэтическая строка, выражающая земную любовь, восторг женской красотой, — вот самое верное средство взрастить ростки гуманизма, отвергнуть аскетизм и слепую веру.

     В сонете XI «На жизнь Мадонны Лауры» Петрарка передает восторг первой встречи со своей любимой:

     Благословен день, месяц, лето, час

     И миг, когда мой  взор те очи встретил!

     Благословен тот край, и дол  тот светел,

     Где пленником я стал прекрасных глаз!

     Благословенна боль, что в первый раз

       Я ощутил, когда  и не приметил,

     Как глубоко пронзен  стрелой, что метил

     Мне в сердце Бог, тайком разящий нас! 

     Причем  Петрарка воспринимает любовь в космическом масштабе, она затмевает, как замечает автор в «Письме к потомкам», все другие радости и услады жизни:

       

            От Эбро и до  гангского истока,

     От  хладных до полуденных морей,

     На  всей земле и во вселенной всей.

     Такой красы не видывало око. 

     Петрарка  известен и как страстный популяризатор наследия античных авторов, о чем свидетельствует его трактат «О великих мужьях древности».

     Учеником  и последователем Петрарки был Боккаччо (1313—1375) — автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон». Глубоко гуманистическое начало произведения Боккаччо, насыщенного тонкими наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом, остается весьма поучительным и сегодня. Достаточно отметить, что в наше время новеллы Боккаччо легли в основу сценических и экранных версий шедевра, созданного более шестисот лет назад.

     Последующая литература Итальянского Возрождения  равнялась на великих флорентийцев: Данте, Петрарку и Боккаччо, хотя и не смогла превзойти их славы.

     Следует отметить, что гуманистическому движению раннего Возрождения предшествовало поэтическое направление под названием «сладкий стиль» («dolce stil»), возникшее во Флоренции в XIII в. Родоначальником «сладкого стиля» был юрист, политический деятель пополанской коммуны Гвидо Гвиницелли (ум. около 1274 г.). Он создает новую теорию поэтической любви, которая неразрывно связана с благородством души. Истинное благородство человека происходит не от знатности и древности рода, а от его личных достоинств, личной доблести. Любовь всегда облагораживает доблестное сердце» — таков литературный манифест школы «сладкого стиля», с которым выступил Гвиницелли.

     В трактатах гуманистов человек сам  по себе был основным предметом размышлений: его достоинство, пороки, добродетели и прочее. Такой выбор темы предполагал определенную свободу мышления, свободу от догм церкви, авторитетов, устоявшихся мнений. Независимо от своего социального положения гуманисты формировали новые устои общечеловеческой нравственности, написав ряд работ на этические темы.

     В труде «О жадности» Поджо Браччолини проводит ревизию католической иерархии ценностей. Критикуя жадность как основную причину зла в мире, автор довольно парадоксально решает этическую проблему: жадность из зла превращается в добродетель, она — «опора и поддержка народов». Таковы исходные идеи раннебуржуазного утилитаризма.

     Одним из самых знаменитых трактатов, выразивших гуманистическое мировоззрение Возрождения, была «Речь о достоинстве человека» Джованни Пика делла Мирандолы (1463—1494). Особое положение человека в мире, его достоинство обусловлено тем, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до высшего; в сочетании со свободой выбора это дает, человеку космическую принадлежность, способность самоопределения (что уподобляет его богу). Мирандола полагает человека особым, «четвертым» миром в космической иерархии, который не вписывается в три «горизонтальных мира» — элементарный, небесный и ангельский (или подлунный, поднебесный и небесный). Человек «вертикален» по отношению к ним, причастен к ним, подобно богу. Как и бог, человек заключает в себе основное достоинство — свободу деяний.

     Идеи  Мирандолы явились одним из главных  моментов гуманистической философии и идеологии. Такое сугубо умозрительное толкование «вертикального» человека, уравнивающего человека с богом в произведениях гуманистов, позволяло определенным образом решать одну из главных проблем нового осмысления ими человека: проблему человека как единства души и тела. Теистическое решение этой проблемы, выдвинутое папой Иннокентием III, было основано на аскетизме, уничижении тела и возвеличивании духа, приобщающего к богу. Дж. Манетти, напротив, стремится к полной реабилитации телесного начала в человеке. Прекрасен весь мир, созданный богом для человека; вершина этого мира и есть человек, тело которого многократно превосходит все другие тела.

     Для гуманистического антропоцентризма Возрождения характерно было введение понятия человеческой деятельности, без которого нет нового толкования человека, его свободы. Гуманистический антропоцентризм находит наиболее адекватное выражение в морально-этических рассуждениях, идеях, концепциях.

Информация о работе Позднее Возрождение. Кризис гуманизма