Гуманизм - основа культуры Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Предмет исследования: анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Объект исследования: особенности гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.

Оглавление

Введение__________________________________________________________3
Гуманизм – основа культуры Возрождения________________________5
Черты Возрождения___________________________________________5
Расцвет художественной культуры и искусства_____________________6
Гуманисты европейского Возрождения___________________________13
Заключение ______________________________________________________17
Список литературы_________________________________________________18

Файлы: 1 файл

Гуманизм в эпоху возрождения.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

Содержание

Введение__________________________________________________________3

  1. Гуманизм – основа культуры Возрождения________________________5
    1. Черты Возрождения___________________________________________5
    2. Расцвет художественной культуры и искусства_____________________6
    3. Гуманисты европейского Возрождения___________________________13

Заключение ______________________________________________________17

Список литературы_________________________________________________18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывает период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. XIV-XVII вв. - переходная эпоха  от феодализма к капитализму, это  время географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения  человека от сословных ограничений. Всё это рождает новое качество культуры, известное под названием  гуманизма, возрождения. Понятие «гуманизм» появляется в середине XV в. И означает то, что Цицерон и Тацит в  свое время выразили термином «humanitas»-человеческий, человечный, образованный, т.е. качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Разрушение цеховокорпоративной структуры способствовало возникновению светской интеллигенции. Она складывается из купцов, знати, юристов, преподавателей, даже из ремесленников и крестьян. Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университетами, где преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты не связаны определенной профессией. Они представляют новую аристократию-«аристократию духа»; их этикофилософской доминантой является стремление к синтезу духовности. Они все направлены на изучение классической древней (греческой и латинской) литературы, философии, которые становятся эталоном культурной деятельности.

Эпоха Возрождения - это переворот  в первую очередь в системе  ценностей, в оценке всего сущего и отношению к нему. Возникает  убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В формировании ренессансного  мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало  изучение античных текстов и использование  языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Целью данного реферата является анализ гуманистических мотивов  философии Эпохи Возрождения.

Предмет исследования: анализ гуманистических мотивов философии  Эпохи Возрождения.

 Объект исследования: особенности гуманистических мотивов  философии Эпохи Возрождения.

 Актуальность данной  тематики обусловлена тем, что  важным этапом развития философской  мысли является философия эпохи  Возрождения. В ней затронут  широкий круг вопросов, касающихся  разных сторон природного и  общественного бытия. Она оказала  большое влияние на дальнейшее  развитие культуры и философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Гуманизм – основа культуры Возрождения

1.1. Черты Возрождения

 Гуманисты эпохи Возрождения  распространяли идеи равенства  всех людей перед Господом  на их земное бытие, утверждая  их равенство в своих правах  и возможностях быть разумными,  свободными и достойными существами. Защищая свободу и достоинство  человека независимо от его  происхождения и социального  статуса, они связывали ценность  человека с его деятельностью  и заслугами.

 Творчество гуманистов  пронизано убеждением в безграничности  возможностей человека в самосовершенствовании,  требованием к человеку стремиться  к активной деятельности и  добиваться полноты самореализации, ибо они полагали, что целью  и назначением человеческой жизни  являются познание и совершенствование  себя и мира и получение  от этого наслаждения и счастья. 

 Нет такой исторической  эпохи, которая бы не отличалась  своеобразием своей культуры. Отличительной  чертой культуры эпохи Возрождения  в Италии явилось осмысление  и углубление индивидуалистических  устремлений человека. Опорой этого  процесса явилась античность, чем  и вызван особый интерес к  ней у возрожденцев. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция.

 Термин «Возрождение»  впервые употребил известный  живописец, архитектор и историк  искусства эпохи Возрождения  Джордже Вазари (1512-1574) в своей  книге «Жизнеописание наиболее  знаменитых живописцев, ваятелей  и зодчих» (XVI в.) Он имел в  виду возрождение античности. В  дальнейшем, в основном с XVIII в.  эпоха итальянского Возрождения  характеризовалась преимущественно  как эпоха Возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако, истоки  такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой  этой эпохе. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово hwnanitas (в пер. с латинского - человеческая природа, человеческое достоинство).

 Как бы ни спорили  ученые-историки о том, является  ли Возрождение мировым феноменом  или этот культурный процесс  присущ только Италии, в любом  случае уникальная и неповторимая  культура итальянского Возрождения  выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие  явления в культурах других  стран.

 Основными чертами  культуры Возрождения являются:

 • антропоцентризм,

 • гуманизм,

 • модификация средневековой  христианской традиции,

 • особое отношение  к античности - возрождение античных  памятников искусства и античной  философии,

 • новое отношение  к миру.

 

1.2. Расцвет художественной  культуры и искусства

Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры – в философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том, что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. Как и в других областях культуры, в философии возрождаются учения античных мыслителей – в первую очередь Платона и Аристотеля. Марсилио Фичино основал Платоновскую академию во Флоренции, перевел труды великого грека на латинский язык. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Во время Ренессанса, по словам Лютера, именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах».

Вместе с античными  учениями широкое распространение  получает натурфилософия, или философия  природы. Ее проповедуют такие философы, как Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Бруно. В их трудах развиваются мысли о том. Что философия должна изучать не сверхприродного Бога, а саму природу, что природа подчиняется своим, внутренним законам, что основу познания составляют опыт и наблюдение, а не божественное откровение, что человек является частью природы.

Распространению натурфилософских взглядов способствовали научные открытия. Главным из них стала гелиоцентрическая  теория Н. Коперника, которая произвела  настоящий переворот в представлениях о мире.

Самые значительные изменения  эпоха Возрождения вызвала в  художественной культуре, в искусстве. Именно в этой области разрыв со Средневековьем оказался наиболее глубоким и радикальным.

В средние века искусство  во многом имело прикладной характер, оно было вплетено в саму жизнь  и должно было украшать ее. В эпоху  Возрождения искусство впервые  приобретает самоценность. Оно становится самостоятельной областью прекрасного. Вместе с этим у воспринимающего зрителя впервые формируется чисто художественное, эстетическое чувство, впервые пробуждается любовь к искусству ради него самого, а не ради назначения, которому оно служит.

Никогда искусство не пользовалось таким высоким почетом и уважением. Даже в античной Греции труд художника  по своей общественной значимости заметно  уступал деятельности политика и  гражданина. Еще более скромное место  занимал художник в Древнем Риме.

Теперь место и роль художника в обществе неизмеримо возрастает. Он впервые рассматривается  как самостоятельный и уважаемый  профессионал, ученый и мыслитель, неповторимая индивидуальность. В эпоху Возрождения  искусство воспринимается как одно из самых мощных средств познания и в этом качестве уравнивается с  наукой. Леонардо да Винчи рассматривает  науку и искусство как два  совершенно равноправных способа изучения природы. Он пишет: «Живопись – наука  и законная дочь природы».

Еще более высоко ценилось искусство как творчество. По своим  творческим возможностям художник Возрождения  приравнивался к Богу-творцу. Отсюда понятно, почему Рафаэль получил к своему имени прибавление «Божественный».

В самом искусстве происходят глубокие изменения. Оно совершает  решительный поворот от средневекового символа и знака к реалистическому  образу и достоверному изображению. Новыми становятся средства художественной выразительности. Их основу теперь составляют линейная и воздушная перспектива, трехмерность объема, учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть верным действительности, добиваться объективности, достоверности и жизненности.

Эпоха Возрождения была, прежде всего, итальянской. Поэтому  не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и расцвета. Именно здесь насчитываются десятки  имен титанов, гениев, великих и просто талантливых художников. В других странах также имеются великие  имена, однако Италия вне конкуренции.

 

В итальянском Возрождении  обычно выделяют несколько этапов:

    • Проторенессанс – вторая половина 13 века – 14 века.
    • Раннее Возрождение – почти весь 15 век.
    • Высокое Возрождение – конец 15 века – первая треть 16 века.
    • Позднее Возрождение – последние две трети 16 века.

 

Главными фигурами Проторенессанса  являются поэт Данте Алигъери (1265 – 1321) и живописец Джотто (1266/67 – 1337 гг.).

Судьба преподнесла Данте  много испытаний. За участие в  политической борьбе его преследовали, он скитался, умер на чужбине, в Равенне. Его вклад в культуру выходит  за рамки поэзии. Он писал не только любовную лирику, но и философские  и политические трактаты. Данте является создателем итальянского литературного  языка. Иногда его называют последним  поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени. Эти два начала – старое и новое – действительно тесно переплетаются в его творчестве.

К числу выдающихся итальянских  поэтов относится также Франческо  Петрарка. В мировой культуре он был известен, прежде всего, своими сонетами. В то же время он был  широкомасштабным мыслителем, философом  и историком. Его по праву считают  основателем всей ренессансной культуры.

Раннее Возрождение окончательно утвердило новые эстетические и  художественные принципы искусства. При  этом библейские сюжеты по-прежнему остаются весьма популярными. Однако их трактовка  становится совершенно иной, в ней  уже мало, что остается от Средневековья.

Родиной Раннего Возрождения  стала Флоренция, а «отцами Возрождения» считаются архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульптор Донателло (1386-1466).

Брунеллески внес огромный вклад в развитие архитектуры. Он заложил основы ренессансного зодчества, открыл новые формы, которые просуществовали  целые столетия. Много он сделал для разработки законов перспективы.

Флорентийский скульптор  Донателло – один из наиболее ярких  творцов Раннего Возрождения. Он работал в самых разных жанрах, везде проявляя подлинное новаторство. В своем творчестве Донателло  творчески использует античное наследие, опираясь на глубокое изучение натуры, смело обновлял средства художественной выразительности.

Он участвует в разработке теории линейной перспективы, возрождает скульптурный портрет и изображение  обнаженного тела, отливает первый бронзовый памятник. Созданные им образы являются воплощением гуманистического идеала гармонически развитой личности. Своим творчеством Донателло  оказал большое влияние на последующее  развитие европейской скульптуры.

Именно тогда рождался дух научного эксперимента, в утверждение  и развитие которого решающий вклад  внес Леонардо. Вместе с тем –  опять же, как ученый и мыслитель  – он на целые столетия опередил свое время. Леонардо разрабатывал систему  мышления, которая получит распространение  после эпохи Ренессанса, в Новое  время. Многие его идеи и технические  проекты – замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т.д. – будут  воплощены только в 19-20 веках.

Рафаэль (1483-1520) является одним  из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Он пережил трудное детство, рано лишился матери и отца. Однако затем  судьба, не скупясь, ему давала все, что он хотел, - многочисленные заказы, огромный успех и громкую славу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин.

Рафаэль был архитектором и живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении Собора св. Петра, строил капеллу Киджи Церкви Санта Мария дель Пополо в Риме. Однако невиданную славу ему принесла живопись.

Информация о работе Гуманизм - основа культуры Возрождения