Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:11, контрольная работа
Целью данного реферата является анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Предмет исследования: анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Объект исследования: особенности гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Введение__________________________________________________________3
Гуманизм – основа культуры Возрождения________________________5
Черты Возрождения___________________________________________5
Расцвет художественной культуры и искусства_____________________6
Гуманисты европейского Возрождения___________________________13
Заключение ______________________________________________________17
Список литературы_________________________________________________18
Содержание
Введение______________________
Заключение ___________________
Список литературы_____________
Введение
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывает период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. XIV-XVII вв. - переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Всё это рождает новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения. Понятие «гуманизм» появляется в середине XV в. И означает то, что Цицерон и Тацит в свое время выразили термином «humanitas»-человеческий, человечный, образованный, т.е. качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Разрушение цеховокорпоративной структуры способствовало возникновению светской интеллигенции. Она складывается из купцов, знати, юристов, преподавателей, даже из ремесленников и крестьян. Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университетами, где преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты не связаны определенной профессией. Они представляют новую аристократию-«аристократию духа»; их этикофилософской доминантой является стремление к синтезу духовности. Они все направлены на изучение классической древней (греческой и латинской) литературы, философии, которые становятся эталоном культурной деятельности.
Эпоха Возрождения - это переворот
в первую очередь в системе
ценностей, в оценке всего сущего
и отношению к нему. Возникает
убеждение в том, что человек -
высшая ценность. Такой взгляд на человека
обусловил важнейшую черту
Целью данного реферата является анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Предмет исследования: анализ
гуманистических мотивов
Объект исследования:
особенности гуманистических
Актуальность данной
тематики обусловлена тем, что
важным этапом развития
1. Гуманизм – основа культуры Возрождения
1.1. Черты Возрождения
Гуманисты эпохи Возрождения
распространяли идеи равенства
всех людей перед Господом
на их земное бытие, утверждая
их равенство в своих правах
и возможностях быть разумными,
Творчество гуманистов
пронизано убеждением в
Нет такой исторической
эпохи, которая бы не
Термин «Возрождение»
впервые употребил известный
живописец, архитектор и
Как бы ни спорили
ученые-историки о том,
Основными чертами культуры Возрождения являются:
• антропоцентризм,
• гуманизм,
• модификация средневековой христианской традиции,
• особое отношение
к античности - возрождение античных
памятников искусства и
• новое отношение к миру.
1.2. Расцвет художественной культуры и искусства
Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры – в философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том, что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. Как и в других областях культуры, в философии возрождаются учения античных мыслителей – в первую очередь Платона и Аристотеля. Марсилио Фичино основал Платоновскую академию во Флоренции, перевел труды великого грека на латинский язык. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Во время Ренессанса, по словам Лютера, именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах».
Вместе с античными учениями широкое распространение получает натурфилософия, или философия природы. Ее проповедуют такие философы, как Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Бруно. В их трудах развиваются мысли о том. Что философия должна изучать не сверхприродного Бога, а саму природу, что природа подчиняется своим, внутренним законам, что основу познания составляют опыт и наблюдение, а не божественное откровение, что человек является частью природы.
Распространению натурфилософских
взглядов способствовали научные открытия.
Главным из них стала гелиоцентрическая
теория Н. Коперника, которая произвела
настоящий переворот в
Самые значительные изменения эпоха Возрождения вызвала в художественной культуре, в искусстве. Именно в этой области разрыв со Средневековьем оказался наиболее глубоким и радикальным.
В средние века искусство во многом имело прикладной характер, оно было вплетено в саму жизнь и должно было украшать ее. В эпоху Возрождения искусство впервые приобретает самоценность. Оно становится самостоятельной областью прекрасного. Вместе с этим у воспринимающего зрителя впервые формируется чисто художественное, эстетическое чувство, впервые пробуждается любовь к искусству ради него самого, а не ради назначения, которому оно служит.
Никогда искусство не пользовалось
таким высоким почетом и
Теперь место и роль
художника в обществе неизмеримо
возрастает. Он впервые рассматривается
как самостоятельный и
Еще более высоко ценилось искусство как творчество. По своим творческим возможностям художник Возрождения приравнивался к Богу-творцу. Отсюда понятно, почему Рафаэль получил к своему имени прибавление «Божественный».
В самом искусстве происходят
глубокие изменения. Оно совершает
решительный поворот от средневекового
символа и знака к
Эпоха Возрождения была, прежде всего, итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и расцвета. Именно здесь насчитываются десятки имен титанов, гениев, великих и просто талантливых художников. В других странах также имеются великие имена, однако Италия вне конкуренции.
В итальянском Возрождении обычно выделяют несколько этапов:
Главными фигурами Проторенессанса являются поэт Данте Алигъери (1265 – 1321) и живописец Джотто (1266/67 – 1337 гг.).
Судьба преподнесла Данте много испытаний. За участие в политической борьбе его преследовали, он скитался, умер на чужбине, в Равенне. Его вклад в культуру выходит за рамки поэзии. Он писал не только любовную лирику, но и философские и политические трактаты. Данте является создателем итальянского литературного языка. Иногда его называют последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени. Эти два начала – старое и новое – действительно тесно переплетаются в его творчестве.
К числу выдающихся итальянских поэтов относится также Франческо Петрарка. В мировой культуре он был известен, прежде всего, своими сонетами. В то же время он был широкомасштабным мыслителем, философом и историком. Его по праву считают основателем всей ренессансной культуры.
Раннее Возрождение
Родиной Раннего Возрождения стала Флоренция, а «отцами Возрождения» считаются архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульптор Донателло (1386-1466).
Брунеллески внес огромный вклад в развитие архитектуры. Он заложил основы ренессансного зодчества, открыл новые формы, которые просуществовали целые столетия. Много он сделал для разработки законов перспективы.
Флорентийский скульптор Донателло – один из наиболее ярких творцов Раннего Возрождения. Он работал в самых разных жанрах, везде проявляя подлинное новаторство. В своем творчестве Донателло творчески использует античное наследие, опираясь на глубокое изучение натуры, смело обновлял средства художественной выразительности.
Он участвует в разработке теории линейной перспективы, возрождает скульптурный портрет и изображение обнаженного тела, отливает первый бронзовый памятник. Созданные им образы являются воплощением гуманистического идеала гармонически развитой личности. Своим творчеством Донателло оказал большое влияние на последующее развитие европейской скульптуры.
Именно тогда рождался
дух научного эксперимента, в утверждение
и развитие которого решающий вклад
внес Леонардо. Вместе с тем –
опять же, как ученый и мыслитель
– он на целые столетия опередил
свое время. Леонардо разрабатывал систему
мышления, которая получит
Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Он пережил трудное детство, рано лишился матери и отца. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все, что он хотел, - многочисленные заказы, огромный успех и громкую славу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин.
Рафаэль был архитектором и живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении Собора св. Петра, строил капеллу Киджи Церкви Санта Мария дель Пополо в Риме. Однако невиданную славу ему принесла живопись.