Гуманизм - основа культуры Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Предмет исследования: анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Объект исследования: особенности гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.

Оглавление

Введение__________________________________________________________3
Гуманизм – основа культуры Возрождения________________________5
Черты Возрождения___________________________________________5
Расцвет художественной культуры и искусства_____________________6
Гуманисты европейского Возрождения___________________________13
Заключение ______________________________________________________17
Список литературы_________________________________________________18

Файлы: 1 файл

Гуманизм в эпоху возрождения.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

В отличие от Леонардо Рафаэль  полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный  идеал прекрасного человека. В  его творчестве царит жизнеутверждающее  начало.

Микеланджело Буонаротти (1475-1564) является третьим великим гением итальянского Возрождения. По масштабу личности он приближается к Леонардо. Он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. В этот период в его произведениях появляются беспокойство и тревога, предчувствие грядущих бед и потрясений.

Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя «Замахнувшийся мальчик», которая перекликается  с «Дискоболом» античного скульптора Мирона. В ней мастеру удалось ярко выразить движение и страстность юного существа.

Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными из них являются росписи Сикстинской капеллы  в Ватикане.

В последние годы жизни  Микеланджело занимался архитектурой. Он завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.

В искусстве итальянского Возрождения особое место занимает Венеция. Сложившаяся здесь школа  существенно отличалась от школ Флоренции, Рима, Милана или Болоньи. Последние  тяготели к устойчивым традициям  и преемственности, они не были склонны  к радикальному обновлению. Именно на эти школы опирался классицизм 17 века и неоклассицизм последующих  веков.

Венецианская школа выступала  их своеобразным противовесом и антиподом. Здесь царил дух новаторства  и радикального, революционного обновления.

Художники венецианской школы  отдавали предпочтение не форме и  рисунку, но цвету, игре света и тени. Изображая природу, они стремились к раскрытию богатств, присущих самой  живописи. Именно Венеции принадлежит  заслуга открытия чистого живописного  начала, или живописности в ее чистом виде. Венецианские художники первыми  показали возможность определения  живописности от предметов и формы, возможность решения проблем  живописи с помощью одного цвета, чисто живописными средствами, возможность  рассматривать живописное как самоцель. По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности.

Возрождение, существующее вне Италии, обычно называется Северным. Его представляют такие страны, как  Нидерланды, Германия, Франция, Англия, Испания. В то же время относительно искусства Нидерландов ситуация остается неясной. С одной стороны, нидерландские художники первыми  начали пользоваться масляными красками, а за ними последовали итальянские. Хронологически, в эпоху Возрождения, в Нидерландах творили такие известные мастера, как Ян Ван Эйк, П. Брейгель.

С другой стороны, их творчество далеко не все считают возрожденческим. Такого мнения, в частности, придерживается нидерландский ученый Й.Хейзинг, относя их творчество к позднему Средневековью.

В Германии наиболее известным  художником Возрождения является Альбрехт Дюрер (1471-1528), творчество которого развивалось  под сильным влиянием итальянского искусства. Страсть к живописи проявилась у Дюрера очень рано – в 13 лето он написал первый свой автопортрет. Более поздний «Автопортрет» (1500) становится настоящей удачей и приносит ему широкую известность. В нем  проявились основные черты искусства  Возрождения: правдивость и достоверность, точный расчет, а также идеализация  и возвышение человека.

Искусство французского Возрождения  представляет, прежде всего, Франсуа  Рабле (1494-1553). Он был не только великим  писателем-гуманистом, но и монахом, ботаником, врачом.

Главным творением Рабле  стал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», состоящий из пяти частей, последняя из которых вышла в свет уже после смерти писателя. Роман покоится на фольклорной основе, он написан сочным, народным языком с явным вызовом хорошему вкусу, насыщен пословицами и поговорками. В нем много буйного вымысла, фантастики.

Главными темами романа являются воспитание, война и жизнь обитателей Телемского монастыря.

Главной фигурой английского  Возрождения является Уильям Шекспир (1564-1616). Он был великим драматургом  и поэтом, крупнейшим мыслителем и  гуманистом Позднего Возрождения.

В творчестве Шекспира условно  можно выделить три периода. Первый приходился на 90-е годы 16 века. В это  время драматург пишет несколько  пьес-хроник – «Генрих 4», «Генрих 6» и др. В них он размышляет о прошлом Англии, рассматривает различные типы власти и общественного устройства.

Помимо хроник Шекспир  создает также 10 великолепных комедий, наиболее популярными из них являются «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего».

Хотя в этот период Шекспир  пишет свою трагедию – «Ромео и  Джульетта», в его творчестве явно преобладают оптимистические, жизнерадостные мотивы.

Второй период охватывает первое десятилетие 17 века. В эти  годы творчество Шекспира достигает  наивысшего расцвета. Именно в это  время он создает гениальные трагедии - «Гамлет», «Отелло», «Король Лир». Особого выделения среди них  заслуживает трагедия «Гамлет», которую  можно назвать наилучшей трагедией  всех времен и народов.

Третий период творчества Шекспира охватывает последние шесть  лет его жизни. В это время  он создает еще одну хронику –  «Генрих 7», а также четыре пьесы, близкие по жанру к трагикомедии. Мужественно пережив край идеалов  гуманизма, он сохраняет свой оптимизм и по-прежнему высоко ценит жизнь, считая ее высшим благом человека.

Испанское Возрождение представляет прежде всего Сервантес (1547-1616), автор знаменитого «Дон Кихота Ламанчского».

 

      1. Гуманисты европейского Возрождения

Эпоха Возрождения особенно ярко запечатлела себя в литературе, живописи, скульптуре, музыке. Однако и  педагогические взгляды того времени  были коренным образом преобразованы. Многие деятели просвещения в  Италии выдвинули идею гражданского воспитания, смысл которой заключался в формировании члена общества, чуждого  христианскому аскетизму, развитого  телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности. Так, Леонардо Бруни (1369-1444, Флоренция), создатель новой педагогической системы, настаивал на воспитании не только духа, но и тела. Одним из первых потребовал организации светского женского образования. Его современник и соотечественник Витторино да-Фельтре (1378-1446) открыл школу под названием “Дом радости”, которая располагалась в красивейшем дворце, окружённом великолепной природой. В отличие от средневековых школ здесь было много воздуха и света. Учащиеся занимались физкультурой, изучали классические языки и литературу, математику, астрономию, совершали экскурсии в природу. Приоритет отдавался игровому методу.

Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томмазо Кампанелла (1568-1639), бунтарь и еретик, 27 лет жизни проведший в тюрьме. В своём знаменитом трактате “Город солнца” нарисовал образец общества экономического и политического равенства. Здесь заботятся об улучшении “породы людей”, поощряя занятия наукой, искусством, изучение истории, традиций и обычаев. Горожане свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, плутовство и воровство. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и внешней привлекательностью. В городе солнца много внимания уделяется “наглядной агитации”: стены зданий являются своеобразными иллюстрированными страницами учебных книг. Во главе государства стоит самый образованный, просвещённый гражданин.

Во Франции ярким представителем гуманистических идей в педагогике был писатель Франсуа Рабле (1494-1553). В романе “Гаргантюа и Пантагрюэль” он, используя интересный сюжет и яркие образы, показывает преимущества нового и недостатки старого подходов к образованию на примере воспитания Гаргантюа. Вначале отец пригласил учёных-схоластов, которые заставляли мальчика зазубривать весь материал наизусть. Мальчик выучил книги так, что мог пересказать их как с начала до конца, так и обратно, в результате чего лишь отупел. Увидев это, король выгнал всех учителей-схоластов и пригласил одного учителя-гуманиста, который сформировал из мальчика сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека, умеющего плавать, охотиться, играть на музыкальных инструментах, подражать голосам зверей и птиц.

Другим представителем французского гуманизма является Мишель де Монтень (1533-1592), автор известной книги  “Опыты”. Он советует молодым людям  вдумчиво и без предвзятости изучать  образ жизни, своеобразие духовности и мышления различных народов, природу  их стран. Монтень верит в неисчерпаемые  возможности человека, относясь с  большой долей скепсиса к божественному  провидению, т. е. “предпочитает снять  перед Богом шляпу, но не становиться  на колени”. По его убеждению, ребёнок  превращается в личность не столько  благодаря полученным знаниям, сколько  развив способность к критическим  суждениям. Размышляя, какими должны быть воспитание и обучение, он рекомендует, чтобы ученик больше говорил, а учитель  больше слушал. По мнению Монтеня, между  двумя представителями рода человеческого  сходства меньше, чем между двумя  различными животными.

Большой вклад в развитие педагогической мысли внёс английский философ и гуманист Томас Мор (1478-1535), автор “Золотой книжки, столь  же полезной, как и забавной, о  наилучшем устройстве государства  и о новом острове Утопия”. Рисуя идеальный строй на фантастическом острове, он декларирует новые принципы в образовании: равный характер общественного  воспитания, широкое общее образование, преподавание на родном языке, связь  теоретического обучения с трудом (ведущий  вид - земледелие), самообразование. Опираясь на тезис, что природа одинаково  благоволит ко всем, Мор особое внимание уделил проблеме женского образования. Он ценил в женщине учёность в  сочетании с присущими ей добродетелями:

Когда существо женского пола соединит хотя бы небольшие знания со многими похвальными добродетелями, тогда я ставлю её выше сокровищ Креза и красоты Елены… Разница пола в смысле учёности значения не имеет, так как при наступлении жатвы совершенно безразлично, посеяны зёрна рукой мужчины или женщины. И мужчины, и женщины одинаково способны к тем занятиям, которые совершенствуют и оплодотворяют разум, подобно почве, на которой посеяны семена мудрости.

За свои религиозно-политические убеждения лорд-канцлер Томас  Мор был заключён в Тауэр, а  затем казнён.

Один из “властителей дум” эпохи Возрождения - Эразм Роттердамский (1469-1536) в сатирическом сочинении “Похвала Глупости” высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества: невежество, тщеславие, лицемерие. Он отстаивал идею раннего обучения и воспитания.

Гуманисты резко выступали  против религиозного гнёта, мрачного аскетизма. Они высоко оценивали роль человеческой личности, воспевали свободомыслие, жизнерадостность, активную деятельность, любовь и красоту природы.

Гуманисты заново открыли, как  много для культуры и образования  сделали Древние Греция и Рим. Педагогическую триаду Возрождения  составляли классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское  воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение

Эпоха Возрождения была прежде всего духовным явлением. Она стала поворотным пунктом в эволюции западной культуры и цивилизации. Она означала начало новой тенденции – тенденции от культуры к цивилизации.

Культура Возрождения (Ренессанс) составила не слишком долгую эпоху. В Италии, где эта Культура возникла впервые, она продолжалась три столетия – с 14 века по 16 век. А в остальных  европейских странах и того меньше – 15-16 века. Что же касается других стран  и континентов, то там наличие  эпохи Возрождения представляется по меньшей мере проблематичным.

В социально-экономическом  и политическом отношениях, а также  хронологически, эпоха Возрождения  в целом остается в границах Средневековья, в рамках феодализма, хотя и с  этой точки зрения она во многом является переходной. Что касается культуры, то здесь Возрождение действительно  составляет особую, переходную эпоху  от Средневековья к Новому времени.

Само слово «ренессанс»  означает отказ от средневековой  культуры и возвращение, «возрождение»  культуры и искусства Греко-римской  античности. И хотя термин «возрождение»  получил широкое хождение позднее, в начале 19 века, сами реальные процессы имели место гораздо раньше.

Формирование культуры Возрождения  являлось прежде всего ответом на глубокий кризис средневековой культуры. Поэтому основными ее чертами являются антифеодальная и антиклерикальная направленность, явное преобладание светского и рационального начала над религиозным. Религия при этом не устраняется и не исчезает, она во многом сохраняет свои ведущие позиции. Но ее кризис означал кризис самого фундамента средневековой культуры. Кризис католицизма оказался настолько серьезным, что в нем возникло мощное движение Реформации, которое привело к его расколу и появлению в христианстве нового направления – протестантизма.

 

Список литературы

  1. «Культурология» А.С.Кармин, Е.С.Новикова, Москва, 2005 г.
  2. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002
  3. Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000
  4. История философии в кратком изложении. М., 1990.
  5. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1990.
  6. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. - М, 1995.
  7. Полищук В. И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999.

Информация о работе Гуманизм - основа культуры Возрождения