Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:11, контрольная работа
Целью данного реферата является анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Предмет исследования: анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Объект исследования: особенности гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения.
Введение__________________________________________________________3
Гуманизм – основа культуры Возрождения________________________5
Черты Возрождения___________________________________________5
Расцвет художественной культуры и искусства_____________________6
Гуманисты европейского Возрождения___________________________13
Заключение ______________________________________________________17
Список литературы_________________________________________________18
В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало.
Микеланджело Буонаротти (1475-1564) является третьим великим гением итальянского Возрождения. По масштабу личности он приближается к Леонардо. Он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. В этот период в его произведениях появляются беспокойство и тревога, предчувствие грядущих бед и потрясений.
Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя «Замахнувшийся мальчик», которая перекликается с «Дискоболом» античного скульптора Мирона. В ней мастеру удалось ярко выразить движение и страстность юного существа.
Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными из них являются росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.
В последние годы жизни
Микеланджело занимался архитектурой.
Он завершает строительство собора
св. Петра, внеся изменения в
В искусстве итальянского Возрождения особое место занимает Венеция. Сложившаяся здесь школа существенно отличалась от школ Флоренции, Рима, Милана или Болоньи. Последние тяготели к устойчивым традициям и преемственности, они не были склонны к радикальному обновлению. Именно на эти школы опирался классицизм 17 века и неоклассицизм последующих веков.
Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления.
Художники венецианской школы отдавали предпочтение не форме и рисунку, но цвету, игре света и тени. Изображая природу, они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи. Именно Венеции принадлежит заслуга открытия чистого живописного начала, или живописности в ее чистом виде. Венецианские художники первыми показали возможность определения живописности от предметов и формы, возможность решения проблем живописи с помощью одного цвета, чисто живописными средствами, возможность рассматривать живописное как самоцель. По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности.
Возрождение, существующее
вне Италии, обычно называется Северным.
Его представляют такие страны, как
Нидерланды, Германия, Франция, Англия,
Испания. В то же время относительно
искусства Нидерландов ситуация
остается неясной. С одной стороны,
нидерландские художники
С другой стороны, их творчество далеко не все считают возрожденческим. Такого мнения, в частности, придерживается нидерландский ученый Й.Хейзинг, относя их творчество к позднему Средневековью.
В Германии наиболее известным художником Возрождения является Альбрехт Дюрер (1471-1528), творчество которого развивалось под сильным влиянием итальянского искусства. Страсть к живописи проявилась у Дюрера очень рано – в 13 лето он написал первый свой автопортрет. Более поздний «Автопортрет» (1500) становится настоящей удачей и приносит ему широкую известность. В нем проявились основные черты искусства Возрождения: правдивость и достоверность, точный расчет, а также идеализация и возвышение человека.
Искусство французского Возрождения представляет, прежде всего, Франсуа Рабле (1494-1553). Он был не только великим писателем-гуманистом, но и монахом, ботаником, врачом.
Главным творением Рабле стал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», состоящий из пяти частей, последняя из которых вышла в свет уже после смерти писателя. Роман покоится на фольклорной основе, он написан сочным, народным языком с явным вызовом хорошему вкусу, насыщен пословицами и поговорками. В нем много буйного вымысла, фантастики.
Главными темами романа являются воспитание, война и жизнь обитателей Телемского монастыря.
Главной фигурой английского Возрождения является Уильям Шекспир (1564-1616). Он был великим драматургом и поэтом, крупнейшим мыслителем и гуманистом Позднего Возрождения.
В творчестве Шекспира условно
можно выделить три периода. Первый
приходился на 90-е годы 16 века. В это
время драматург пишет
Помимо хроник Шекспир создает также 10 великолепных комедий, наиболее популярными из них являются «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего».
Хотя в этот период Шекспир пишет свою трагедию – «Ромео и Джульетта», в его творчестве явно преобладают оптимистические, жизнерадостные мотивы.
Второй период охватывает
первое десятилетие 17 века. В эти
годы творчество Шекспира достигает
наивысшего расцвета. Именно в это
время он создает гениальные трагедии
- «Гамлет», «Отелло», «Король Лир».
Особого выделения среди них
заслуживает трагедия «Гамлет», которую
можно назвать наилучшей
Третий период творчества Шекспира охватывает последние шесть лет его жизни. В это время он создает еще одну хронику – «Генрих 7», а также четыре пьесы, близкие по жанру к трагикомедии. Мужественно пережив край идеалов гуманизма, он сохраняет свой оптимизм и по-прежнему высоко ценит жизнь, считая ее высшим благом человека.
Испанское Возрождение представляет прежде всего Сервантес (1547-1616), автор знаменитого «Дон Кихота Ламанчского».
Эпоха Возрождения особенно ярко запечатлела себя в литературе, живописи, скульптуре, музыке. Однако и педагогические взгляды того времени были коренным образом преобразованы. Многие деятели просвещения в Италии выдвинули идею гражданского воспитания, смысл которой заключался в формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности. Так, Леонардо Бруни (1369-1444, Флоренция), создатель новой педагогической системы, настаивал на воспитании не только духа, но и тела. Одним из первых потребовал организации светского женского образования. Его современник и соотечественник Витторино да-Фельтре (1378-1446) открыл школу под названием “Дом радости”, которая располагалась в красивейшем дворце, окружённом великолепной природой. В отличие от средневековых школ здесь было много воздуха и света. Учащиеся занимались физкультурой, изучали классические языки и литературу, математику, астрономию, совершали экскурсии в природу. Приоритет отдавался игровому методу.
Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томмазо Кампанелла (1568-1639), бунтарь и еретик, 27 лет жизни проведший в тюрьме. В своём знаменитом трактате “Город солнца” нарисовал образец общества экономического и политического равенства. Здесь заботятся об улучшении “породы людей”, поощряя занятия наукой, искусством, изучение истории, традиций и обычаев. Горожане свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, плутовство и воровство. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и внешней привлекательностью. В городе солнца много внимания уделяется “наглядной агитации”: стены зданий являются своеобразными иллюстрированными страницами учебных книг. Во главе государства стоит самый образованный, просвещённый гражданин.
Во Франции ярким
Другим представителем французского гуманизма является Мишель де Монтень (1533-1592), автор известной книги “Опыты”. Он советует молодым людям вдумчиво и без предвзятости изучать образ жизни, своеобразие духовности и мышления различных народов, природу их стран. Монтень верит в неисчерпаемые возможности человека, относясь с большой долей скепсиса к божественному провидению, т. е. “предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени”. По его убеждению, ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Размышляя, какими должны быть воспитание и обучение, он рекомендует, чтобы ученик больше говорил, а учитель больше слушал. По мнению Монтеня, между двумя представителями рода человеческого сходства меньше, чем между двумя различными животными.
Большой вклад в развитие педагогической мысли внёс английский философ и гуманист Томас Мор (1478-1535), автор “Золотой книжки, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия”. Рисуя идеальный строй на фантастическом острове, он декларирует новые принципы в образовании: равный характер общественного воспитания, широкое общее образование, преподавание на родном языке, связь теоретического обучения с трудом (ведущий вид - земледелие), самообразование. Опираясь на тезис, что природа одинаково благоволит ко всем, Мор особое внимание уделил проблеме женского образования. Он ценил в женщине учёность в сочетании с присущими ей добродетелями:
Когда существо женского пола
соединит хотя бы небольшие знания
со многими похвальными
За свои религиозно-политические убеждения лорд-канцлер Томас Мор был заключён в Тауэр, а затем казнён.
Один из “властителей дум” эпохи Возрождения - Эразм Роттердамский (1469-1536) в сатирическом сочинении “Похвала Глупости” высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества: невежество, тщеславие, лицемерие. Он отстаивал идею раннего обучения и воспитания.
Гуманисты резко выступали против религиозного гнёта, мрачного аскетизма. Они высоко оценивали роль человеческой личности, воспевали свободомыслие, жизнерадостность, активную деятельность, любовь и красоту природы.
Гуманисты заново открыли, как много для культуры и образования сделали Древние Греция и Рим. Педагогическую триаду Возрождения составляли классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание.
Заключение
Эпоха Возрождения была прежде всего духовным явлением. Она стала поворотным пунктом в эволюции западной культуры и цивилизации. Она означала начало новой тенденции – тенденции от культуры к цивилизации.
Культура Возрождения (Ренессанс)
составила не слишком долгую эпоху.
В Италии, где эта Культура возникла
впервые, она продолжалась три столетия
– с 14 века по 16 век. А в остальных
европейских странах и того меньше
– 15-16 века. Что же касается других стран
и континентов, то там наличие
эпохи Возрождения
В социально-экономическом
и политическом отношениях, а также
хронологически, эпоха Возрождения
в целом остается в границах Средневековья,
в рамках феодализма, хотя и с
этой точки зрения она во многом
является переходной. Что касается
культуры, то здесь Возрождение
Само слово «ренессанс» означает отказ от средневековой культуры и возвращение, «возрождение» культуры и искусства Греко-римской античности. И хотя термин «возрождение» получил широкое хождение позднее, в начале 19 века, сами реальные процессы имели место гораздо раньше.
Формирование культуры Возрождения являлось прежде всего ответом на глубокий кризис средневековой культуры. Поэтому основными ее чертами являются антифеодальная и антиклерикальная направленность, явное преобладание светского и рационального начала над религиозным. Религия при этом не устраняется и не исчезает, она во многом сохраняет свои ведущие позиции. Но ее кризис означал кризис самого фундамента средневековой культуры. Кризис католицизма оказался настолько серьезным, что в нем возникло мощное движение Реформации, которое привело к его расколу и появлению в христианстве нового направления – протестантизма.
Список литературы