Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:40, реферат
Составной частью философии Нового времени была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Нового времени явилась "дейстская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической он
I. ОБЩИЙ ОБЗОР ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Составной частью философии Нового времени была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Нового времени явилась "дейстская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую теорию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идеи субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а "естественную религию" в качестве социального регулятора исторического процесса. Критика феодализма привела деистов к отрицанию теологического объяснения исторического процесса и утверждению рационалистической теории общественного договора (Руссо, Джефферсон, В.В. Попугаев).
Другая историческая форма философии Нового времени - материализм XVIII века - формировалась путем философской критики теоретических основ деизма на базе материалистического естествознания. В решении основного вопроса философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форетер, Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественно-научное обоснование концепции материи как объективной реальности. Они считали жизнь и сознание функцией определенной организации материи, сформировавшейся в результате длительного исторического развития. В теории познания материалисты отвергли агностицизм, картезианскую концепцию врожденных идей, включая идею бога, и последовательно развивали основные положения материалистического сенсуализма, утверждавшего, что источники человеческого знания - это ощущения и восприятия.
В соответствии
с разделением философских
Идейными вождями "старшего поколения" были Вольтер и Монтескье. Веря в исторический прогресс, они обычно не связывали его с политическим развитием масс, возлагая надежды на "просвещенного монарха" (Вольтер) или пропагандируя конституционную монархию по английскому образцу и теорию "разделения властей" (Монтескье).
Деятели
второго этапа французских
По мере
приближения революции росло
влияние произведений, содержащих более
радикальную критику
Важнейшие
идеи Просвещения - идея знания, просвещения
и идея здравого смысла. С культом
здравого смысла, разума связано стремление
просветителей подчинить
Некоторые из просветителей возлагали надежды на " просвещенного монарха ", рассчитывая в дальнейшем на проведение необходимых реформ, - так возникла идея посвещенного абсолютизма.
Оружием
борьбы с феодальным мировоззрением
была для посветителей и история,
которую они рассматривали как
" школу морали и политики".
Для просветительских взглядов на историю
наиболее характерно следующее: изгнание
теологии из объяснения исторического
процесса, резко отрицательное отношение
к средним векам, преклонение
перед античностью, вера в прогресс,
признание закономерного
Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религиозной морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ идеи эмансипации личности, индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту же эпоху, особенно накануне Великой Французской революции, получили развитие и иные принципы - возникла идея новой гражданственности, требовавшей самоограничения личности. Благо государства, республики ставится выше блага отдельного человека.
Таким образом, Просвещение явилось не только этапом в истории европейской философской мысли, но и заложило основы для формирования свободного человека Нового времени, провозгласило новые идеалы в области искусства и культуры.
II. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА Ж.-Ж.РУССО
Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевала огромную популярность еще при жизни, он был признанным властителем дум большинства французов второй половины XVIII века. Его породила определенная историческая эпоха, но и он своими блестящими и оригинальными сочинениями способствовал ее рождению.
Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту просветительской программы.
Прежде
чем перейти к характеристике
системы взглядов Ж.-Ж.Руссо, необходимо
упомянуть о его
1. Идейные предшественники.
К числу
ближайших предшественников Руссо
в области общественно-
Кратко рассмотрим суть учений каждого из мыслителей.
Гуго
Гроций, крупный нидерландский ученый-
Соглашаясь с некоторыми выводами Гроция, Руссо вместе с тем подвергал критическому разбору его учение о происхождении верховной власти, подчеркивая враждебность этого учения интересам народа.
В "Общественном
договоре" Руссо довольно часто
упоминает о политическом учении
Т.Гоббса. Руссо резко критиковал
антидемократические тенденции
во взглядах Гоббса, его "презрение
к свободе и равенству". Но это
не мешало ему видеть сильные стороны
учения английского философа-
В "Общественном
договоре" и других сочинениях Руссо
часто встречаются ссылки и на
другого английского философа-
Большое влияние на Руссо оказал выдающийся французский социолог Ш.Л.Монтескье. Главное произведение Монтескье - "О духе законов" (1748) - представляет собой капитальное исследование об основных условиях и гарантиях политической свободы. Лучшей гарантией политической свободы Монтескье считал разделение и уравновешение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Он утверждал, что подобное разделение явится не только гарантией полного осуществления политической свободы, но и решающим условием успешного устранения всевозможных государственных злоупотреблений.
2. Философские и социально-политические идеи.
Философская система Ж.-Ж.Руссо сложна и многозначна. Его альтернативная концепция о глубине человеческого существа и диалектике социальной жизни сыграла важную роль в развитии философской мысли.
Мировоззренческая
система Ж.-Ж.Руссо
Вопрос
о самопознании для Руссо столь
же философичен, сколь и актуален.
Греческую мудрость он пытается соединить
с насущными вопросами
Самым важным препятствием для человека является сам человек.Но нынешнее стремление к "объективному" познанию, освоение внешней предметности отдаляет человека от самого себя.
Как Декарт отделил мысль от чувственности, чтобы сделать предметом мысли саму мысль, так Руссо берется освободить чувствование от интеллектуальных привнесений, чтобы сосредоточиться на нем же самом, чтобы "чувствовать чувство". Но, если Декарт обращает мысль на самое себя, для того, чтобы достичь чистоты и ясности интеллектуального познания, то Руссо отрешает чувство от всякой внешней предметности и ориентирует внутрь для достижения морального самопознания.
Принцип
Декарта cogito (мышление) относится к
интеллектуальному и
Но все
же специфическое отличие Руссо
от многих других просветителей - это
не столь поворот к сенсуализму,
который не редкость в их среде, сколько
обращение к картезианской
"Исповедь"
Руссо не стоит совсем в
стороне от его своеобразного
философского начинания. В ее
программе прямо заявлено: "Отдаваясь
одновременно воспоминанию о
полученном впечатлении и
Одной из главных проблем, которые исследует Руссо, является проблема человека, его истинной сущности.
Руссо усматривает в человеке два естественных начала, предшествующих разуму (рассудку):"... из них одно горячо заинтересовывает нас в нашем собственном благосостоянии и самосохранении, а другое выражает наше естественное отвращение при виде гибели и страданий всякого чувствующего существа и главным образом нам подобных" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.43).
Гоббс, не задумываясь, сразу же переводил стремление к самосохранению в самолюбие и эгоизм, а Руссо раскрывает долгий исторический путь, ведущий к такому превращению, вернее один из путей, совсем не обязательный,- более естественен другой: любовь к себе, еще прежде чем обернуться самолюбием, умеряется жалостью к страданиям себе подобного, а лучше сказать, расширяется до сострадания к несчастью других и часто переходит в это второе чувство.