Возрождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:40, реферат

Краткое описание

Составной частью философии Нового времени была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Нового времени явилась "дейстская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической он

Файлы: 1 файл

Ж.docx

— 36.18 Кб (Скачать)

Императив: "Поступай с другими так, как  желаешь, чтобы поступали с тобой" - проявляется лишь тогда, когда естественная сострадательность вытесняется  эгоистическими наклонностями, но и  в этом случае требования, побуждающие  к выживанию естественного закона, находят действенную силу не в  рассудке, а в совести и чувстве.

По природе  человек, согласно Руссо, незлобив, скорее даже добр, он становится добродетельным, когда, любя добро, еще и осуществляет его через борьбу и преодоление  в себе противоборствующих наклонностей. Выполнение долга является внешней  формой добродетели по сравнению  с поступками, вытекающими из естественного  стремления к добру, на основе которых  чувство долга формируется и  закрепляется в качестве привычки к  добродетели, привычки, доставляющей удовлетворенность  и наслаждение. Удовольствия, доставляемые непосредственным естественным сочувствием  и содействием по природному влечению не поднимаются до высоты тех, что  испытываются при выполнении долга.

Руссо обращает внимание на то, что отказ  чувствам в их спонтанном развитии и совершенствовании, взгляд на них, как на косные по своей сущности, задержка на их только первоначальных формах приводит к тому, что эти  чувства под неусыпным контролем  и опекой разума превращаются в искусственные, перечащие их собственным первоначальным тенденциям. Заторможенная в своем развитии любовь к себе оборачивается эгоизмом, вместо того, чтобы возвеличиться до любви к себе подобным.

В человеке цивилизованном Руссо фиксирует  два разных принципа , из которых  один влечет к любви, справедливости, моральному благу, а другой тянет  вниз, подчиняет власти внешних чувств и порождаемых ими страстей.

Руссо определенно встает на точку зрения монизма в объяснении противоположностей - оба состояния должны быть выведены из одной и той же общей природы  человека; поскольку же они даны последовательно во времени, то следует  найти переход от одного к другому.

Достоинство взглядов Руссо на свободу проявляется  в его чувственно-практическом подходе, в противоположность умозрительно-созидательному, при котором свободу пытаются обнаружить как некоторый "объект", и, не находя, отрицают ее существование. Свобода означает у него внутренне  рефлексивное отношение: "быть господином самому себе, практиковать свою волю на самом себе, властвовать над страстями" (Руссо Ж.-Ж.,Эмиль или о воспитании,с.40).Преодоление  страстей означает нравственную свободу. Она не привходит из вне в индивида, а вырабатывается и развивается  изнутри. Процесс ее формирования в  историческом плане Руссо связывает  с переходом от первоначального, естественного состояния к цивилизованному, гражданскому. Человек как гражданин  расстается со своей естественной свободой, зато приобретает свободу моральную.

Во имя  свободы воли, во имя совести Руссо  отвергал фатализм, предопределенность волевых актов, выступая здесь против механистического материализма и противореча  теологии.

Одним из центральных вопросов в проблеме свободы человека и социальных взаимоотношений  Руссо считает вопрос о происхождении  неравенства. Появление собственности  заставляет человека расставаться со своей свободой, которая по самой своей природе, и согласно своему понятию, неотчуждаема. Все дело в том, что в самой человеческой природе уже произошел перелом. Неравенство людей - продукт целого ряда переворотов, преобразовавших человеческую природу, "подобно тому, как, чтобы установить рабство, пришлось совершить насилие над природой, так и для того, чтобы увековечить право рабовладения, нужно было изменить природу" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.45).

Руссо устанавливает прямую связь появления  самолюбивого рассудочного Я, страстно отстаивающего свою обособленность, с возникновением частной собственности. В обществе, которое подвергается автором " Рассуждения о неравенстве" уничтожающей критике, личное Я несет  в себе чуждые человечности характеристики, свойственные его субстракту - собственности.

Для Руссо  очевидно, что современный человек  находится в интенсивном разладе  с собой, что в своем действительном существовании он не является тем, чем  должен быть по своей сущности; он не равен самому себе, потому что существует неравенство между людьми. Необходимость  установления равенства Руссо выдвигает  как политическое требование времени  и обосновывает его результатами исследования происхождения и ступеней углубления неравенства, раскрытием закономерностей  его развития и исторических тенденций  к самоуправлению.

Философ различает природное и социальное неравенство: природа создает людей  различными, но не эти различия обуславливают  социальное неравенство - его причиной является частная собственность. Руссо  видит три причины неравенства: во-первых, это неравенство общественное; во-вторых, оно возникло исторически; в-третьих, оно связано с появлением частной собственности. Частная  собственность возникает при  переходе человечества от естественного  состояния к общественному, т.е. является продуктом цивилизации.

С точки  зрения Руссо, существовавшее до сих  пор политическое устройство не отвечало требованию правосообразности, оно  основывалось не на договоре свободных  и равных, а на насилии и угнетении, поэтому, несмотря на все труды мудрейших законодателей, оставалось несовершенным,- оно было плохим с самого начала.

Формирование  ассоциации, называемой общественным договором, предполагает свободное  вступление в договорные отношения, равенство всех отдельных лиц  и принятие ими основных законов, которые выражали бы общие интересы. Общность интересов - это, согласно Руссо, вполне реальная предпосылка. Каждый из членов ассоциации добровольно отдает себя - свою личность и все свои силы в пользу коллективного целого. Условия  равны для всех, каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя каждому  в отдельности. Каждый становится неотъемлемой частью целого. Появляется некоторое  общее Я, получающее посредством  акта объединения свое единство, свою жизнь и волю.

Для Руссо, в отличие, например от Гольбаха, субстратом общей воли является народ. Народ  решает вопрос о полезности законов, о соответствии их общей воле, решает голосованием, быть или не быть этим законам. Особенность взгляда Руссо, с которой не соглашается потом  никто из просветителей, состояла в  том, что всякое постановление, хотя бы самое полезное и разумное, предписывающее что бы то ни было населению, не участвующему в его обсуждении и голосовании, будет не законом, а лишь приказом. Для того, чтобы общая воля стала  законом, нет необходимости в  единогласии, но необходимо, чтобы все  граждане имели возможность подать свои голоса. С другой стороны, Руссо  неизменно придерживается понимания  общей воли как неразрывного единства, целостности, отличной от суммы нескольких воль: "Часто существует немалое  различие между волею всех и общей  волею. Эта вторая блюдет только общие  интересы, первая - интересы частные" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.170). Сферы действия той или другой строго разграничены:"Подобно  этому,как частная воля не может  представлять волю общую, так и общая  воля, в свою очередь, изменяет свою природу, если она направлена к частной  цели, и не может как общая выносить решение ни в отношении какого-нибудь человека, ни в отношении какого-нибудь факта" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.173).

Политическая  жизнь конституируется у Руссо  в обособленную, абстрагирующую себя от частной жизни индивидов самостоятельную  сферу. Для человека как политического  существа голос частного интереса в  общественной жизни должен умолкнуть. Разрешение проблемы без внешнего принуждения  должно заключаться в преодолении  раздора в душе каждого индивида через победу одной из сторон личности над другой ее стороной - победу общественного  над партикулярным в каждом сознании. Лишь забыв о себе, человек обретает себя, обретает как общественное существо свое общественное Я, противоположное  частному Я.

Принятие  общественного договора означает и  принятие суровой школы воспитания свободных граждан. Бытие свободным  гражданином предполагает, что гражданин  дает согласие на все законы, даже на те, которые принимаются вопреки  его желанию, и даже на те, которые  карают его, если он осмеливается нарушить их.

То, что  данные положения не являются утопией  подтверждается опытом Великой французской  революции, освободившей политический дух от оков, от смешения его с  гражданской, т.е. частной, жизнью и  выделившей его как сферу общности, всеобщего народного дела, как  нечто, существующее независимо от специфических  элементов частной жизни.

Интересен и оригинален Руссо в своих  педагогических воззрениях. В этой области он выступил горячим сторонником естественного воспитания. Воспитание каждого человека, писал Руссо в книге "Эмиль, или о воспитании", дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.

В соответствии с предлагаемой схемой воспитания Руссо  делил жизнь детей на четыре периода. В первый период - от рождения до двух лет - он предлагал уделять внимание главным образом физическому  воспитанию; во второй - от двух до двенадцати лет - воспитанию чувств; в третий - от двенадцати до пятнадцати лет - умственному  воспитанию; в четвертый период - от пятнадцати до восемнадцати лет - нравственному  воспитанию. Этот последний отрезок  времени он называл периодом "бурь и страстей".

Очень много ценных советов и наставлений  Руссо дает в первых двух книгах "Эмиля". Он рекомендует исподволь  действовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением  нежелательных и взбалмошных  детских просьб.

Вместо  старых форм общественного воспитания Руссо считал необходимым ввести демократическую систему, в основу которой требовал положить трудовое воспитание: изучение общественных ремесел  и искусств, причем в ходе обучения он считал необходимым выявлять у  воспитанников те или иные дарования, заложенные природой.

Делясь  своим педагогическим опытом, Руссо  утверждал, что каждый воспитатель  обязан научить своего воспитанника не рассчитывать ни на родителей, ни на здоровье, ни на богатство. Он должен дать понять ему, что без труда жизнь  бесцельна, что труд есть неизбежная обязанность общественного человека и "всякий праздный гражданин есть плут". Воспитатель, кроме того, должен не жалеть ни сил, ни времени для  того, чтобы занимать воспитанника добрыми делами, ибо, только делая  добро, люди становятся добрыми. "Отнимите у нашего сердца эту любовь к добру,- подчеркивал Руссо,- вы отнимите всю  прелесть жизни" (Руссо Ж.-Ж.,Эмиль  или о воспитании.,с.281).

Педагогический  успех, по мнению Руссо, мог быть достигнут  сочетанием ремесленного труда с  выполнением основных правил естественного  воспитания. Но не только это определяет успех. Система естественного воспитания достаточно эффективна только при правильном и привычном соединении физических и умственных упражнений. "Великий секрет воспитания, - писал Руссо, - в умении добиться того, чтобы телесные и умственные упражнения всегда служили отдыхом одни для других " (Руссо Ж.-Ж.,Эмиль, или о воспитании, с.191).

Роман "Эмиль, или о воспитании" в  силу своего демократического направления  получил широкое распространение  во Франции и за ее пределами. Разумеется, сила педагогической системы Руссо  состояла не только в том, что она  отвергла средневековую феодальную традицию воспитания, а в том, что  она послужила стимулом для формирования и развития демократической педагогики нового времени.

3. Религиозные  и нравственные воззрения.

В восьмой  главе четвертой книги "Общественного  договора" Руссо кратко изложил  свое отношение к религии. Он был  далек от мнения, что религия - "опиум  для народа". И все же в этой главе содержатся острые выпады против официальной феодально-клерикальной идеологии.

Во-первых, Руссо резко осуждал христианство за связи с существующими политическими  организациями. Он часто критиковал христианство и за то, что оно  слишком мало ценит земную, гражданскую  жизнь и вопреки здравому смыслу занято почти исключительно "небесными  помыслами".

Во-вторых, в христианских государствах, продолжал  Руссо, никогда нельзя с точностью  узнать, кому следует повиноваться светскому повелителю или священнику. И вообще христианская религия учит главным образом повиновению  и смирению. Христианин с глубоким безразличием выполняет свой гражданский  долг; для него неважно, дурно или  хорошо идут дела в его отечестве. Ему даже неважно и то, кто и  как управляет людьми.

Свои  религиозные воззрения Руссо  с достаточной полнотой изложил  в работе " Исповедание веры савойского викария".

Рассуждая о мироздании, единстве целого, активности бытия, об установленном порядке  во Вселенной, Руссо не деист, как Вольтер, он исповедует теизм, т.е. не только признает бога как первопричину, определяющую весь мировой порядок, но и предполагает, что бог присутствует в любом творении, постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход событий.

Информация о работе Возрождение