Мировой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:21, контрольная работа

Краткое описание

На данный момент во всем мире нет более популярной темы, чем финансовый кризис, его обсуждают все, начиная с политиков, абсолютно не обремененных даже базовыми экономическими знаниями, и заканчивая экспертами - финансовыми аналитиками, позиции которых, к слову, довольно сходны в определении истоков и анализе пройденных этапов, однако значительно разнятся в прогнозах и вопросах антикризисных мер. Первопричиной мирового финансового кризиса - кризис ипотеки для заемщиков низкой кредитоспособности в США.

Файлы: 1 файл

Мировой финансовый кризис и его влияние на предприятия.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

Мировой финансовый кризис и его влияние  на предприятия 

На данный момент во всем мире нет более популярной темы, чем финансовый кризис, его  обсуждают все, начиная с политиков, абсолютно не обремененных даже базовыми экономическими знаниями, и заканчивая экспертами - финансовыми аналитиками, позиции которых, к слову, довольно сходны в определении истоков и анализе пройденных этапов, однако значительно разнятся в прогнозах и вопросах антикризисных мер. Первопричиной мирового финансового кризиса - кризис ипотеки для заемщиков низкой кредитоспособности в США.

Для нас особое значение имеет влияние кризиса на экономику  России, на деятельность ее субъектов  экономики.

Как сказал Дмитрий  Медведев на борьбу с финансовым кризисом в России пойдет около 5 триллионов рублей, и эта цифра не окончательная. Для сравнения представляем другие затраты для борьбы с мировым финансовым кризисом по странам:

США - 3,5 триллиона  долларов США , 25 % ВВП;

Япония - 576 миллиарда  долларов США 12 % ВВП;

Великобритания - 1 триллион долларов США 37% ВВП

Германия - 893 миллиарда  долларов США 23 % ВВП

Китай - 570 миллиарда  долларов США 13 % ВВП

Финансовый кризис в России быстрыми темпами перерастает  в масштабный спад производства, которому всегда сопутствует сокращение рабочих  мест.

Индекс промышленного производства в январе-феврале 2009г. по сравнению с январем-февралем 2008г. составил 85,4%, в феврале 2009г. по сравнению с февралем 2008г. - 86,8%, по сравнению с январем 2009г. - 106,4%. (см.рис.1).

Численность экономически активного населения к концу февраля 2009г. составила, по оценке, 75,6 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны. Безработица. В конце февраля 2009г., по оценке, 6,4 млн.человек, или 8,5% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,0 млн.человек, в том числе 1,7 млн.человек получали пособие по безработице.

Однако не стоить забывать, что основной рост числа безработных еще впереди. Сейчас компании предпочитают сокращать не персонал, а рабочее время и зарплаты или отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Так же стоит учитывать увольнения по собственному желанию, которые позволяют сэкономить на каждом увольняемом до пяти зарплат (из них две - сразу же после предупреждения об увольнении, две - в период трудоустройства и еще одну - если человек за два месяца не был трудоустроен). Да и сами компании не слишком хорошо представляют свое ближайшее будущее.

Однако далеко не все компании решаются резать по живому и сокращать людей и, хотя затраты  на персонал, как правило, - одна из основных статей расходов, но совсем без сотрудников  не может обойтись даже самый экономный работодателей. 
 
 

«В первой половине 2009 года умы работодателей будет  занимать оптимизация оргструктуры и сокращение бюджетов на персонал»,- говорят результаты ежемесячного мониторинга  рынка труда PYNDEX. В январе в опросе PYNDEX приняло участие 98 компанийФинансовый кризис в России. Тенденции и перспективы: http://www.financial-lawyer.ru/topicbox/economic_news/category167/all.html. 

Кадровые изменения  касаются все большего числа организаций. Так, в декабре 2008 г. 11% участников опроса не решались пересматривать свои принципы работы с персоналом. В январе незыблемых осталось 9%. В декабре только 7% компаний снижали зарплаты, спустя месяц таких было уже 10%. Но и это немного. Причина проста: сокращение окладов было одной из первых антикризисных мер, к которой работодатели активно прибегали в октябре - начале ноября. «Зато компании все активнее перекраивают премиальные схемы, - комментирует руководитель проекта PYNDEX Екатерина Варга. - Так они делают расходы на персонал управляемыми и привязанными к финансовому результату. По январским данным 21% компаний уже пересмотрели или пересмотрят в ближайшее время бонусные формулы» Финансовый кризис в России. Тенденции и перспективы: http://www.financial-lawyer.ru/topicbox/economic_news/category167/all.html.  

Еще жестче обходятся с социальным пакетом. Дополнительные средства мотивации и удержания сотрудников пошли под нож с приходом нового года. В необходимости решительных шагов в эту сторону уверено уже 32% против 19% декабрьских работодателей. Наименее нужными в условиях кризиса признана оплата сотовой связи: от нее отказались 52% организаций. На втором месте - компенсация за обеды; сразу треть компаний перестанет кормить сотрудников.  

Существенно выросла  доля компаний, увольняющих персонал: с 29% до 43%. Но, несмотря на впечатляющий рост, фактическое сокращение штата не велико. «Это самый удивительный результат январского обзора. Сокращения коснулись лишь 5-9% офисных сотрудников, - говорит Екатерина Варга. - Иными словами, большинство компаний не ставило целью принципиально уменьшить издержки на персонал путем увольнений, а лишь избавлялись от некоторых малоэффективных сотрудников».  

Большинство организаций  оптимистично смотрит в свое кадровое будущее: 53% участников опроса продолжают активно трудоустраивать, а 78% держат открытыми вакансии, чтобы не упустить особо талантливых специалистов, выходящих на рынок. 

3. Выход предприятий  из кризиса: цели, задачи, угрозы 

В первую очередь  кризис является периодом нехватки денег. В этот момент клиентам становится негде взять денег на приобретение произведенной продукции, соответственно производителю перестает хватать  средств на снабжение и выплату зарплаты, а поставщикам - на производство необходимых продуктов и услуг.  

Это связано с  тем, что деньги перераспределяются в иные сектора экономики и  замедляют свой оборот. В результате этого процесса первоочередными  задачами бизнеса становится повышение эффективности деятельности компании и реализация программ снижения издержек. 

Безусловно, что обе  этих задачи требуют решения в  каждой из составляющей бизнеса - в  управлении продажами, управлении производством, управлении финансами и управлением  персоналом.  

Но наибольшее влияние  на их успешную реализацию оказывает  наличие эффективной системы  управления компанией. 

Как правило, сложившаяся  в период роста и финансовой стабильности система управления компании предназначена  для функционирования в стабильных условиях, когда система успешно работает даже при значительном времени реакции на возникающие отклонения, а длительность и точность принятия решения не оказывает критического влияния на само существование компании. В сложившихся условиях финансового кризиса такая практика несет очень высокие риски. В этот момент нужны четкие управленческие решения, ориентированные на достижение главной цели - сохранение жизнеспособности компании и ее места на рынке. 

Оптимизация системы  управления и оперативного руководства компанией в кризисный период может позволить сократить от 20 до 70 процентов персонала без ущерба для основной деятельности, повысить скорость реализации управленческих решений в компании, повысить качество производства продукции и реализации услуг. 

К основным угрозам для деятельности предприятия в условиях финансового и экономического кризиса можно отнести: 

- отсутствие четких, ранжированных целей предприятия; 

- высокая себестоимость  продукции; 

- высокие управленческие  расходы; 

- повышение требований к качеству продукции при одновременном уменьшении объема спроса; 

- нестабильность  на рынке, что приводит к  непредсказуемости поведения субъектов  рынка; 

- изменении структуры  рынка и товарной номенклатуры; 

- рост цен на  сырье и материалы; 

- уменьшение прибыли; 

- сложность с финансированием  и привлечением кредитных ресурсов. 

Для оптимизации  деятельности предприятия в условиях кризиса необходима во-первых четкая формулировка целей и задач, во-вторых план реализации поставленных целей. На рисунке 2 представлены основные мероприятия по оптимизации деятельности предприятия. 

Каждое мероприятие  имеет свою конкретную задачу и свои инструменты реализации этих мероприятий. 

На наш взгляд основными в перечисленных мероприятиях являются выработка оптимальной  стратегии, оптимизация организационной структуры и структуры управления финансами, повышение эффективности деятельности персонала. 

К выработке оптимальной  стратегии можно отнести такие  задачи как: 

- диагностика существующей  стратегии; 

- корректировка миссии; 

- разработка альтернативных  стратегий; 

- выбор новой стратегии; 

- выработка стратегических  целей; 

- выработка плана  реализаций поставленных целей. 

Рис.2 Оптимизация  деятельности предприятияПервоочередные  задачи управления деятельностью предприятия по преодолению основных угроз его существованию в условиях экономического кризиса: http://www.volgograd-consulting.ru/index.php/articles/97-art50?showall=1 

Для оптимизации  организационной структуры необходимо установить баланс целей и задач  по ресурсному обеспечению, полномочий - ответственности, прав - обязанностям, а также выработать систему показателей, характеризующих ее эффективность. Для повышения эффективности персонала необходимо проводить обучение, выработать пакет мотивационных мер. 

К числу задач по оптимизации системы управления финансами можно отнести поиск оптимальных источников финансирования, оптимизация учетной политики, системы финансового анализа. 

В условиях кризиса  большое значение принимает способность  предприятия к быстрой адаптации к изменениям внешних условий. Для этого необходима гибкость планирования, управления. Цели предприятия должны быть гибкими, инструменты их реализации должны приносить эффект, и в то же время быть эффективными в короткие сроки. Общая схема адаптационного процесса представлена на рисунке 3. 

Рис.3 Адаптационный  процесс в условиях быстро меняющихся условий внешней среды Первоочередные задачи управления деятельностью предприятия  по преодолению основных угроз его  существованию в условиях экономического кризиса: http://www.volgograd-consulting.ru/index.php/articles/97-art50?showall=1 

Таковы основные меры по выходу предприятия из кризисной  ситуации.

Информация о работе Мировой кризис