Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:14, курсовая работа
Цель курсовой работы
-Изучить и охарактеризовать «Карибский кризис» и специфику взаимоотношений США и СССР;
Исходя из цели курсовой работы, выделяется ряд задач:
Введение 3
Глава 1 4
Советско - американские отношения до 1962г. 4
Кубинская революция и ее последствия 6
Глава 2 10
2.1 Размещение ракетных позиций США в Европе и Турции 10
2.2. Действия США и ответ Москвы. 12
2.3 Последствия кризиса 17
Заключение 20
Список литературы 21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«Сибирская академия государственной
службы»
Юридический факультет
Кафедра
гуманитарных основ государственной
службы
Курсовая
работа
По дисциплине: История международных отношений
Тема:
Карибский кризис
Выполнил студент
3 курса группы 09134
Ковтун А.В.
Проверил: к.и.н.
Петренко М.С.
Оглавление
Карибский кризис стал апогеем напряженных взаимоотношений двух ядерных держав, образовавших биполярную систему мирового порядка. Начавшийся передел мира и сфер влияния не мог пройти без столкновения интересов США и СССР. Необходимость осмысления, упорядочивания факторов, едва не подтолкнувших страны к началу ядерной войны, делает тему данной курсовой работы значимой. Размещение средств ПВО американской стороной в Европе,на сегодняшний день, хотя и официально направленно против угроз с Востока, носит антироссийский характер. США активно взялись за переустройство мира, цветные революции в Африке, война на ближнем востоке тому подтверждение. Идеальным исходом для американской политики стало бы свержение действующей власти в странах бывшего советского союза и приход проамериканских режимов. Поэтому сложившаяся современная международная обстановка делает тему работы актуальной.
Цель курсовой работы
-Изучить и охарактеризовать «Карибский кризис» и специфику взаимоотношений США и СССР;
Исходя из цели курсовой работы, выделяется ряд задач:
- Изучить советско- американские отношения до 1962г. - Обозначить ключевые моменты Кубинской революции и размещения американских ракет в Европе и Турции. Их влияние на эскалацию конфликта;
- Охарактеризовать действия США и ответ Москвы;
-Рассмотреть
последствие кризиса;
После завершения Второй мировой войны в основу нового миропорядка легла старая идея коллективной безопасности, лицом которой стала ООН. Позиция СССР во взаимоотношениях с США в 1945 была двоякой. С одной стороны Сталин понимал слабость экономического развития советского союза и надеялся на американские кредиты и репарации со стороны Германии, что подталкивало его на сотрудничество со штатами. С другой стороны стояла необходимость расширения сферы влияния СССР в мире, что сразу наталкивало на противодействие США. В 1945—1946 годах СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса. Реакция запада была вполне ожидаемой. В ряде стран Западной Европы коммунистические партии стали входить в правительства, а во Франции и Италии они стали самыми крупными.
Когда в 1947 году американская сторона предложила помощь ряду европейских стран, так называемый «План Маршала», социально-политическая и экономическая конфронтация стала еще более очевидной. Принявшие помощь страны западной Европы обязывались очистить свои правительства от коммунистов. Созданный в 1949 году Совет Экономической взаимопомощи создал два параллельных мировых рынка. Холодная война, фактически, идеологически признанна США в 1947 во время провозглашения доктрины Трумэна. Суть ее заключается в том,что конфликт коммунизма и капитализма непреодалим, и миротворческая роль штатов заключается в борьбе с коммунизмом во всем мире, его сдерживание и отбрасывание к границам Советского Союза. Основным яблоком раздора в это время является Берлин. В 1947-49 западные державы отстранили СССР от совместных решений по экономическому положению Западного Берлина, на что незамедлительно последовала сухопутная блокада последнего. Конфронтация по этому вопросу не затихала и уже тогда было ясно,что без серьезных последствий не обойдется. Очередная вспышка, произошедшая в 1953г,привела к массовым акциям протеста в ГДР в силу затруднений экономического и политического порядка. Дальнейшее усиление противостяния двух держав, экономическое давление Запада на ГДР вынудило СССР выстроить в 1961г. стену, которая до 1990 года окончательно разделила Германию на две части. Всю шаткость конструкции подобных взаимоотношений между сверхдержавами продемонстрировала Корейская война, вылившаяся в заочное противостояние того самого капитализма и коммунизма. Уже тогда стало ясно,насколько тонкой может быть грань, между «Холодной войной» и прямым вооруженным конфликтом.
С
приходом Хрущева, казалось, ситуация
обязана была улучшиться, а угроза атомной
войны полностью исключиться. Но события
1956 года в Польше, Суэцкий кризис, восстания,
направленные против коммунистов в Бельгии,
революция на Кубе завязали новый ком
противоречий, который практически втянул
мир в новую войну.
В результате государственного переворота 10 марта 1952 года к власти на Кубе пришёл Фульхенсио Батиста, который установил в стране военно-полицейскую диктатуру. Переворот вызвал недовольство в среде прогрессивно настроенной молодёжи, наиболее радикальную группу которой возглавил молодой адвокат и начинающий политический деятель Фидель Кастро.
26
июля 1953 группа из 165 повстанцев, рассчитывая
на поддержку широких масс, во
главе с Фиделем Кастро
12
ноября 1958 г. Ф. Кастро отдал
приказ о начале операции «
В ночь на 1 января 1959 г. Батиста бежал с Кубы.
Соединенные Штаты сначала заняли позицию нейтралитета в отношении повстанческого движения. Но с каждым днем Ф. Кастро вызывал в Вашингтоне все большее раздражение. После бегства Батисты из страны при активном участии американского посольства была срочно сформирована правительственная хунта, которая провозгласила президентом страны члена верховного суда К. Пьедру. Но было уже поздно. Всеобщая политическая забастовка в Гаване под лозунгом «Вся власть Повстанческой армии!» кардинальным образом изменила политическую ситуацию в стране.
Столичный
гарнизон не осмелился оказать
Каждый новый день приносил свидетельства антиамериканской ориентации Кастро. В мае 1959 г. в Гаване был принят Закон об аграрной реформе, положивший конец крупному помещичьему землевладению — латифундизму. Во второй половине 1959 г. кубинские власти утвердили Закон о контроле над полезными ископаемыми, в соответствии с которым компании США облагались 25%-ным налогом от стоимости вывозимых металлов и минералов. Затем был принят еще ряд актов, серьезно ограничивших американское всевластие в экономике Кубы. Наконец, 6 июля 1960 г. был утвержден Закон о национализации предприятий и имущества американских граждан.3
Несомненно, для США, которые были уверенны в том, что ими установлен полный контроль за политической обстановкой в регионе, подобное развитие событий оказалось неожиданным. И проблема теперь уже не только в том, что «герметичность» Южно-американского континента от влияния коммунистической идеологии нарушена. Куба в 50е годы- это страна, практически полностью зависимая от американских монополий, где утечка большей части национального дохода за границу-норма. Именно поэтому, США делали ставку на военных, где значительную роль играл Ф.Батиста. Исходя из этого, становится ясно, насколько значимым был удар Кубинской революции по политическим и экономическим интересам штатов.
«Помимо открытых экономических санкций, американская администрация с начала 1960 г. приступила к подготовке насильственного свержения правительства Кастро. 17 марта 1960 г. президент Эйзенхауэр подписал секретную директиву о создании из кубинских эмигрантов отрядов для вторжения на Кубу. Директивой предписывалось «организовать, вооружить и подготовить кубинских эмигрантов в качестве партизанской силы для свержения режима Кастро»4. В конце 1959 — начале 1960 г. Куба стала объектом систематических воздушных облетов «неизвестными самолетами» с севера. Окончательное решение о вооруженном вторжении на Кубу было принято 4 апреля 1961 г. на заседании Совета национальной безопасности США под председательством президента Дж. Кеннеди.
Интервенция,
проваленная штатами, потрясла всю
систему межамериканских
СССР, поспешив воспользоваться сложившейся ситуацией, начал разворачивать накалившуюся обстановку в свою сторону. Расположение Кубы не позволяло следовать плану, по которому Советский Союз подминал страны Восточной Европы под свое влияние. Но слишком важная задача возлагалась Хрущевым на эту территорию. Превосходство Запада в стратегическом вооружении не вызывало сомнений, а использование Куба в качестве отправной точки для советских ракет могло бы значительно сгладить неравенство. Даже ракеты, предназначенные для выполнения оперативно тактических действий, в такой близости от границ США становились стратегическим вооружением. Также,ракеты могли способствовать независимости нового Кубинского государства. С. Хрущев, сын бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС, вспоминал: «По мнению отца, установка ракет имела определенное стратегическое значение, но основной целью операции являлась защита кубинской революции…Размещение ракет на Кубе позволяло раз и навсегда решить проблему обеспечения обороноспособности молодого кубинского государства. С. Хрущев, сын бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС, вспоминал: «По мнению отца, установка ракет имела определенное стратегическое значение, но основной целью операции являлась защита кубинской революции»5
После решения сессии Совета НАТО в декабре 1957 г., предоставившей США право размещать ядерные ракеты малой и средней дальности в Великобритании, Италии и Турции, а также складировать в Западной Европе запасы ядерных боеголовок, уязвимость СССР резко повысилась.6 Ситуация усугублялась еще и тем, что преимущество США в области стратегического вооружения было очевидным. Значительное преимущество в межконтинентальных ракетах теперь еще усугублялось оперативно тактическими.
По версии С. А. Микояна, основанной на рассказах его отца, тогдашнего первого заместителя Председателя Совета Министров СССР, а также на личных воспоминаниях, решение Хрущева окончательно вызрело в конце апреля — начале мая 1962 г. Именно в этот период состоялся доклад Н. Хрущеву министра обороны Р. Я. Малиновского, который перечислил негативные последствия развертывания американских ракет на территории Турции в непосредственной близости от правительственной дачи в Крыму. По утверждению министра обороны, американские ракеты «Юпитер», размещенные в Турции, «могли достичь Москвы за 10 минут», в то время как нашим межконтинентальным ракетам нужно было 25 минут, чтобы достичь американской территории.7
Сам Кеннеди считал потенциал ракет, размещенных в Турции, ограниченным, так как подводные лодки покрывали те же территории и имели преимущество в скрытности и огневой мощи. Однако, ракеты среднего радиуса были гораздо более технологичны в то время и могли находиться в постоянной боевой готовности, в отличии от межконтинентальных.
«Надо
было что-то придумать. Что? Очень сложно
найти вот это что-то, что можно было противопоставить
США. Естественно, сразу напрашивалось
такое решение: США окружили Советский
Союз своими базами, расположили вокруг
нас ракеты. Мы знали, что ракетные войска
США стоят в Турции и Италии, а про Западную
Германию и говорить нечего! Мы допускали,
что, возможно, есть они и в других странах.
Они нас окружили военно-воздушными базами,
и их самолеты находятся на расстоянии
радиуса действия от наших жизненных промышленных
и государственных центров. А самолеты
эти вооружены атомными бомбами. Нельзя
ли противопоставить им то же самое? Однако
все это не так просто!»8