Культура Древней Индии.
Уже в III тысячелетии до н.э. в Индии
была яркая м самобытная культура, на формирование
которой оказали влияние древнеэтничкие
трактаты и многочисленные религиозные
течения, среди которых наиболее влиятельными
были:
- Буддизм. По буддизму, жизнь – это зло, жить – это значит страдать, а поэтому не нужно стремиться к ее максимальному продолжению.
Свой идеал буддисты видели в достижении
нирваны – это высшее физическое и духовное
состояние, достигаемое при помощи отказа
от мыслей, желаний, стремлений, от всего
земного, то есть человек, изначально отказавшись
от желаний, автоматически избавляется
от страданий.
- Брахманизм. Первоначально являлся религией высших каст и характеризовался верой в трех богов: Брахман – это бог-творец, Вишну (Кришна) – это бог-хранитель, Шива – это бог-разрушитель. В дальнейшем эта религия распалась на три верования:
шиванизм, вишнуизм, брахманизм.
- Джайнизм. Его представители поклонялись Джайни(совершенный или просвет) и считали, то совершенства можно достичь про помощи естественного природного образа жизни отказа от всех достижений цивилизации. А поэтому это очень суровая,
аскетичная религия.
- Индуизм. В основе его лежит учение о перевоплощение душ в соответствии с законом кармы.
Карма – это последствие от предыдущих
жизней своей души, которые испытывает
на себе человек в своем сегодняшнем существовании.
К памятникам древнеиндийской культуры
относят различные эпические
и религиозные сказания: Веды, Риг-веда,
«Махабхарата», «Бхагават-Гита». Они представляют
собой собрание религиозных гимнов описание
ритуалов, литературных произведений,
научных знаний, правил поведения и бытовых
советов.
Культура Древнего Китая.
На культуру Древнего Китая и
восприятия людей огромное влияние
оказали:
- Культ природы
- Культ неба
- Культ предков
- Культ императорской власти
- Строгое соблюдение ритуалов
А также различные религиозно-философские
школы, среди которых наиболее влиятельными
были:
- Даосизм.
Основу данного учения составляет
Дао (закон, путь). Дао – это естественный
закон вещей, это мощная природная
энергия, руководящая всем происходящем
в мире, основной чертой является
естественность. Человек не в силах что-либо
изменить ни в окружающем мире, ни в своей
судьбе, а поэтому его задача в данных
условиях как можно меньше нарушат природную
гармонию окружающего мира и стремление
постичь волю Дао. Отсюда, установка на
созерцательность и покой.
- Конфуцианство.
Оно занималось решением общественных
и этнических проблем. Важнейшими
его чертами были:
- культ предков
- обожествление императорской власти
- строгое соблюдение ритуалов
Два важнейших раздела конфуцианства:
- «Учение об идеальном муже», в котором изображается образ идеального человека, следующего заповедям конфуцианства.
- «Теория исправления имен», по которой человек как личность не имеет никакого значения. Он оценивается лишь потому, как
соблюдает ритуалы, какое социальное положение
занимает и как он относится к своим обязанностям.
III. Легизм («Школа законников»).
Он явился идеологией, обосновывающей
устройство тиранического деспотического
государства, в котором все роли
жестко регламентированы, а вышестоящий
по социальной лестнице мог сделать все
что угодно с ниже стоящим.
Памятники и достижения Древнего Китая:
- Великая Китайская Стена
- Сборники текстов «Пятикнижие»
- Пагоды – это многоярусные строения с черепичной крышей, имеющие загнутые вверх края.
- Бумага, огнестрельное оружие, шелк,
фарфор, компас, насос.
- Многопалубные корабли
А также многочисленные открытия в
различных областях науки и технике.
Культура Древней Месопотамии.
В отличие от других древневосточных
культур никогда не существовало единой
и неизменимой месопотамской культуры,
так как территорию Двуречья населяла
масса народностей, шли постоянные войны
и бурная миграция населения. А поэтому
в исторических и географических аспектах
в составе месопотамской цивилизации
выделяют следующие культуры:
- Шумерская культура
- Вавилонская культура
- Ассирийская культура
- Иранская культура
Другой отличительной особенностью
был реализм и прагматизм восприятия
людей, то есть все их интересы были
сосредоточены на реальной действительности,
и даже боги не идеализировались.
Также большую роль в формировании этой
культуры сыграли:
- Культ воды
- Культ небесных светил
- Культ различных гаданий
Памятники и достижения:
- Клинопись – это древнейшая на земле письменность в виде групп клинообразных черточек, выдавленных на сырой глине.
- Свод правил «Законы Хаммурапи», который считается древнейшим
законодательным актом.
- Эпическое сказание «Песнь о Гильгамеше».
- Город Вавилон как один из первых городов европейского типа.
- Зиккурат – это многоступенчатый храм, на вершине которого находилось помещение для идола-божества.
- Висячие сады Семирамиды (чудо света)
Античная культура.
Вся европейская цивилизация уходит
корнями вглубь античной эпохи, так
как именно там были залажены основы
современного экономического, политического,
социального устройства общества.
Именно в эту эпоху возникли все виды и
формы искусства.
Античная культура коренным образом
отличалась от всех древневосточных
цивилизаций, так как на ее формирование
оказали влияние следующие факторы:
- Открытость и синкретизм культуры
- Выгодное географическое положение и климатические
условия
- Рыночное хозяйство, товарно-денежные отношения и частная собственность.
- Создание первых в мире демократических государств, города-полиса. (Афины – центр демократии в Греции)
Для античной культуры характерны
следующие основные черты:
- Космоцентризм (мир природы в центре всего). Космос
воспринимался не только как окружающая
действительность, но и как порядок противостоящий
хаосу, упорядоченностью и красотой. Именно
космоцентризм лег в основу основных античных
эстетических категорий (красота, мера,
гармония).
- Антропоцентризм (человек в центре всего), то есть человек (микромир) воспринимался как маленькая копия, модель вселенной (макромира), а поэтому соотносился с человеком, а природные объекты с человеческим телом. Любовь к повседневным радостям
жизни провозглашалась в качестве своеобразного
идеала, преимущество жизни над смертью
было огромным и это понималось буквально
всеми.
- Культ человеческого тела. Считалось, что современный человек должен обладать красотой безупречного тела. Этого можно
было достичь при помощи воспитания, образования
и упражнений как умственных, так и физических.
Отсюда наличие канона, то есть свода правил,
определяющих пропорции безупречной человеческой
фигуры. Кроме того, культ человеческого
тела также являлся мощнейшим стимулом
для решения социальных и политических
задач.
- Состязательность античной культуры. Греческий Агон – это игра, соревнование как образ жизни. Большую роль в жизни греков играли спортивные, музыкальные, поэтические, театральные и другие соревнования
(Олимпийские игры в честь Зевса, поэтические
соревнования в честь Аполлона)
- Праздничность античной культуры, выраженная в красочности и зрелищности,
как правило, праздники были связаны с
регулярными шествиями в честь богов (праздник
Диониса).
- Специфика мировосприятия древних эленов.
В качестве основных добродетелей, то
есть идеальных качеств, которыми должен
обладать современный человек, провозглашались
такие, как: жизнелюбие, мужество, сила,
предприимчивость, хитрость, слава,
верность своей родине, своему городу-полису.
В составе античной цивилизации
выделяют культуру древней Греции и
Древнего Рима, между которыми были
существенные различия. Так, несмотря
на весь свой синкретизм, Древнеримская
культура была более однообразна
и односторонне развита чем Греческая.
Это связано с тем, то вся культура Древнего
Рима работала только на одну идеологическую
установку, она возвеличивала мощь империи,
могущество императора и победы завоевателей.
Другой отличительной особенностью
был реализм и прагматизм мировосприятия
древних римлян, а поэтому в Древнем Риме
в отличие от Древней Греции наибольшее
развитие получили не искусство, философия
и образование, а техника, общественные
дисциплины (право, история) и прикладные
науки (математика, медицина, агрономия
и т.д.). Тем не менее, несмотря на все различия
между этими культурами, основы римской
цивилизации были заложены в Греции (у
греков были заимствованы: философия,
мифология, театр, одежда, бытовое устройство…).
Памятники и достижения культуры
Древней Греции:
- Литература: Гомер «Илиада», «Одиссея»; Гесиод
«Теогония», «Труды и дни»; Сапфо «Лирика».
- Архитектура и скульптура: Кноский дворец царя Миноса; Акрополь возводился под руководством Фидия, также он был автором скульптур «Зевс Олимпийский» (чудо света), «Афина-воительница»;
скульптор Поликлет «Копьеносец», Мирон
«Дискобол»; храм Артемиды (чудо света);
гробница царя Мафсола (чудо света); статуя
бога Гермеса(Колос Родосский - чудо света).
- Театры: Эсхил «Прометей прикованный»; Софокол «Царь Эдип»; Еврипид «Медея», «Федра»; Аристофан
(комедиограф) «Пчелы», «Лисистрата». Основу
сюжета античной трагедии составляли
конфликты между богами и людьми, чувством
и долгом, страстями и разумом, личным
и общественным, судьбой и попыткой изменить
ее.
- Философия: Сократ, Платон, Аристотель.
Памятники и достижения культуры Древнего
Рима:
- Архитектура и скульптура:
- Пантеон - это гигантский храм в честь всех
богов.
- Колизей – амфитеатр, рассчитанный
на 60 тысяч человек.
- Палестры – это сооружения для занятия спортом.
- Цирки – это сооружения для соревнований
на колесницах.
- Термы – это комплексы банных сооружений, имеющих общественное значение.
- Базилики – это сооружения, в которых проводились торговые сделки и вершился суд.
- Триумфальные арки – это сооружения, возводимые на завоеванных территориях в честь
победителей.
- Римский скульптурный портрет (отличающийся от греческого большей реалистичностью и выразительностью)
- Литература: Лукреций; Овидий; Вергилий. Писатели: Акулий сборник сатирических новелл
«Метаморфозы» или «Золотой осел», Гай
Юлий Цезарь трактат «Записки о галльской
войне».
Культура Средних веков.
Религия как ступень развития человеческой
цивилизации.
Первоначально религия и мифология
были тесно связаны друг с другом,
но в дальнейшем религиозное сознание
вытеснило мифологическое.
Для религии, как для мировоззренческого
и социокультурного явления, характерны
следующие черты:
- на смену многобожию (политеизм) приходит единобожие.
- единственной творческой всемогущей силой провозглашается Бог. Он стоит над природой и вне ее.
- между Богом и человеком устанавливается связь как между отцом и сыном, господином и рабом.
- религиозное сознание делит единый целостный мир на два: мир земной(естественный) и небесный (божественный).
- появляется понятие «грех», благодаря которому человек стал воспринимать себя личность,
несущей полную ответственность за свой
поступок.
Основное значение религии заключается
в том, что она выделила человека
из окружающего мира, сформировала
его как личность, отвечающую за
каждый свой поступок и стремящуюся
к нравственному совершенствованию. Именно
благодаря религии человек впервые перенес
свой взгляд на свой внутренний духовный
мир и нравственный проблемы.
«Цивилизации возможна бы не было
совсем, если бы мода не выдумала Бога»
(Ф.М. Достоевский).
Средневековье – это один из самых
продолжительных этапов в истории развития
человечества(V-XV вв.). Культуру, быт, обычаи,
верования людей данной эпохи определило
религиозное мировоззрение, а поэтому
в связи с этим культуру и мировосприятие
людей средних эпох принято характеризовать
понятием теоцентризм, так как все сферы
деятельности были направлены на познание
Бога и приближения к нему. Так ведущий
вид архитектуры – это собор, жанр живописи
– это иконопись, жанр литературы – это
священописание, основное и единственное
направление в религиозной философии
– это схоластика.
Для Средневековой культуры характерны
следующие черты:
- традиционализм и ретроспективность, то есть считалось, что чем древнее, тем подлинннее.
- новаторство воспринималось как проявление гордыни, а отход от канона, как отдаление от
истины.
- дидактизм, так как основная цель культуры наставлять людей на путь истинный.
- рефлексивность и психологическая самоуглубленность Средневековой духовной культуры
(молитва, исповедь).
- историзм, обусловленный идеей неповторимости и одиночности событий
(грех).
- Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства, не развитости товарно-денежных отношений и замкнутости мира феодального поместья.
- культурный средневековый тип отношения человека к миру складывался на основе феодальных
сословий, духовного господства христианства
и преобладания универсального вечного
целого над частным и приходящим.