Лекции по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:47, курс лекций

Краткое описание

Понятие «культура» появилось в XIX веке, благодаря Тейлору. Культура включает в себя все виды человеческой деятельности. Культура – это всеохватывающее явление, которое включает в себя все сферы человеческого бытия.
Субъектом и объектом культуры является человек, то есть с одной стороны он престает как творец культуры, а с другой – все результаты его культурной деятельности на него самого и направлены, поэтому культура невозможна без человека, точно так же, как человеческая деятельность невозможна вне культуры.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Писатели-реалисты ставили перед  собой цель выявить и проанализировать социальные, экономические, материальные факторы, влияющие на формирование личности человека и его судьбу. Анализ социальной действительности обращался в критику и сатиру на буржуазное общество.

Представители: Ч. Диккенс «Записки клуба», «Жизнь и приключения Оливера Твиста»; У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»; О.де Бальзак «Человеческая комедия», «кожа»; Г.Флобер «Госпожа Бовари»; С. Даль «Красно и черное».

Узкой разновидностью критического реализма был натурализм, представители которого уподобляли свое творчество методам  научного исследования и считали, что человек определяется только наследственностью, физиологией, социальной средой, в которой находится (Э.Золя «Жерминаль», «Нана»).

Рост демократического движения и  большие успехи в области науки  способствовали большой популярности нового литературного жанра – научная фантастика (Жюль Верн «Путешествие к центру Земли», «20 тысяч ли под водой », «Путешествие на Луну»; Г.Уэльс «Человек-невидимка», «Машина времени»; А. Канан Дойль «Затерянный мир»).

    1. Культуру второй половины XIX века принято называть понятием «декаданс» (упадок), то есть упадок культурной и духовной жизни проявился в следующих чертах:
    • Разочарование в возможностях человеческого разума и гуманистических идеалов просвещения.
      • Гигантский разрыв с традициями классической культуры.
    • Мощнейший экономический кризис перепроизводства и обострение социальных противоречий (формирование антагонистических классов: буржуа и рабочие)
    • Глубокий духовный кризис, то есть все прежние ценности были отвергнуты, а новых так и не возникло, человек вдруг ощутил бессмысленность и безопорность своего существования – это явилось поводом для появления иррациональных течений в философии, упаднических настроений и целой волны самоубийств.

Декаданс, безусловно, был негативны  явлением в культуре, но, тем не менее, он одновременно сыграл роль импульса для активного поиска новых философских основ жизни, новой идеологии, новых более выразительных средств в искусстве, и возможно, что если бы не было декаданса, то не произошел расцвет культуры и искусства на рубеже XIX-XX вв.

 

 

Модернизм в культуре конца  XIX первой половины XX вв.

Модернизм не имеет единого четкого определения, так как включает в себя целый ряд самых разнообразных течений, каждое их которых имела свои идеологические основы и эстетические признаки (принципы).

Модерн (новый, модный, совершенный), тем не менее, представители всех модернистских течений объединяют стремление к созданию новых форм демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективность мировосприятия и концептуальность, то есть главное дл творца не копирование окружающей среды, а создание своего нового образа мира, своего ни на кого не похожего взгляда на вещи.  Модернисты отрицали строгие нормы стихосложения, линейную перспективу в живописи и гармонию в музыке. Они выступали против реализма и делали сознательно установку на миф и философскую обоснованность своих произведений.

Наиболее яркими и самобытными  модернистскими течениями были: импрессионизм, символизм, кубизм, футуризм, фовизм, примитивизм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, экспрессионизм, дадаизм.

 

 

 

Современная культура.

Культурно развитие человечества, начиная  с 50-х годов XX столетия, формируется под воздействием нескольких факторов:

    1. Итоги Первой мировой войны, на основании которых на лидирующую позицию выходит США.
    2. Глубокие изменения, вызванные НТР, которые привели к коренным переменам на производстве и жизни общества. Прежде всего, произошел переход от индустриальной цивилизации, на первый план вышли высокие и точные технологии, а общество становится информационным, массовым и постиндустриальным.Превращение человечества  в единое целее, появление общезначимых для всех понятий и неудержимый процесс глобализации. Возрастание пространственного единства человечества, то есть в наше время энергия информации, вещество могут быть перенесены на максимальные расстояния в кротчайший промежуток времени.

Под воздействием этих факторов значительные изменения происходят в культуре, она начинает существовать в трех разновидностях: гуманитарная, интеллектуальная, массовая.

Гуманитарная и интеллектуальная культуры составляют элитарную культуру.

      1. Гуманитарная культура. Восприятие произведений гуманитарной культуры требуют от человека определенных усилий и определенной подготовки. А поэтому ее влияние на общество в конце XX века стремительно уменьшается, не смотря на возросшую роль религии и усиление критики прагматизма, потребительского отношения к миру и массовой культуре. В искусстве гуманитарная культура представлена реализмом в литературе и неореализмом в кинематографе.
      • Французская литература: Француа де Саган «Немного солнца в холодной воде», «Здравствуй грусть»; Морис Дрюон «Проклятые короли».
      • Немецкая литература: Генрих Бель «Глазами»…

Швейцарская литература: Герман Гессе  «Игра в бисер», «Степной волк»…

      • Американская литература: Курт Воннегут «Серены Титана», «номер пять», Абдайк «Кентавр»…
      • Русская литература: Солженицын «Один день Ивана Денисовича»…

 

      1. Интеллектуальная культура. Развитие этой культуры во второй половине XX века отмечена грандиозными успехами и достижениями, но не смотря на это, она остается достоянием узкой группы лиц. У этой культуре относят многочисленные течения неомодернизма, которые пришли на смену авангарду и в большей степени обращены не к чувствам, а к разуму человека. Однако, растущее количество течений модернизма негативно сказалось на их качестве. Развитие неомодернизма в целом идет под знаком самоотрицания его как искусства, то есть искусство уравнивается с обычными вещами и как таковое перестает существовать (боди-арт, ленд-арт, поп-арт, соц-арт,…).

Во всех течениях субъективное личностное начало сводится к минимуму или отсутствует  совсем, кроме того, пропало прежнее  стремление к новаторству и эксперименту.

Все это привело к утрате интереса к неомодернизму со стороны широкой публики и к переходу к постмодернизму.

В целом интеллектуальная культура так же, как и гуманитарная является таковой для ограниченной части  общества, обе они составляют высокую  или элитарную культуру, существование  которой становится все более  сложным и проблемным.

      1. Массовая культура. В отличие от элитарной культуры, массовая культура со второй половины XX вначале XXI вв. является господствующей. Она предстает как порождение индустриальной и постиндустриальной цивилизации, а поэтому ее часто сравнивают с культурой Древнего Рима на последних этапах ее развития. Родиной современной массовой культуры является США, что обуславливается рядом предпосылок:
      • Америка имеет короткую историю существования, и складывающаяся молодая американская нация фактически обрубала концы, связывающие каждый исходный элемент с культурой его исторической родины. В силу этого Америка во многом оказалась оторванной от исторического и культурного развития, а поэтому в данных условиях традиционная гуманитарная культура не получила должного развития, в ней нет устойчивых традиций и школ.
      • Америка в философском плане явилась родиной весьма скромным в философском плане течением – прагматизмом. Однако именно прагматизм стал основой американского менталитета и морали, который высший ценностью провозгласил успех, а оправдывающий любые средства.
      • В США были достигнуты грандиозные успехи в области науки и технике, но совершены были под влиянием того же прагматизма. А поэтому все развитие американской науки носило потребительский характер, чтобы достичь превосходства в политике, экономике, технике США использовали интеллектуальный потенциал других народов и породили такое явления как «утечка мозгов».
      • В США высоко-элитарная культура в отличие от массовой была предоставлена самой себе, в ней отсутствовали систематизация и централизация, в то время как массовая культура, которая должна была выражать ценности и идеалы официальной идеологии, имела сильную государственную поддержку и мощное экономическое финансирование.

 

Виды культурологи.

 

Культурологию в современности принято называть не наукой, а родом гуманитарного знания, так как она сама по себе включает комплекс взаимосвязанных наук, что позволяет ей всесторонне и объективно характеризовать и анализировать мировую культуру.

Так в составе культурологического знания выделяют следующие науки(подходы):

    1. Теория (философия) культуры. Ее основная задача – это осмысление и объяснение культуры через ее наиболее существенные черты. Она дает определение и понимание сущности культуры, ее отличие от природы, соотношение с цивилизацией и другими явлениями.

Теория культуры рассматривает  структуру, функции и роль культуры в жизни человека, она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры причины ее взлетов и  падений.

    1. История культуры. ее основная задача – дать знание о той или иной культуре. Предметом истории культуры может быть мировая, национальная, религиозная культуры или культура какой-то исторической эпохи. Она не сколько объясняет и анализирует, сколько собирает факты, описывает события и достижения, выделяя в них наиболее выдающиеся памятники и имена их авторов.
    2. Социальная культура. Она исследует реальное функционирование культуры в целом или существующих в них субкультур. Ее интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре, их динамика и реакция на тех или иных слоев общества.
    3. Психология культуры. Ее интересуют индивидуальные особенности, отношение к культуре и своеобразие духовного поведения человека в границах культурного пространства. Она выделяет типы личности, характерные для определенных культур и обществ.
    4. Культурная антропология (этнография). Она изучает традиции и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни различных народностей.
    5. Филологическая культурология. Она изучает национальные культуры через специфику особенности их языка и литературные достижения.
    6. Структурно-ассистематическая культурология. Она исследует культуру, опираясь на методы лингвистики как знаковую систему, в которой при помощи добавления, уменьшения или перестановки местами компонентов можно изменить ее качество.

Таким образом, специфика филологического знания заключается во всесторонности исследования культуры, так как знания только одной из наук, изучающих культуру не способны объективно охарактеризовать и проанализировать культуру.

Объективная культура и ее основополагающие.

Культура делится на субъективную и объективную.

Субъективная культура – это  стремление к развитию интеллектуальных, духовных и физических способностей отдельного человека.

Объективная культура – это процесс  целенаправленного совершенствования  людьми среды своего природного обитания. Объективная культура зависит от многих фактов, от сфер жизнедеятельности людей, от временных границ и т. д.

В зависимости от того какие ценности реализуются объективная культура делится на научную, социальную, политическую, экономическую, художественную, хозяйственно техническую и социально-политическую сферы – обозначаются понятием «цивилизация». А термином «культура» характеризуются такие сферы, как: наука, религия, философия, искусство и т.д.

Элементы объективной культуры, относящиеся к настоящему , называются образом жизни, а элементы связанные с опытом предшествующих поколений – культурным наследием.

    1. Образ жизни – это категория объективной культуры, включающая в себя компоненты типичные для определения социальных групп, а также компоненты, отличающие одну социальную группу от другой. Понятие «уклад жизни» в отличие от «образа жизни» характеризует конкретные исторические, социально-экономические, политические формы жизнедеятельности людей. Он характеризуется типом собственности; способом материального производства; ведущими идеологиями; политическим и экономическим устройствам общества.
    2. Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, которая передается последующим поколениям, как нечто особо почитаемое и ценное.
    3. Культурные универсалии – это фундаментальные решения жизненно важных проблем, с которыми человечество сталкивалось во всех культурах независимо от времени, места, социального устройства общества (число, колесо, алфавит, деньги, имя, религиозные ритуалы, семья,…).
    4. Культурный порядок – это совокупность мировоззренческих установок представлений, правил, построение суждений и норм, управляющих отношениями между различными институтами культуры (виды и жанры искусства, устная речь).
    5. Культурный ареал – это географический регион, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство различных черт и который не обязательно должен совпадать с государственными границами.
    6. Доминирующая культура – это культурные нормы и ценности и стереотипы, которыми руководствуется большинство членов общества.
    7. субкультура – это разновидность культуры, обладающая собственной системой ценностей (молодежная, профессиональная, гуманитарная,…)
    8. контркультура – это культура, противостоящая доминирующей и находящаяся в остром конфликте с ценностями общепринятой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Лекции по "Культурологии"