Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:47, курс лекций
Понятие «культура» появилось в XIX веке, благодаря Тейлору. Культура включает в себя все виды человеческой деятельности. Культура – это всеохватывающее явление, которое включает в себя все сферы человеческого бытия.
Субъектом и объектом культуры является человек, то есть с одной стороны он престает как творец культуры, а с другой – все результаты его культурной деятельности на него самого и направлены, поэтому культура невозможна без человека, точно так же, как человеческая деятельность невозможна вне культуры.
Таким образом, З.Фрейд выявил прямую
взаимозависимость между
По Фрейду культура может воздействовать на человека только тогда, когда ей удается внедриться в его психику, что и происходит помощи сублимации.
*Сублимация – это
Кроме того З.Фрейд выявил двоякое воздействие культуры на человека. С одной стороны, культура подавляет в человеке природную агрессию, инстинкты, и тем самым делает его жизнь стабильной и безопасной. Но с другой стороны, чем выше уровень развития культуры, тем она оказывает более мощное давление на природные начала человеческой психике, что в свою очередь приводит к многочисленным стрессам, неврозам и т.д.
VI. Учение К.Юнга об архетипах (Неофрейдизм).
Если З.Фрейд за основу человеческой психике брал только природные инстинкты. То К.Юнг выявил культурные истоки сферы бессознательного. По его мнению, у людей на заре человеческой истории выработались и зафиксировались в психике определенные образы, символы, установки, стереотипы поведения, которые являются общими абсолютно для всех народов и эпох, их К.Юнг назвал архепилгами.
*Архетип – это первоначальный
образ коллективного
Архетипы нашли свое отражение в мифологии, религиозных сюжетах, в сакральных знаках и символах, в сновидениях и т.д.
Таким образом, в отличие от З.Фрейда, К.Юнг считал, что культура не подавляет сферу бессознательного, а тесно взаимодействует с ней.
По мнению мыслителя, современная Западноевропейская культура движется к своей катастрофе и причина этого заключается в том, что усложнение жизни, непомерное развитие технике, культ разума, новые традиции и нормы привели к разрыву человечества с его культурными корнями, которые как раз и содержатся в архетипах и коллективном бессознательном.
Разрыв с культурными основами нашел свое выражение во всех трагедиях XX, XXI вв. (Массовый психоз, войны, установление тоталитарных режимов, в идеях коммунизма, расового превосходства).
В современной философии и
Структуралисты в своих
Таким образом, в структурализме культура предстает как совокупность знаковых систем (устойчивых форм отношений), в которой убирая, добавляя или меняя местами компоненты, можно изменить качественный уровень развития культуры.
Он так же, как и О.Шпенглер, провозглашал существование таких цивилизаций и констатировал кризис современной культуры. Но воспринимал это кризис не как катастрофу, а как закономерный необходимый этап дальнейшего развития культуры.
По его мнению, все великие культуры рано или поздно находились на грани катастрофы, и это состояние как раз и сыграло роль импульса для дальнейшего развития и расцвета культуры.
По мнению П.Сорокина люди в процессе своего исторического развития создают различные культурные системы:
Эти культурные системы в свою очередь складываются в высшие культурные сверх системы. Эти сверх системы представляют собой не просто набор компонентов, а единство взаимосвязанных сфер, которые работают на воплощение общих целей и ценностей.
П. Сорокин выделяет три типа культурных сверх систем:
Теоцентризм – Бог в центре всего,
а поэтому все сферы жизнедеяте
Эта культура направлена на ценности повседневной обыденной жизни, а поэтому ее стиль максимально натуралистичен. Чувственная культура стремится отойти от нравственных, эстетических и каких-либо других высших ценностей. Ее героями могут быть домохозяйки, служащие, банкиры, преступники, сумасшедшие. Основная задача данной культуры помочь человеку расслабиться, предоставит отдых и развлечения.
Тем не менее данной культуре суждено погибнуть, но никакой трагедии в этом нет так, как когда все сознательные силы культуры исчерпаны и она полностью реализовала себя, общество и культура изменяют свою форму, что открывает перед ними новые возможности и ценности для развития.
По его мнению, уже сейчас проявились ростки новой культурной сверх системы, которая вобрала в себя все лучшее из других культур.
И. Хейзинга в своей работе «Человек играющий» доказывает тезис об игровом характере культуры. По его мнению, игра старше культуры, она предшествует культуре и творит ее (игровые элементы присутствуют в поведении животных). Причем культура возникла не в результате игры, а непосредственно в процессе игры, которую И. Хейзинга истолковывает как спонтанную, творческую деятельность, которая пришла сама по себе и не зависит от конечного результата.
По мнению И. Хейзинга, игра охватывает все сферы жизни общества, однако роль игры в истории не всегда была одинаково высока. Вытеснение игры из культуры началось в XVIII веке, когда культ разума и прагматизма, то есть рационализм убил в человеке дух свободного творчества и провозгласил его свободным от греха и вины, об этом свидетельствует кризис современной культуры.
В наше время игра, творящая высокие ценности была заменена сурагатом игровой деятельности, то есть жизнь, долг, работа, семья уже не воспринимаются современным человеком серьезно, и наоборот, игровая деятельность начинает носить для него актуальный жизненно важный характер.
Выход из сложившегося культурного кризиса он видит в возрождении- игры, творящей высокие ценности.
Лекция 2.
Культура и цивилизация.
Понятие цивилизация возникло в XIII веке и обозначало прогресс, будущее идеальное общество и употреблялось только в единственном числе.
На данный момент термин цивилизация имеет массу определений, основными из которых являются:
На протяжение XVIII-XX веков сформировалось три подхода к пониманию термина цивилизация:
Таким образом, термин «цивилизация» - это более узкое понятие, чем культура, так как главным образом обозначает только организационно-технический, социально-политический, экономический уровень развития. Кроме того предстает как заключительный этап культурной эволюции, в ходе которого складывается ощутимый перевес материальных сфер
деятельности людей над
Критерии |
Культура |
Цивилизация |
1. Время возникновения |
Предшествует цивилизации и является ее матрицей. |
Возникает на определенном, как правило заключительном этапе культурной эволюции. |
2. Основные понятия |
Обще-универсальные |
Прагматизм, рационализм, польза, прогресс, комфорт… |
3. Соотношение со сферами |
Включает в себя, прежде всего, сферы духовной культуры: наука, религия, искусство, философия… |
Включает в себя: хозяйственно-техническую, общественно-политическую, экономическую сферы: политика, экономика, право… |
4. Функциональное назначение |
Выражает человеческую деятельность как уникальное творческое явление, направленное на развитие человечества |
Обеспечивает организационные и технические средства для дальнейшего развития культуры. |
5. Результат воплощения |
В памятниках культуры, которые становятся общенародным достоянием. |
В достижениях НТР, реформах, росте индустрии, в продуктах массовой культуры и т.д. |
6. Значение |
Способствует всестороннему |
Способствует подъему |
Типы цивилизаций.
I. Первичный тип цивилизации. Этот тип называется непрогрессивной формой человеческих сообществ и отождествляется бесписьменной первобытной культурой.
Основной чертой менталитета представителей данной цивилизации является установка на неизменность раз и навсегда принятого порядка вещей, а главной особенностью мышления - неразрывность природы и человека, мысли и эмоции.
В сознании таких народов отсутствует представление об историческом времени, они живут вечным сегодняшним мифологическим временем, а поэтому в мифологии этих народов отсутствует идея развития. Их жизненный цикл регламентируется жесткой системой канонов и табу, главной из которых является запрет на новизну.
II. Протоцивилизация. К данному типу относят современные культурные сообщества некоторых народностей тропической Африки и восточных стран, которые полностью не вышли из недр первичного типа цивилизации и не имеют собственных универсальных религий в силу этого широкое распространение у этих наров получили мировые религии, которые взяли на себя функции восполнить пробелы в их культурном развитии.
На базе синтеза глубоко отличных друг от друга культурных элементов, сегодня складывается новое уникальное сообщество.
III. Ранние цивилизации – это первые человеческие цивилизации, которые возникли на основе географической, языковой или этнической общности и оформились государственными границами. Их стабильность определялась либо силой государства, либо религиозной сплоченностью родственных народов, проживающих в непосредственной близости друг от друга (Древний Китай, Древняя Индия, Античная культура, Месопотамия).
IV. Мировые цивилизации – это наиболее устойчивый тип, связанный с распространением и утверждением мировых религий (Христианство, Ислам, Буддизм).
Отличительной чертой данных цивилизаций является универсальность, то есть они обращаются к человеку напрямую, независимо ни от каких границ.
V. Региональные цивилизации. К ним относят крупные многонациональные сообщества народов, совместно проживающих в пределах определенных территорий (российско-евразийская цивилизация, дальневосточная, латиноамериканская и т.д.)
Они формировались в результате культурного синтеза различных народов под влиянием доминирующего начала какого-либо одного народа или культурного фактора. Главной предпосылкой для культурного синтеза является предрасположенность народов к культурной ассимиляции (объединению), в силу которой не только сохраняется самобытность народов, но и возникает новое культурное сообщество.
VI. Универсальные цивилизации. К ним относят Западную и Восточную цивилизации, которые сформировались как широкий этнический синтез культур и религий , под влиянием природных и географических факторов.