Лекции по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:47, курс лекций

Краткое описание

Понятие «культура» появилось в XIX веке, благодаря Тейлору. Культура включает в себя все виды человеческой деятельности. Культура – это всеохватывающее явление, которое включает в себя все сферы человеческого бытия.
Субъектом и объектом культуры является человек, то есть с одной стороны он престает как творец культуры, а с другой – все результаты его культурной деятельности на него самого и направлены, поэтому культура невозможна без человека, точно так же, как человеческая деятельность невозможна вне культуры.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Таким образом, З.Фрейд выявил прямую взаимозависимость между культурой  и психикой человека.

По Фрейду культура может воздействовать на человека только тогда, когда ей удается внедриться в его психику, что и происходит помощи сублимации.

*Сублимация – это использование  бессознательной психологической  , биологической и сексуальной  энергии не по прямому ее  назначению, а в целях создания творчества и прогресса.

Кроме того З.Фрейд выявил двоякое  воздействие культуры на человека. С одной стороны, культура подавляет  в человеке природную агрессию, инстинкты, и тем самым делает его жизнь  стабильной и безопасной. Но с другой стороны, чем выше уровень развития культуры, тем она оказывает более мощное давление на природные начала человеческой психике, что в свою очередь приводит к многочисленным стрессам, неврозам и т.д.

VI.  Учение К.Юнга об архетипах (Неофрейдизм).

Если З.Фрейд за основу человеческой психике брал только природные инстинкты. То К.Юнг выявил культурные истоки сферы бессознательного. По его мнению, у людей на заре человеческой истории выработались и зафиксировались в психике определенные образы, символы, установки, стереотипы поведения, которые являются общими абсолютно для всех народов и эпох, их К.Юнг назвал архепилгами.

*Архетип – это первоначальный  образ коллективного бессознательного, который является общим для  всех народов и эпох.

Архетипы нашли свое отражение  в мифологии, религиозных сюжетах, в сакральных знаках и символах, в сновидениях и т.д.

Таким образом, в отличие от З.Фрейда, К.Юнг считал, что культура не подавляет сферу бессознательного, а тесно взаимодействует с ней.

По мнению мыслителя, современная  Западноевропейская культура движется к своей катастрофе и причина этого заключается в том, что усложнение жизни, непомерное развитие технике, культ разума, новые традиции и нормы привели к разрыву человечества с его культурными корнями, которые как раз и содержатся в архетипах и коллективном бессознательном.

Разрыв с культурными основами нашел свое выражение во всех трагедиях  XX, XXI вв. (Массовый психоз, войны, установление тоталитарных режимов, в идеях коммунизма, расового превосходства).

 

 

 

    1. Культура, как совокупность знаковых систем (Структурализм К. Ливии-Стросса).

В современной философии и культурологи значительная роль отводится структурализму. Его представители считают, что  культурология должна отойти от описательности и использовать в своих исследованиях  методы естественных и … наук.

Структуралисты в своих исследованиях  делали акцент на изучение форм, в которых  протекает практическая и духовная деятельность людей. Эти формы обозначались понятием структура, под которым  понимались устойчивые отношения между  людьми, существующие длительное время. Эти структуры, по мнению К. Ливии-Стросса, предстают как знаковые системы, которые определяют всю деятельность людей.

Таким образом, в структурализме культура предстает как совокупность знаковых систем (устойчивых форм отношений), в которой убирая, добавляя или меняя местами компоненты, можно изменить качественный уровень развития культуры.

    1. Теория о культурных сверх системах П. Сорокина.

Он так же, как и О.Шпенглер, провозглашал существование таких  цивилизаций и констатировал  кризис современной культуры. Но воспринимал это кризис не как катастрофу, а как закономерный необходимый этап дальнейшего развития культуры.

По его мнению, все великие  культуры рано или поздно находились на грани катастрофы, и это состояние  как раз и сыграло роль импульса для дальнейшего развития и расцвета культуры.

По мнению П.Сорокина люди в процессе своего исторического развития создают  различные культурные системы:

    • Экономическую.
    • Политическую
    • Правовую
    • Эстетическую и т.д.

Эти культурные системы в свою очередь складываются в высшие культурные сверх системы. Эти сверх системы представляют собой не просто набор компонентов, а единство взаимосвязанных сфер, которые работают на воплощение общих целей и ценностей.

П. Сорокин выделяет три типа культурных сверх систем:

    • Идеоциональный тип. Основу данного типа составляет положение о Боге как о единственной ценности и реальности мира, то есть существует только Бог, а все остальное результат его творчества.

Теоцентризм – Бог в центре всего, а поэтому все сферы жизнедеятельности людей данной культуры направлены на познание высших божественных ценностей. Произведения данной культуры весьма условны, абстрактны и посвящены религиозной тематике, их героями могут быть отелы, святые, бесы, грешники…(культура Древней Индии, Средневековая культура западной Европы).

    • Идеалистический тип. Данный тип культуры обращен как к Богу, так и к человеку, как к чувствам, так и к разуму, как к духовному, так и к телесному, как к земному, так и к небесному (культура Древней Греции, культура эпохи Возрождения).
    • Чувственная культура – это культура возникла в VIII веке, конечной точки развития достигла во второй половине XX века, а сейчас умирает.

Эта культура направлена на ценности повседневной обыденной жизни, а поэтому ее стиль максимально натуралистичен. Чувственная культура стремится отойти от нравственных, эстетических и каких-либо других высших ценностей. Ее героями могут быть домохозяйки, служащие, банкиры, преступники, сумасшедшие. Основная задача данной культуры помочь человеку расслабиться, предоставит отдых и развлечения.

Тем не менее данной культуре суждено  погибнуть, но никакой трагедии в  этом нет так, как когда все  сознательные силы культуры исчерпаны  и она полностью реализовала  себя, общество и культура изменяют свою форму, что открывает перед ними новые возможности и ценности для развития.

По его мнению, уже сейчас проявились ростки новой культурной сверх системы, которая вобрала в себя все  лучшее из других культур.

    1. Игровая концепция культуры И. Хейзинга.

И. Хейзинга в своей работе «Человек играющий» доказывает тезис об игровом характере культуры. По его мнению, игра старше культуры, она предшествует культуре и творит ее (игровые элементы присутствуют в поведении животных). Причем культура возникла  не в результате игры, а непосредственно  в процессе игры, которую И. Хейзинга истолковывает как спонтанную, творческую деятельность, которая пришла сама по себе и не зависит от конечного результата.

По мнению И. Хейзинга, игра охватывает все сферы жизни общества, однако роль игры в истории не всегда была одинаково высока. Вытеснение игры из культуры  началось в XVIII веке, когда культ разума и прагматизма, то есть рационализм убил в человеке дух свободного творчества и провозгласил его свободным от греха и вины, об этом свидетельствует кризис современной культуры.

В наше время игра, творящая высокие  ценности была заменена сурагатом игровой  деятельности, то есть жизнь, долг, работа, семья уже не воспринимаются современным  человеком серьезно, и наоборот, игровая деятельность начинает носить для него актуальный жизненно важный характер.

Выход из сложившегося культурного  кризиса он видит в возрождении- игры, творящей высокие ценности.

Лекция 2.

Культура и цивилизация.

Понятие цивилизация возникло в  XIII веке и обозначало прогресс, будущее идеальное общество и употреблялось только в единственном числе.

На данный момент термин цивилизация  имеет массу определений, основными  из которых являются:

    1. Это то же самое, что культура.
    2. это состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный и гуманный способ жизнедеятельности в конкретных исторических условиях.
    3. это степень общественного развития, следующая за варварством.
    4. это уровень развития материальной и степень деградации духовной культуры как заключительная стадия эволюции любого сообщества. (О. Шпенглер)
    5. это крупное межнациональное сообщество людей, объединенных общими духовными ценностями социально-политическими, психологическими чертами.
    6. это более узкое понятие, чем культура, так как включает в себя только организационный научно-технический и социально-политический аспекты жизнедеятельности общества.

На протяжение XVIII-XX веков сформировалось три подхода к пониманию термина цивилизация:

      • унитарный подход (XVIII век) рассматривал цивилизацию как идеал прогрессивного государства как единого целого.
      • Стадиональный подход (XIX) рассматривал цивилизации как этапы развития общества как единого целого, согласно ему в истории действуют универсальные законы, а поэтому в своем развитии все народы должны пройти по одному и тому же пути, причем более продвинутые вперед европейские народы должны указать методы и цели развития другим (теория линейности прогресса и европоцентризма)
      • Локально-исторический подход рассматривал цивилизации, как уникальные, равноправные, самобытные этнические или исторические общественные образования, то есть в конце XIX века кризис просветительской идеологии и собранный богатый этнографический материал привел концепции к тому , что у каждого народа есть своя культура и своя цивилизация.

Таким образом, термин «цивилизация»  - это более узкое понятие, чем культура, так как главным образом обозначает только организационно-технический, социально-политический, экономический уровень развития. Кроме того предстает как заключительный этап культурной эволюции, в ходе которого складывается ощутимый перевес материальных сфер

деятельности людей над духовными.

 

Критерии

Культура

Цивилизация

1. Время возникновения

Предшествует цивилизации и  является ее матрицей.

Возникает на определенном, как правило  заключительном этапе культурной эволюции.

2. Основные понятия

Обще-универсальные человеческие ценности и, прежде всего, духовные.

Прагматизм, рационализм, польза, прогресс, комфорт…

3. Соотношение со сферами культурной  деятельности

Включает в себя, прежде всего, сферы  духовной культуры: наука, религия, искусство, философия…

Включает в себя: хозяйственно-техническую, общественно-политическую, экономическую сферы: политика, экономика, право…

4. Функциональное назначение

Выражает человеческую деятельность как уникальное творческое явление, направленное на развитие человечества

Обеспечивает организационные  и технические средства для дальнейшего  развития культуры.

5. Результат воплощения

В памятниках культуры, которые становятся общенародным достоянием.

В достижениях НТР, реформах, росте  индустрии, в продуктах массовой культуры и т.д.

6. Значение

Способствует всестороннему развитию человека, росту духовности, увеличению степени внутренней и внешней  свободы…

Способствует подъему материального  благосостояния, росту уровня комфорта, снижению значимости высоких сфер культуры, урбанизации в целом росту материальной  обусловленности, усилению зависимости от моды и массовой культуры.


 

Типы цивилизаций.

I. Первичный тип цивилизации. Этот тип называется непрогрессивной формой человеческих сообществ и отождествляется бесписьменной первобытной культурой.

Основной чертой менталитета представителей данной цивилизации является установка  на неизменность раз и навсегда принятого  порядка вещей, а главной особенностью мышления - неразрывность природы  и человека, мысли и эмоции.

В сознании таких народов отсутствует  представление об историческом времени, они живут вечным сегодняшним  мифологическим временем, а поэтому  в мифологии этих народов отсутствует  идея развития. Их жизненный цикл регламентируется жесткой системой канонов и табу, главной из которых является запрет на новизну.

II.  Протоцивилизация. К данному типу относят современные культурные сообщества некоторых народностей тропической Африки и восточных стран, которые полностью не вышли из недр первичного типа цивилизации и не имеют собственных универсальных религий в силу этого широкое распространение у этих наров получили мировые религии, которые взяли на себя функции восполнить пробелы в их культурном развитии.

На базе синтеза глубоко отличных друг от друга культурных элементов, сегодня складывается новое уникальное  сообщество.

III.  Ранние цивилизации – это первые человеческие цивилизации, которые возникли на основе географической, языковой или этнической общности и оформились государственными границами. Их стабильность определялась либо силой государства, либо религиозной сплоченностью родственных народов, проживающих в непосредственной близости друг от друга (Древний Китай, Древняя Индия, Античная культура, Месопотамия).

IV.  Мировые цивилизации – это наиболее устойчивый тип, связанный с распространением и утверждением мировых религий (Христианство, Ислам, Буддизм).

Отличительной чертой данных цивилизаций  является универсальность, то есть они  обращаются к человеку напрямую, независимо ни от каких границ.

V.  Региональные цивилизации. К ним относят крупные многонациональные сообщества народов, совместно проживающих в пределах определенных территорий (российско-евразийская цивилизация, дальневосточная, латиноамериканская и т.д.)

Они формировались в результате культурного синтеза различных народов под влиянием доминирующего начала какого-либо одного народа или культурного фактора. Главной предпосылкой для культурного синтеза является предрасположенность народов к культурной ассимиляции (объединению), в силу которой не только сохраняется самобытность народов, но и возникает новое культурное сообщество.

VI. Универсальные цивилизации. К ним относят Западную и Восточную цивилизации, которые сформировались как широкий этнический синтез культур и религий , под влиянием природных и географических факторов.

Информация о работе Лекции по "Культурологии"