Памятники и достижения культуры средних
эпох:
- Архитектура и скульптура. В эпоху средневековья в Европе формируются первые самостоятельные
художественные стили:
- Романский стиль (V-XI вв.). Он возник на основе синтеза
римской архитектуры и архитектурных
элементов варварских племен. Внешне сооружения
этого стиля предстают как мощные суровые
здания, которым свойственно: тяжелые
своды, толстые стены, маленькие окна,
узкие дверные проемы, куполообразная
крыша и отсутствие излишних украшений.
Скульптура и живопись романского стиля
условны, абстрактны и полностью посвящены
религиозной тематике.
- По мере развития социальных отношений и городской
культуры появился новый более современный
стиль – готический(XII-XV вв.). В здания данного
стиля коренным образом изменена конструкция
сводов, благодаря чему они приобретают
легкость, универсальность и устремленность
вверх. Для готического стиля характерны
разные своды, тонкие стены, большие окна,
использование мозаики и цветного стекла,
шпилиобразующая крыша, обилие украшений
на фронтонах и фасадах зданий. Причем
скульптура становится более реалистичной.
Готический стиль был свойственен не только
культовым строениям, но также общественным
и светским зданиям (Собор Парижской Богоматери,
Кельнский собор).
- Живопись.
В живописи центральным жанром в
средние века бала иконопись. Изобразительное
искусство характеризуется условностью,
абстрактностью, символичностью, плоскостью,
отсутствием проекции и религиозной тематикой.
Средневековая религиозная философия
называется схоластикой. Схоластика основывалась
на трудах мыслителей, которые взялись
за обоснование идей Бога и комментирования
священных писаний (Фома Аквинский, Августин
Блаженный).
В средние века кроме религиозной
литературы, многие народы создают
свои уникальные самобытные житейские
сказания, которые являются величайшими
шедеврами мировой литературы. Например,
«Песнь о Нибелунгах» (Германский эпос),
«Песнь о Блофульфе», «Баллада о Робин
Гуде» (Английский эпос), «Песнь о Сиде»
(Испанский эпос).
Появляется новый литературный
жанр – рыцарский роман, основная
задача которого описывать идеальный
образ жизни, идеального человека,
то есть рыцаря. Например, «Роман о Розе»,
«Тристан и Изольда, «Песнь о Роланде»,
«Цикл романов о короле Артуре».
Благодаря творчеству трубадуров,
труверов, скальдов, менестрелей, миннезингеров
и вагантов расцветает рыцарская лирическая
поэзия.
Трубадуры и труверы – это
придворные поэты и певцы, чье
творчество отличалось высокопарностью
и изысканностью.
Скальды – это войны-певцы.
Миннезингеры – это певцы высокой
любви в Германии.
Менестрели – это бродячие авторы
и исполнители, творчество которых было
рассчитано на широкие массы населения.
Ваганты – это поэты и певцы,
пользующиеся большой популярностью
у народа, творчество которых носило
антицерковный сатирический характер.
В средние века театр были возрожден
католичкой церковью и первые мистерии
проходили в стенах сбора. Постепенно
эти театральные постановки становятся
красочными и зрелищными. Это явилось
поводом для вытеснения театра из церкви
на улицы и площади города. Появляются
профессиональные актеры – жонглеры,
а отличительной особенностью городского
театра было сочетание условности и абстрактности
с натурализмом.
Культура эпохи Возрождения.
Италия XIV-XVI вв.
В других странах XV-XVII вв.
Возрождение – это переходный период
средних веков до эпохи нового времени,
когда экономические, политические, религиозные,
житейские нормы Средневековья исчерпали
себя, а новый буржуазный строй еще не
появился.
В это время появляются первые мануфактуры,
растут города, расцветает торговля, банковское
дело, идет бурный процесс секуляризации,
совершается масса открытий в различных
областях науки.
Секуляризация – это переход
от религиозного, церковного к светскому,
городскому образу жизни.
Под воздействием всех этих факторов
происходит пересмотр традиционных
взглядов. В поисках своего идеала
представители данной эпохи обращаются
к ценностям античной культуры, а поэтому
данная эпоха называется Возрождением.
Основные черты эпохи Возрождения:
- Антропоцентризм, то есть если Бог воспринимается как начало всех вещей, то человек как центральная фигура мироздания. На первый план выходит светская
жизнь, деятельность человека в этом мире:
ради этого мира, ради достижений, счастья
на земле. Государство начинает восприниматься
никак продукт божьей воли, а как результат
деятельности людей.
- Гуманизм, то есть стало считаться, что в человеке важно
не его происхождение, а личные качества,
такие как: ум, талант, образованность,
предприимчивость, воля и т.д.
- Особое отношение к античности, которое нашло свое выражение в поголовном увлечении древними языками, античной философией и искусством. (Латинский
язык)
- Энциклопедизм, то есть считалось, что идеальный человек – это универсальный человек, созидатель и энциклопедист. Он должен хорошо разбираться во многих сферах человеческой деятельности (Леонардо да Винчи).
- Культ красоты, то есть считалось, что художник
в своем творчестве должен не просто копировать
окружающую действительность, а творить
новый мир и новую красоту.
- Культ человеческого тела, то есть считалось, что в человеке важно не только его духовная жизнь,
но и телесное, которое само по себе самоценно
и значимо.
- Творцы в своих произведениях стремились объединить божественное и человеческое, земное и небесное, духовное и телесное, науку и религию, разум и чувства.
- Возрождение – это не однородная застывшая эпоха, а бурное время перемен, в котором все смешалось:
высокие гуманистические порывы с подлостью
и предательством, красота с преступлением,
а расцвет в экономике, политике с постоянными
крестовыми походами пытками инквизиции.
Памятники и достижения культуры эпохи
Возрождения:
- Литература: Данте Алигьери «Божественная комедия»;
Ф. Петрарка цикл сонетов «На жизнь и смерть
мадонны Лауре»; Джованни Боккаччо сборник
новел «Де Камерон»; Ф. Рабле философско-сказочный
роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», который
является пародией на жанр средневекового
рыцарского романа; Э. Ротердамский два
тракта «Похвала глупости», «Записки темных
людей», М. Сервантес «Дон Кихот».
- Театр: В.Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Магбед», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские насмешницы», сонеты,
исторические хроники.
- Живопись и скульптура: Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда), «Тайная вечеря»
(фреска); Сандро Боттичелли «Рождение
Венеры», «Весна»; Рафаэль Санти «Сикстинская
Мадонна»; Тициан «Даная»; Артемизии Джентилески
«Юдифь»; Микеланджило «Статуя Давида»
Культура Нового времени и эпохи
Просвещения (XVII-XVIII вв.).
Глубокие изменения в социальной,
экономической, политической, духовной
жизни Европы связаны с восстановлением
и развитием буржуазных отношений,
они определили основные особенности
культурного процесса данной эпохи, к
которым относят:
- Идет бурный процесс развития секуляризации, распространяются идеалы новой ветви христианства-протестантизма, который явился новой идеологией нового класса-буржуазии. Именно протестантизм обосновал такие качества
присущие буржуа, как: скромность, трудолюбие,
предприимчивость и т.д.
- Значительные успехи были сделаны в области естествознания, наука впервые выходит из стен
университетов и начинает носить общественный
и прикладной характер. Фрэнсис Бэкон
своим лозунгом («Знание - сила») определил
новые задачи и цели науки, поставив ее
на реальную фактическую службу человеку.
В связи с этим человек XVII-XVIII вв. уверовал
в безграничные возможности своего разума,
а насилие над природой стало нормой.
- Эпоху Просвещения часто называют золотым веком утопии, так как появилось огромное количество трактатов об идеальном обществе и способе его достижения. Люди XVII-XVIII вв. стали считать, что они
на основе разума, добра и справедливости
могут создать идеальное общество, которое
было бы максимально приближено к природе,
не знало частной собственности и сословного
деления (Т.Мор «Утопия», Кампанелла «Город
Солнца»).
- Реальным воплощением идеального общества и среды обитания были сады и парки. Отсюда расцвет садово-парковой культуры
в эту эпоху. Сады и парки должны были создавать
идеальную среду обитания для идеального
человека, основной характеристикой которого
является естественность (парк Монрепо).
- Искусство просвещения в отличие от предшествующих эпох стремилось отойти от возвышенного,
надуманного к простому, соизмеримому
с человеком, с его повседневными делами
и интересами, поэтому искусство XVII-XVIII
вв. становится более реалистичным. Считалось,
что живопись должна украшать жизнь человека,
литература просвещать и развивать, театр
смешить и обличать, а музыка должна быть
наполнена духовной глубиной.
- В культуре XVII-XVIII вв. появляются новые художественные
стили:
Для данного стиля характерно смешение
различных сюжетов (религиозных, мифологических,
мистических, чувственных…) основная
зада, которую ставили творцы – это стремление
породить и удивить, что и давалось сделать
при помощи ярких красок, пышной отделки,
огромного количества декоративных элементов
и скульптурных композиций на фронтонах
и фасадах зданий (Эрмитаж)
Основу его составляют ценности
и идеалы древнеримской культуры,
а поэтому для зданий данного
стиля были свойственны: величественность,
стройность линий, строгая симметрия,
геометрический орнамент, отсутствие
излишних украшений (Адмиралтейство).
Если барокко был свойственен
культовым сооружениям и аристократических
домов, то классицизм для общественных
зданий. Кроме того, классицизм возродил
основные принципы античной трагедии
в театре. Основу сюжета классической
трагедии составляли конфликты между
разумом и чувством личным и общественным,
домом и страстями, причем разумное всегда
доминировало (Расин).
Основная задача данного стиля
предоставить человеку удовольствие,
отдых и развлечение, а поэтому он характеризуется
как игривый, веселый и несерьезный стиль.
Для Рококо характерны различные виды
стилизации, яркие краски, обилие зеркал,
асимметрия, огромное количество предметов
декоративно-прикладного искусства, находящихся
в кажущемся беспорядке. Типичными персонажами
были русалки, амуры, купидоны, пикантные
дамы, галантные кавалеры.
Памятники и достижения культуры
XVII-XVIII вв.:
- Живопись. В это время появляются новые жанры: эскиз; натюрморт; изображение животных; бытовая, историческая картины; парадный, интимный портреты
(Рембрандт).
- Литература. В XVII-XVIII вв. ведущим литературным жанром
был просветительский роман, основная
задача которого не просто развлечь читателей,
а смоделировать ситуацию, на основе которой
можно проверить правильность или сложность
нескольких просветительских идей (Д.Дефо
«Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера»). Также огромной популярностью
пользуются жанры волшебного и авантюрно-приключенческого
романов (Филдинг «История Тома Джонса
- найденыша»). Кроме того в это время появляются
жанры: литературная критика, философский
роман (Д.Дидро «Племянник Рамо»).
- Театр.
Ведущий театральный жанр – это
сатирическая комедия, которая должна
была не только смешить людей, но также
обличать и высмеивать общественные
и человеческие пороки (Мольер «Скупой»,
«Мещанин во дворянстве»).
В XVII-XVIII вв. был создан единый музыкальный
язык, на котором в дальнейшем заговорила
вся Европа. В это время создавали бессмертные
произведения такие, как: Моцарт, Бах, Бетховен…
В эпоху Нового времени и Просвещения
были заложены основы совершенно новой
культуры, направленной, прежде всего
на человека. Также заложены основные
принципы современного искусства, экономического,
политического и социального устройства
общества.
Культура XIX века.
Начало XIX века – это бурная и противоречивая
эпоха, на формирование которой оказали
следующие факторы:
- Неоднозначное отношение к наследию просветительской культуры и крах французской буржуазной революции. Это привело к разочарованию в разуме, в преобразовательной возможности
человека, к обращению к ценностям Средневековой
культуры.
- Возрастает волна реакции, которая нашла свое выражение в реставрации монархических режимов и огромное количество религиозных мистика
оккультных течений (Масоны).
- Рост демократического движения
в обществе в связи с чем появляется новая
идеология – либерализм, которая требовала
гарантий неотъемлемых прав и свобод личности.
Новое поколение, входящее в жизнь в начале
XIX века требовало философских обобщений
всех сфер человеческой жизнедеятельности.
А поэтому его духовным вождем становится
Г.Гегель.
- В конце XVIII начале XIX века появляются новые
художественные направления:
- Романтизм был не только художественным стилем, но и целым этапом в развитии западноевропейской философии. Романтики утверждали, что
человек не определяется только социальным
измерением, бытие человека и его внутренний
духовный мир намного шире и богаче, чем
окружающая действительность, а поэтому
человек, обратившись к своему внутреннему
миру, может творить новые миры и открывать
нечто уникальное и удивительное, присущее
только ему.
Типичными персонажами были герои-бунтари;
ученые и люди искусства, убегающие от
окружающей действительности в мир фантазии
и искусства; духовно богаты люди из социальных
низов.
Романтизм в литературе: Дж.Байрон
поэма «Корсар», «Чарльз Гарольд»;
Т.Гофман «братья», В.Гюго «Собор Парижской
Богоматери», «Отверженные», «Человек,
который смеется»; Ж. Санд «Консуэло».
Романтизм в живописи: Т. Жерико
«Плот Медузы», «Раненый кирасир, уходящий
с поле-боя»; Э.Делакруа «Свобода, ведущая
народ».
Романтизм в музыке: Вагнер «Кольцо
Нибелунга», Лист, Шопен…
- Критический реализм. Его идеологической основой стало новое философское течение – позитивизм. Позитивисты считали, что человек должен исследовать только реальную фактическую
действительность. Кроме того, они стремились
перенести методы естественных и точных
наук на область гуманитарного знания.