Лекции по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:47, курс лекций

Краткое описание

Понятие «культура» появилось в XIX веке, благодаря Тейлору. Культура включает в себя все виды человеческой деятельности. Культура – это всеохватывающее явление, которое включает в себя все сферы человеческого бытия.
Субъектом и объектом культуры является человек, то есть с одной стороны он престает как творец культуры, а с другой – все результаты его культурной деятельности на него самого и направлены, поэтому культура невозможна без человека, точно так же, как человеческая деятельность невозможна вне культуры.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Памятники и достижения культуры средних  эпох:

    1. Архитектура и скульптура. В эпоху средневековья в Европе формируются    первые самостоятельные художественные стили:
      • Романский стиль (V-XI вв.). Он возник на основе синтеза римской архитектуры и архитектурных элементов варварских племен. Внешне сооружения этого стиля предстают как мощные суровые здания, которым свойственно: тяжелые своды, толстые стены, маленькие окна, узкие дверные проемы, куполообразная крыша и отсутствие излишних украшений. Скульптура и живопись романского стиля условны, абстрактны и полностью посвящены религиозной тематике.
      • По мере развития социальных отношений и городской культуры появился новый более современный стиль – готический(XII-XV вв.). В здания данного стиля коренным образом изменена конструкция сводов, благодаря чему они приобретают легкость, универсальность и устремленность вверх. Для готического стиля характерны разные своды, тонкие стены, большие окна, использование мозаики и цветного стекла, шпилиобразующая крыша, обилие украшений на фронтонах и фасадах зданий. Причем скульптура становится более реалистичной. Готический стиль был свойственен не только культовым строениям, но также общественным и светским зданиям (Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор).
    2. Живопись.

В живописи центральным жанром в  средние века бала иконопись. Изобразительное  искусство характеризуется условностью, абстрактностью, символичностью, плоскостью, отсутствием проекции и религиозной тематикой.

    1. Философия.

Средневековая религиозная философия  называется схоластикой. Схоластика основывалась на трудах мыслителей, которые взялись  за обоснование идей Бога и комментирования священных писаний (Фома Аквинский, Августин Блаженный).

    1. Литература.

В средние века кроме религиозной  литературы, многие народы создают  свои уникальные самобытные житейские сказания, которые являются величайшими шедеврами мировой литературы. Например, «Песнь о Нибелунгах» (Германский эпос), «Песнь о Блофульфе», «Баллада о Робин Гуде» (Английский эпос), «Песнь о Сиде» (Испанский эпос).

Появляется новый литературный жанр – рыцарский роман, основная задача которого описывать идеальный  образ жизни, идеального человека, то есть рыцаря. Например, «Роман о Розе», «Тристан и Изольда, «Песнь о Роланде», «Цикл романов о короле Артуре».

Благодаря творчеству трубадуров, труверов, скальдов, менестрелей, миннезингеров и вагантов расцветает рыцарская лирическая поэзия.

Трубадуры и труверы – это  придворные поэты и певцы, чье  творчество отличалось высокопарностью  и изысканностью.

Скальды – это войны-певцы.

Миннезингеры – это певцы высокой любви в Германии.

Менестрели – это бродячие авторы и исполнители, творчество которых было рассчитано на широкие массы населения.

Ваганты – это поэты и певцы, пользующиеся большой популярностью  у народа, творчество которых носило антицерковный сатирический характер.

    1. Театр.

В средние века театр были возрожден  католичкой церковью и первые мистерии проходили в стенах сбора. Постепенно эти театральные постановки становятся красочными и зрелищными. Это явилось поводом для вытеснения театра из церкви на улицы и площади города. Появляются профессиональные актеры – жонглеры, а отличительной особенностью городского театра было сочетание условности и абстрактности с натурализмом.

Культура эпохи Возрождения.

Италия XIV-XVI вв.

В других странах XV-XVII вв.

Возрождение – это переходный период средних веков до эпохи нового времени, когда экономические, политические, религиозные, житейские нормы Средневековья исчерпали себя, а новый буржуазный строй еще не появился.

В это время появляются первые мануфактуры, растут города, расцветает торговля, банковское дело, идет бурный процесс секуляризации, совершается масса открытий в различных областях науки.

Секуляризация – это переход  от религиозного, церковного к светскому, городскому образу жизни.

Под воздействием всех этих факторов происходит пересмотр традиционных взглядов. В поисках своего идеала представители данной эпохи обращаются к ценностям античной культуры, а поэтому данная эпоха называется Возрождением.

Основные черты эпохи Возрождения:

    • Антропоцентризм, то есть если Бог воспринимается как начало всех вещей, то человек как центральная фигура мироздания. На первый план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире: ради этого мира, ради достижений, счастья на земле. Государство начинает восприниматься никак продукт божьей воли, а как результат деятельности людей.
    • Гуманизм, то есть стало считаться, что в человеке важно не его происхождение, а личные качества, такие как: ум, талант, образованность, предприимчивость, воля и т.д.
    • Особое отношение к античности, которое нашло свое выражение в поголовном увлечении древними языками, античной философией и искусством. (Латинский язык)
    • Энциклопедизм, то есть считалось, что идеальный человек – это универсальный человек, созидатель и энциклопедист. Он должен хорошо разбираться во многих сферах человеческой деятельности (Леонардо да Винчи).
    • Культ красоты, то есть считалось, что художник в своем творчестве должен не просто копировать окружающую действительность, а творить новый мир и новую красоту.
    • Культ человеческого тела, то есть считалось, что в человеке важно не только его духовная жизнь, но и телесное, которое само по себе самоценно и значимо.
    • Творцы в своих произведениях стремились объединить божественное и человеческое, земное и небесное, духовное и телесное, науку и религию, разум и чувства.
    • Возрождение – это не однородная застывшая эпоха, а бурное время перемен, в котором все смешалось: высокие гуманистические порывы с подлостью и предательством, красота с преступлением, а расцвет в экономике, политике с постоянными крестовыми походами пытками инквизиции.

Памятники и достижения культуры эпохи  Возрождения:

    1. Литература: Данте Алигьери «Божественная комедия»; Ф. Петрарка цикл сонетов «На жизнь и смерть мадонны Лауре»; Джованни Боккаччо сборник новел «Де Камерон»; Ф. Рабле философско-сказочный роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», который является пародией на жанр средневекового рыцарского романа; Э. Ротердамский два тракта «Похвала глупости», «Записки темных людей», М. Сервантес «Дон Кихот».
    2. Театр: В.Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Магбед», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские насмешницы», сонеты, исторические хроники.
    3. Живопись и скульптура: Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда), «Тайная вечеря» (фреска); Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», «Весна»; Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»; Тициан «Даная»; Артемизии Джентилески «Юдифь»; Микеланджило «Статуя Давида»

 

Культура Нового времени и эпохи  Просвещения (XVII-XVIII вв.).

Глубокие изменения в социальной, экономической, политической, духовной жизни Европы связаны с восстановлением  и развитием буржуазных отношений, они определили основные особенности культурного процесса данной эпохи, к которым относят:

    1. Идет бурный процесс развития секуляризации, распространяются идеалы новой ветви христианства-протестантизма, который явился новой идеологией нового класса-буржуазии. Именно протестантизм обосновал такие качества присущие буржуа, как: скромность, трудолюбие, предприимчивость и т.д.
    2. Значительные успехи были сделаны в области естествознания, наука впервые выходит из стен университетов и начинает носить общественный и прикладной характер. Фрэнсис Бэкон своим лозунгом («Знание - сила») определил новые задачи и цели науки, поставив ее на реальную фактическую службу человеку. В связи с этим человек XVII-XVIII вв. уверовал в безграничные возможности своего разума, а насилие над природой стало нормой.
    3. Эпоху Просвещения часто называют золотым веком утопии, так как появилось огромное количество трактатов об идеальном обществе и способе его достижения. Люди XVII-XVIII вв. стали считать, что они на основе разума, добра и справедливости могут создать идеальное общество, которое было бы максимально приближено к природе, не знало частной собственности и сословного деления (Т.Мор «Утопия», Кампанелла «Город Солнца»).
    4. Реальным воплощением идеального общества и среды обитания были сады и парки. Отсюда расцвет садово-парковой культуры в эту эпоху. Сады и парки должны были создавать идеальную среду обитания для идеального человека, основной характеристикой которого является естественность (парк Монрепо).
    5. Искусство просвещения в отличие от предшествующих эпох стремилось отойти от возвышенного, надуманного к простому, соизмеримому с человеком, с его повседневными делами и интересами, поэтому искусство XVII-XVIII вв. становится более реалистичным. Считалось, что живопись должна украшать жизнь человека, литература просвещать и развивать, театр смешить и обличать, а музыка должна быть наполнена духовной глубиной.
    6. В культуре XVII-XVIII вв. появляются новые художественные стили:

 

      • Барокко (изысканный).

Для данного стиля характерно смешение различных сюжетов (религиозных, мифологических, мистических, чувственных…) основная зада, которую ставили творцы – это стремление породить и удивить, что и давалось сделать при помощи ярких красок, пышной отделки, огромного количества декоративных элементов и скульптурных композиций на фронтонах и фасадах зданий (Эрмитаж)

      • Классицизм.

Основу его составляют ценности и идеалы древнеримской культуры, а поэтому для зданий данного  стиля были свойственны: величественность, стройность линий, строгая симметрия, геометрический орнамент, отсутствие излишних украшений (Адмиралтейство).

Если барокко был свойственен  культовым сооружениям и аристократических  домов, то классицизм для общественных зданий. Кроме того, классицизм возродил основные принципы античной трагедии в театре. Основу сюжета классической трагедии составляли конфликты между разумом и чувством личным и общественным, домом и страстями, причем разумное всегда доминировало (Расин).

        • Рококо (раковина).

Основная задача данного стиля  предоставить человеку удовольствие, отдых и развлечение, а поэтому он характеризуется как игривый, веселый и несерьезный стиль. Для Рококо характерны различные виды стилизации, яркие краски, обилие зеркал, асимметрия, огромное количество предметов декоративно-прикладного искусства, находящихся в кажущемся беспорядке. Типичными персонажами были русалки, амуры, купидоны, пикантные дамы, галантные кавалеры.

Памятники и достижения культуры XVII-XVIII вв.:

    1. Живопись. В это время появляются новые жанры: эскиз; натюрморт; изображение животных; бытовая, историческая картины; парадный, интимный портреты (Рембрандт).
    2. Литература. В XVII-XVIII вв. ведущим литературным жанром был просветительский роман, основная задача которого не просто развлечь читателей, а смоделировать ситуацию, на основе которой можно проверить правильность или сложность нескольких просветительских идей (Д.Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»). Также огромной популярностью пользуются жанры волшебного и авантюрно-приключенческого романов (Филдинг «История Тома Джонса - найденыша»). Кроме того в это время появляются жанры: литературная критика, философский роман (Д.Дидро «Племянник Рамо»).
    3. Театр.

Ведущий театральный жанр – это  сатирическая комедия, которая должна была не только смешить людей, но также  обличать и высмеивать общественные и человеческие пороки (Мольер «Скупой», «Мещанин во дворянстве»).

    1. Музыка.

В XVII-XVIII вв. был создан единый музыкальный язык, на котором в дальнейшем заговорила вся Европа. В это время создавали бессмертные произведения такие, как: Моцарт, Бах, Бетховен…

В эпоху Нового времени и Просвещения  были заложены основы совершенно новой  культуры, направленной, прежде всего  на человека. Также заложены основные принципы современного искусства, экономического, политического и социального устройства общества.

 

Культура XIX века.

Начало XIX века – это бурная и противоречивая эпоха, на формирование которой оказали следующие факторы:

    1. Неоднозначное отношение к наследию просветительской культуры и крах французской буржуазной революции. Это привело к разочарованию в разуме, в преобразовательной возможности человека, к обращению к ценностям Средневековой культуры.
    2. Возрастает волна реакции, которая нашла свое выражение в реставрации монархических режимов и огромное количество религиозных мистика оккультных течений (Масоны).
    3. Рост демократического движения в обществе в связи с чем появляется новая идеология – либерализм, которая требовала гарантий неотъемлемых прав и свобод личности. Новое поколение, входящее в жизнь в начале  XIX века требовало философских обобщений всех сфер человеческой жизнедеятельности. А поэтому его духовным вождем становится Г.Гегель.
    4. В конце XVIII начале XIX века появляются новые художественные направления:
    • Романтизм был не только художественным стилем, но и целым этапом в развитии западноевропейской философии. Романтики утверждали, что человек не определяется только социальным измерением, бытие человека и его внутренний духовный мир намного шире и богаче, чем окружающая действительность, а поэтому человек, обратившись к своему внутреннему миру, может творить новые миры и открывать нечто уникальное и удивительное, присущее только ему.

Типичными персонажами были герои-бунтари; ученые и люди искусства, убегающие от окружающей действительности в мир фантазии и искусства; духовно богаты люди из социальных низов.

Романтизм в литературе: Дж.Байрон поэма «Корсар», «Чарльз Гарольд»; Т.Гофман «братья», В.Гюго «Собор Парижской  Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется»; Ж. Санд «Консуэло».

Романтизм в живописи: Т. Жерико «Плот Медузы», «Раненый кирасир, уходящий с поле-боя»; Э.Делакруа «Свобода, ведущая народ».

Романтизм в музыке: Вагнер «Кольцо Нибелунга», Лист, Шопен…

    • Критический реализм. Его идеологической основой стало новое философское течение – позитивизм. Позитивисты считали, что человек должен исследовать только реальную фактическую действительность. Кроме того, они стремились перенести методы естественных и точных наук на область гуманитарного знания.

Информация о работе Лекции по "Культурологии"