Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:47, курс лекций
Понятие «культура» появилось в XIX веке, благодаря Тейлору. Культура включает в себя все виды человеческой деятельности. Культура – это всеохватывающее явление, которое включает в себя все сферы человеческого бытия.
Субъектом и объектом культуры является человек, то есть с одной стороны он престает как творец культуры, а с другой – все результаты его культурной деятельности на него самого и направлены, поэтому культура невозможна без человека, точно так же, как человеческая деятельность невозможна вне культуры.
Молодежная культура предстает как субкультура, основным творцом и потребителем которой является молодежь.
Молодежь – это социально-
Долгое время было принято считать, то молодежная культура возникает на основе конфликта между поколениями, однако это не так, так как молодежь не согласна не со всей культурой предшествующих поколений, а только по определенным позициям. Прежде всего, молодежь не устраивает устаревшая во многом лицемерная система ценностей.
В узком смысле молодежная культура – это культура, созданная самой молодежью, а в широком - это не только культура, созданная молодежью, но и для молодежи, в том числе и массовая культура, так как значительная часть индустрии работает на удовлетворение вкусов и запросов молодых людей (косметика, украшения, способы развлечений, мода)
Основные виды и формы молодежной культуры имеют эмоционально-экспрессивную окраску, а поэтому большую роль в них играет поп- и рок- музыка, так как она обладает наиболее мощным эмоциональным воздействием, а также является способом самовыражения элементами молодежной культуры также являются: сленг, жаргон, прическа, обувь, одежда, украшения, манера поведения, способы развлечений.
Молодежная культура существует наравне с другими субкультурами и её влияние на общий культурный процесс является локальным, однако в определенные исторические периоды роль молодежной культуры может резко возрастать. Ярким примером тому является движение молодежной контркультуры на Западе в 60-70е годы, в СССР в 80е годы. Первоначально, это движение возникло как леворадикальное политическое движение, контркультура выступила с полным отрицанием всей современной западноевропейской цивилизации и сложившейся системой ценностей, не отказываясь от политических целей, молодежная контркультура решила идти не прямо, а через революцию в культуре и искусстве, в сознании, в образе жизни. Она подвергла резкой критике культ разума как угрозу чувственности, культ технике как угрозу искусству, но наиболее резкие выпады были направлены против потребительского культа массового общества и ханжеской морали. Наиболее влиятельными течениями были: хиппи, панки, анархисты, металлисты и т.д.
Контркультура провозгласила новую систему ценностей, в которой большую роль играли свобода самовыражения, игра, отсутствие каких-либо условностей. Особая роль отводилась сексуальной революции, которая должна была сделать любовь подлинно свободной. Своей высшей целью молодежная контркультура провозгласила: «общество как произведения искусство».
Тем не менее, в 80-е годы на Западе и в 90-е в СССР движение молодежной контркультуры исчерпало себя, и молодежная культура вернулась к своему прежнему статусу одной из субкультур.
Культура постмодернизма.
Культурой постмодернизма является культура современного информационного общества. Первые черта постмодернизма появляются в конце 60х-70х годах как особый культурный феномен. Он начинает существовать с 1980 года ( выходит книга Лиотара «Состояние постмодернизма», которая явилась идеологической основой этой культуры).
В 80е-90е годы постмодернизм распространился по всему миру, он становится модой и признаком принадлежности к элите.
Постмодернизм возник в результате осмысления развития западноевропейской цивилизации за последние 200 лет именуемой современностью.
Одни мыслители считают, что
постмодернизм- это особое состояние
духа, которое возникает в
Другие исследователи считают, что постмодернизм является отдельной самостоятельной эпохой, которая возникла с момента появления постиндустриального общества.
В самом общем виде постмодернизм означает разочарование в возможностях человеческого разума, в прогрессе, утрату веры в сложившуюся систему ценностей.
Постмодернизм с одной стороны противопоставил себя элитарной культуре, а с другой – массовой. Он отвергает как классику, так и стремление к эксперименту, и в сему этому противопоставляет эклектику (смешение разнородных начал).
По мнению постмодернистов, современное общество абсолютно теряет интерес к любым целям и ценностям, все его характеристики являются неопределенными. Причина этого заключается в разочаровании в человеке, в современной цивилизации, в сложившейся системе ценностей, а поэтому современный человек чувствует себя лишенным опоры. В человеке соединяется то, что считалось не соединимым, а в обществе господствует пессимизм, цинизм, ирония.
В искусстве постмодернизм
Эстетику постмодернизма часто называют китчем (это яркая, но безвкусная массовая продукция, суррогат и дешевая поделка) так как в самые затасканные сюжеты, в самые примитивные образы вкладываются новые парадоксальные идеи, в постмодернизме главным становится не само произведение, а то, как оно преподносится зрителю и воздействует на него.
Иногда постмодернизм называют
творчеством для
Важнейшей характерной чертой постмодернизма является самоирония, а поэтому каждое его произведение предстает как шарм, пародия, насмешка на то, что уже когда-то было в жизни.
Основу русского постмодернизма составили образы и сюжеты советской эстетики и морали (писатели: А. Битов «Пушкинский дом», Владимир Сорокин «Сердца четырех», Виктор Ерофеев «Русская красавица», «Жизнь с идиотом»; Венедикт Ерофеев «Москва - Петушки»)
Практика
Мифология и первобытная культура.
Для древнего человека окружающий мир был наполнен массой грозных стихий, которые нуждались в своем обосновании. Как раз данную функцию выполнил миф.
Мифология объясняла человеку происхождение и устройство мира, общества, ремесел, животных, растений, а также давала ему правила, нормы, цели существования. Таким образом, мифология – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут.
В мифологии (она являлась первой формой культуры) отсутствуют отчетливые ограничения между миром и человеком, мыслью и эмоцией, желаемым и действительным, субъектом и объектом. Таким образом, основная заслуга мифа заключается в том, что он устанавливал гармонию между миром и человеком, обществом и индивидом, тем сам обеспечивал внутреннее согласие и стабильность человеческого существования.
Миф существовал всегда и во все времена, но если на смену высокому мифу приходит низкий – это трагедия, так как цивилизация развивается, а культура умирает.
Мифологическое сознание легло в основу ранних форм религии, к которым относят:
Древний человек очень боялся, что не только окружающие вещи, но и их названия могут быть использованы против него, так как считалось, что зная истинное имя человека, животного, вещи можно обладать неограниченной властью над ними, отсюда широко распространилась система табу и законов.
В древности мог выжить только очень
сплоченный коллектив друзей, поэтому
миф и ранние религии – это
очень жесткие консервативные формы,
которые всецело подчиняли
Человечество в своем развитии прошло длительный исторический путь, большая часть которого относится к первобытной эпохе. На мировосприятие, быт, обычаи, традиции и верования людей (и искусства) данной эпохи огромное влияние оказали мифология и ранние формы религии, так как они регламентировали жизнь человека, предоставляли ему правила, нормы и цели существования.
В составе первобытной эпохи выделяют:
Основной характерной и
Синкретизм – это слияние музыки, танца, живописи, драмы, религии и бытовых нужд в одном культовом действии.
Синкретизм – это слияние разнородных культурных начал.
Значение синкретизма
В эпоху палеолита начинает формироваться социальная структура, на смену патриархата приходит матриархат, человек приручает животных, появляются орудия труда, зачатки земледелия, на основе слияния племен формируются первые государства, формируются все виды изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика).
К формам первобытного изобразительного искусства относят:
В эпоху мезолита начинается обработка железа, появляются прикладные ремесла, изготавливаются изделия из бронзы, золота, серебра.
К памятникам первобытной материальной культуры относят:
Культура Древнего Востока.
К культуре Древнего Востока относят: культуру Древнего Китая, Древнего Египта, Древней Индии, Древней Месопотамии, так как всем этим цивилизациям присущ ряд общих специфических черт:
Культура Древнего Египта.
Специфическая особенность восприятия древних египтян, оказавшее на влияние всех египетских культур, был протест против смерти, принципиальное нежелание умирать, безумная жажда бессмертия. Эти представления нашли место в заупокойном культе.
Считалось, что каждый человек обладает вечной жизненной энергией и жизнь после смерти может быть продолжена, если будет сохранено тело умершего, если тело усопшего будут представлены все благоприятные условия для дальнейшего существования, если в точности будет соблюден похоронный ритуал.
Также на развитие культуры Древнего Египта оказали влияние культ фараона, обширные мифологические представления.
Памятники культуры Древнего Египта: