Лекции по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:47, курс лекций

Краткое описание

Понятие «культура» появилось в XIX веке, благодаря Тейлору. Культура включает в себя все виды человеческой деятельности. Культура – это всеохватывающее явление, которое включает в себя все сферы человеческого бытия.
Субъектом и объектом культуры является человек, то есть с одной стороны он престает как творец культуры, а с другой – все результаты его культурной деятельности на него самого и направлены, поэтому культура невозможна без человека, точно так же, как человеческая деятельность невозможна вне культуры.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Молодежная культура  предстает  как субкультура, основным творцом  и потребителем которой является молодежь.

Молодежь – это социально-демографиеская общность, объединенная следующими чертами:

  1. Возраст (с 14 до 35)
  2. Социальный статус, то есть человек приобретает определенные права и обязанности.
  3. Определенные социально-психологические особенности, к которым относят: максимализм, стремление к самопознанию и самовыражению.

Долгое время было принято считать, то молодежная культура возникает на основе конфликта между поколениями, однако это не так, так как молодежь не согласна не со всей культурой предшествующих поколений, а только по определенным позициям. Прежде всего, молодежь не устраивает устаревшая во многом лицемерная система ценностей.

В узком смысле молодежная культура – это культура, созданная самой  молодежью, а в широком  - это  не только культура, созданная молодежью, но и для молодежи, в том числе  и массовая культура, так как значительная часть индустрии работает на удовлетворение вкусов и запросов молодых людей (косметика, украшения, способы развлечений, мода)

Основные виды и формы молодежной культуры имеют  эмоционально-экспрессивную  окраску, а поэтому большую роль в них играет поп- и рок- музыка, так как она обладает наиболее мощным эмоциональным воздействием, а также является способом самовыражения элементами молодежной культуры также являются: сленг, жаргон, прическа, обувь, одежда, украшения, манера поведения, способы развлечений.

Молодежная культура существует наравне с другими субкультурами и её влияние на общий культурный процесс является локальным, однако в определенные исторические периоды роль молодежной культуры может резко возрастать. Ярким примером тому является движение молодежной контркультуры на Западе в 60-70е годы, в СССР в 80е годы. Первоначально, это движение возникло как леворадикальное политическое движение, контркультура выступила с полным отрицанием всей современной западноевропейской цивилизации и сложившейся системой ценностей, не отказываясь от политических целей, молодежная контркультура решила идти не прямо, а через революцию в культуре и искусстве, в сознании, в образе жизни.  Она подвергла резкой критике культ разума как угрозу чувственности, культ технике как угрозу искусству, но наиболее резкие выпады были направлены против потребительского культа массового общества и ханжеской морали. Наиболее влиятельными течениями были: хиппи, панки, анархисты, металлисты и т.д.

Контркультура провозгласила новую  систему ценностей, в которой  большую роль играли свобода самовыражения, игра, отсутствие каких-либо условностей. Особая роль отводилась сексуальной революции, которая должна была сделать любовь подлинно свободной. Своей высшей целью молодежная контркультура провозгласила: «общество как произведения искусство».

Тем не менее, в 80-е годы на Западе и  в 90-е в СССР движение молодежной контркультуры исчерпало себя, и  молодежная культура вернулась к  своему прежнему статусу одной из субкультур.

Культура постмодернизма.

Культурой постмодернизма является культура современного информационного общества. Первые черта постмодернизма появляются в конце 60х-70х годах как особый культурный феномен. Он начинает существовать с 1980 года ( выходит книга Лиотара «Состояние постмодернизма», которая явилась идеологической основой этой культуры).

В 80е-90е годы постмодернизм распространился  по всему миру, он становится модой  и признаком принадлежности к  элите.

Постмодернизм возник в результате осмысления развития западноевропейской цивилизации за последние 200 лет именуемой современностью.

Одни мыслители считают, что  постмодернизм- это особое состояние  духа, которое возникает в определенные эпохи на завершающей стадии их развития.

Другие исследователи считают, что постмодернизм является отдельной  самостоятельной эпохой, которая возникла с момента появления постиндустриального общества.

В самом общем виде постмодернизм  означает разочарование в возможностях человеческого разума, в прогрессе, утрату веры в сложившуюся систему  ценностей.

Постмодернизм с одной стороны противопоставил себя элитарной культуре, а с другой – массовой. Он отвергает как классику, так и стремление к эксперименту, и в сему этому противопоставляет эклектику (смешение разнородных начал).

По мнению постмодернистов, современное  общество абсолютно теряет интерес к любым целям и ценностям, все его характеристики являются неопределенными. Причина этого заключается в разочаровании в человеке, в современной цивилизации, в сложившейся системе ценностей, а поэтому современный человек чувствует себя лишенным опоры. В человеке соединяется то, что считалось не соединимым, а в обществе господствует пессимизм, цинизм, ирония.

В искусстве постмодернизм создает  различные композиции, смешивая всевозможные стили, формы, образы, детали, используя  при этом приемы цитирования, повторения, иронии.

Эстетику постмодернизма часто  называют китчем (это яркая, но безвкусная массовая продукция, суррогат и дешевая  поделка) так как в самые затасканные  сюжеты, в самые примитивные образы вкладываются новые парадоксальные идеи, в постмодернизме главным становится не само произведение, а то, как оно преподносится зрителю и воздействует на него.

Иногда постмодернизм называют творчеством для интеллектуалов, так как в нем отчетливо  просматриваются процессы конструирования. Он берет различные образы, сюжеты, жанровые особенности из различных культурных пластов, смешивает из и на этой основе создает новое уникальное произведение.

Важнейшей характерной чертой постмодернизма является самоирония, а поэтому каждое его произведение предстает как шарм, пародия, насмешка на то, что уже когда-то было в жизни.

Основу русского постмодернизма составили  образы и сюжеты советской эстетики и морали (писатели: А. Битов «Пушкинский дом», Владимир Сорокин «Сердца четырех», Виктор Ерофеев «Русская красавица», «Жизнь с идиотом»; Венедикт Ерофеев «Москва - Петушки»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика

Мифология и первобытная культура.

Для древнего человека окружающий мир  был наполнен массой грозных стихий, которые нуждались в своем  обосновании. Как раз данную функцию  выполнил миф.

Мифология объясняла человеку происхождение  и устройство мира, общества, ремесел, животных, растений, а также давала ему правила, нормы, цели существования. Таким образом, мифология – это  не история, которую рассказывают, а  реальность, которой живут.

В мифологии (она являлась первой формой культуры) отсутствуют отчетливые ограничения между миром и человеком, мыслью и эмоцией, желаемым и действительным, субъектом и объектом. Таким образом, основная заслуга мифа заключается в том, что он устанавливал гармонию между миром и человеком, обществом и индивидом, тем сам обеспечивал внутреннее согласие и стабильность человеческого существования.

Миф существовал всегда и во все  времена, но если на смену высокому мифу приходит низкий – это трагедия, так как цивилизация развивается, а культура умирает.

Мифологическое сознание легло  в основу ранних форм религии, к которым  относят:

  • Магия – это способ воздействия на вещи через использование не их субъективных качеств, а мистической сопричастности друг другу. Выделяют три вида магии:
      • магия поступка
      • магия жеста
      • магия слова

Древний человек очень боялся, что  не только окружающие вещи, но и их названия могут быть использованы против него, так как считалось, что зная истинное имя человека, животного, вещи можно  обладать неограниченной властью над ними, отсюда широко распространилась система табу и законов.

  • Религия.
      1. Тотемизм – это вера в кровнородственные связи между человеком и животным, у каждого племени свое животное-покровитель, обладающее своими магическими способностями. Считалось, то все представители данного племени произошли от него, а после смерти превратятся в него.
      1. Анимизм – это одушевление всех предметов, явлений и событий окружающего мира.
      2. Фетишизм – это вера в сверхъестественные магические способности вещей и предметов.

В древности мог выжить только очень  сплоченный коллектив друзей, поэтому  миф и ранние религии – это  очень жесткие консервативные формы, которые всецело подчиняли человека коллективу, подавляли его волю и  индивидуальность.

Человечество в своем развитии прошло длительный исторический путь, большая часть которого относится к первобытной эпохе. На мировосприятие, быт, обычаи, традиции и верования людей (и искусства) данной эпохи огромное влияние оказали мифология и ранние формы религии, так как они регламентировали жизнь человека, предоставляли ему правила, нормы и цели существования.

В составе первобытной эпохи  выделяют:

    1. Каменный век
      1. Палеолит (с XXVIII–XIV тыс. до н.э.)
      2. Мезолит (c XIV-VIII тыс. до н.э.)
      3. Неолит (c VIII-IV тыс. до н.э.)
      4. Энеолит (c IV-II тыс. до н.э.)
    2. Бронзовый век (с II-I тыс. до н.э.)
    3. Железный век(c I тыс. до н.э.)

Основной характерной и специфической  особенностью первобытной культуры является синкретизм.

Синкретизм – это слияние  музыки, танца, живописи, драмы, религии  и бытовых нужд в одном культовом действии.

Синкретизм – это слияние разнородных культурных начал.

Значение синкретизма заключается  в том, что он представляет собой  зародыш всех видов и форм человеческой культуры и искусства.

В эпоху палеолита начинает формироваться  социальная структура, на смену патриархата приходит матриархат, человек приручает животных, появляются орудия труда, зачатки земледелия, на основе слияния племен формируются первые государства, формируются все виды изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика).

К формам первобытного изобразительного искусства относят:

    1. Натуральное творчество – это композиция из туш, костей животных, макет в натуральную величину.
    2. Глиняная скульптура – это барельеф и натуральный профиль.
    3. Верхнеполиотичкое изобразительное творчество – это роспись пещер и гравюр на костях.

В эпоху мезолита начинается обработка  железа, появляются прикладные ремесла, изготавливаются изделия из бронзы, золота, серебра.

К памятникам первобытной материальной культуры относят:

  1. Первые виды архитектурных сооружений:
    1. Селена – это временные стоянки людей.
    2. Городище – это постоянные поселения, оснащенные минимумом удобств.
    3. Крепости – это сооружения, предназначенные для обороны.
    4. Террамары – это сооружения на столбах или сваях.
  2. Различные виды мегалитических сооружений.
    1. Менгиры – это высокие каменные столбы.
    1. Дольмены – это каменные плиты, находящиеся на каменных валунах над захоронениями.
    2. Кромлех – это каменное захоронение, чаще всего имело культовое значение.

Культура Древнего Востока.

К культуре Древнего Востока относят: культуру Древнего Китая, Древнего Египта, Древней Индии, Древней Месопотамии, так как всем этим цивилизациям присущ ряд общих специфических черт:

    1. Развитие древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сферами человеческой жизни: политика, право, религия, мифология и т.д. (синкретизм)
    2. Тесная связь культуры с мифологией.
    3. Глубокий традиционализм древневосточной культуры, вызванный потребностью зафиксировать и сохранить устоявшиеся нормы и ценности. В связи с этим, канон становится важнейшим эстетическим принципом.
    4. Символизм художественных форм, вызванный желанием обобщить длительный человеческий опыт.
    5. Дуалистическое мировосприятие, то есть представление о том, сто основу и гармонию мира составляет борьба двух противоположных начал (Ин и Ян).
    6. Надындивидуальный характер культуры, то есть художник в своем творчестве не стремится выразить субъективную авторскую позицию, личностное начало полностью отсутствует, главным для него являлось реализация общезначимых для всех смыслов.
    7. Все древневосточные государства представляли собой деспотические тирании, в которых отсутствовали рыночное хозяйство, частная собственность и какие-либо свободы.

Культура Древнего Египта.

Специфическая особенность восприятия древних египтян, оказавшее на влияние всех египетских культур, был протест против смерти, принципиальное нежелание умирать, безумная жажда бессмертия. Эти представления нашли место в заупокойном культе.

Считалось, что каждый человек обладает вечной жизненной энергией и жизнь  после смерти может быть продолжена, если будет сохранено тело умершего, если тело усопшего будут представлены все благоприятные условия для дальнейшего существования, если в точности будет соблюден похоронный ритуал.

Также на развитие культуры Древнего Египта оказали влияние культ фараона, обширные мифологические представления.

Памятники культуры Древнего Египта:

    • Пирамиды Хеопса (чудо света)
    • Сфинкс
    • Александрийский маяк (чудо света)
    • Статуя фараона Аминхатепа III
    • Скульптурный портер Нифертити
    • Миниатюрное изображение Тутанхамона со своей женой на крышке шкатулке.
    • Город Александрия как один из городов Александрийского типа (четкая планировка города: прямые улицы, многоэтажные дома, канализация, водопровод)

Информация о работе Лекции по "Культурологии"