Лекции по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:47, курс лекций

Краткое описание

Понятие «культура» появилось в XIX веке, благодаря Тейлору. Культура включает в себя все виды человеческой деятельности. Культура – это всеохватывающее явление, которое включает в себя все сферы человеческого бытия.
Субъектом и объектом культуры является человек, то есть с одной стороны он престает как творец культуры, а с другой – все результаты его культурной деятельности на него самого и направлены, поэтому культура невозможна без человека, точно так же, как человеческая деятельность невозможна вне культуры.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Все культуры, входящие в состав Восточной  цивилизации характеризуются рядом  специфических черт:

    1. все восточные государства представляют собой типичные тиранические деспотии.
    2. отсутствие товарно-денежных отношений и частной собственности.
    3. отсутствие прав и свобод, то есть выше стоящий по социальной лестнице мог сделать все, что угодно с нижестоящим по социальной лестнице.
    4. традиционализм, идеализация прошлого и строгое подчинение канонам.
    5. надличностное начало, то есть уникальность человека расценивалась как зло, а личные интересы всецело были подчинены общественным. Одна из главных установок заключалась не в насильственном преобразовании окружающей среды, а во внутреннем духовном самосовершенствовании.

Для Западной цивилизации характерны следующие черты:

  1. гражданское общество и правовые государства.
  2. рыночное хозяйство, товарно-денежные обращения, частная собственность.
  3. убеждение в первостепенности значимости прогресса, то есть главной ценностью провозглашалась новизна.
  4. приоритет интересов личности и господство индивидуализма.
  5. обращенность научной мысли вперед и прикладной характер науки, которая преследует прагматические цели.

 

 

 

 

Запад и Восток.

Диалог культур.

При столкновении двух типов цивилизаций  в условиях, когда сила государства  определялась только технико-экономическими и военно-политическими факторами, обнаруживалось явное превосходство западной цивилизации. Это породило иллюзию неполноценности восточного мира.

С другой стороны на Востоке в  отношении европейцев вплоть до конца  XIX века господствовало представлении о подавляющем моральном превосходстве Восточной цивилизации. То есть считалось, что у западных варваров заимствовать нечего, кроме машинных технологий.

Начиная с XX века, все больше утверждается мысль о том, что отставание Востока носило весьма условный и относительный характер, так как вплоть до XVII века развивался такими же темпами, что и Запад и нередко опережал его.(бумага, огнестрельное оружие, фарфор, шелк…)

Кроме того, ряд современных исследователей считает, что Восток вообще не является альтернативой Западу, а предстает как исходный пункт развития всего исторического процесса. Наоборот, Западная цивилизация предстает как своеобразная аномалия отклонения от всеобщего пути развития.

В наше время говорить о противостоянии Запада и Востока нельзя, так как они могут существовать и развиваться дальше только при тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом.

Динамика культуры.

Динамика культуры – это один из наиболее значимых разделов культурологи как науки. Она изучает характер, причины, обстоятельства культурных изменений, а так же описывает основные этапы культурно-исторического процесса.

Выделяют три вида культурной динамики:

I.Фазовый тип.

Основу данного типа составляет теория линейности прогресса, то есть утверждение о том, что все народы движутся по общему пути, а поэтому они должны пройти одни и те же этапы развития.

Для изучения фазового типа динамики используется метод исторической периодизации. В зависимости от того какие критерии берутся за основу ,строятся различные периодизации:

        1. выделяют доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную переодизации.
        2. выделяют первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую, общественно-экономическую формацию.
        3. выделяют первобытность, древность, средние века, новое и новейшее время.

Ни один из видов периодизации взятый в отдельности не способен объективно описать культурную жизнь общества.

Фундаментом фазового типа динамики являются различные социокультурные преобразования.

Виды социокультурных преобразований:

  1. реформа – это переустройство, улучшение сфер социокультурной жизни, не уничтожающее основ существующего общественного порядка.
  2. Трансформация – это совокупность явлений и процессов поэтапно и ненасильственным образом, приводящих социокультурную систему к принципиально новому качеству.
  3. революция – это коренное насильственное уничтожение ценностей и стереотипов, смена идеологий, крутой поворот государственной политике и области культуры. Следовательно, социокультурные преобразования могут различаться по итогам, широте охвата и способам реализации.
      • Циклический тип.

Согласно ему, культурные изменения, в определенных исторических границах, оказываются повторяемыми, то есть периодически происходит возврат к  начальной точки развития.

III. Инверсионный тип.

В отличие от циклического типа, описывает  изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятника-образные колебания от одного полюса к другому и обратно.

Данный тип культурной динамики характерен для переходных обществ. Как правило, возврат к прошлому бывает, необходим для дальнейшего развития культуры вперед. Тем не менее, чистой инверсии в социокультурной сфере не бывает.

Культурные изменения, с точки  зрения воздействия их на общество.

Выделяют:

    1. Изменения, ведущие к обогащению и развитию культуры.
    2. Изменения, ведущие к упадку и кризису культуры.
    3. Изменения, которые могут никак проявлять себя в течение длительного времени, обрекая тем самым культуру на застой.

 

    • Обогащение культуры – это процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении фундаментальных и прежде всего духовно-нравственных ценностей, который ведет к совершенствованию человека. В это время возникают новые культурные центры, появляются  новые жанры, стили, направления в искусстве.
    • Деградация культуры – это процесс уничтожения фундаментальных норм и ценностей, в котором выделяют два этапа:
        1. Упадок – это ослабление значимости высоких сфер культуры, ее примитивизация, рост прагматической направленности и др. факторы, вызванные процессом стандартизации жизни.
        2. Кризис – это резкое ослабление традиций, связей между  важнейшими элементами культуры, что ведет к распаду всей системы в целом.

Упадок в отличие от кризиса  не конечен, и в дальнейшем он может  смениться новым подъемом и расцветом  культуры.

  • Культурный застой. При нем изменения в культуре не происходят на протяжении длительного времени. Общество обнаруживает приверженность к установившемся традициям (циклический тип культурной динамики)

Культурный застой характерен для  небольших народностей, находящихся  в жесткой зависимости от природной среды и не способных вырабатывать собственный механизм и ее изменении.

К застойному характеру культуры так  же могут быть подвержены и развитые человеческие сообщества в тех условиях, когда обогащение культуры грозит подорвать  фундаментальные основы общества. В данных условиях обнаруживается склонность к самоизоляции, к обособлению от других культур.

 

 

Факторы социокультурных изменений:

Изменения в культуре и обществе определяются такими важнейшими факторами, как:

      • Инновация – это новые элементы культуры или новые их комбинации, которые несут новые знания о мире или новые способы взаимодействия с ним.(открытия и изобретения) Причем большую роль здесь играет готовность народностей воспринимать новые открытия.
      • Диффузия – это стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве.
      • Аккультурация – это целенаправленное заимствование и освоение культурных институтов одного общества другим.
      • Трансмиссия – это передача культурного наследия от предыдущих поколений к последующим. Причем культурное наследие надо не только передавать, но и сделать его смысл доступным новым поколениям.
      • культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, которая передается последующим поколениям, как нечто особо почитаемое и ценное.
      • Синтез – это взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которых возникает новое целостное культурное явление, отличное от исходных элементов и имеющее качественное своеобразие.

 

Российский тип культурно-исторического развития.

Россия принадлежит к типу сообществ, подверженных перекрестным цивилизационным  влияниям. Она представляет собой синтез народов, геополитически находящихся между двумя центрами: Западом и Востоком , а поэтому сочетающих в себе черты обеих этих цивилизаций. Кроме того Россия включает в себя три религиозных мира: христианский, будизский, исламский, оставаясь при этом хранительницей исконных традиций, населяющих ее народов. Это пестрое сообщество народов было объединено мощным централизованным государством с великорусской основой. Как ни перед кем другим, перед ней стояла проблема выбора, которая и определила специфику ее развития.

Таким образом, Россия предстает как  уникальное сообщество народов. Она  самодостаточна по своей сути, но она  на себе не замыкается, а поэтому многие мыслители (Н. Данилевский, О.Шпенглер, П. Сорокин и др.) именно в русской культуре видели спасение и выход из современного цивилизационного кризиса и засилия массовой культуры.

Большую роль в истории русской  культуры играл элемент воздействия на нее других культур. Однако, иноземные культуры в большей степени играли роль импульса, а не определяющего фактора, так как итог культурного воздействия всегда был мало предсказуем и отличен от исходных элементов.

Так Россия испытывала на себе влияние в  веках скандинавской культуры, V-IV веках – татаро-монгольской, XII-XVвеках – западноевропейской культуры, XX-XXI веках – американской культуры.

 

Периоды развития русской культуры.

  1. Догосударственный период со II тысячелетия н.э. до IX века (864;776) на основании смешения различных племен формируется славянская народность и возникает государство.
  2. Период утверждения христианства, формирования традиционного общества на Руси и централизованного государства:

а) Древность (Эпоха Киевской Руси) IX-XII вв. – это период формирования феодальных отношений, распространение и утверждение новой веры.

б) Средневековье (Эпоха Московского  государства) XII-XVI – это время феодальной раздробленности, татаро-монгольского нашествии, свержение ига и формирование централизованного государства.

 

  1. Культура нового времени включает в себя Петровскую и Екатерининскую эпохи(XVIII-XIX вв.). Э то время разложения феодальных отношений , формирование абсолютизма и борного процесса, секуляризации(это переход от религиозного церковного к светскому, городскому образу жизни)
  2. Культура XIX века. Это время рассвета всех видов искусства и культуры.

а) Культура Серебряного века(конец XIX начало XX вв.). в это время происходит ломка старых традиций и господство культа новаторского приема.

б) Советский период русской культуры (с 1917 по 1991гг.). В это время культура находится под жестким идеологическим контролем.

в) Постсоветский период. Это время  плюрализма, развала прежний идеологической системы и непомерного засилья  Западной культуры.

Культурные типы людей.

В России, на Западе и Востоке сформировались разные типы людей с присущими  только им стилями мышления, мировосприятием  и манерой поведения.

    1. В России сложился православный (иоановский) мессианский тип русского человека. Иоановский человек обладает чутким различением добра и зла, зорко подмечает несовершенство всех поступков и нравов, признавая святость и духовность высшими ценностями, он стремится к абсолютному добру, а поэтому земные ценности воспринимает как относительные. Если иоановский человек усомнится в своих идеалах, то он способен проделать путь от самой невероятной покорности и смирения до самого не обузданного бунта, стремясь к высшим ценностям, русский человек чувствует себя призванным создать на земле божественный порядок и гармонию, а поэтому он мессианский тип. Он не разделяет, чтобы властвовать, а ищет в мире разобщенное, чтобы его воссоединить и одухотворить.
    2. На Западе сформировался прометеевский героический тип человека, он наоборот видит мир своей реальности как хаос, который он должен организовать и подчинить себе. Прометеевский человек индивидуалист, который полон жажды власти, он, руководясь прагматизмом, все дальше удаляется от духовности и все глубже уходит в мир вещей. (Е.Базаров)
    3. Восточный тип человека. Мессианству  и духовности русского человека, героизму западного противопоставил универсализм в Восточной культуре. Универсальность – это мироощущение, ориентированное на сохранение гармонии мира, а поэтому не нуждающиеся в произволе человеческого вмешательства.

В морально религиозном плане универсальность – это высшая добродетель и совершенство вкуса.

Добродетели:

  1. Для западного человека - рационализм, прагматизм, индивидуализм, успех, интенсивность, энергичность, мода.
  2. Для восточного человека - традиционализм, религиозность, пассивность, безликость, точная середина.
  3. Для русского человека - широта души, консерватизм, духовность, максимализм, соборность.

Молодежная культура и контркультура.

Молодежная культура – это сложная  и четко неопределенное явление, так как до недавнего времени её существование подвергалось сомнению.

Информация о работе Лекции по "Культурологии"