Лекции по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:47, курс лекций

Краткое описание

Понятие «культура» появилось в XIX веке, благодаря Тейлору. Культура включает в себя все виды человеческой деятельности. Культура – это всеохватывающее явление, которое включает в себя все сферы человеческого бытия.
Субъектом и объектом культуры является человек, то есть с одной стороны он престает как творец культуры, а с другой – все результаты его культурной деятельности на него самого и направлены, поэтому культура невозможна без человека, точно так же, как человеческая деятельность невозможна вне культуры.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Лекция №1.

Предмет культурология.

Сущность, структура и основные функции культуры.

Понятие «культура» появилось в  XIX веке, благодаря Тейлору. Культура включает в себя все виды человеческой деятельности.

Культура – это всеохватывающее  явление, которое включает в себя все сферы человеческого бытия.

Субъектом и объектом культуры является человек, то есть с одной стороны  он престает как творец культуры, а  с другой – все результаты его  культурной деятельности на него самого и направлены, поэтому культура невозможна без человека, точно так же, как человеческая деятельность невозможна вне культуры.

Понятие «культура» произошло от латинского слова «cultura», которое первоначально означало возделывание и обработка почвы.

В дальнейшем, культура – это все  то, что создано человеком. Понятию «культура»противостоит понятие «натура», то есть все то, что создано естественным природным путем без участия человека.

Культура – это определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими предметов, событий, явлений материальной и духовной культуры.

Процесс усвоения и развития культуры включает в себя две противоположные  тенденции:

I. Социализация, то есть овладевая культурной информацией, нормами и ценностями культуры, человек постоянно на всем протяжении жизни приобщается к человеческому сообществу.

II. Индивидуализация, то есть чем больше человек усвоил культурной информации, чем лучше он овладел ценностями культуры, тем в большей степени о нем можем говорить, как об уникальной и всесторонни развитой личности.

В дальнейшем он освоенную и переосмысленную  культурную информацию воспроизводит  на новом более высоком уровне, и тем самым способствует дальнейшему  развитию культуры.

Наиболее объективной и комплексной  наукой о культуре является культурология.

Она включает в себя всю информацию из других наук, изучающих культуру. Она систематизирует, анализирует  эту информацию и на этом основании стремится воссоздать генетику культуры.

Генетика культуры – это выявление  закономерностей, особенностей, тенденций, перспективы и структуры развития культурного процесса.

Культурология изучает объективные  закономерности развития общечеловеческого  и национального культурных процессов, памятников, явлений и событий материальной и духовной культуры.

Она исследует предпосылки и  факторы, под влиянием которых возникали, формировались и развивались  культурные интересы и потребности  людей, также их участие в создании, сохранении и передачи культурных ценностей.

Культура имеет разветвленную  внутреннюю структуру, в составе  которой выделяют следующие основные разделы:

I. Деление культуры по носителю.

1) Мировая культура – это  синтез лучших достижений всех  национальных культур.

2) Национальная культура – это синтез культур классов, социальных групп, общностей, определенной народности.

3) Культура социальных общностей  (субкультуры) включает в себя  классовую, профессиональную, городскую,  сельскую, молодежную, детскую и  т.д.

4) Профессиональная культура и фольклор.

II. Культура делится на материальную и духовную.

  1. Материальная культура включает в себя объекты материального производства, культуру труда, быта, топоса (места жительства), физическую культуру.
  2. Духовная культура включает в себя познавательную, интеллектуальную деятельности, науку, искусство, нравственность, философию, религию.

* На данный момент отчетливой  границы между материальной и  духовной культурами не существует. А поэтому многие сферы человеческой  деятельности оказались на срезе  двух этих культур.

III. культура делится на прогрессивную и реакционную, что чаще всего определяется официальной господствующей идеологией.

  1. Прогрессивная культура – это культура, которая соответствует общепринятым нормам и ценностям и способствует дальнейшему развитию культуры.
  2. Реакционная культура – это культура на оборот негативна, разрушительна, деструктивно воздействующая на человека.

IV. Культура делится на элитарную и массовую.

1) Элитарная включает в себя  гуманитарную и  концептуальную. Она способствует развитию человека, в восприятии ее произведений требует от людей определенной подготовки и усилий, а поэтому влияние элитарной культуры на современное общество стремительно падает.

2) Массовая культура – это  культура, пользующаяся спросом  у широких слоев населения. Она весьма посредственным качеством легко воспроизводится и копируется, и как правило воздействует на сферу бессознательного.

Функции культуры:

    1. Гуманистическая (человекотворческая), так как культура направлена прежде всего на человека, на его развитие.
    2. Трансляционная, так как именно благодаря культуре, достижения совершаются, сохраняются и передаются.
    3. Познавательная тесно связана с предыдущей функцией и включает  в себя процесс усвоения исследования культурной информации.
    4. Семиотическая, так как культура создает и совершенствует различные знаковые системы.
    5. Нормативная, так как вырабатывает определенные правила и установки, большую роль здесь играет мораль и право.
    6. Аксиологическая, так как культура создает определенные ценности, идеалы, определяет их природу и общую значимость.

Таким образом, культурология изучает  культуру, как весь мир, в котором  человек находит сам себя.

Важнейшим структурным элементом культурологического знания является культурологический тип - это историческая, национальная, языковая или географическая общность людей, обладающих едиными культурными нормами, ценностями, представлениями об окружающем мире и общим менталитетом.

* менталитет – это особенности мышления и мировосприятия присущее определенной народности или социальной общности.

Культурно-исторические типы:

1.мифология и первобытная культура.

2.культура древнего востока  (Древний Египет, Древний Китай,  Древняя Индия, Месопотамия).

3.античная культура (древняя Греция, Древний Рим).

4. культура средних веков  (V-XV).

5. эпоха возрождения (XV-XVI).

6. Культура нового времени и  эпоха просвещения (XVII-XVIII).

7. Культура XIX века.

8. Модернизм в культуре конца XIX века и первой половины XX века.

9. Современная культура.

 

Основные культурологические концепции.

(Философия культуры)

Развитие культурологи как комплексной науки тесно связано не только с гуманитарными науками, изучающими культуру, но и синтезом философского знания.

Философия культуры дает теоретическое  обоснование проблем, тенденций, закономерностей, особенностей и динамки развития культурно-исторического процесса. Среди основных философских культурологических концепций выделяют:

    1. Теория локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского.

Н.Я. Данилевский в своей работе «Россия и Запад» отрицал существование  человечества как единого целого и общей для всей культуры, провозглашая существование множества разрозненных культур. Он в качестве реальных элементов исторического процесса  провозгласил культурно-исторические типы , под которыми понимал народы как языковые общности, с присущими им цивилизациями и менталитетом не подлежащем передачи или заимствованию.

Все типы развиваются в одном  из четырех  направлений:

    • Искусство (Греция)
    • Политика (Рим)
    • Религия (Индия)
    • Социально-экономическая сфера (Западноевропейская культура XVII-XIX вв.)

Н.Я. Данилевский сравнивал культурно-исторические типы с живыми организмами, которые находясь в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, проходят определенные стадии развития:

      1. этнографическое состояние.
      2. государство.
      3. цивилизация.

Ход истории, по мнению Н.Я. Данилевского, выражается в смене вытесняющих друг друга кулоьтурно-исторических типов, то есть наиболее развитые культурно-исторические типы поглощают менее развитые. Он считал, что наиболее перспективным  среди всех культурно-исторических типов является славянский тип, так как именно в нем должно начаться мощное развитие во всех  четырех направлениях.

    1. Теория О. Шпенглера.

О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы», критикуя идеи европоцентризма и теорию линейности прогресса, сформулировал концепцию культкурно-исторического круговорота, которая провозглашала цикличность развития множества разрозненных, но равноценных культур.

По О. Шпенглеру, каждая культура является живым организмом, обладающим своей  душой, и проходит определенные стадии развития:

  1. юность (мифология)
  2. расцвет (религия, философия)
  3. упадок (окостенение)

причем последняя стадия не минуемо  переходит в цивилизацию, а поэтому  все цивилизации, являясь результатом  смерти культур, как живых организмов, обладают одними и теми же чертами:

    • не понимание традиций
    • непомерное развитие технике
    • культ разума и денег
    • вытеснение духовных потребностей

О. Шпенглер считал, что каждая культура обладает своей душой, и поэтому  развивается только тогда, когда  у людей доминируют духовные ценности.    Как только у них прагматизм, материализм и практическое устройство жизни начинают преобладать, то культура, исчерпав все свои возможности, умирает. («Цель оправдывает средства», «Когда умирает культура, рождается цивилизация»)

Таким образом, О. Шпенглер первым противопоставил культуру, как внутреннее органическое достояние человечества, определяющее степень его развития и цивилизацию, как внешней, враждебный по отношению к человеку мир, который негативно влияет на него. Анализируя современную западноевропейскую культуру, мыслитель пришел к выводу, что как в свое время погибла греко-римская культура, так и сейчас современная западная культура движется к своей катастрофе и ничто не может ее спасти. Причина этого – деградация духовных ценностей.

 

III.  Теория «вызов и ответ» А.Тойнби также, как Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера, провозглашал существование множества культур. Все культуры связаны в одну цепочку, которая предстает как путь, идя по которому люди реализуют свое божественное предназначение и приближаются к Богу.

По А. Тойнби культуры возникают, развиваются, расцветают, а иногда и умирают в результате поиска ответов на вопросы, которые ставит окружающая среда, то есть развитие культур происходит в результате поиска решений проблем, которые создаются либо человеческим окружением, либо природной средой. Поэтому теорию А. Тойнби  называют «вызов и ответ». Вариативность культурно-исторического процесса обусловлена тем, что один и тот же вопрос(проблема) может иметь различные варианты решений.

IV.  Структорологическая теория Ф.Ницше.

В своей работе «Воля к власти»  мыслитель подверг резкой критике  всю современную западную культуру и цивилизацию.

По его мнению, высокие, истинные ценности были заменены ложными и  утратили свою ценность, в обществе господствует пессимизм и разочарование.

Ф.Ницше считал, что упадок духовной жизни Европы заключается опошление  нравов, в угасание творчества, культе денег и наслаждений, в падение  ценностей.

Выход из сложившегося кризиса мыслитель  видит в переоценки всех ценностей  культуры, морали, цивилизации, современной Европы, причем огромная роль в этой переоценки отводится творчеству и искусству, которые должны преобразить окружающую жизнь.

Ф.Ницше видел два направления  в искусстве:

  1. Аполонское искусство. Оно характеризуется как рациональное, критическое, упорядоченное, гармоничное.
  2. Дионисийское искусство – творческое, стихийное, иррациональное направление искусства.

По мнению мыслителя, подчинение Диониса  Аполону породило трагедию, которая  предстает как состояние совершенного человека, у которого художественное, творческое начало подавляются критическим анализом и прагматизмом. Философ считал, что гармония Аполлонского и Дионисейского начал позволили древним грекам добиться огромных успехов в культуре, но в дальнейшем культ разума уничтожил все истоки процветания античной культуры.

Аналогичная ситуация повторится в современную эпоху («Бог умер…Мы его убили…»)

V. Психоаналитическая теория культуры Зигмунда Фрейда.

Заслуга З. Фреда в том, что он открыл и исследовал ранее не изученную  сферу бессознательного, которая, по его мнению, оказывает определяющее воздействие на поведение человека.

По Фрейду стрессы, переживания, неудовлетворенное  желание не исчезают из человеческой жизни бесследно, они переходят в сферу бессознательного и оттуда продолжают активно влиять на поведение человека, проявляясь в описках, оговорках, сновидениях, неправильных движениях и т.д.

Весь мир человеческой психики  З.Фред делит на три сферы:

    1. Я (Эго) – сознание человека.
    2. ОНО – сфера бессознательного, основанная на природных инстинктах и первичных влечениях, которая по Фрейду сводится к сексуальному инстинкту, влечению к жизни, влечению к смерти.
    3. Сверх-Я (Супер-Эго) – совокупность социально-значимых и культурных норм, выработанных культурой и перенесенных во внутренний психике человека. Супер-Эго играет роль посредника между Я и ОНО.  Супер-Эго посередине между культурой и природными истоками поведения человека.

Информация о работе Лекции по "Культурологии"