Лекции по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 18:05, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Культурология в системе гуманитарного знания.
Лекция 2. Теоретические концепции культуры
Лекция 3. Культура как социальная подсистема общества
Лекция 4. Динамика культуры
Лекция 5. Архаичная культура
Лекция 6. Традиционная культура

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 33.55 Кб (Скачать)

Лекция 1

Культурология в системе гуманитарного  знания.

Мир человека – созданная им в процессе истории вторая природа, то есть его личностные характеристики, но также предметы, устойчивые взаимоотношения людей, их правила поведения, идеи и теории; это  всё, что окружает человека, живущего в обществе.

Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Социокультурный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Этические нормы – обязательные для исполнения в обществе правила поведения, опирающиеся на представления о добре и зле, приличия бесстыдства, благопристойности и разврата.

Эстетические каноны – неизменная традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека; это признанные в обществе эталоны прекрасного.

Гуманитарное знание – совокупность представлений о человеке как активном, разумном, сложном существе, не сводимом к его биологическим и физиологическим функциям.

Культурология – это наука о закономерностях существования и развития культуры, о взаимосвязях культуры и других областей человеческой деятельности, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе.

Тезаурус – знания, при помощи которых человек способен воспринимать новые знания; тот язык, при помощи которого человек описывает действительность; это тот культурный фундамент, на котором строится вся система отношений человека к миру.  
 

Лекция 2

Теоретические концепции культуры

Парадигма – признанная в некоторый период времени всеми исследователями большая теория, объясняющая все открытые явления и предлагающая гипотезы, язык (понятийный аппарат) и методы (алгоритм исследования) для дальнейшего изучения научных проблем.

Цивилизация – такая степень культуры, на которой традиция и личность утратили свое непосредственное значение, и где всякую идею приходится в первую очередь мысленно переводить на деньги, чтобы иметь возможность ее осуществления.

Социокультурный институт – созданные и регулярно повторяемые людьми способы группового поведения, упрощающие выполнение повседневных задач и понимание людьми друг друга.

Сублимация – это перевод инстинктивных желаний и потребностей в иные формы, признанные обществом. 

Лекция 3

Культура  как социальная подсистема общества

Общество – это совокупность людей, взаимодействующих друг с другом по поводу решения совместных задач в определенных пространственно-временных рамках.

Актёры – носители определённой социальной роли, то есть тех функций, которые необходимо исполнять в определённых ситуациях.

Социальные роли – предписанные и ожидаемые от человека схемы действий и отношений в определенных стандартных ситуациях. Роль относительно независима от личных свойств и желаний человека.

Социальные подсистемы – это социальные связи нескольких элементов, группирующихся по темам: экономическим, политическим, образовательным, военным, семейным  и т.д.

Культура как  подсистема общества – это деятельностная характеристика общества, реализующаяся в социальных технологиях поведения людей, в их образе жизни.

Функции культуры:

  • производство идей, мировоззрений, ценностей, убеждений и верований, которые воздействуют на человеческую практику в той мере, в которой они принимаются людьми (Ф.Тенбрук);
  • наполнение смыслом различных видов человеческой деятельности: определение целей, соотнесение новых видов деятельности с традицией...;
  • обеспечение взаимодействия людей при помощи языка;
  • регулирование деятельности при помощи принятых норм и правил;
  • трансляция от поколения к поколению продуктов культуры: знаний, преданий, обычаев, тем самым обеспечение непрерывности в общественном процессе;
  • эстетизация человеческой деятельности, понимаемая как отнесение артефактов и самой практики к художественному идеалу.

Социальные технологии – внебиологический способ деятельности людей, исполняющих свои социальные роли в обществе.

Социальные ценности – жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам. Именно ценности формируют мотивы.

Социальные нормы – правила поведения, обязательные для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют человеческую деятельность. В состав норм входит культурная традиция, понимаемая как следование канонам деятельности, некритично заимствованным от прошлых поколений.

Символы – объекты (слово, предмет, звук, действие и т.д.), указывающие на другие объекты, более масштабные по своему содержанию и значению.

Модели культуры – устойчивые формы поведения, принятые в данном обществе, применительно к тем или иным ситуациям.

Стиль – нечто особенное в образе жизни, манере поведения человека или общественной группы; способ ведения жизни. Стиль предполагает эстетизацию жизни, подчинение своих поступков некоторым эстетическим канонам.

Элементы культуры:

  • система ценностей. Ценности – жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам. Именно ценности формируют мотивы;
  • система норм – правила поведения, обязательные для исполнения в данной группе и ситуации;
  • средства деятельности – их объединят то, что они инструментальны;
  • символ – ориентир, позволяющий человеку точно определиться с ситуацией и обозначить в ней свою позицию;
  • модели культуры – устойчивые формы поведения, принятые в данном обществе, применительно к тем или иным ситуациям.
 

Лекция  4

Динамика  культуры 

Культурный процесс – процесс, который отражает все направленные и целостные изменения, когда-либо происшедшие в характере взаимосвязи культурных элементов, причем источник этих изменений часто скрыт во внутренних закономерностях развития самой культуры. Культурный процесс предполагает усложнение всех культурных форм и структурных элементов.

Культурная эпоха – исторически сложившийся этап культурного процесса (всего мира или отдельной местности), выделяемый исследователями по внешним (в том числе художественным) проявлениям доминирующих в то время представлений и идей, обладающий внутренним единством всех элементов на основе общности стиля.

Цикл культуры предполагает:

  • последовательность фаз (этапов) в развитии каждой культуры;
  • их повторяемость в человеческой истории.

Каждая культура индивидуальна и непохожа на другую, она всегда переживает детство, юность, возмужалость и старость, за которой следует ее смерть (О.Шпенглер).

Культурный шок – эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом.

Культурная инновация – механизм формирования оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие  конкретного типа культуры. Инновации по своему происхождению уместно поделить на два класса: изобретения и заимствования. Первая - продукт внутрикультурного конфликта, вызванного необходимостью привести в соответствие новым ситуациям в экономике или политике культуру общества. Вторая - порождение встречи (столкновения) двух культур. 

Лекция 5

Архаичная культура

Культурно-исторические типы – целостные совокупности характерных элементов духовной и материальной жизни этноса, проявляющиеся в религии, социально-экономических, политических и др. отношениях.

Исторические типы общества:

  • исторические типы обществ (формации) в конечном счете, определяются способом производства, понимаемом как система экономических отношений.          ( К.Маркс)
  • разные общества отличаются друг от друга типом социальных технологий, иначе говоря, освоенной и используемой культурой (М.Вебер).
  • тип общества есть производная природных свойств этноса, его создавшего.             ( Л.Гумилев)

Социальные технологии сумма приемов, методов и средств, применяемых обществом или его частью для достижения поставленных целей и решения возникающих перед ним проблем. Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и (или) научных знаниях.

Ментальность – образная, не поддающаяся полному осознанию, картина мира, существующая в данное время в данном обществе, и воплощающаяся в поведении людей.

Миф – эмоциональный, красочный, привлекательный и алогичный образ окружающего человека мира, придумываемый им самим.

Магия – символические действия, совершаемые с целью повлиять на будущее в желаемом направлении при помощи сверхъестественных сил.

Ритуалы – затверженная до автоматизма технология действия. Вид поведения, не требующий от человека размышлений о способах достижения цели. Ритуалы создаются коллективно группой, контролирующей правильность их исполнения каждым из индивидов. 
 

Лекция 6

Традиционная  культура 

Эпоха античности – переходная культурная эпоха, давшая миру демократию, изобразительное искусство и философию - и все это на основе мифологической культуры, адаптировавшей и новые рыночные типы хозяйства и развитую политическую организацию - в римском варианте правильно управляемые республику и империю, и сложный социальный строй с многочисленными и разнообразными группами населения.

Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Его структурные элементы это:

  • аграрное общество;
  • локальное общество;
  • общинное общество;
  • иерархическое общество;
  • феодальное общество;
  • консервативное общество;
  • публичное общество;
 

Культурная традиция – интегральное явление, выражающее социально групповой опыт, который аккумулируется и воспроизводится в обществе.

Религиозное миросозерцание – предполагает четкое и недвусмысленное деление мира на две половины: потустороннюю и посюстороннюю или, как писали в России XVIII века - на очную и заочную. Реальны оба мира, но в разной степени. Заочный мир более реален. Это мир божественный, вечный и совершенный. Замкнутый на земле очный мир был открыт миру заочному, он простирался вверх, к божественному небу.

Сакральные ценности – священные:

  1. Бог – высшая ценность. Бог в человеке - это его бессмертная душа, достойная того, чтобы не погубить ее грехом нечаянным или осмысленным. Бог есть воплощение высшей справедливости, источник добродетели и благонравного поведения.
  2. Аскеза – добровольный отказ от земных благ во имя обретения благ небесных, страдание, смирение.
  3. Верность – проявляется в беспрекословном служении Богу, но также земным установлениям, в т.ч. и кодексу поведения.

Информация о работе Лекции по "Культурологии"