Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 18:05, курс лекций
Лекция 1. Культурология в системе гуманитарного знания.
Лекция 2. Теоретические концепции культуры
Лекция 3. Культура как социальная подсистема общества
Лекция 4. Динамика культуры
Лекция 5. Архаичная культура
Лекция 6. Традиционная культура
Лекция 1
Культурология в системе гуманитарного знания.
Мир человека – созданная им в процессе истории вторая природа, то есть его личностные характеристики, но также предметы, устойчивые взаимоотношения людей, их правила поведения, идеи и теории; это всё, что окружает человека, живущего в обществе.
Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Социокультурный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.
Этические нормы – обязательные для исполнения в обществе правила поведения, опирающиеся на представления о добре и зле, приличия бесстыдства, благопристойности и разврата.
Эстетические каноны – неизменная традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека; это признанные в обществе эталоны прекрасного.
Гуманитарное знание – совокупность представлений о человеке как активном, разумном, сложном существе, не сводимом к его биологическим и физиологическим функциям.
Культурология – это наука о закономерностях существования и развития культуры, о взаимосвязях культуры и других областей человеческой деятельности, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе.
Тезаурус
– знания, при помощи которых человек
способен воспринимать новые знания; тот
язык, при помощи которого человек описывает
действительность; это тот культурный
фундамент, на котором строится вся система
отношений человека к миру.
Лекция 2
Теоретические концепции культуры
Парадигма – признанная в некоторый период времени всеми исследователями большая теория, объясняющая все открытые явления и предлагающая гипотезы, язык (понятийный аппарат) и методы (алгоритм исследования) для дальнейшего изучения научных проблем.
Цивилизация – такая степень культуры, на которой традиция и личность утратили свое непосредственное значение, и где всякую идею приходится в первую очередь мысленно переводить на деньги, чтобы иметь возможность ее осуществления.
Социокультурный институт – созданные и регулярно повторяемые людьми способы группового поведения, упрощающие выполнение повседневных задач и понимание людьми друг друга.
Сублимация
– это перевод инстинктивных желаний
и потребностей в иные формы, признанные
обществом.
Лекция 3
Культура как социальная подсистема общества
Общество – это совокупность людей, взаимодействующих друг с другом по поводу решения совместных задач в определенных пространственно-временных рамках.
Актёры – носители определённой социальной роли, то есть тех функций, которые необходимо исполнять в определённых ситуациях.
Социальные роли – предписанные и ожидаемые от человека схемы действий и отношений в определенных стандартных ситуациях. Роль относительно независима от личных свойств и желаний человека.
Социальные подсистемы – это социальные связи нескольких элементов, группирующихся по темам: экономическим, политическим, образовательным, военным, семейным и т.д.
Культура как подсистема общества – это деятельностная характеристика общества, реализующаяся в социальных технологиях поведения людей, в их образе жизни.
Функции культуры:
Социальные технологии – внебиологический способ деятельности людей, исполняющих свои социальные роли в обществе.
Социальные ценности – жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам. Именно ценности формируют мотивы.
Социальные нормы – правила поведения, обязательные для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют человеческую деятельность. В состав норм входит культурная традиция, понимаемая как следование канонам деятельности, некритично заимствованным от прошлых поколений.
Символы – объекты (слово, предмет, звук, действие и т.д.), указывающие на другие объекты, более масштабные по своему содержанию и значению.
Модели культуры – устойчивые формы поведения, принятые в данном обществе, применительно к тем или иным ситуациям.
Стиль – нечто особенное в образе жизни, манере поведения человека или общественной группы; способ ведения жизни. Стиль предполагает эстетизацию жизни, подчинение своих поступков некоторым эстетическим канонам.
Элементы культуры:
Лекция 4
Динамика
культуры
Культурный процесс – процесс, который отражает все направленные и целостные изменения, когда-либо происшедшие в характере взаимосвязи культурных элементов, причем источник этих изменений часто скрыт во внутренних закономерностях развития самой культуры. Культурный процесс предполагает усложнение всех культурных форм и структурных элементов.
Культурная эпоха – исторически сложившийся этап культурного процесса (всего мира или отдельной местности), выделяемый исследователями по внешним (в том числе художественным) проявлениям доминирующих в то время представлений и идей, обладающий внутренним единством всех элементов на основе общности стиля.
Цикл культуры – предполагает:
Каждая культура индивидуальна и непохожа на другую, она всегда переживает детство, юность, возмужалость и старость, за которой следует ее смерть (О.Шпенглер).
Культурный шок – эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом.
Культурная
инновация – механизм формирования
оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих
динамичное развитие конкретного типа
культуры. Инновации по своему происхождению
уместно поделить на два класса: изобретения
и заимствования. Первая - продукт внутрикультурного
конфликта, вызванного необходимостью
привести в соответствие новым ситуациям
в экономике или политике культуру общества.
Вторая - порождение встречи (столкновения)
двух культур.
Лекция 5
Архаичная культура
Культурно-исторические типы – целостные совокупности характерных элементов духовной и материальной жизни этноса, проявляющиеся в религии, социально-экономических, политических и др. отношениях.
Исторические типы общества:
Социальные технологии – сумма приемов, методов и средств, применяемых обществом или его частью для достижения поставленных целей и решения возникающих перед ним проблем. Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и (или) научных знаниях.
Ментальность – образная, не поддающаяся полному осознанию, картина мира, существующая в данное время в данном обществе, и воплощающаяся в поведении людей.
Миф – эмоциональный, красочный, привлекательный и алогичный образ окружающего человека мира, придумываемый им самим.
Магия – символические действия, совершаемые с целью повлиять на будущее в желаемом направлении при помощи сверхъестественных сил.
Ритуалы
– затверженная до автоматизма технология
действия. Вид поведения, не требующий
от человека размышлений о способах достижения
цели. Ритуалы создаются коллективно группой,
контролирующей правильность их исполнения
каждым из индивидов.
Лекция 6
Традиционная
культура
Эпоха античности – переходная культурная эпоха, давшая миру демократию, изобразительное искусство и философию - и все это на основе мифологической культуры, адаптировавшей и новые рыночные типы хозяйства и развитую политическую организацию - в римском варианте правильно управляемые республику и империю, и сложный социальный строй с многочисленными и разнообразными группами населения.
Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Его структурные элементы это:
Культурная традиция – интегральное явление, выражающее социально групповой опыт, который аккумулируется и воспроизводится в обществе.
Религиозное миросозерцание – предполагает четкое и недвусмысленное деление мира на две половины: потустороннюю и посюстороннюю или, как писали в России XVIII века - на очную и заочную. Реальны оба мира, но в разной степени. Заочный мир более реален. Это мир божественный, вечный и совершенный. Замкнутый на земле очный мир был открыт миру заочному, он простирался вверх, к божественному небу.
Сакральные ценности – священные: