Лекции по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 18:05, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Культурология в системе гуманитарного знания.
Лекция 2. Теоретические концепции культуры
Лекция 3. Культура как социальная подсистема общества
Лекция 4. Динамика культуры
Лекция 5. Архаичная культура
Лекция 6. Традиционная культура

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 33.55 Кб (Скачать)
 

Лекция 7

Модернизация  как культурный процесс

Модернизация общества – это длительный исторический процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному.

Индустриализация – превращение машинного фабричного производства в доминирующий сектор экономики, создает новую жизненную среду, коренным образом меняет условия и инструменты трудовой деятельности, а вслед за ним потребление и все прочие социальные институты.

Урбанизация – рост крупных городов, в которых складывается особый образ жизни, постепенно распространяющийся на все общество.

Либерализация – предполагает формирование новой системы власти, зависимой от общества, также от его наиболее влиятельных в экономическом отношении групп. Этот процесс включает в себя разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; введение избирательного права; государства; расширение личных свобод.

Культурные источники модернизации - образует европейская античная и христианская традиции, обновленная Возрождением и Реформацией.

Возрождение – (в XIV столетии), это было движение немногочисленной группы художников и ученых, пользующихся покровительством власти. По внешности Возрождение напоминало поворот вспять: от христианской традиции к античной; от религиозной ментальности к мифологической.

Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм содержал в себе критическое отношение к религиозным канонам.

Реформация – мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства.

Протестантская этика – основой протестантской этики является принцип божьего предначертания, согласно которому мирская жизнь человека определяется божьим промыслом во всех ее проявлениях, в том числе и в профессиональной.

Рациональность – исторически сложившийся принцип отношения человека к миру, содержащий в себе:

  • представление о познаваемости мира при помощи разума;
  • ориентацию на практическую деятельность, основанную на системе положительных знаний, для удовлетворения собственных потребностей;
  • учет целей, условий и средств практической деятельности.

Аномия – так французский социолог Э.Дюркгейм называл многочисленные виды социальной дезорганизации: от самоубийства до преступлений, вызванные отказом от соблюдения норм.

Социокультурный раскол – выражается в утрате общекультурных символов, ведущей к взаимонепониманию между современниками. Единое некогда культурное пространство общества раскалывается на многочисленные сектора, отличающиеся друг от друга по ценностям, символам, моделям поведения. 
 
 
 

Лекция 8

Культура  индустриального  общества

Индустриальное общество это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

Публичная и частная жизнь:

Публичная жизнь – набор возможных и допустимых путей публичного поведения и взаимодействия, которые действенным образом определяют образ мыслей и интересы участников.

Под частной жизнью – подразумеваются те сферы человеческого поведения, в которых индивид волен самостоятельно, без всякого вмешательства извне, со стороны каких-либо организаций и групп, определять цели и средства своих действий.

Рационализм – проявляется в том, что навязывает всем моделям поведения одни и те же экономические по существу критерии разумного: бережливость, соотношение затрат - прибыли, денежный эффект.

Индивидуализм – по культурной природе своей ориентированный на самоценность личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод, проявляется в неизменном виде хозяйственного эгоизма, во взаимном отчуждении людей друг от друга.

Полистилизм – это многообразие культурных форм в одежде, манерах поведения, наконец, в архитектуре, живописи, литературе и музыке, - выступает как продолжение экономической дифференциации общества, побуждающий каждую из социальных групп выбирать особенную модель культуры, в соответствии с ее экономическими ролями и, самое главное, доходами.

Ценности индустриального общества – труд, деньги, свобода, семья – определяют модели поведения его граждан.

Труд – ценность инструментальная, трактуемая как средство для завоевания и сохранения социального статуса, как необходимая ролевая функция в экономических институтах общества.

Деньги – некий зримый и чувственный эквивалент социального положения, также инструментальная ценность. Они - источник свободы.

Свобода – ценность фундаментальная. Она выражает потребность человека в индивидуальном самоопределении и самореализации в обществе регламентированном, рационально организованном и потому расчеловеченным.

Семья – это ценность личностных межчеловеческих отношений, компенсирующая рациональность и обезличенность экономического мира человека; это ценность частной сферы, непроницаемой для публичных институтов: фирмы, государства и т.п.

Социокультурные группы – выделяются по двум ключевым параметрам: экономическому и образовательному. Определяющее значение для стратификации имеют экономические институты: собственность, наследование, источники и размеры доходов. В соответствии с ними и выделяются отдельные страты (группы) в обществе. В конце концов, социальная карьера человека определяется его стартовой экономической ситуацией.

Образование как социокультурный институт. Между уровнем образования и высотой социального положения формируется прямо пропорциональная зависимость. Чем лучше образование, тем выше статус. Тем самым, образование становится важнейшим социальным институтом, при помощи которого происходит отбор элиты в обществе.

Уровень культуры – приобретаемый посредством образования, становится фактором коренных социальных отличий между общественными группами. 

Лекция 9

Субкультуры в культуре индустриального  общества

Жизненная форма – исторически сложившиеся правила восприятия, суждения и поведения людей в обществе. В этих правилах находят свое выражение их ценности, символы и идеалы.

Полистилизм – многообразие культурных форм в одежде, манерах поведения, наконец, в архитектуре, живописи, литературе и музыке, - выступает как продолжение экономической дифференциации общества, побуждающий каждую из социальных групп выбирать особенную модель культуры, в соответствии с ее экономическими ролями и, самое главное, доходами.

Полистилизм находит  свое выражение:

  • в многообразии художественных направлений и школ в искусстве, в их взаимопроникновении и смешении;
  • в восприятии разнородных традиций, восходящих к различным цивилизациям и эпохам;
  • в открытости для новаций и заимствований;
  • в постоянном диалоге между разными культурами по поводу отношения к миру;
  • в расщеплении единой картины мира на несколько образных систем.

Субкультура – это сложившиеся в индустриальном обществе автономные и равноправные модели культуры, отличающиеся друг от друга носителями, технологиями поведения, символами, ценностями и нормами.

Социокультурная группа – это группа, которая складывается в процессе взаимодействия различных факторов: доходов, образования, рода деятельности, возраста, места проживания. Между социокультурными группами происходит постоянный обмен продуктами культуры, в результате чего формируется единое пространство культуры в обществе.

Контркультура – особый вид субкультуры, созданный и воспроизводимый в маргинальных социокультурных группах во второй половине ХХ века. Контркультура отрицает индивидуализм, протестантскую этику труда и упорядоченной семейной жизни, предлагая взамен следовать культурным образцам восточных религий, вроде дзен-буддизма, либо создавать новые, внеэкономические, внесемейные жизненные формы.

Культурное пространство – это мир человека в его конкретном, доступном для освоения виде. Оно формирует культурный облик личности, включенной в территориальную общность людей: городскую или сельскую. 
 
 

Лекция 10

Морфология  культуры индустриального  общества

Формы культуры – так же как и индустриальное общество характеризуются строгой дифференциацией институтов: образовательных, экономических, политических, религиозных ... Культурная форма – определенная технология социального действия (с ценностями, нормами, символами, стилем), реализуемая в рамках конкретного социального института или сети институтов.

Отчуждение от культуры – побочный эффект от развития (дифференцирования) культурных форм. Это происходит, во-первых, что никто не способен уже овладеть ею целиком, а, во-вторых, культура, помещенная в институт рационального типа, приобретает черты безличной, машинизированной технологии, превращающей человека в винтик системы.

Экономическая культура – складывается из культуры труда, предпринимательства, потребления. Она наиболее рационализирована и систематизирована. Включает в себя этос предпринимательства, трудовую мораль, своеобразный кодекс поведения в условиях рынка. Ключевой проблемой экономической культуры является проблема ценностей: насколько они благоприятствуют экономической активности, либо, напротив, препятствуют ей.

Политическая культура – включает в себя эталоны (образцы) политического поведения, реализуемые в отправлении власти, избирательных кампаниях, массовых политических действиях. Содержание политической культуры определяется гражданским обществом. Политическая культура базируется на соответствующих ценностях, среди которых права личности, закон и правопорядок. Одной из болезней политической культуры является абсентеизм - отказ от участия, в каких бы то ни было формах политической деятельности значительной части населения.

Религия как форма культуры. Религиозные институты сохраняют свою значимость, участвуя в регулировании человеческого поведения. Кроме того, религиозные институты - воплощение традиции в новом десакрализованном мире, своего рода символ непрерывности человеческой истории. Традиционным религиозным институтам противостоят новые церкви, ориентированные на то, чтобы замкнуть на себя все социальные роли человека, «увести» его из повседневного мира, наложить жесткие ограничения на все виды человеческого поведения.

Искусство как форма культуры. В индустриальном обществе искусство пребывает в экономической оболочке. В то же время искусство освобождается от навязанных ей в прошлом функций: назидать, проповедовать, воспитывать и просвещать (ими заняты иные институты) и превращается в самодостаточный компонент культуры. Искусство раздваивается. Его нижний этаж составляет то, что предназначено для массовой продажи и ориентировано на вкусы все того же среднего класса. Оно развлекает и примиряет с обществом. Его верхний этаж, рассчитанный на знатоков, поражает стилевым разнообразием.

Художественные стили – устойчивое единство образной системы и выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие.

Постмодернизм – направление в общественной жизни и культуре современных индустриально развитых стран. В основе этого стиля - игра художника, не чувствующего ответственности перед обществом, - игра, выросшая из культурной традиции и в ее рамках происходящая. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Лекции по "Культурологии"