Лекция по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:12, лекция

Краткое описание

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Файлы: 1 файл

Культуралогия.docx

— 26.76 Кб (Скачать)

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства  антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся  к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал  животных.

Первобытная живопись представляла собой  двухмерное изображение объекта, а  скульптура — трехмерное или объемное

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а  также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения.

 

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

 

С самого возникновения Конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего  класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся  форм государственного управления путём  строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

 

Древнегреческая трагедия Участники ритуального действа надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса — сатиров (отсюда название — сатировская драма). Ритуальные представления происходили во время дионисий (празднеств в честь Диониса), весной и осенью. Различались дионисии «великие» — в городе, очень пышные, и «малые» — сельские, более скромные. Эти ритуальные представления и являются истоками греческого театра.

 

От дифирамба и происходит, как  указывает Аристотель, греческая  трагедия, сохранившая на первых порах  все черты мифа о Дионисе. Последний  постепенно вытеснялся другими мифами о богах и героях — могущественных людях, правителях — по мере культурного  роста древнего грека и его  общественного сознания. Когда был  впервые создан греческий театр  — точно не установлено. Об устройстве его судят главным образом  по тому облику, какой он имел при  Перикле.

 

Греческий театр представлял собой  открытое здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой  платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной (skene), боковые — параскениями (paraskenion), а то, что мы называем сценой — предскением (proskenion).

 

 

 

 

Древнегреческая комедия Древнегреческая комедия — родилась на тех же празднествах Диониса, что и трагедия, только в другой обстановке. Если трагедия в зачаточном состоянии — ритуальное богослужение, то комедия — продукт увеселений, которые начинались, когда богослужебная часть дионисий, мрачная и серьёзная, оканчивалась. В Древней Греции устраивали тогда шествия (komos, отсюда — комедия) с разгульными песнями и плясками, надевали фантастические костюмы, вступали в споры, драки, перебрасывались остротами, шутками, часто непристойными, что, по воззрению древних греков, поощрялось Дионисом (о связи этих примитивно-эротических действ с анимистическими — Комедия и Обрядовые песни). Во время этих увеселений и возникли основные элементы комического жанра: дорическая бытовая сценка (мим) и аттическая обличительная хоровая песня.

 

Историчность Иисуса Христа, или проблема историчности личности Иисуса Христа — историческая проблема соотнесения евангельского образа Иисуса Христа с реальной исторической личностью и ряд вытекающих отсюда проблем, как то: построение достоверной биографии этой личности и выяснение её действительного исторического места на основе всестороннего критического анализа библейских сведений и введённых в научный оборот внебиблейских (светских и религиозных) источников.

Проблема историчности Иисуса Христа возникла в XVII—XVIII веках н. э. в связи  с появлением рационалистической критики  Библии.

Все внебиблийские свидетельства существования Христа подвергаются критике.

Другие косвенные свидетельства

Одним из косвенных свидетельств историчности Иисуса с точки зрения светских исследователей [источник?] является упоминание в Евангелиях довольно неприглядных, по их мнению, черт характера Иисуса и его образа жизни.

Например, его обвиняют в не вполне уважительном отношении к матери и родным, а также в несдержанности (как в истории с изгнанием  торговцев из храма). Эти сведения вряд ли могли появиться в мифологическом сочинении, не имеющем реального  прототипа.

Видный польский светский исследователь  Библии Зенон Косидовский, рассматривая в своей книге «Сказания евангелистов» вопрос историчности Иисуса Христа, указывает на то, что

…нет никаких логических причин отрицать историчность Иисуса, поскольку  в Палестине того времени подобного  рода бродячие проповедники, пророки  и мессии были обыденным явлением. В ту пору, когда жил и действовал Иисус, а также до его рождения и после его смерти историки насчитали  в Палестине по меньшей мере двенадцать пророков и мессий, более популярных, чем он.

Также в доказательстве реальности существования Иисуса он считает  важным факт распятия. Мотивирует он это  тем, что в те времена распятие было не только жестоким, но и позорным видом казни. Следовательно, если бы биография Иисуса была полностью  вымышлена, вряд ли кто-нибудь из его  восторженных приверженцев придумал бы историю о его столь позорной смерти, а значит это была жестокая истина, которую пытались сгладить при помощи теологических и эсхатологических толкований.

 

Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства.

Византийская империя породила особую культуру, названную в науке  византизмом.

Первые столетия существования  Византийского государства можно  рассматривать как важнейший  этап в формировании мировоззрения  византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и  принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной  системы было сложным и длительным процессом.

Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в  восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала  родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования  оказывала влияние на иконопись  других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности  Венеции.

 

Важнейшее значение для этих стран  имели византийские иконографии  и возникавшие в Византии новые  стилистические течения.

Для религиозных целей ваяние с  самого начала употреблялось умеренно, потому что восточная церковь  всегда неблагосклонно смотрела на статуи, считая поклонение им в некотором  роде идолопоклонством, и если до IX века круглые фигуры ещё были терпимы  в византийских храмах, то постановлением Никейского собора 842 г. они были совсем устранены из них.

процветала обработка металлов, собенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях

 

 

 Исторические предпосылки  Возрождения:

 

1.а. С середины 15 столетия прекратилось  бескомпромиссное - не на

 

жизнь, а на смерть! - противостояние в международном плане ислама и христианства. О христовых походах  или о священном газавате уже  не могло быть и речи. Мусульмане окончательно овладели землями южного средиземноморья, а после захвата  Константинополя (1453 год) окончательно вытеснили христиан из Азии. Христиане, в свою очередь, окончательно вытеснили  мусульман из католической (Западной) Европы, уничтожив в 1492 году ( в год открытия Колумбом Америки) на Пиренейском полуострове Кордовский халифат. Все населения Европы было окончательно христианизовано.

 

1.б. После окончание Столетней  войны (1337-1453) между Англией и  Францией в отношениях между  европейскими странами наступает  период относительного мира. Создались  условия для того, чтобы спокойно  осмотреться, уяснить свое историческое  местонахождение, сделать из пройденного  пути принципиальные выводы... Под  эпохой Средних веков настало  время подвести итоговую черту.  Средневековье закончилось. Надлежит  начинать новый этап исторического  продвижения вперед. Неуклонно наступала  эпоха Возрождения, Ренессанса.

 

1.в. Третьим важнейшим историческим фактором стал упадок влияния церкви на общественно-государственную жизнь стан Западной Европы. К этому времени христианство идеологически законсервировалось и в принципе оказалось неспособным к дальнейшему прогрессу: развитию или усовершенствованию. К этому присоединялось внутреннее моральное разложение церковной иерархии, вследствие чего она потеряла бывшую власть над светскими государями. В свою очередь феодализм, как социально-политический строй, еще не исчерпал резервов своего прогрессивного развития. Более того, именно к рассматриваемому нами времени для расцвета феодализма. При этих условиях светская власть освобождается от церковного верховенства над собой. Церковь и христианство вытесняется с дороги исторического прогресса на маргинальные (побочные, второстепенные, только - сопутствующие) позиции. В Европе повсеместно началось интенсивное развитие государственно-политического строя абсолютной монархии, которая в границах своей власти берет верх над властью церковной. В Англии это осуществлено со времени утверждения на престоле династии Тюдоров (1485 год), во Франции - Людовика ХI (1461), в Испании - Изабеллы и Фердинанда (1479), в России - Ивана ІІІ (1462), в Венгрии - Матвея Корвина и так далее.

 

Ослабление, а то и - подрыв господства церкви в политической жизни народов  Европы самым положительным образом  сказалось на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни  народов Европы. Мы отставим в сторону  детали и анализ социального и  исторического аспектов периода  Возрождения. Нас сейчас интересует, прежде всего, культурная жизнь европейских  народов, в частности и главным  образом - развитие и состояние философской  мысли.

 

 

ПОП-АРТ (англ. pop art, сокращение от popular art – популярное, общедоступное искусство; второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. производящее шокирующий эффект) – направление в искусстве конца 1950-х – начала 1970-х; возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму; знаменует переход к концепции нового авангардизма.

 

Представители поп-арта провозгласили  своей целью «возвращение к реальности», но реальности, уже опосредованной масс-медиа: источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. Поп-арт вернул предмет в искусство, но это был предмет, не опоэтизированный художественным видением, а предмет нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой и, в особенности, с современными формами информации (печать, телевидение, кинематограф).

 

Новые технические приемы, позаимствованные из промышленного дизайна и рекламы: фотопечать, использование диапроектора, включение реальных предметов, способствовали как «обезличиванию» индивидуальной творческой манеры художника, так и  «раскрытию эстетической ценности»  образцов массовой продукции.

 

Поп-арт зародился в Англии; наибольшей известности достигли американские и французские художники. Сходные  направления появились в Италии, Германии, и даже в СССР, отделенном в то время от остального мира «железным  занавесом».

 

 

Книгопечатание.

Большим культурным достижением явилось  начало книгопечатания в России во время Ивана Грозного в XVI веке. Русским  первопечатником был Иван Федоров: родился в 20-х годах XVI века, умер 6 декабря 1583 года во Львове. Строительство первой государственной типографии в Москве закончилось в 1563 году, а 1 марта 1564 года здесь вышла первая книга «Апостол», техническое и художественное исполнение которой было превосходным. В дальнейшем типография напечатала еще несколько книг религиозного содержания, затем деятельность ее прерывается. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец, преследуемые церковными и светскими реакционерами, были вынуждены покинуть Родину и поселиться за ее пределами, став зачинателями книгопечатания в Литве, в Белоруссии и на Украине.

 

Первая неудача не остановила Ивана  Грозного, и он завел новую типографию в Александровской слободе. Но печатание  развивалось сравнительно медленно.

 

Наряду с Иваном Федоровым в  числе первых русских печатников следует назвать и Марушу Нефедьева, Невежу Тимофеева, Андроника Невежу и его сына Ивана, Анисима Радишевского, Аникиту Фофанова, Кондрата Иванова. Многие из них были и граверами и литейщиками шрифтов.

Информация о работе Лекция по "Культурологии"