Буржуазна мораль.
ХХ столетие войдёт в историю
человечества как одно из самых динамичных
и революционных. Глубокие социально-политические
и экономические преобразования,
а также революционные изменения
в производительных силах, науке
и технике за какие-нибудь полвека
буквально преобразили современный
мир.
Продолжает углубляться великая
научно-техническая революция. Дающая
человеку ни с чем не сравнимые силы
воздействия на окружающую природу и ставящая
по-новому вопрос о месте и роли человека
в современном производстве, о мере его
моральной ответственности за принимаемые
научно-технические и производственные
решения. Глубочайшие социальные перемены
вызвали переоценку моральных ценностей
в буржуазных странах. Так восстанавливается
средневековая концепция греховности
человека. Множатся высказывания о неизбежном
моральном крахе современной цивилизации.
Социальные корни углубляющегося
кризиса буржуазной морали кроются
в господстве капитала, монополий, использующих
высокоиндустриализированное современное
производство, научно-технические достижения
в бесчеловечных целях, обезличивающих
человека, лишающих его всякой самостоятельности
в образе мыслей, чувств, оценок, поступков.
Некоторые течения общественной мысли,
признавая кризис морали в буржуазном
мире, пытаются представить его как
порождение всеобщего «кризиса человеческой
цивилизации» в ХХ века. Другие уверяют,
будто причина растущего аморализма
коренится в научно-техническом
прогрессе и связанном с ним
повышении материальной обеспеченности
человека. Третьи считают источником
морального кризиса «вечную и
неизменную» природу человека, проявляющуюся
прежде всего в непреодолимом эгоизме
и страсти к разрушениям. Четвёртые приписывают
всё зло современного мира тому, что большинство
людей отвернулось от бога, якобы единственного
гаранта нравственности, а потому и погрязло
в «пучине аморализма», но ни одно из этих
объяснений не вскрывает подлинных причин
морального кризиса.
Нарождающаяся буржуазная мораль выступила
с признанием равенства всех людей,
но лишь в качестве "равенства
возможностей" для индивидов как
потенциальных свободных предпринимателей
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 20, с. 106-107). По существу это означало
равенство лишь частных собственников.
В борьбе с феодально-христианской моралью
буржуазная мораль первоначально выступила
под знаком "разумного эгоизма" и
"взаимного использования", т.е. основывалась
на той иллюзии, что любой человек, добиваясь
только собственных "разумных" целей,
тем самым способствует благу других и
общества в целом. В классическом буржуазном
представлении мораль в целом сводилась
к способу достижения индивидом жизненного
успеха и счастья. Особенно это характерно
для морали эпохи первоначального накопления,
где принципом добродетели считался аскетизм
усердия и скопидомства и откладывания
на будущее наслаждений и наград. Впоследствии
этот принцип воздержания проповедовался
рабочему классу как путь обретения жизненного
благополучия. Однако для рабочего, по
словам Ф. Энгельса, "...честность, трудолюбие,
бережливость и все прочие добродетели,
рекомендуемые ему мудрой буржуазией...",
вовсе не являются гарантией того, что
они "...действительно приведут его к
счастью" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т.2, с. 265). В рамках буржуазной морали
находят, конечно, выражение и некоторые
общечеловеческие нравственные нормы,
но они толкуются, как правило, ограниченно,
применительно к условиям господства
капиталистических отношений, и практикуются
лишь до тех пор, пока не вступают в противоречие
с классовыми интересами буржуазии. Действительное
состояние нравов буржуазии и особенно
тех ее групп, которые связаны с большим
бизнесом и государственной политикой,
всегда было весьма далеко от требований
общечеловеческой нравственности и противоречило
даже тем принципам, которые исповедовались
буржуазным моральным сознанием. Это противоречие
особенно характерно для эпохи монополистического
капитализма и политики империализма,
когда в государственных масштабах совершаются
преступления против других народов, процветают
коррупция и взаимное попустительство
в рамках экономических, политических
корпораций.
Для буржуазного сознания типичны
непримиримые конфликты между требованиями
морали и политики, правилами практического
благоразумия, жизненного успеха и
соображениям честности, гуманности и
справедливости.
В противовес буржуазии, рабочий класс
уже в капиталистическом обществе
вырабатывает свою мораль, осознавая
свою миссию как противоположную
господствующему строю. так возникла
революционно-пролетарская мораль, основным
требованием которой является уничтожение
эксплуатации и социального неравенства,
всеобщая обязательность труда, солидарность
трудящихся в борьбе с капиталом.
Эта мораль "...подчинена вполне
интересам классовой борьбы пролетариата...",
по словам В.И. Ленина (Полн. собр. соч.,
5 изд., т.
41, с. 309) ; в борьбе за свои права
"...рабочий класс поднимается
вместе с тем и морально.."
(там же, т. 21, с. 319) , проявляет по выражению
Ф. Энгельса, "... свои самые привлекательные,
самые благородные, самые человечные черты"
(Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд.,т. 2, с. 438). Эта мораль становится
впоследствии краеугольным камнем социалистической
и коммунистической нравственности, которые
концентрируют в себе в наиболее полном
выражении все нормы общечеловеческой
морали. По мере утверждения социалистических
отношений эта мораль становится регулятором
повсеместных взаимоотношений между людьми,
постепенно проникая во все сферы общественной
жизни и формируя сознание, быт и нравы
миллионов людей (известный впоследствии
феномен "Homo Soveticus"). Для коммунистической
нравственности характерны последовательное
осуществление принципа равенства и сотрудничества
между людьми и народами, коллективизм,
уважение к человеку во всех сферах его
общественных и личных проявлений на основе
того принципа, что "...свободное развитие
каждого является условием свободного
развития всех" (Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 4, с. 447).
Поскольку коммунистической морали чуждо
рассмотрение общества и индивидуальной
жизни как внешних средств
одного по отношению к другому, а
то и другое выступает в нерасторжимом
единстве, постольку для нее неприемлемы
характерные для буржуазной морали
жертвы одним нравственным принципом
ради другого (например, жертва честностью
ради выгоды, достижение целей одних
ценой ущемления интересов других,
компромиссы политики и совести).