Лекция по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:12, лекция

Краткое описание

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Файлы: 1 файл

Культуралогия.docx

— 26.76 Кб (Скачать)

 

Буржуазна мораль.

ХХ столетие войдёт в историю  человечества как одно из самых динамичных и революционных. Глубокие социально-политические и экономические преобразования, а также революционные изменения  в производительных силах, науке  и технике за какие-нибудь полвека  буквально преобразили современный  мир.

 

Продолжает углубляться великая  научно-техническая революция. Дающая человеку ни с чем не сравнимые силы воздействия на окружающую природу и ставящая по-новому вопрос о месте и роли человека в современном производстве, о мере его моральной ответственности за принимаемые научно-технические и производственные решения. Глубочайшие социальные перемены вызвали переоценку моральных ценностей в буржуазных странах. Так восстанавливается средневековая концепция греховности человека. Множатся высказывания о неизбежном моральном крахе современной цивилизации.

 

Социальные корни углубляющегося кризиса буржуазной морали кроются  в господстве капитала, монополий, использующих высокоиндустриализированное современное производство, научно-технические достижения в бесчеловечных целях, обезличивающих человека, лишающих его всякой самостоятельности в образе мыслей, чувств, оценок, поступков.

 

Некоторые течения общественной мысли, признавая кризис морали в буржуазном мире, пытаются представить его как  порождение всеобщего «кризиса человеческой цивилизации» в ХХ века. Другие уверяют, будто причина растущего аморализма коренится в научно-техническом  прогрессе и связанном с ним  повышении материальной обеспеченности человека. Третьи считают источником морального кризиса «вечную и  неизменную» природу человека, проявляющуюся прежде всего в непреодолимом эгоизме и страсти к разрушениям. Четвёртые приписывают всё зло современного мира тому, что большинство людей отвернулось от бога, якобы единственного гаранта нравственности, а потому и погрязло в «пучине аморализма», но ни одно из этих объяснений не вскрывает подлинных причин морального кризиса.

 

 

Нарождающаяся буржуазная мораль выступила  с признанием равенства всех людей, но лишь в качестве "равенства  возможностей" для индивидов как  потенциальных свободных предпринимателей (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 106-107). По существу это означало равенство лишь частных собственников. В борьбе с феодально-христианской моралью буржуазная мораль первоначально выступила под знаком "разумного эгоизма" и "взаимного использования", т.е. основывалась на той иллюзии, что любой человек, добиваясь только собственных "разумных" целей, тем самым способствует благу других и общества в целом. В классическом буржуазном представлении мораль в целом сводилась к способу достижения индивидом жизненного успеха и счастья. Особенно это характерно для морали эпохи первоначального накопления, где принципом добродетели считался аскетизм усердия и скопидомства и откладывания на будущее наслаждений и наград. Впоследствии этот принцип воздержания проповедовался рабочему классу как путь обретения жизненного благополучия. Однако для рабочего, по словам Ф. Энгельса, "...честность, трудолюбие, бережливость и все прочие добродетели, рекомендуемые ему мудрой буржуазией...", вовсе не являются гарантией того, что они "...действительно приведут его к счастью" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.2, с. 265). В рамках буржуазной морали находят, конечно, выражение и некоторые общечеловеческие нравственные нормы, но они толкуются, как правило, ограниченно, применительно к условиям господства капиталистических отношений, и практикуются лишь до тех пор, пока не вступают в противоречие с классовыми интересами буржуазии. Действительное состояние нравов буржуазии и особенно тех ее групп, которые связаны с большим бизнесом и государственной политикой, всегда было весьма далеко от требований общечеловеческой нравственности и противоречило даже тем принципам, которые исповедовались буржуазным моральным сознанием. Это противоречие особенно характерно для эпохи монополистического капитализма и политики империализма, когда в государственных масштабах совершаются преступления против других народов, процветают коррупция и взаимное попустительство в рамках экономических, политических корпораций.

 

Для буржуазного сознания типичны  непримиримые конфликты между требованиями морали и политики, правилами практического  благоразумия, жизненного успеха и  соображениям честности, гуманности и  справедливости.

 

В противовес буржуазии, рабочий класс  уже в капиталистическом обществе вырабатывает свою мораль, осознавая  свою миссию как противоположную  господствующему строю. так возникла революционно-пролетарская мораль, основным требованием которой является уничтожение эксплуатации и социального неравенства, всеобщая обязательность труда, солидарность трудящихся в борьбе с капиталом.

 

Эта мораль "...подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата...", по словам В.И. Ленина (Полн. собр. соч., 5 изд., т.

 

41, с. 309) ; в борьбе за свои права  "...рабочий класс поднимается  вместе с тем и морально.." (там же, т. 21, с. 319) , проявляет по выражению Ф. Энгельса, "... свои самые привлекательные, самые благородные, самые человечные черты" (Маркс К. и Энгельс Ф.,

 

Соч., 2 изд.,т. 2, с. 438). Эта мораль становится впоследствии краеугольным камнем социалистической и коммунистической нравственности, которые концентрируют в себе в наиболее полном выражении все нормы общечеловеческой морали. По мере утверждения социалистических отношений эта мораль становится регулятором повсеместных взаимоотношений между людьми, постепенно проникая во все сферы общественной жизни и формируя сознание, быт и нравы миллионов людей (известный впоследствии феномен "Homo Soveticus"). Для коммунистической нравственности характерны последовательное осуществление принципа равенства и сотрудничества между людьми и народами, коллективизм, уважение к человеку во всех сферах его общественных и личных проявлений на основе того принципа, что "...свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 447).

 

Поскольку коммунистической морали чуждо  рассмотрение общества и индивидуальной жизни как внешних средств  одного по отношению к другому, а  то и другое выступает в нерасторжимом  единстве, постольку для нее неприемлемы  характерные для буржуазной морали жертвы одним нравственным принципом  ради другого (например, жертва честностью ради выгоды, достижение целей одних  ценой ущемления интересов других, компромиссы политики и совести).


Информация о работе Лекция по "Культурологии"